Методическая разработка “Музыкально-литературная гостиная “У камелька”, для детей старшей-подготовительной группы

ФИО: Иванова С.Г.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3349
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Методическая разработка "Музыкально-литературная гостиная "У камелька", для детей старшей-подготовительной группы
Итоговая оценка: 2 место,  80 баллов(-а)



МУЗЫКАЛЬНО -ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ
«У КАМЕЛЬКА»
(для детей старшей-подготовительной группы)


  (Музыкальный зал оформлен в виде гостиной, детские диванчики, кресла, бутафорский  камин)

Вед – Здравствуйте, дорогие гости! Приглашаю вас в  музыкально-литературную гостиную. А говорить   мы сегодня будем   о самом сказочном времени года – о зиме.
Ведь зимой наступает самый наш любимый,  волшебный  праздник – Новый год. На улице холодно, снежно, ветрено, а у нашего камина – тепло и уютно. Давайте разожжем огонь в камине и послушаем стихи о зиме.
                            («Разжигает» камин, приглашает детей читать стихи)
Вед – У  замечательного  русского композитора П.И Чайковского даже музыка есть, которая называется «У камелька», значит, у камина. Садитесь поудобнее.  Сейчас мы послушаем эту музыку, и подумаем, какое настроение   она вызывает. 
                              (слушают в записи  музыку «У камелька» П.И.Чайковского)
                                    ( Говорят о характере музыки, и о настроении.)
Вед – Ребята, посмотрите-ка, а на камине лежит какая то  книга. (сдувает пыль). Ребята, это старинная книга! Обычно в самых старых книгах – самые интересные сказки. Раз, два, три, раз, два, три, книга, сказку расскажи. (открывает книгу) (читает)
Сказка называется «Двенадцать месяцев»
Знаешь ли ты, сколько месяцев в году?
Двенадцать.
А как их зовут? (дети перечисляют)
Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу ещё не бывало так, чтобы
февраль пришёл раньше, чем уйдёт январь, а май обогнал бы апрель.
Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.
Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу.
Как же это случилось? А вот как.
В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить. Что ни сделает падчерица — всё не так, как ни повернётся — всё не в ту сторону.
Дочка по целым дням на перине валялась да пряники ела, а падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то бельё на речке выполощи, то грядки в огороде выполи.
Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь. Потому-то, может, и довелось ей однажды увидеть все двенадцать месяцев разом.
Была зима. Шёл январь месяц. Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами, а в лесу на горе деревья стояли по пояс в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетал ветер.
Люди сидели в домах и топили печки.
В такую-то пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метёт вьюга, а потом вернулась к тёплой печке и сказала падчерице:
— Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников. Завтра сестрица твоя именинница.
Посмотрела на мачеху девочка: шутит она или вправду посылает её в лес? Страшно теперь в лесу! Да и какие среди зимы подснежники! Раньше марта месяца они и не появятся на свет, сколько их ни ищи. Только пропадёшь в лесу, увязнешь в сугробах. А сестра говорит ей:
— Если и пропадёшь, так плакать о тебе никто не станет! Ступай да без цветов не возвращайся. Вот тебе корзинка.
Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и вышла из дверей.
Ветер снегом ей глаза порошит, платок с неё рвёт. Идёт она, еле ноги из сугробов вытягивает.
Всё темнее становится кругом. Небо чёрное, ни одной звёздочкой на землю не глядит, а земля чуть посветлее. Это от снега.  Ой, а  дальше  нет ничего……..
                                            (осматривает книгу)
Ребята, а вы знаете, ведь зима может быть разной, может быть солнечной,  радостной, а может быть суровой, холодной,  с метелями и вьюгами, Сотни лет назад люди жили очень бедно. Денег у них не было. Зимой каждый день надо было топить печку,  покупать дрова, или собирать в лесу хворост. Поэтому люди не любили зиму, знали, что им будет очень тяжело, холодно и голодно.  В те далекие времена  жил такой композитор, Антонио Вивальди. Он написал музыку, которая называется «Зима». Послушайте ее и скажите, какую зиму описал Вивальди?
                                            (Слушают)(Говорят о характере музыки)
                                                    ( Появляется девочка с корзиной.)
Дев –  Можно, я погреюсь у вашего камелька?
Вед – Конечно, проходи девочка. А что ты делаешь на улице в такую погоду? И почему ты так легко одета?
Дев – Мачеха отправила меня в лес, за подснежниками.
Вед – Ребята, разве подснежники растут зимой? (дети отвечают)
Дев – Мачеха сказала, без подснежников не возвращаться.
Вед- Посиди с нами, погрейся у нашего камина, а ребята расскажут стихи о зиме. А потом мы подумаем, как тебе помочь.
                                    (дети читают стихи о зиме)
Вед – Что же делать, ребята? Как помочь нашей гостье? Давайте  откроем волшебную книгу, может, там есть ответ на наш вопрос? (читает)
Снежная загадка

Вся в снежинках, лед искрится
На ее ресницах,
На санях по снегу мчится,
Кони — словно птицы!
В гости к нам она летит,
Эй, не стойте на пути!
В белой шубке, как принцесса,
В теплых рукавицах,
Мимо сказочного леса
К нам на елку мчится!
И красива, и стройна,
Так скажите — кто она?  (Дети отвечают: «Снегурочка»)

                                         (Под музыку входит Снегурочка )
Снег- Я Снегурка. внучка деда.
          Хлопотунья, непоседа.
          Со страниц волшебной книжки
          К вам пришла я, ребятишки!
          Приглашаю детвору на снежную игру.
                (Игра «Снежинки, летайте» (в пары, в тройки, в круг вставайте)
Вед – Помоги нам, Снегурочка! Нашу гостью злая мачеха отправила в лес за подснежниками.        Отправила в лес, на верную гибель!
Снег – Что ж, я вам помогу! А еще нам поможет музыка!
Я буду рассказывать историю, а вы помогайте мне игрой на музыкальных инструментах.
                          (дети озвучивают стихотворение)
«Прогулка в зимний лес».

(рассказ-впечатление)

Вчера мы отправились с папой

В зимний, сказочный лес. 

Деревья там в белом убранстве,

Там сосны стоят до небес.(арфа)

Мы шли, затаив дыханье,

Лишь снег под ногами скрипел: (Мешочек с крахмалом)

И вдруг своей шапкою папа

С сосульками ветку задел: (металлофон)

Смотрю я в небесную высь

И этим снежинкам так рада!

Мне, кажется, что я услышала

Мелодию снегопада(треугольник)

Идем мы дальше и слышим-

На дереве дятел стучит: (Деревянные ложки)

И, пролетая над нами,

О чем-то сорока трещит: (Трещотка)

Мы видели белок на ветках,(ксилофон)

Заметили зайцев следы.

Наверно, от волка скрывались,

Услышишь его- жди беды:(дудка)

А рядом с нашим лесом

Железная дорога

И за день там проходят

Электричек много. (барабан)

Вы слышите- вот электричка,

Гудит паровоза сестричка: (дудочка спортивного болельщика)

Вот где-то хрустнула ветка (разломить настоящую сухую ветку)

– Ты что, испугалась, детка?

Папа сказал: «Не робей-

Вон тройка бежит лошадей(бубенцы)

Посадили нас с папой на сани,

Он губную гармошку достал

И знакомую с детства мелодию

До дома тихонько играл: (Губная гармошка)

Всю дорогу, я, повернувшись

Все смотрела на сказочный лес.

Как загадочен он, как прекрасен,

Сколько в нем еще скрыто чудес! (металлофон)(Автор неизвестен)
Снег – Молодцы, ребята! Настоящая музыкальная история получилась. Пока мы с вами озвучивали стихотворение, братья месяцы помогли мне – подарили для бедной девочки корзину с подснежниками.
                                  ( отдает корзину с подснежниками)

Вед -Спасибо тебе, Снегурочка! Правду говорят, что в Новый год случаются настоящие чудеса!
Дев – Спасибо Снегурочка, спасибо  вам, ребята! До свидания!
Снег – И мне пора, до свидания, детвора!(уходят)
Вед – А мы продолжаем наш музыкально-литературный вечер. Сейчас стихи про зимушку расскажут…
                                              (дети рассказывают стихи)
Вед – Загляну ка я еще раз в старинную книгу.
Вед- Зима снегами вьюжится,
        С утра и дотемна.
        Снежинки вьются, кружатся
        У нашего окна.

Как будто звезды искрами
Рассыпались кругом.
Несутся, серебристые,
Заглядывают в дом.

То в комнату попросятся,
То снова убегут,
За стеклами проносятся,
На улицу зовут. (Баруздин С.)
Вед – Как здорово смотреть, когда идет снег! Поднимешь голову, а сверху падают маленькие парашютики, их так много, кажется нет конца! Давайте послушаем и посмотрим «Вальс снежных хлопьев». Эту музыку написал композитор П.И.Чайковский.

                            (смотрят видео-фрагмент «Вальс снежных хлопьев»
                                    из балета «Щелкунчик»  П.И Чайковкского)

Вед – Предлагаю всем  превратиться в маленькие, легкие снежинки, и покружиться в снежном танце.
                  (Импровизация движений под музыку «Вальс» из сказки «Ёлка» Ребикова)
Вед – Вот и подошла к концу встреча в нашей музыкальной гостиной.  Зима на наших улицах будет гостить еще 2  месяца, и мы успеем поиграть в снежки, покружиться вместе со снежинками, покататься с горок, послушать зимнюю музыку,  и, конечно,  почитать стихи о зиме. До новых встреч в нашей музыкальной гостиной.