Технологическая карта урока
Предмет: Мир природы и человека
Класс: 2
Тема урока: Вода. Температура воды (горячая, холодная)
Цель урока: познакомить учащихся со свойствами воды, научить отличать горячую воду от холодной.
Задачи урока
Образовательные:
- ознакомление детей со свойствами воды: жидкая, прозрачная, не имеет запаха, без цвета, текучая, холодная, теплая;
- совершенствование знаний детей о значении воды в жизни человека и о том, в каком виде существует вода в окружающей среде.
Развивающие:
- способствовать развитию познавательной активности через проведение опытов;
- способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления через выполнение заданий.
Коррекционные:
- способствовать коррегированию зрительного восприятия при работе с карточками;
- способствовать коррегированию пространственной ориентации при выполнении работы на рабочих листах.
Воспитательные:
- воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, способствовать формированию бережного отношения к воде.
Тип урока: урок – практикум
Продолжительность урока: 40 минут
Характеристика этапов урока
Этап урока | Время | Содержание учебного материала | Деятельность обучающихся |
Организационный | 1 | Долгожданный дан звонок
Начинается урок. Улыбнитесь! Подарите улыбку своим одноклассникам. |
Подготовка к уроку.
Ответы детей. |
Постановка темы и цели урока | 2 | Ребята, сегодня у нас необычный урок.
Перед вами чёрный ящик. Хотите узнать, что в нём? А чтобы узнать, необходимо отгадать загадку: В речке я бегу, журчу, К морю я попасть хочу. Я прозрачна и быстра, Кто такая я? О чем идет речь в загадке? Давайте проверим, кто из вас прав и заглянем в ящик? Посмотрите! И вправду вода! А теперь скажите, какова же будет тема нашего урока? Тема нашего урока называется «Вода» и сегодня на уроке мы узнаем все о воде и о ее свойствах, а также какая бывает вода и для чего она нужна. 1. Игра «Ассоциативный ряд». Ребята, а какие ассоциации у вас возникают, когда вы произносите слово «вода»? Что вы представляете? |
Формулируют тему урока, ставят задачи
Вода Учащийся достает из ящика бутылочку с водой Дети высказывают свои мнения |
Актуализация знаний |
7 |
Перед вами лежат картинки, ваша задача выбрать и прикрепить на доску ассоциации, к слову, вода.
– Как вы думаете, много ли воды на Земле? Ребята, посмотрите, что у меня на столе? На глобусе изображён весь земной шар. Такой видят космонавты Землю из космоса. Посмотрите, какого цвета на глобусе больше? Верно, ребята, а как вы думаете, что изображено синим цветом? Правильно, синим цветом изображена вода. Посмотрим на глобус. Если его очень быстро вращать, то он покажется одноцветным – голубым. А все потому, что этой краски на нем больше, чем зеленой, коричневой, белой. Голубым цветом изображены моря, реки, озера, океаны нашей планеты. Вода занимает большую площадь Земли. Вода – краса природы. Эту красоту мы видим повсюду и в тихой заводи рек, и в глубине озёр, и в бескрайних просторах морей и океанов. – Ребята, а чтобы глубже понять и узнать, что же из себя представляет вода, мы сегодня превратимся в исследователей. А кто такие исследователи? Мы будем проводить опыты и узнаем о свойствах воды, то есть какая она вода? А результаты будем оформлять в специальных листах. |
Выбирают картинки и вывешивают на доску
Глобус Ответы учащихся Исследователи–это люди, которые: Задают вопросы и ищут ответы на эти вопросы; наблюдают, проводят опыты, проверяют свои догадки |
Физкультминутка | 2 | Очень всем нужна вода
Делай – раз, делай – два. Звери у ручья напились Вправо-влево наклонились. Вместе на носочки встали, Тучку лапками достали. Дружно хлопнули в ладоши До чего же день хороший. Дождик вдруг полил с утра. За работу нам пора! |
Дети выполняют движения за учителем |
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации | 5 | Опыт 1. Вода – прозрачная.
Вопрос: имеет ли вода цвет? Прозрачна ли она? Зачитаем план опыта. Возьмём чистую воду, опустим в неё ложку. Посмотрим на свет. Возьмем стакан молока, опустим в него ложку. Давайте сравним воду и молоко. В каком стакане видна ложка, а каком – нет. Почему? Опыт 2. Текучесть Перед вами 2 стакана с водой. 1 стакан переверните. Ребята, посмотрите на два стакана. В одном стакане есть вода, в другом нет. Почему? Второй стакан перевёрнут, и вода из него вытекла. А теперь возьмите воду в руки, трудно взять воду в ладони? Почему? (текучая, жидкая) |
Вывод: Вода – прозрачная, а молоко – нет.
Вывод: вода текучая, потому что она жидкая |
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) | 5 | Опыт 3. Вода не имеет запаха.
Предложить детям определить, есть ли у воды запах. Определите, какой стакан не имеет запаха (вода, сок). – Понюхайте воду. Чем она пахнет? – Имеет ли вода запах – А теперь, понюхайте второй стакан – сок. Чем пахнет? Опыт 4. Вода может быть холодной, теплой, горячей. – Перед вами две банки с водой. Давайте определим, чем же они отличаются? – Ребята, а вы знаете, что люди по-разному могут ощущать тепло и холод. Кому-то вода покажется теплой, а кому-то прохладной или горячей. Что же делать? Как людям понять друг друга? Что бы вы могли предложить? А люди придумали вот еще что: специальный прибор – термометр. Термометр измеряет температуру, то есть он показывает, насколько предмет холодный или горячий. |
Вывод: вода не имеет запаха Обучающиеся опускают руки в банки Одна теплая, а другая холодная Записывают вывод: Вода бывает холодной, горячей, теплой |
Подведение итога урока | 4 | Ребята, вам понравилось работать в паре?
Старались ли вы придерживаться правил поведения на уроке? О каких свойствах воды узнали? Достигли ли мы цели урока? |
Ответы детей |
Рефлексия | 4 | Ребята, пока мы с вами говорили о воде, у нас на доске тучка и сейчас пойдёт дождик. Если вам на уроке было интересно, понятно, то возьмите весёлую капельку и прикрепите на доску, тогда дождик будет весёлый. Если же у вас возникли трудности или вы что-то не поняли. то грустную, тогда и дождик будет грустный. (на тучке написана тема урока и она вывешена на доску с самого начала).
-Что больше всего понравилось на уроке? |
Дети на доску вывешивают смайлики и рассказывают, что больше всего понравилось на уроке. |