Программа работы по самообразованию «Использование инновационных методик при подготовке старших дошкольников к школьному обучению»

ФИО: Кужеватова О.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1339
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Программа работы по самообразованию «Использование инновационных методик при подготовке старших дошкольников к школьному обучению»
Итоговая оценка: 1 место,  81 баллов(-а)



 

Программа работы по самообразованию

педагога-психолога 

2022-2023 учебный год.

 

Направление работы: «Использование инновационных методик при подготовке 

                                      старших дошкольников к школьному обучению»

Актуальность темы: 

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». ( Венгер Л.А.)

Дошкольное детство-длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий.  Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школеНеобходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

Поэтому, в дошкольном образовании определены две группы требований, а не три, как в стандарте начального общего образования. Это требования к структуре программы дошкольного образования и требования к условиям ее реализации.

Социальный портрет выпускника задан государством.

ООП – это модель организации образовательного процесса ДОУОсновная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. Проблема подготовки детей к школе в условиях модернизации системы образования становится чрезвычайно актуальной. Педагоги и родители видят, насколько год от года усложняются требования к уровню подготовленности детей к школьному обучению. В настоящее время все больше внимания уделяется подготовке детей к школе, причем осуществляется преемственность между детским садом и школой, что способствует более эффективному обучению дошкольников. Формирование целостного, комплексного, интегративного, системно – деятельностного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС.
Успешное овладение школьной программой требует от ребенка ряда психологических качеств. Важнейшие из них – принятие позиции школьника, овладение умением учиться, развитие логического мышления.

Цель: Изучение способов, методов и приемов формирования личности воспитанника ДО и внедрение инновационных методик в практику подготовки детей к школе.  

Задачи:

  • Изучить модели выпускника ДО в соответствии с ФГОС.
  • Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.
  • Выявить уровень подготовки к школьному обучению детей подготовительной группы.
  • Подобрать комплекс методик, направленных на формирование психологической готовности к школе.
  • Формировать мотивы учения и положительного отношения к школе.

Ожидаемый результат: Развитие личности ребенка через разные виды деятельности. Формирование готовности детей к школьному обучению. 

Портрет будущего первоклассника предполагает наличие определённых качеств:

  • стремление к общению со сверстниками;
  • желание учиться;
  • хорошее здоровье;
  • эмоциональный настрой;
  • грамотная речь, связное изложение своих мыслей;
  • стремление к сотрудничеству со взрослыми;
  • развитая произвольность поведения;
  • любознательность и стремление к открытиям;
  • хорошо сформированная координация движений и графических навыков.

У детей должны сформироваться базовые компетенции:

  1. Коммуникативная
  2. Креативная
  3. Общекультурная 
  4. Функциональная
  5. Организационная
  6. Социальная

 Этапы работы по теме самообразования:

  1. Подбор и изучение методической литературы 
  2. Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования  
  3. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.
  4. Представление опыта работы по теме.
Форма работы Содержание Срок Результат
Диагностика Мониторинг  психолого- педагогической оценки готовности к началу школьного обучения сентябрь Анализ подготовки детей к школьному обучению
Изучение инновационных методик в подготовке детей к школьному обучению Микляева Н. «Инновации в детском саду».

Логические блоки Дьенеша.

«Раз – ступенька, два ступенька» Петерсон Л. Г.

сентябрь Использование различных форм работы в коррекционно-развивающей деятельности 
Изучение литературы Постоева Л.Д., Лукина Г.А. «Интегрированные развивающие занятия для дошкольников». сентябрь Планирование коррекционно-развивающей работы
Изучение информации в интернете Интернет-ресурсы сентябрь Использование материала в работе на занятиях
Использование ИКТ  Презентация «Модель выпускника детского сада в соответствии с ФГОС ДО. Социально-психологический аспект» сентябрь Предоставление родителям информации об особенностях готовности старшего дошкольника к школьному обучению,  актуализация роли семьи ; разработка рекомендаций (родительское собрание)
Изучение модели выпускника детского сада Подбор и изучение литературы, информация в интернет – ресурсе. октябрь Формирование ключевых компетенций воспитанника
Диагностика Мониторинг готовности детей к школе (ППГ Семаго Н. Семаго М., Экспресс-диагностика Павлова Н.Н., Руденко Л.Г) октябрь Анализ готовности детей к школе   
Изучение литературы Презентации. Развивающие и коррекционные занятия.

Таблица  «Результаты по готовности к школе». 

октябрь Консультации для педагогов и родителей.

Составление индивидуальных маршрутов (карт) для подготовительных групп по психологическим показателям.

Проведение развивающих и коррекционных занятий.

 «Приключения будущих первоклассников».

Освоение развивающих игр, упражнений

Методов сказко- терапии.

Обзор информации в интернете Картотека упражнений для подготовки детей к школе ноябрь Обновление, оснащение программы развивающего обучения 
Использование ИКТ  Видео «Экскурсия в школу». ноябрь Использование материала из интернет ресурсов в работе с детьми
Использование ИКТ Презентация «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению», анкета, памятки. декабрь Психологическая подготовка к школе. Преемственность детского сада, школы и семьи – основы сотрудничества и партнерства в подготовке будущих первоклассников (родительское собрание)
Использование ИКТ

Обзор информации в интернете

Индивидуальные консультации «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия»  декабрь Подготовка к индивидуальной консультации. Формирование творческих компетенций у педагогов.
Обзор информации в интернете Папка-передвижки « Ум на кончиках пальцев»

Памятки для родителей «Детей учит  то, что их окружает»

февраль Практическая помощь родителям (просветительская работа) 
Разучивание упражнений, игр, логоритмика, психогимнастика. Подготовка картотеки по образовательной кинестетики для подготовительной группы, картотека по психогимнастике «Психологический комфорт в ДО » февраль Профилактика стресса. Профилактика эмоциональных   расстройств у детей, сохранение психологического здоровья – психогимнастика.

 Развитие правого полушария и межполушарного взаимодействия – «гимнастика мозга», образовательная кинестетика.

Развитие артикуляционных движений и мелкой моторики рук. Формирование пространственный представлений, развитие ритмов, визуализация, развитие зрительного восприятия – элементы ритмопластики, «гимнастика мозга».

Использование ИКТ Консультация «Игровые технологии в работе с детьми» март Подготовка к консультации. Формирование творческих компетенций у педагогов.
Обзор информации в интернете Дидактическая игра «VЛУ TOY  Наполнен движением» март Обновление, оснащение программы развивающего обучения
Диагностика Мониторинг готовности детей к школе (ППГ Семаго Н. Семаго М., Экспресс-диагностика Павлова Н.Н., Руденко Л.Г) апрель Консультации для педагогов и родителей. Анализ готовности детей к школе   
Использование ИКТ Презентация «Подготовка к школе.  Модель выпускника в соответствии с ФГОС ДО» май Помощь родителям. Преемственность детский сад- начальная школа Родительское собрание)
Рефлексия  Самоанализ удовлетворенности выполненной работы май Аналитическая справка
Обзор информации в интернете Интернет-ресурсы июнь Планирование работы (план по самообразованию на 2023-2024 учебный год)

 

Нормативно-правовые документы :

 

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) “Об образовании 

    в Российской Федерации” (29 декабря 2012 г.)

  1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного 

     образования» (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года)

  1. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное 

    звено, утв. Федеральным координационным советом по общему образованию 

    Министерства образования РФ от 17.06.2003;

  1. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.

    А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова, 1993 г.) ; Ананьев 

    Б. Г, Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 2004.

Методическая литература:

  1.      Белинская Е.В. «Сказочные тренинги для дошкольников и младших   

     школьников», Спб., 2008.

  1.      Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников. Сборник  

         упражнений и игр.- М.: Книголюб, 2006.

  1. Журнал «Дошкольное воспитание» № 2 2007.
  2.      Журнал «Ребенок в детском саду» № 5 2006.
  3. Зверкова А. Ю., Ключникова Н. И., Татаурова М. Н. Моделирование образовательной программы ФГОС
  4. Кожокарь С. В. Увлекательное путешествие в мир взрослых: методическое пособие (Мозаичный парк. ФГОС ДО). Русское слово – учебник, 2018
  5. Костина Л. Коррекция тревожности методом интегративной игровой терапии. Дошкольное воспитание. – 2003.
  6. КуражеваН.Ю.,.Вараева Н.В., Тузаева А.С.,Козлова И.А. «Цветик – семицветик». Программа психолого – педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет «Приключения будущих первоклассников». СПб.: Речь, 2016.
  7. Куражева Н.Ю.,Тузаева А.С.,.Козлова И.А. «Цветик – семицветик». «Приключения будущих первоклассников». 120 развивающих занятий для дошкольников  6-7 лет. СПб.: Речь, 2015.
  8. Куражева Н.Ю.,Тузаева А.С.,.Козлова И.А. : Диагностический комплекс “Цветик-Семицветик” для детей 6-7 лет.
  9. Ошкина А.А., Цыганкова И.Г. «Формирование эмоциональной саморегуляции у старших дошкольников». Учебно -методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2015.
  10. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. «Тропинка к своему Я» (дошкольники). М., 2010.
  11. Поддьяков Н.Н. «Психическое развитие и саморазвитие ребенка» (от рождения и до 6 лет), Спб., 2010.
  12. Сиротюк А.Л. Психическое развитие детей дошкольного возраста. Дошкольное воспитание. 2006. №2. 
  13. Стародубцева  И. В., Завьялова Т.П. «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников». М, 2009.
  14. Постоева Л.Д., Лукина Г.А. «Интегрированные развивающие занятия для дошкольников», М., 2015.
  15. Фомина, Л. В. Развивающие занятия в детском саду : память, внимание,  

         восприятие, речь, мышление, моторика руки : [4-6 лет]. Ярославль : Акад. 

         развития ; Владимир : ВКТ, 2008

  1. Практика сказкотерапии. Сборник сказок, игр и терапевтических программ/ 

         Под ред. Н.А. Сакович.- СПБ.: Речь, 2006.

  1. Узорова О. В.  350 упражнений для развития логики и внимания. АСТ: 

         Академия дошкольного образования, 2016.

   Электронные ресурсы:

 

  1. http://www.maam.ru/ – международный образовательный портал.
  2. http://nsportal.ru/ – социальная сеть работников образования.
  3. http://ds11.edumsko.ru/ – сеть сайтов образовательных учреждений.
  4. http://www.prosv.ru/ – издательство «Просвещение».