МУЗЫКАЛЬНО -ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ
«У КАМЕЛЬКА»
(для детей старшей-подготовительной группы)
(Музыкальный зал оформлен в виде гостиной, детские диванчики, кресла, бутафорский камин)
Вед – Здравствуйте, дорогие гости! Приглашаю вас в музыкально-литературную гостиную. А говорить мы сегодня будем о самом сказочном времени года – о зиме.
Ведь зимой наступает самый наш любимый, волшебный праздник – Новый год. На улице холодно, снежно, ветрено, а у нашего камина – тепло и уютно. Давайте разожжем огонь в камине и послушаем стихи о зиме.
(«Разжигает» камин, приглашает детей читать стихи)
Вед – У замечательного русского композитора П.И Чайковского даже музыка есть, которая называется «У камелька», значит, у камина. Садитесь поудобнее. Сейчас мы послушаем эту музыку, и подумаем, какое настроение она вызывает.
(слушают в записи музыку «У камелька» П.И.Чайковского)
( Говорят о характере музыки, и о настроении.)
Вед – Ребята, посмотрите-ка, а на камине лежит какая то книга. (сдувает пыль). Ребята, это старинная книга! Обычно в самых старых книгах – самые интересные сказки. Раз, два, три, раз, два, три, книга, сказку расскажи. (открывает книгу) (читает)
Сказка называется «Двенадцать месяцев»
Знаешь ли ты, сколько месяцев в году?
Двенадцать.
А как их зовут? (дети перечисляют)
Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу ещё не бывало так, чтобы
февраль пришёл раньше, чем уйдёт январь, а май обогнал бы апрель.
Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.
Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу.
Как же это случилось? А вот как.
В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить. Что ни сделает падчерица — всё не так, как ни повернётся — всё не в ту сторону.
Дочка по целым дням на перине валялась да пряники ела, а падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то бельё на речке выполощи, то грядки в огороде выполи.
Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь. Потому-то, может, и довелось ей однажды увидеть все двенадцать месяцев разом.
Была зима. Шёл январь месяц. Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами, а в лесу на горе деревья стояли по пояс в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетал ветер.
Люди сидели в домах и топили печки.
В такую-то пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метёт вьюга, а потом вернулась к тёплой печке и сказала падчерице:
— Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников. Завтра сестрица твоя именинница.
Посмотрела на мачеху девочка: шутит она или вправду посылает её в лес? Страшно теперь в лесу! Да и какие среди зимы подснежники! Раньше марта месяца они и не появятся на свет, сколько их ни ищи. Только пропадёшь в лесу, увязнешь в сугробах. А сестра говорит ей:
— Если и пропадёшь, так плакать о тебе никто не станет! Ступай да без цветов не возвращайся. Вот тебе корзинка.
Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и вышла из дверей.
Ветер снегом ей глаза порошит, платок с неё рвёт. Идёт она, еле ноги из сугробов вытягивает.
Всё темнее становится кругом. Небо чёрное, ни одной звёздочкой на землю не глядит, а земля чуть посветлее. Это от снега. Ой, а дальше нет ничего……..
(осматривает книгу)
Ребята, а вы знаете, ведь зима может быть разной, может быть солнечной, радостной, а может быть суровой, холодной, с метелями и вьюгами, Сотни лет назад люди жили очень бедно. Денег у них не было. Зимой каждый день надо было топить печку, покупать дрова, или собирать в лесу хворост. Поэтому люди не любили зиму, знали, что им будет очень тяжело, холодно и голодно. В те далекие времена жил такой композитор, Антонио Вивальди. Он написал музыку, которая называется «Зима». Послушайте ее и скажите, какую зиму описал Вивальди?
(Слушают)(Говорят о характере музыки)
( Появляется девочка с корзиной.)
Дев – Можно, я погреюсь у вашего камелька?
Вед – Конечно, проходи девочка. А что ты делаешь на улице в такую погоду? И почему ты так легко одета?
Дев – Мачеха отправила меня в лес, за подснежниками.
Вед – Ребята, разве подснежники растут зимой? (дети отвечают)
Дев – Мачеха сказала, без подснежников не возвращаться.
Вед- Посиди с нами, погрейся у нашего камина, а ребята расскажут стихи о зиме. А потом мы подумаем, как тебе помочь.
(дети читают стихи о зиме)
Вед – Что же делать, ребята? Как помочь нашей гостье? Давайте откроем волшебную книгу, может, там есть ответ на наш вопрос? (читает)
Снежная загадка
Вся в снежинках, лед искрится
На ее ресницах,
На санях по снегу мчится,
Кони — словно птицы!
В гости к нам она летит,
Эй, не стойте на пути!
В белой шубке, как принцесса,
В теплых рукавицах,
Мимо сказочного леса
К нам на елку мчится!
И красива, и стройна,
Так скажите — кто она? (Дети отвечают: «Снегурочка»)
(Под музыку входит Снегурочка )
Снег- Я Снегурка. внучка деда.
Хлопотунья, непоседа.
Со страниц волшебной книжки
К вам пришла я, ребятишки!
Приглашаю детвору на снежную игру.
(Игра «Снежинки, летайте» (в пары, в тройки, в круг вставайте)
Вед – Помоги нам, Снегурочка! Нашу гостью злая мачеха отправила в лес за подснежниками. Отправила в лес, на верную гибель!
Снег – Что ж, я вам помогу! А еще нам поможет музыка!
Я буду рассказывать историю, а вы помогайте мне игрой на музыкальных инструментах.
(дети озвучивают стихотворение)
«Прогулка в зимний лес».
(рассказ-впечатление)
Вчера мы отправились с папой
В зимний, сказочный лес.
Деревья там в белом убранстве,
Там сосны стоят до небес.(арфа)
Мы шли, затаив дыханье,
Лишь снег под ногами скрипел: (Мешочек с крахмалом)
И вдруг своей шапкою папа
С сосульками ветку задел: (металлофон)
Смотрю я в небесную высь
И этим снежинкам так рада!
Мне, кажется, что я услышала
Мелодию снегопада(треугольник)
Идем мы дальше и слышим-
На дереве дятел стучит: (Деревянные ложки)
И, пролетая над нами,
О чем-то сорока трещит: (Трещотка)
Мы видели белок на ветках,(ксилофон)
Заметили зайцев следы.
Наверно, от волка скрывались,
Услышишь его- жди беды:(дудка)
А рядом с нашим лесом
Железная дорога
И за день там проходят
Электричек много. (барабан)
Вы слышите- вот электричка,
Гудит паровоза сестричка: (дудочка спортивного болельщика)
Вот где-то хрустнула ветка (разломить настоящую сухую ветку)
– Ты что, испугалась, детка?
Папа сказал: «Не робей-
Вон тройка бежит лошадей(бубенцы)
Посадили нас с папой на сани,
Он губную гармошку достал
И знакомую с детства мелодию
До дома тихонько играл: (Губная гармошка)
Всю дорогу, я, повернувшись
Все смотрела на сказочный лес.
Как загадочен он, как прекрасен,
Сколько в нем еще скрыто чудес! (металлофон)(Автор неизвестен)
Снег – Молодцы, ребята! Настоящая музыкальная история получилась. Пока мы с вами озвучивали стихотворение, братья месяцы помогли мне – подарили для бедной девочки корзину с подснежниками.
( отдает корзину с подснежниками)
Вед -Спасибо тебе, Снегурочка! Правду говорят, что в Новый год случаются настоящие чудеса!
Дев – Спасибо Снегурочка, спасибо вам, ребята! До свидания!
Снег – И мне пора, до свидания, детвора!(уходят)
Вед – А мы продолжаем наш музыкально-литературный вечер. Сейчас стихи про зимушку расскажут…
(дети рассказывают стихи)
Вед – Загляну ка я еще раз в старинную книгу.
Вед- Зима снегами вьюжится,
С утра и дотемна.
Снежинки вьются, кружатся
У нашего окна.
Как будто звезды искрами
Рассыпались кругом.
Несутся, серебристые,
Заглядывают в дом.
То в комнату попросятся,
То снова убегут,
За стеклами проносятся,
На улицу зовут. (Баруздин С.)
Вед – Как здорово смотреть, когда идет снег! Поднимешь голову, а сверху падают маленькие парашютики, их так много, кажется нет конца! Давайте послушаем и посмотрим «Вальс снежных хлопьев». Эту музыку написал композитор П.И.Чайковский.
(смотрят видео-фрагмент «Вальс снежных хлопьев»
из балета «Щелкунчик» П.И Чайковкского)
Вед – Предлагаю всем превратиться в маленькие, легкие снежинки, и покружиться в снежном танце.
(Импровизация движений под музыку «Вальс» из сказки «Ёлка» Ребикова)
Вед – Вот и подошла к концу встреча в нашей музыкальной гостиной. Зима на наших улицах будет гостить еще 2 месяца, и мы успеем поиграть в снежки, покружиться вместе со снежинками, покататься с горок, послушать зимнюю музыку, и, конечно, почитать стихи о зиме. До новых встреч в нашей музыкальной гостиной.