Программа работы по самообразованию
педагога-психолога
2022-2023 учебный год.
Направление работы: «Использование инновационных методик при подготовке
старших дошкольников к школьному обучению»
Актуальность темы:
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». ( Венгер Л.А.)
Дошкольное детство-длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий. Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.
Поэтому, в дошкольном образовании определены две группы требований, а не три, как в стандарте начального общего образования. Это требования к структуре программы дошкольного образования и требования к условиям ее реализации.
Социальный портрет выпускника задан государством.
ООП – это модель организации образовательного процесса ДОУ. Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.
Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. Проблема подготовки детей к школе в условиях модернизации системы образования становится чрезвычайно актуальной. Педагоги и родители видят, насколько год от года усложняются требования к уровню подготовленности детей к школьному обучению. В настоящее время все больше внимания уделяется подготовке детей к школе, причем осуществляется преемственность между детским садом и школой, что способствует более эффективному обучению дошкольников. Формирование целостного, комплексного, интегративного, системно – деятельностного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС.
Успешное овладение школьной программой требует от ребенка ряда психологических качеств. Важнейшие из них – принятие позиции школьника, овладение умением учиться, развитие логического мышления.
Цель: Изучение способов, методов и приемов формирования личности воспитанника ДО и внедрение инновационных методик в практику подготовки детей к школе.
Задачи:
- Изучить модели выпускника ДО в соответствии с ФГОС.
- Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.
- Выявить уровень подготовки к школьному обучению детей подготовительной группы.
- Подобрать комплекс методик, направленных на формирование психологической готовности к школе.
- Формировать мотивы учения и положительного отношения к школе.
Ожидаемый результат: Развитие личности ребенка через разные виды деятельности. Формирование готовности детей к школьному обучению.
Портрет будущего первоклассника предполагает наличие определённых качеств:
- стремление к общению со сверстниками;
- желание учиться;
- хорошее здоровье;
- эмоциональный настрой;
- грамотная речь, связное изложение своих мыслей;
- стремление к сотрудничеству со взрослыми;
- развитая произвольность поведения;
- любознательность и стремление к открытиям;
- хорошо сформированная координация движений и графических навыков.
У детей должны сформироваться базовые компетенции:
- Коммуникативная
- Креативная
- Общекультурная
- Функциональная
- Организационная
- Социальная
Этапы работы по теме самообразования:
- Подбор и изучение методической литературы
- Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования
- Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.
- Представление опыта работы по теме.
Форма работы | Содержание | Срок | Результат |
Диагностика | Мониторинг психолого- педагогической оценки готовности к началу школьного обучения | сентябрь | Анализ подготовки детей к школьному обучению |
Изучение инновационных методик в подготовке детей к школьному обучению | Микляева Н. «Инновации в детском саду».
Логические блоки Дьенеша. «Раз – ступенька, два ступенька» Петерсон Л. Г. |
сентябрь | Использование различных форм работы в коррекционно-развивающей деятельности |
Изучение литературы | Постоева Л.Д., Лукина Г.А. «Интегрированные развивающие занятия для дошкольников». | сентябрь | Планирование коррекционно-развивающей работы |
Изучение информации в интернете | Интернет-ресурсы | сентябрь | Использование материала в работе на занятиях |
Использование ИКТ | Презентация «Модель выпускника детского сада в соответствии с ФГОС ДО. Социально-психологический аспект» | сентябрь | Предоставление родителям информации об особенностях готовности старшего дошкольника к школьному обучению, актуализация роли семьи ; разработка рекомендаций (родительское собрание) |
Изучение модели выпускника детского сада | Подбор и изучение литературы, информация в интернет – ресурсе. | октябрь | Формирование ключевых компетенций воспитанника |
Диагностика | Мониторинг готовности детей к школе (ППГ Семаго Н. Семаго М., Экспресс-диагностика Павлова Н.Н., Руденко Л.Г) | октябрь | Анализ готовности детей к школе |
Изучение литературы | Презентации. Развивающие и коррекционные занятия.
Таблица «Результаты по готовности к школе». |
октябрь | Консультации для педагогов и родителей.
Составление индивидуальных маршрутов (карт) для подготовительных групп по психологическим показателям. Проведение развивающих и коррекционных занятий. «Приключения будущих первоклассников». Освоение развивающих игр, упражнений Методов сказко- терапии. |
Обзор информации в интернете | Картотека упражнений для подготовки детей к школе | ноябрь | Обновление, оснащение программы развивающего обучения |
Использование ИКТ | Видео «Экскурсия в школу». | ноябрь | Использование материала из интернет ресурсов в работе с детьми |
Использование ИКТ | Презентация «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению», анкета, памятки. | декабрь | Психологическая подготовка к школе. Преемственность детского сада, школы и семьи – основы сотрудничества и партнерства в подготовке будущих первоклассников (родительское собрание) |
Использование ИКТ
Обзор информации в интернете |
Индивидуальные консультации «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия» | декабрь | Подготовка к индивидуальной консультации. Формирование творческих компетенций у педагогов. |
Обзор информации в интернете | Папка-передвижки « Ум на кончиках пальцев»
Памятки для родителей «Детей учит то, что их окружает» |
февраль | Практическая помощь родителям (просветительская работа) |
Разучивание упражнений, игр, логоритмика, психогимнастика. | Подготовка картотеки по образовательной кинестетики для подготовительной группы, картотека по психогимнастике «Психологический комфорт в ДО » | февраль | Профилактика стресса. Профилактика эмоциональных расстройств у детей, сохранение психологического здоровья – психогимнастика.
Развитие правого полушария и межполушарного взаимодействия – «гимнастика мозга», образовательная кинестетика. Развитие артикуляционных движений и мелкой моторики рук. Формирование пространственный представлений, развитие ритмов, визуализация, развитие зрительного восприятия – элементы ритмопластики, «гимнастика мозга». |
Использование ИКТ | Консультация «Игровые технологии в работе с детьми» | март | Подготовка к консультации. Формирование творческих компетенций у педагогов. |
Обзор информации в интернете | Дидактическая игра «VЛУ TOY Наполнен движением» | март | Обновление, оснащение программы развивающего обучения |
Диагностика | Мониторинг готовности детей к школе (ППГ Семаго Н. Семаго М., Экспресс-диагностика Павлова Н.Н., Руденко Л.Г) | апрель | Консультации для педагогов и родителей. Анализ готовности детей к школе |
Использование ИКТ | Презентация «Подготовка к школе. Модель выпускника в соответствии с ФГОС ДО» | май | Помощь родителям. Преемственность детский сад- начальная школа Родительское собрание) |
Рефлексия | Самоанализ удовлетворенности выполненной работы | май | Аналитическая справка |
Обзор информации в интернете | Интернет-ресурсы | июнь | Планирование работы (план по самообразованию на 2023-2024 учебный год) |
Нормативно-правовые документы :
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) “Об образовании
в Российской Федерации” (29 декабря 2012 г.)
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования» (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года)
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное
звено, утв. Федеральным координационным советом по общему образованию
Министерства образования РФ от 17.06.2003;
- Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.
А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова, 1993 г.) ; Ананьев
Б. Г, Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 2004.
Методическая литература:
- Белинская Е.В. «Сказочные тренинги для дошкольников и младших
школьников», Спб., 2008.
- Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников. Сборник
упражнений и игр.- М.: Книголюб, 2006.
- Журнал «Дошкольное воспитание» № 2 2007.
- Журнал «Ребенок в детском саду» № 5 2006.
- Зверкова А. Ю., Ключникова Н. И., Татаурова М. Н. Моделирование образовательной программы ФГОС
- Кожокарь С. В. Увлекательное путешествие в мир взрослых: методическое пособие (Мозаичный парк. ФГОС ДО). Русское слово – учебник, 2018
- Костина Л. Коррекция тревожности методом интегративной игровой терапии. Дошкольное воспитание. – 2003.
- КуражеваН.Ю.,.Вараева Н.В., Тузаева А.С.,Козлова И.А. «Цветик – семицветик». Программа психолого – педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет «Приключения будущих первоклассников». СПб.: Речь, 2016.
- Куражева Н.Ю.,Тузаева А.С.,.Козлова И.А. «Цветик – семицветик». «Приключения будущих первоклассников». 120 развивающих занятий для дошкольников 6-7 лет. СПб.: Речь, 2015.
- Куражева Н.Ю.,Тузаева А.С.,.Козлова И.А. : Диагностический комплекс “Цветик-Семицветик” для детей 6-7 лет.
- Ошкина А.А., Цыганкова И.Г. «Формирование эмоциональной саморегуляции у старших дошкольников». Учебно -методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2015.
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. «Тропинка к своему Я» (дошкольники). М., 2010.
- Поддьяков Н.Н. «Психическое развитие и саморазвитие ребенка» (от рождения и до 6 лет), Спб., 2010.
- Сиротюк А.Л. Психическое развитие детей дошкольного возраста. Дошкольное воспитание. 2006. №2.
- Стародубцева И. В., Завьялова Т.П. «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников». М, 2009.
- Постоева Л.Д., Лукина Г.А. «Интегрированные развивающие занятия для дошкольников», М., 2015.
- Фомина, Л. В. Развивающие занятия в детском саду : память, внимание,
восприятие, речь, мышление, моторика руки : [4-6 лет]. Ярославль : Акад.
развития ; Владимир : ВКТ, 2008
- Практика сказкотерапии. Сборник сказок, игр и терапевтических программ/
Под ред. Н.А. Сакович.- СПБ.: Речь, 2006.
- Узорова О. В. 350 упражнений для развития логики и внимания. АСТ:
Академия дошкольного образования, 2016.
Электронные ресурсы:
- http://www.maam.ru/ – международный образовательный портал.
- http://nsportal.ru/ – социальная сеть работников образования.
- http://ds11.edumsko.ru/ – сеть сайтов образовательных учреждений.
- http://www.prosv.ru/ – издательство «Просвещение».