ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ
обучающейся ___________________________________________
по дополнительной общеобразовательной программе «Медиамир»
Педагог ____Платонова Елена Александровна__
Форма обучения: очная, индивидуальная, мелкогрупповая.
1.Характеристика обучающейся и её образовательных потребностей.
_____________________, учащаяся восьмого класса занимается в центре внешкольной работы «Эврика» в объединении студия «Зазеркалье» по программе «Медиамир» не первый год. Девочка трудолюбива, дружелюбна, спокойна, уравновешенна, но в классе обособлена от остальных детей.
Ее характеризует старательность, настойчивость в доведении начатого дела до конца. По предметам успевает, учится нормально, но без интереса, примерна в поведении, отличается от всех неторопливостью. Замкнута, стеснительна, деликатна, приходит на помощь другим, если её просят. Ответственно относится ко всем поручениям и выполняет всё добросовестно. Руководством было решено разработать для _______________ индивидуальную образовательную траекторию по программе «Медиамир». Основной мотив деятельности по программе – качественное получение знаний и применение их на практике, а также создание ситуации успеха, что будет способствовать повышению самооценки учащейся.
2.Результаты диагностики уровня развития и степени выраженности личностных качеств обучающегося.
С помощью педагогических наблюдений у обучающейся были обнаружены следующие недостатки:
– отсутствие понимания образовательных потребностей и мотивов;
– отсутствие умения строить сюжетную линию;
– недостаток эмоционально-волевой, познавательной и коммуникативно-речевой сфер, формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний, развитие компетенций, необходимых для профессионального самоопределения;
– недостаточная техническая оснащенность.
Но вместе с тем у Татьяны был выявлен интерес к работе руками, что является очень ценным качеством при создании персонажей в разных техниках.
3.Цель:
– осуществление коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей для дальнейшей социальной адаптации средствами мультипликации;
– создание условий для творческого развития детей в области мультипликации;
– развитие и реализацию интеллектуально-духовных свойств личности учащихся, мотивацию к познанию и творчеству;
– создание условий для психофизического развития детей средствами песочной арт-терапии.
4.Задачи:
– развивать и корректировать эмоционально-волевую сферу средствами мультипликации;
– развивать индивидуальные качества и возможности каждого ребенка;
– развивать художественно-эстетический интерес к созданию мультфильмов;
– развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, мышление, речь, воображение, память, внимание;
– воспитывать доброжелательность, самостоятельность.
5.Ожидаемые результаты:
Предметные:
– учащийся знает основные виды мультипликации (рисованная, пластилиновая, предметная, анимация с сыпучими материалами;
– учащийся умеет выразить свои творческие способности в мультипликации;
– знает технологию выполнения сыпучей анимации;
– знает технику создания персонажей цветным песком, вариантами и правилами съемки;
– знает принципы создания иллюзии движения;
– создает движущие изображения сыпучими материалами.
Личностные:
– проявляет творческую активность;
– обосновывает значимость занятий мультипликацией;
-проявляет инициативность и способность к творческому самовыражению;
– проявляет интерес и активно включается в создание мультфильма в новой технике.
Метапредметные:
Комуникативные:
– умеет продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе работы с педагогом;
– сотрудничает с людьми в разных социальных ситуациях;
– достаточно раскрепощён в учебном процессе;
– понимает и умеет ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.
Регулятивные:
– обосновывает значимость занятий мультипликацией;
– проявляет инициативность и способность к творческому самовыражению;
– рационально строит самостоятельную деятельность;
– оценивает себя, свою работу, находит её достоинства и недостатки;
– выполняет работу над ошибками корректирует.
Познавательные:
– знает основные техники выполнения мультфильмов;
– умеет корректировать свои действия в соответствии с техникой исполнения;
– создает образы персонажей в различных эмоциональных состояниях;
– создает героев и декорации с помощью технологий LEGO конструирования;
– использует различные материалы при создании декораций и их сочетание;
– выражает свое отношение к увиденному.
- Формы представления результатов: публичное представление созданных в течение года мультфильмов.
Результаты освоения программы показали: ускорение реабилитационных процессов, оптимальное улучшение психофизиологического состояния здоровья обучающейся, информационно-коммуникативных навыков, расширение социального и эмоционального опыта. Наблюдалось наличие положительной динамики в развитии по следующим показателям:
– стабилизация эмоционально-волевой сферы;
– укрепления функций внимания, памяти;
– расширение жизненного опыта учащегося(функциональная грамотность);
– освоение способов конструктивного взаимодействия, развитие коммуникативных качеств;
– повышение уровня осведомленности и, как следствие, самооценки.
Анимация, как синтез различных видов деятельности, включает в себя больше возможностей для реабилитации и социализации ребенка, чем любой другой вид арт-терапии. В анимационной студии «Зазеркалье» воспитанники работают с такими видами искусства, как живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, фотография, музыка, литература, театр, изучают компьютерные графические программы, и stop-motion (анимирование предметов). Синтез различных искусств, вызывая любопытство, позволяет воспитанникам получать новые жизненные ориентиры, настраиваться на здоровье и радость.
Создавая мультфильм, ребенок проходит весь путь от рождения идеи до титров, где он видит свое имя – имя творца. Это ценнейший опыт для ребенка-инвалида – почувствовать себя сопричастным к творчеству, в которое он вложил свой труд, эмоции.
Занимаясь мультипликацией, ребенок с ограниченными возможностями получает неограниченные возможности для самовыражения, формирования навыков мастерства и воплощения первых жизненных открытий. Это улучшает его психофизиологическое состояние.
7. Индивидуальный учебно-тематический план на _2022-2023 учебный год
№п/п | Тема | Кол-во часов | Формы, методы, приёмы работы | Результат |
1 | Введение в мир мультипликации Виды анимации: рисованная, методом перекладки, сыпучая анимация, покадровая кукольная (стоп-моушн), пластилиновая. | 13 | Наблюдение, опрос | Учащийся знает и умеет отличить способ изготовления мультфильмов |
2 | Сыпучая анимация. Знакомство с особенностями данного вида анимации, используемыми материалами. Подготовка, выполнение упражнений в создании анимации в технике сыпучей анимации. | 18 | Наблюдение, опрос
Творческая работа |
Учащийся знает историю возникновения и развития песочной анимации |
3 | Основные приёмы песочной анимации Точки. Круги. Линии. Упражнение на закрепления приёмов песочной анимации | 6 | Наблюдение, опрос
Творческая работа |
Учащийся знает приемы песочной анимации и умеет пользоваться |
4 | Создание собственной «живой» песочной анимации. Выбор темы. Разработка сюжета. Поиск образов для раскрытия сюжета. Подбор музыкального сопровождения. Создание финального анимационного сюжета | 16 | Наблюдение, опрос
Творческая работа |
Учащийся знает приемы песочной анимации и умеет создать сюжет.
Видеоряд этих песочных трансформаций сопровождается специально подобранной к сюжету анимации музыкой. |
5 | Анимационные фокусы. Техника перекладки | 6 | Творческая работа | Знает основы технологии перекладной рисованной мультипликации |
6 | Принципы создания иллюзии движения, знакомство с техникой перекладки, используемыми материалами. Упражнения в создании анимации в данной технике | 6 | Наблюдение, опрос
Творческая работа |
Решает анимационные задачи, пользуясь сценарием и раскадровкой |
7 | Изготовление персонажей мультфильма из разных материалов | 6 | Наблюдение, опрос
Творческая работа |
Работа с ножницами, бумагой. Придумаем героя сами. |
8 | Съёмка сцены методом «стоп-моушн», расчёт количества кадров на сцену | 6 | Наблюдение, опрос
Творческая работа |
По-кадровая съемка. |
9 | Подготовка проектов: выбор сценария, объектов, формирование съёмочных групп | 16 | Творческая работа | Трансформация сопровождается специально подобранной к сюжету анимации музыкой. |
10 | Реализация проектов | 19 | Творческая работа | |
Всего часов | 144 |
№ п/п раздела, темы | Наименование раздела, темы | Дидактические единицы |
1 | Введение в мир мультипликации | |
1.1 | Вводное занятие. (Инструктаж по технике безопасности) | Что такое анимация? В чём уникальность мультипликации.
-Просмотр любимых мультфильмов. -Обсуждения смысла мультфильма. -Зарисовки фрагмента мультфильма. – Раскрашивание -Обыгрывание сцен с использованием игрушек и предметов заместителей. – Тематические занятия с использованием техник сказкотерапии, музыкотерапии, видеотерапии, песочной терапии, фототерапии, релаксации, психогимнастики и т.д. |
1.2 | Техники анимации | Перекладная бумажная анимация.
-Дети рисуют декорации и героев на бумаге, вырезают, соединяют детали. Затем передвигают нарисованных персонажей, создавая движение. Перекладная пластилиновая анимация. -Дети лепят плоские изображения героев из пластилина, рисуют декорации или создают фон в технике пластилинографии. Затем передвигают персонажей. Объемная пластилиновая анимация. Дети лепят объёмных героев и рисуют декорации для сцены. Персонажи передвигаются по импровизированной макет-сцене. Предметная анимация. Используются готовые игрушки. Сыпучая анимация. Дети рисуют на световом столе с помощью песка, сыпучих материалов, круп, мелких предметов. Смешанная анимация. Для создания фона используется один вид анимации, а для создания героев – другой |
1.3. | Анимационная техника | «Оживающий фон» Этапы создания фона в режиме покадровой съемки. |
1.4. | Передача движения персонажа в кадре | Тонкости передачи движения различным объектам: человек, насекомое, мяч и т.д. |
2 | Этапы создания мультфильма | |
2.1 | Создание сценария | Создание своей истории на основе литературного произведения: сказка, рассказ, стихотворение |
2.2 | Раскадровка | На основании сценария составить серию рисунков, которые отражают все, что будет происходить в кадре от начала до конца истории. Каждый рисунок соединяется с текстом и словами персонажей. |
2.3 | Создание персонажа и декораций | Используя фантазию и пространственное воображение сделать декорации, персонажей, в той технике, которая была выбрана. |
2.4 | AnimaShooter | Основы работы с программой. Программа AnimaShooter: особенности интерфейса, принцип работы. |
2.5 | Основы работы с программой | Программа Movavi: особенности интерфейса, принцип работы. |
2.6 | Озвучка мультфильма | Особенности и критерии озвучки мультфильма. |
2.7 | Съемка. Озвучивание. Монтаж | Создание движущейся картинки, звука. Обработка отснятого материала на компьютере. |
- Показатели достижения результатов
Критерии | Показатели | Индивидуальный результат прогрессивного развития |
Рост достижений | Динамика достижений обучающегося | Положительная динамика, ярко выражен рост личных достижений портфолио |
Удовлетворённость всех участников образовательного процесса | Динамика удовлетворённости родителей, обучающегося | Рост степени удовлетворённости |
Повышение мотивации | Динамика мотивации обучающегося | Рост участия в мероприятиях, отсутствие пропусков занятий… |
При организации творческой деятельности детей используются различные темообразующие факторы, это могут быть:
- Тематические сюжеты
- Придумывание нового финала или финалов известной сказки;
- Создание мультфильма по сюжету детских стихотворений, сказок;
- Создание мультфильмов, посвященных родным и близким, а также календарным праздникам, сезонным событиям;
- Создание анимированных открыток, поздравлений;
- Сочинение сказок, историй и создание по их мотивам мультфильмов и т.д