Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 134 «Лучик»
«Сундучок семейных ценностей»
Автор: Назарчук Светлана Васильевна
Дзержинск 2024
ВВЕДЕНИЕ
От того, как будут образованы, а главное, воспитаны сегодняшние школьники, будет зависеть, какое мы возродим общество, и счастливо ли, интересно ли в нем будет жить.
Все мы говорим о возрождении культуры, но ведь оно невозможно без возрождения культа семьи и народных традиций. Ведь с давних времён люди жили по законам духовности и нравственности. Так жила и семья, признававшаяся главной человеческой ценностью.
В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение.
Декоративно-прикладное искусство – это особый мир художественного творчества, цель которого показать, что во все времена существовало творчество
В творческих работах, созданных многими поколениями, раскрывается художественный талант народа, находит проявление жизнеутверждающее мировоззрение, соединение труда и красоты. Не случайно народное искусство называют неиссякаемым источником прекрасного.
В последнее время о традициях говорят много.
Но именно о таких мелочах, которые принято называть семейными традициями, мы почему-то забываем.
Традиции представляются нам чем-то глобальным, чем-то далеким, происходящим то ли на государственном, то ли на национальном уровне. Может, поэтому на наш вопрос: «Какие семейные традиции есть в вашей семье?» большинство родителей лишь пожимали плечами и уверенно отвечали, что таковых просто нет.
Между тем психологи уверяют, что детям семейные традиции необычайно важны: сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми.
Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности.
Каждое поколение, воспринимая ряд традиций, должно выбирать не только будущее, но и чтить свое прошлое, свято и бережно хранить не только традиции своей семьи, но и своего народа.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Приступая к составлению проекта, я задумалась,, как построить совместную работу с родителями, бабушками и дедушками, чтобы молодое поколение стало продолжателями семейных традиций своих родителей и настоящими патриотами своей Родины. И чем семья богаче положительными традициями, тем больше вероятности сформировать культурное общество.
Формирование, развитие культурного общества невозможно без соблюдения традиций.
Я предполагаю,, что данный проект будет направлен на возрождение семейных традиций, которые, как «кованые сундуки с приданым», будут передаваться из поколения в поколение, которые будут вспоминаться на протяжении всей жизни, как самое яркое, доброе, светлое из детства, которые будут превращать медленную реку времени в приятную дорогу с остановками и вехами.
Чтобы в будущем дети, идя по этой дороге, понимали: это их мир, знакомый, понятный и любимый. В нем есть то, что никогда не уйдет, столь же незыблемое и дорогое, как мама и папа: семейные праздники, белая вязаная крючком скатерть, бабушкин сундук, семейный альбом, мамина сказка на ночь…
С этого начинается жизнь, это, возможно, и останется самым дорогим, будет со временем символом идеального мира.
Семья – это самая благородная форма существования человека. И пусть с губительной целью приходят житейские бури и неурядицы, они ничего не смогут сделать, пока все мы будем хранителями своего семейного архива, своих семейных традиций.
Итак, мой проект « Сундучок семейных ценностей» направлен на знакомство детей и родителей с устоями, обычаями каждой семьи и передачу их из поколения в поколение, создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в обществе и частном быту, а также художественную обработку предметов быта и одежды.
Цели проекта:
Раскрытие творческого потенциала ребенка посредством занятий декоративно-прикладным искусством, создание условий для самореализации личности, ее профессионального самоопределения.
Осуществление ь взаимодействия школы и семьи через приобщение к народным и семейным традициям.
Задачи проекта:
– приобщать ребят к традициям народной культуры;
– развивать творческие способности;
– учить создать вещи своими руками для дома и семьи;
– укреплять духовную связь поколений;
– воспитывать уважение к культурному наследию своего народа;
– прививать интерес и любовь к разным видам творчества;
– выявить уровень знаний детей, педагогов, родителей о народных и
семейных праздниках;
– сплотить детей, педагогов и родителей единой творческой мыслью через
изучение семейных традиций, проведение народных и семейных
праздников;
– создать условия для совместной работы школы и семьи по возрождению народных и семейных традиций;
– воспитывать уважение к членам своей семьи, бережное отношение к своим реликвиям и обычаям.
Семейные посиделки «У семейного очага» Цель: создание атмосферы праздника, проведение мастер-класса
Задачи:
- Формировать нравственно-эстетические ценности, уважение к людям старшего поколения: бабушкам, дедушкам, содействовать сплочению семьи;
- развивать сотрудничество между родительской общественностью и школой;
- развивать творческие способности детей;
- создать доброжелательную атмосферу в коллективе.
Наглядность: ТСО, карточки , материалы для декоративно-прикладного творчества( шаблоны, клей, бумажные салфетки, кисти)
Ход мероприятия: – Когда появилось слово семья?
Воспитатель: Когда появилось слово семья?
Когда-то о нём не слыхала Земля –
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
– Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
Ева тихонько ответила: «Я»
– Кто их воспитает, царица моя?
Ева покорно ответила: «Я»
– Кто есть приготовит, о радость моя?
Ева всё также ответила: «Я»
– Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
«Я, я», – тихо молвила Ева: «я, я»,
Сказала она знаменитых семь «Я»
Вот так на Земле появилась семья.
Легенда. В давние времена жила одна большая семья из ста человек , и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово – (задать вопрос) «ПОНИМАНИЕ».
Ведущий: – Что же такое семья?
Дети:
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы и смех,
Взлёт и падение, радость, печаль.
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобой всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом
Сердце навеки останется в нём!
Ведущий: Представьте, что мы с вами – семья. Чтобы всем в нашем доме было хорошо, давайте построим семейный дом из того , что нам для этого необходимо . Мне нужно в семье чтобы было уважение ( 1). А вам?
Родители: Доброта(2), понимание(3), уют(4), забота(5), любовь(6),….(7)
(Ведущий размещает на доске “бревна». В результате выстроен “дом”. На “крыше” написано слово «тепло»)
Конкурс 1 «Что нам стоит дом построить? » ( из частей нужно сложить пословицу о доме)
- Не нужен клад, когда в семье лад.
Дом вести – не бородой трясти.
- Каково на дому, таково и самому.
В гостях хорошо, а дома лучше.
- Когда семья вместе, и сердце на месте.
Красна изба не углами, а пирогами.
Ведущий. Молодцы! Отличный построили дом!
Соберите в ладони свое тепло.
Пусть его будет много.
Почувствуйте это тепло.
Поделитесь своим теплом друг с другом.
Воспитатель: (читает с учащейся под музыку )
Было утром тихо в доме
Ты писала на ладони
имя мамино…
Не в тетрадке на листке,
Не на стенке каменной –
Ты писала на руке ,
Было утром тихо в доме,
Стало шумно среди дня…
– Что ты спрятала в ладони? –
Стали спрашивать тебя.
Ты ладонь разжала –
Счастье в нём держала.
– Дорогие ребята! У каждого из вас есть изображение своей ладошки. Эти ладошки подарите своим мамам.
Учитель:
Когда – то мы тоже были малышами
И любили мамам задавать вопрос:
Что такое небо,
что такое солнце,
что такое любовь?
«Конкурс загадок»
Излучает она свет, от улыбки – ямочка.
Никого дороже нет, чем родная. (мамочка) .
Всё хозяйство: лебеда, да хохлатка Рябушка,
Но яичницей всегда, нас накормит. (бабушка).
Надарили безделушек – семь матрёшек и бобрёнка.
Но дороже всех игрушек, для меня моя. (сестрёнка) .
Угадай-ка, кто же это? Ключи от авто, галстук, шляпа.
Жду, друзья, от вас ответа. Молодцы! Конечно. (папа)
.Мочит в тёплом молоке, он кусочек хлебушка,
Ходит с палочкой в руке, наш любимый. (дедушка) .
Воспитатель: – Уважаемые родители, сейчас попробуйте отгадать, о ком я читаю высказывания ваших детей.
- Она бывает доброй, а бывает строгой. Не покупает, что хочешь. Она заботлива, никогда не сидит без дела, иногда ругает нас, что мы безобразничаем, но любя. (Мама)
- Он никогда не плачет, никого не боится. Он хороший, добрый, заботливый. Обещал всю жизнь маму на руках носить. (Папа)
- Она всегда ласковая и мудрая. Перед сном расскажет сказку. Поможет выполнить уроки. Прощает все мои провинности ( Бабушка)
- Он много времени проводит со мной, играет, мастерит, ходит на рыбалку. ( Дедушка)
Дети:
Мы с тобою дед, друзья, куда ты, туда и я.
Вместе ходим на рыбалку, я бегом, а ты – вразвалку.
Собираем мы малину: ты – с куста, я – из корзины.
Вместе красили забор – руки в краске до сих пор!
Только ты, сомнений нет, самый лучший в мире дед!
Ведущий: – Дорогие гости, угадайте загадку « Мама моей мамы, кто это?» Ну конечно же это бабушка!
Члены кружка « Искусство рукоделия»
Сегодня славим седину,
Усталые, морщинистые руки.
А ведь, бывало, в старину
Не знали эти руки скуки!
Вся ваша жизнь наполнена трудом,
Теплом души и радостью согрета!
Да поглядите, поглядите вы кругом:
Милее лиц не видела планета!
Люди пожилые,
Сердцем молодые,
Сколько повидали
Вы путей, дорог.
Горячо любили,
И детей растили,
И надеждой жили:
Меньше бы тревог!
Люди пожилые,
Вы во всем такие:
Отдаете душу,
Опыт и любовь
Дорогому дому,
Миру молодому
И всему, что сердце
Вспоминает вновь.
Люди пожилые,
Пусть года былые
Будут вам опорой,
Дети — все поймут.
И поклон вам низкий
От родных и близких
И от всей отчизны
За бесценный труд!
Воспитатель:
Очень часто за событиями
И за суетой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полёты на Луну,
Вспомним старые обычаи,
Вспомним нашу старину!
Воспитатель: – Уважаемые родители и ваши дети! Я предлагаю всем нам заглянуть в гости к женщине, чье имя, в первую очередь,- мама, бабушка. Полное имя этой удивительной мастерицы- Зоя Ивановна. Сегодня на наших семейных посиделках она научит нас своим маленьким хитростям мастерицы и поделится своими семейными воспоминаниями.
Мастер – класс
Бабушка Зоя. Здравствуйте, мои дорогие! Собрались мы с вами на семейные посиделки. А кто знает, что же это такое? (ответы детей). Посиделки в старой деревне – это вечеринка молодежи, сопровождающаяся каким-нибудь занятием, ручной работой, играми. .
Я предлагаю вам вместе со своими детками подготовить сувенир для членов вашей семьи- символа 2020 года
(Зоя Ивановна знакомит присутствующих с техникой выполнения работы)
Вопросы:
– Зоя Ивановна, что вам больше всего запомнилось из вашего детства?
– Зоя Ивановна, в те времена, каким мастерством владели ваши родители, бабушки и дедушки?
– Что вы любите делать больше всего? Когда вы этому научились? Кто вас этому научил?
– Мы знаем, что у вас большая и дружная семья, расскажите нам немного о ней. Кто из ваших детей и внуков тоже владеет художественным мастерством?
– Зоя Ивановна, мы знаем, что ваши работы часто выставляются на выставках не только в нашем сельском Доме культуры, но и районе. Получаете ли вы от этого удовольствие?
Воспитатель:
– Дорогие родители! Я думаю, что на сегодняшних наших семейных посиделках вы не только получили удовольствие от общения друг с другом, своим ребёнком, но и соприкоснулись душой с великой ценностью – творением рук человеческих. И особенную ценность оно имеет за то, что преподнесено оно руками людей старшего поколения вашим детям, ребятам сегодняшнего времени.
–Народная мудрость гласит: “Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример ему! ” Не забывайте об этом. Берегите свои семьи, заботьтесь друг о друге, помогайте своим близким!
-Я желаю вам большого семейного счастья.
– А знаете в чём наш рецепт счастья? Возьмите чашу терпения, влейте туда полное сердце любви! Бросьте две пригоршни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и надежды, всё хорошо перемешайте. Затем полученный состав положите на отрезок отведённой вам жизни и щедро делитесь со всеми, кого встретите на своём пути, и вы наверняка будете счастливы! Пусть всех домашних всегда согревает добрая улыбка. Прощайте обиды, и будете прощены. Мира и счастья всем Вам!