Тема: «Веселый двор» «Домашние птицы».
Цель: формировать устной речи детей и навыков речевого общения с окружающими.
Задачи:
Образовательные: формирование обобщающего понятия “домашние птицы”, счёт в пределах 5.
- Совершенствование грамматическогостроя речи (образование притяжательных прилагательных, закрепление грамматических форм родительного и винительного падежей, закрепление форм прошедшего и будущего времени глаголов).
- Правильное согласование порядковых и количественных числительных с именами существительными, правильное употребление предлогов.
- Совершенствование и закрепление знаний о составе числа 5
- Уточнение и расширение словаря по теме.
Развивающие: развитие диалогической речи, зрительного и слухового внимания. Развивать умение удерживать в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредотачиваться на нём.
Воспитательные: формирование навыков сотрудничества, доброжелательных отношений между детьми, чувства любви и бережного отношения к природе.
Предварительная работа: психогимнастика, беседа на тему «отличительные особенности домашних птиц от диких», описание птиц.
Словарная работа: существительные: гусь, утка, индюк, курица , цыпленок. Глаголы: кудахчет ,гогочет ,кукарекует ,крякает. Прилагательные: большой, маленький, пушистый.
Методы:
– объяснительно – репродуктивный;
– метод творческих заданий;
– наглядный метод;
– вербальный (словесный).
Приёмы:
– Создание проблемно – игровой ситуации, голосовая и эмоциональная модуляция, художественное слово.
Оборудование:
- предметные картинки (гусь, селезень, индюк, петух);
- картинки из серии «Птицы», птичий двор (курица и цыплёнок; утка и утенок, индюшка и индюшонок; гусыня и гусёнок; самцы этих домашних птиц).
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, двигательная, игровая.
Ход НОД:
Организационный момент.
В: Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Давайте начнем наше занятие – игру со светлой, доброжелательной улыбки, такой же как звучащая музыка. Подарите свою улыбку соседу слева, а затем соседу справа, улыбнитесь мне, а я вам.
Мы сначала будем хлопать
Хлоп – хлоп-хлоп-хлоп
А затем мы будем топать
Топ-топ-топ-топ
А сейчас мы повернемся
И все вместе улыбнемся
Вводная часть:
Психологическая гимнастика.
– Покажите корову, у которой болит горло.
– Теперь свинью, которая нюхает цветы.
– А какая хитрая мордашка у козы, которая хочет съесть хозяйскую капусту?
– Изобразите довольного кота, который нежится на солнышке.
Повторение.
– Перечислите всех животных, которых вы сейчас показывали.
(Корова, свинья, коза, кот.)
– Какие эти животные? (Домашние.)
– Кого ещё, кроме животных называют домашними? (Птиц.)
– Почему их называют домашними? (Они живут с людьми, их специально разводят, о них заботятся.)
Основная часть:
В: А сейчас ребята мы отправимся на птичий двор, и посмотрим ,какие птицы там живут.
Наши уточки с утра-
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда-
Га-га-га! Га-га-га!
Наши курочки в окно-
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
А как Петя –Петушок
Рано-рано поутру
Нам споет: ку-ка-ре-ку!
В: Утка, гусь, петух, курица, индюк- это домашние птицы. За ними ухаживает человек, потому что они приносят ему пользу.
В: Давайте посмотрим, как можно их назвать одним словом?
Д: Птицы.
В: Какие птицы?
Д: Домашние.
В: А где они живут?
Д: Птичьем дворе.
В: Кто за ними ухаживает?
Д: Хозяйка-птичница.
В: Что птицы, как и люди, они тоже живут семьями. Давайте знакомимся с птичьими семьями.
– петух , курица, цыпленок (цыплята) – куриная семья;
– гусак, гусыня, гусенок (гусята) – гусиная семья;
– селезень, утка, утенок (утята) – утиная семья;
– индюк, индюшка, индюшонок (индюшата) – индюшиная семья.
В: Птицы тоже между собой общаются, давайте вспомним, кто как разговаривает? Кто знает ребята? Как петух кукарекует?
Д: Ку-ка-ре-ку!
Дидактическая игра.
«Кто как разговаривает?».
Петух – кукарекает, курица – квохчет (кудахчет), цыпленок – пищит, утки – крякают, гуси – гогочут, индюки – болбочут.
В: Молодцы ребята! А теперь я вам прочитаю стихотворение, а вы будете правильно отвечать на мои вопросы.
Игра “Раз, два – сосчитай!”
(Раздаются индивидуальные картинки.)
Посмотри, какой отряд –
Пять жёлтеньких цыплят
На линейку встали в ряд.
Первый цыплёнок – самый главный,
Второй цыплёнок – самый храбрый,
Третий – самый грязный,
Четвёртый – самый шумный,
А пятый – умный.
– Какой по счёту цыплёнок самый умный? (5й)
– Какой самый главный? (1й)
– Какой по счёту цыплёнок самый храбрый? (2й)
– Какой самый шумный? (4й)
– Какой самый грязный? (3й)
В: А сейчас я вам прочитаю рассказ «Петушок с семьей» (К. Д. Ушинский).
Ходит по двору петушок на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает: -Курочки-хохлатушки! Хлопотуньи-хозяюшки! Пёстренькие-рябенькие! черненькие – беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зернышко припас!
Курочки с цыплятками собрались, раскудахталися; зернышком не поделились, передрались.
Петя-петушок беспорядков не любит – сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зёрнышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во всё горло заорал: «Ку-ка-ре-ку!».
В: Вам понравился петушок из рассказа? Чем он вам понравился? Давайте вместе похвалим его: на голове красный…(гребешок), под носом красная…(бородка), нос у петушка… (долотцом), хвост у Пети…(колесом), на хвосте…(узоры), на ногах …(шпоры). (При затруднении помочь детям вспомнить выражения из рассказа).
Физкультминутка
Дома курица сидит
И цыплятам говорит
Ко-ко-ко!
Ко-ко-ко!
Не ходите далеко.
Раз, два, три, четыре, пять.
Кошка может вас поймать.
В: Наша курочка заскучала, давайте сделаем для нее веселых и озорных цыплят, чтобы ей стало весело. (Дети садятся за столы, на каждого ребенка капсула от киндера, перышки и пластилин.)
Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки
Желтые цыплятки!
В: Ребята давайте вспомним, что есть у цыпленка на голове?
Д: Гребешок, клювик, глазки.
В: Отрываем маленькие кусочки пластилина, раскатываем между ладошками и прикрепляем на капсулу. Для гребешка и клювика нам понадобится пластилин красного цвета, а для глаз белый, зеленый или синий.
В: А что есть, у птиц и нет у зверей?
Д: крылья.
В: Правильно, молодцы.
В: Лепим крылья из кусочков побольше пластилина желтого цвета, к пластилину прикрепляем перышки, нашему цыпленку нужны лапки, а они желтого цвета. Из пластилина желтого цвета раскатываем шарик на доске, затем на шарик ставим нашу капсулу и слегка прижимаем донышко капсулы к пластилину – наш цыпленок готов.
Заключительная часть:
В: Сколько цыплят у нашей курочки!
Д: Восемь.
В: Какого цвета цыплят мы сделали?
Д: Желтого.
В: Она очень рада и благодарит вас за замечательных цыплят. Давайте посадим наших цыплят к курочке в гнездо.
Рефлекция: