Научная статья “К проблеме выстраивания конструктивного взаимодействия ДОО с семьей”

ФИО: Садыкова Т.Н.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3350
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Семья, общество, приоритеты», в рамках реализации мероприятий, посвященных Году семьи в Российской Федерации
Наименование конкурсной работы: Научная статья "К проблеме выстраивания конструктивного взаимодействия ДОО с семьей"
Итоговая оценка: 1 место,  86 баллов(-а)



Т.Н. Садыкова, 

музыкальный руководитель 

МАДОУ «ДС «Непоседы» (г. Муравленко, ЯНАО)

К проблеме выстраивания конструктивного взаимодействия ДОО с семьей

Аннотация: в статье рассмотрены аспекты проблемы выстраивания дошкольными образовательными организациями конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников. Систематизированы типичные проблемы, связанные и с воспитателями, и с родителями, препятствующие достижению сотрудничества. Описана структура профессиональной компетентности воспитателя в области выстраивания конструктивного взаимодействия с родителями и сформулированы критерии его успешности. Раскрыт комплекс принципов партнерского взаимодействия  с семьей.

Ключевые слова: работа с родителями, конструктивное взаимодействие с семьей, дошкольная образовательная организация; проблемы взаимодействия; принципы взаимодействия.

Принятие федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и разработка на его основе государственных образовательных стандартов определили кардинальное изменение парадигмы взаимодействия дошкольных образовательных организаций с семьями воспитанников. Если ранее обязанности по воспитанию детей возлагались скорее на общественные институты с целью освобождения родителей для решения производственных задач государства, что привело к снижению возможностей родительства как агента социализации, то актуальные нормативные документы в решении воспитательных задач провозглашают приоритет семьи при условии достижения социального партнерства всех субъектов образовательной деятельности. В результате фундаментальными целями дошкольного образования становятся «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» (раздел I, п. 1.6., пп. 9) и «оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития» (раздел I, п. 1.7., пп. 6), что предусматривает обязательства по «созданию условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности» (раздел III, п. 3.1., пп. 6) [7].

Все это обусловливает необходимость пересмотра накопленных отечественной наукой представлений о сущности работы с родителями воспитанников и модернизацию педагогических технологий взаимодействия с ними для обеспечения условий выстраивания полноценного сотрудничества на основе делового общения, одной из ключевых характеристик которого должна стать «конструктивность».

Н.В. Коротаева и И.Б. Мышкина отмечают, что «в современном мире развитие конструктивного взаимодействия удовлетворяет потребность в понимании другого, снимает напряжение в отношениях, оказывает поддержку в проблемном поле жизни человека» [4, с. 55].

Анализ проблемы конструктивного взаимодействия детского сада с семьей требует уточнения содержания сущности данного типа сотрудничества с позиций педагогического взаимодействия.

Несмотря на то, что само понятия «педагогическое взаимодействие» описано в психолого-педагогической науке через категории «общение» и «отношения» [2], термин «конструктивное взаимодействие субъектов образовательной деятельности» до сих пор не получил однозначной интерпретации, что не мешает его активному использованию в научных публикациях как в качестве описания интерактивной стороны коммуникации родителей и педагогов [1], так и в качестве условия и способа функционирования системы образования в целом [6].

Рассмотрение авторских психологических трактовок понятий «конструктивность» и «продуктивность» взаимодействия позволяет выделить следующие смысловые единицы, характеризующие сущность данных дефиниций, часто используемых в педагогике как синонимы: созидательность, осознанность, гибкость, организованность, доверие, миролюбие, удовлетворенность, согласованность, открытость, оптимальность, целенаправленность, уважение, контакт, принятие, результативность, активность [3]. 

Выделенные смысловые единицы позволяют вслед за О.А. Чебыкиной определить конструктивное педагогическое взаимодействие как «целенаправленную, построенную на гибких установках и взглядах, понимании индивидуальных особенностей партнера совместную деятельность заинтересованных друг в друге личностей, стремящихся к самосовершенствованию, самоактуализации, продуктивному разрешению возникающих противоречий и к социально-значимому результату» [8, с. 223].

Н.А. Абдуллаева уточняет, что, несмотря на активность рассмотрения в последнее десятилетия проблемы конструктивного взаимодействия детского сада с семьей воспитанника, его практическая реализация в рамках сотрудничества воспитателей и родителей осложнена комплексом негативных факторов [1].

Обзор проблем, препятствующих выстраиванию конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в практике реальной деятельности дошкольных образовательных организаций, позволяет назвать следующие:

  • низкая мотивация и формальность усилий воспитателей в планировании и реализации взаимодействия с родителями, недооценка значимости данного вида отношений в решении воспитательных задач, попустительское отношение к ним, несистематичность и хаотичность проводимых с привлечением членов семей воспитанников мероприятий;
  • авторитарная позиция воспитателей по отношению к родителям, снисходительность к их педагогической компетентности, самоуверенность в трансляции норм и ценности воспитательного процесса, равнодушие к индивидуальным потребностям семьи, мировоззренческая неготовность к партнерским отношениям;
  • ориентация на устаревшие методики взаимодействия с родителями, использование преимущественно традиционных форм и методов работы с семьей, отказ от самообразования и саморазвития и игнорирование передового педагогического опыта в данной области, негативное отношение к современным интерактивным технологиям взаимодействия;
  • загруженность воспитателей в условиях чрезмерной наполняемости групп и необходимости работы в две смены, объективно не оставляющая времени и ресурсов на полноценную коммуникацию с родителями;
  • противоречия воспитателей и родителей в ценностных ориентациях и обоюдных ожиданиях в эпоху стремительной ломки норм и установок в процессе ускорения развития общества под влиянием процессов информатизации и глобализации;
  • недостаточная педагогическая компетентность родителей, несформированность у них навыков рефлексии и неготовность к обучению, реализуемому специалистами детского сада, несмотря на наличие реальных потребностей семьи в получении поддержки;
  • низкий уровень мотивации части родителей как к выполнению своих воспитательных функций в целом, так и к участию в образовательной деятельности детского сада, что во многом обусловлено их высокой занятостью по обеспечению материальных средств к существованию в условиях нестабильной экономической ситуации в стране, кроме того, необходимо упомянуть и факты проявления родителями инфантильности и пассивности в воспитании собственных детей;
  • нереалистичные и необоснованные запросы некоторых родителей к содержанию образовательной деятельности детского сада и выполняемым воспитателям функциям;
  • недостаточный объем методических разработок средств выстраивания взаимодействия детского сада с семьей в условиях современной государственной политики в области образования и неготовность воспитателей с высоким уровнем качества создавать такие разработки самостоятельно;
  • снижение значимости педагогических профессий в обществе, обесценивание воспитательного вклада детских садов в развитие ребенка и рост готовности родителей к публичному проявлению неудовлетворенности деятельностью специалистов дошкольного образования [1-6, 8].

М.А. Лукьяненко указывает, что одним из условий повышения конструктивности взаимодействия дошкольных учреждений с членами семей воспитанников является целенаправленное руководство процессом повышения компетентности педагогических работников в области выстраивания партнерских отношений с родителями, что может быть реализовано через систему методического сопровождения [5].

И.Б. Бичева отмечает, что значительная доля трудностей взаимодействия воспитателей с родителями обусловлена недостаточной сформированностью коммуникативной компетентности специалистов детского сада, в результате чего воспитатели затрудняются как в планировании процесса взаимодействия, так и в реализации его элементов из-за неконструктивных коммуникативных установок и низкого уровня коммуникативных умений. Так, в числе сложных для них задач воспитатели, по данным исследователя, часто называют активизацию родителей в выполнении ими родительских обязанностей в целом и в участии в жизни детского сада в частности, реализацию личностно-ориентированного подхода к семьям с учетом их потребностей и индивидуальных особенностей, поиск компромисса в ситуациях расхождения ценностных установок в воспитании, медиацию конфликтов между родителями и пр. [2].

Анализируя содержание сопровождения воспитателей в повышении их компетентности в области выстраивания конструктивного взаимодействия с семьей, О.А. Чебыкина предлагает опираться на учет следующих структурных компонентов этой компетентности:

  • потребностно-мотивационный (сформированность установки на поддержание партнерских, основанных на сотрудничестве отношений с родителями, выраженность ориентации на выстраивание делового общения, мотивация к общению с родителями как субъектами образовательной деятельности);
  • ценностно-смысловой (признание и уважение родительского опыта в области воспитания, осознанность собственной позиции и роли в отношениях родителями, учет потребностей каждой семьи, уверенность в приоритетности реализации совместной деятельности, гуманистическая направленность личности, открытость к новому опыту и знанию);
  • интеллектуально-когнитивный (совокупность представлений о сущности конструктивного взаимодействия с родителями и способов его выстраивания, знание путей самообразования в данной сфере);
  • эмоциональный (навыки эмпатии, поддержки и активного слушания, умения выражать негативные эмоции, вызванные общением с родителями, социально-приемлемыми способами, конгруэнтность);
  • оценочно-рефлексивный (навыки рефлексии и самонаблюдения, умения давать объективную обратную связь);
  • операционально-деятельностный (навыки планирования, реализации и контроля процесса взаимодействия с родителями, навыки деловой коммуникации, умения выбирать и использовать традиционные и инновационные методы взаимодействия с родителями с учетом специфики всех субъектов образовательной деятельности, систематичность работы с родителями, навыки диагностики и учета особенностей каждой семьи) [8].

По мнению М.А. Лукьяненко [5], основным условием повышения компетентности воспитателей в области выстраивания конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников выступает коррекция установок педагогов по отношению к их членам с целью устойчивого восприятия родителей как субъектов, а не объектом коммуникации, и обучение воспитателей навыкам реализации комплекса принципов партнерского взаимодействия:

  1. Диалогическая направленность взаимодействия предполагает отказ воспитателя от позиции «наставничества» и переход к равноправному и доброжелательному межличностному общению, предполагающему взаимовлияние на основе обоюдного интереса. Подчеркивается важность прав родителей на собственное мнение и несогласие с мнением воспитателя, на трансляцию их воспитательного опыта, на учет индивидуальных потребностей каждого члена семьи и т.д. Основой диалога может стать понимание родителями и воспитателями общности целей и задач воспитания, ответственности за здоровье и будущее ребенка. Целесообразным представляется также поддержание уверенности родителей в том, что любые возникающие трудности при сохранении сотрудничества могут быть успешно решены.

М.Б. Нестерова подчеркивает, что «диалог становится универсальным инструментом, позволяющим в живом общении изучать семьи, их стиль жизни, традиции, духовные ценности, взаимоотношения, воспитательные возможности, мотивировать и активизировать педагогическое взаимодействие» [6, с. 79].

  1. Конгруэнтность – готовность партнеров по общению искренне и в социально-приемлемых формах при сохранении взаимопонимания выражать свои психические состояния. Воспитатель, например, имеет право выражать собственное неосуждающее беспокойство или тревогу по поводу конкретных поступков ребенка с целью совместного с родителями поиска путей коррекции его ненормативного поведения. При этом важно использовать адаптивные и позитивные стратегии разрешения конфликтных ситуаций, демонстрируя родителям желательные модели коммуникации.
  2. Безоценочность предусматривает толерантное и уважительное принятие индивидуальных особенностей другого, допускающее объективную обратную связь с выражением, но не навязыванием собственного мнения об обсуждаемой ситуации, при этом критика и оценка не допускаются. Кроме того, воспитателю необходимо не только внешне демонстрировать, но и содержательно реализовывать безусловно положительное отношение к каждому воспитаннику в рамках гуманистической концепции.
  3. Конфиденциальность (доверительность) призвана создавать безопасную атмосферу, стимулирующую проявление искренности всех субъектов образовательной деятельности. При этом важно отметить право родителя не сообщать воспитателю конкретную информацию, не вступать в приватные союзы с воспитателем против других родителей или членов собственной семьи. Воспитателю также важно соблюдать тактичность и осмотрительность при распространении полученной от родителей информации, предварительно получив у них согласие на данное действие.
  4. Принцип открытости предусматривается доступность для родителей ознакомления с реальными педагогическими процессами внутри группы, например, наблюдение занятий и выяснение нюансов методики воспитания, что способствует повышению уровня педагогической компетентности родителей. Кроме того, целесообразным представляется не только удовлетворение познавательного интереса родителей, но и его предвосхищение. Также данный принцип может быть реализован в процессе совместного с родителями анализа содержания и причин возникающих разногласий, что должно продолжиться выработкой общей тактики разрешения конфликтной ситуации.
  5. Принцип индивидуального подхода реализуется в процессе диагностики и учета индивидуальных потребностей и особенностей каждой семьи, а также в динамичности реагирования на их изменения. Внимательное изучение каждой семьи способствует выработке целостного стиля взаимодействия, обеспечивающего родителям ощущение стабильности [5].

Л.И. Боровиков добавляет, что уровень компетентности воспитателя в области выстраивания конструктивного взаимодействия с родителями может быть повышен благодаря овладению следующими педагогическими технологиями: фасилитация; активное слушание; этическая защита; медиация; технология продуктивного управления конфликтами; технология дружелюбного партнерства; технология продвижения к контакту и взаимопониманию по методике Д.Б. Филонова [3].

Н.В. Коротаева и И.Б. Мышкина подчеркивают, что сущность взаимодействия как феномена подразумевает максимально возможный вклад в выстраивание конструктивного взаимодействия не только специалистов детского сада, но и родителей, что обусловливает опору на следующие критерии оценки успешности такого взаимодействия:

  • мотивация к участию в совместной деятельности по воспитанию дошкольника и реально проявляемая каждым из субъектов взаимодействия активность;
  • субъектность позиции, отражающая самостоятельность, свободу выбора, надежность и ответственность в процессе взаимодействия;
  • гибкость позиции в зависимости от задач взаимодействия, отражающаяся в способности занимать как подчиненную, так и руководящую роль;
  • результативность совместной деятельности, которая может быть оценена посредством анализа степени достижения намеченных целей и их соответствия первоначальному видению, удовлетворенности сторон-участников, оптимальности приложенных усилий и видимых итогов взаимодействия;
  • качество социально-психологического климата в отношениях: субъективная безопасность, искренняя взаимопомощь, уважение, соблюдение личностных границ и т.д.;
  • возможность использования полученных в процессе сотрудничества знаний и умений в дальнейшем взаимодействии [4].

Таким образом, одним из основных условий реализации требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в области достижения социального партнерства с семьями воспитанников является достаточный уровень профессиональной компетентности воспитателей в выстраивании конструктивного взаимодействия с родителями, требующий сформированной гуманистической направленности личности, навыков деловой коммуникации на основе партнерства и владения педагогическими технологиями его поддержания.