Никандрова Ксения Геннадьевна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад №203 «Непоседы»
города Чебоксары Чувашской Республики
Конспект интегрированного занятия на прогулке
«Жизнь деревьев и кустарников зимой» для подготовительной группы
Цель: Формировать представления детей о жизни деревьев и кустарников зимой.
Задачи: Формировать конкретные представления о сезонных изменениях в природе; о состоянии деревьев, кустарников зимой, об их приспособленности к изменению условий зимней погоды; о пользе снега для растений; закреплять знание названий деревьев и кустарников, произрастающих на территории детского сада; упражнять в узнавании деревьев и кустарников по коре, веткам.
Развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы.
Воспитывать эстетическое восприятие зимней природы, любовь к родному краю, доброе, бережное отношение к природе. Развивать интерес к изучению удивительного мира растений.
Материал:
Деревянная рейка с делениями для измерения глубины снега; лопатка для раскапывания снега; корм для птиц (семечки подсолнечника, ягоды рябины, белый хлеб), кормушка.
Словарная работа: зима, деревья(сирень,) , снег, птицы.
Интеграция областей: Речевое развитие. Социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа:
- Составление безопасного маршрута от детского сада до парка.
- Разучивание с детьми стихотворений и загадок о природе.
- Продумывание и изучение маршрута движения, осмотр поляны.
- Перед прогулкой проверить одежду и обувь детей.
- Приготовить воду для питья и мытья рук, аптечку, спортивное оборудование.
ХОД
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие, я хочу пригласить вас, отправится на прогулку- экскурсию по территории детского сада. Какие признаки зимы мы видим ?
Дети перечисляют: солнышко не греет, небо серое, холодно, деревья стоят голые, без листьев, не слышно пения птиц.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Вы сказали, что деревья стоят голые, на них нет листьев. Давайте уточним, так ли это. Я предлагаю вам подойти к кусту сирени, рассмотреть веточки и сказать, что вы заметили?
Ответы детей: веточка покрыта серо-коричневой корой, гладкая и на ней имеются бугорки-почки.
Воспитатель: Посмотрите на почку у деревьев, рассмотрите внимательно. Постарайтесь разобраться самостоятельно, что она собой представляет.
Дети рассматривают строение почки.
Воспитатель: Что же такое почка? (ответы детей). Правильно. Почка это туго свернутый маленький листочек.
Воспитатель: Какие почки по цвету, форме, размеру? Как они расположены на веточке? (Ответы детей). Да, ребята, почки светло-коричневые, блестящие, тугие, толстые, округлые, островершинные, расположены на веточке попарно.
Воспитатель: А как вы думаете, почему почка сверху покрыта коричневыми скорлупками-чешуйками? (Ответы детей)
Конечно, они спасают почки от холода и снега. Их можно сравнить с шубкой, которую человек надевает зимой.
Воспитатель: А сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру «Разведчики леса» Я вам буду показывать веточку дерева или кустарника, а вы должны определить и показать с какого дерева или куста они взяты. (Детям предлагаются поочередно рассмотреть ветки с различных деревьев и кустов, произрастающих на территории детского сада: береза, конский каштан, вишня, елка, туя, сосна, сирень, снежноягодник. Ребята рассматривают веточку и находят нужное растение на территории детского сада).
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошие из вас получились разведчики!
А теперь послушайте, стихотворение:
Намело,
Навьюжило.
Все деревья
В кружеве:
Снег на соснах,
На кустах,
В белых шубках ели.
И запутались в ветвях
Буйные метели. (Н. Гончаров)
Как вы думаете, помогает или вредит снег деревьям и кустам? (Дети отвечают) Зимой снег спасает корни от вымерзания, укрывает их, а весной: если его много, будет много воды и почки распустятся быстрее.
Воспитатель: Ребята, вы очень наблюдательные и внимательные!
Давайте еще раз полюбуемся красотой нашего участка. Посмотрите на деревья, кустарники. Можно увидеть каждую веточку, как они прогнуты, переплетаются между собой. Посмотрите, как красиво зима укрывает деревья и кустарники. Как все блестит, искрится на солнце. Как красиво вокруг! Эту красоту нужно беречь. Зимой все ветки становятся хрупкими, с ними надо обращаться аккуратно, их нельзя ломать, а весной и летом они будут радовать нас!
Воспитатель с детьми идут дальше.
Воспитатель: Вот и деревце с красными плодами. Висят гроздья сочных ягод. Что это за деревце? (Рябина). Кому же рябина приготовила свое угощение? (Птицам).
Воспитатель: Какие птицы остались зимовать и не улетели в теплые края? (Воробьи, вороны. синички). Что изменилось в поведении птиц зимой, как они себя ведут, что делают? (Им не хватает пищи, они ищут зернышки под снегом).
Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами повесим кормушку и угостим птиц, понаблюдаем какие птички прилетят к кормушке и что они будут делать. (Дети вместе с воспитателем вешают кормушку. Наблюдают за птицами) Ребята, для чего нужны кормушки? (Чтобы подкармливать птиц зимой). Легко ли живется птицам зимой? (Нет). Почему? (Зимой нет корма, его трудно найти).
Воспитатель: А теперь мы с вами поиграем!
Игра «К названному дереву беги»
Воспитатель называет дерево, а дети внимательно слушают и по сигналу « раз, два, три к названному дереву беги» перебегают к названному дереву.
Игра «Снежинки»
Дети слушают стихотворение А. Барто «Снег» и показывают движения, как снег летит и кружится.
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собрались мы в кружок.
Завертелись, как снежок.
Воспитатель: Вот и пришла пора возвращаться в группу. А пока будем идти в группу послушайте как под ногам хрустит снег!
По возвращении с экскурсии, дети рассказывают о том , что видели и какие эмоции они получили.