Мастер – класс “Что следствие, а что причина…?”

ФИО: Сысоева О.С.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1340
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Мастер - класс "Что следствие, а что причина...?"
Итоговая оценка: 1 место,  86 баллов(-а)



Разработала: Сысоева Ольга Сергеевна, старший воспитатель высшей квалификационной категории

Тема мастер – класса: «Что следствие, а что причина…» (установление причинно – следственных связей)

Цель: Повышение компетентности педагогов в применении метода ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми.

Задачи:

Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ. 

  1. Побудить к использованию методов и приемов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми.
  2. Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития познавательных и творческих способностей.

Виды деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная

Формы организации: групповая

Формы реализации видов деятельности: дидактические игры, обсуждение проблемных ситуаций, демонстрационный показ, выполнение заданий

Оборудование: пособие по усвоению причинно –  следственных связей. 

Ход мастер – класса 

«Что следствие, а что причина?»

 

Деятельность ведущего
 

Слайд 1

 

Добрый день коллеги, предлагаю мастер класс на тему: «Что следствие, а что причина?»

 

Слайд 2

Когда человек улыбается, у него работает 17 мышц лица, когда хмурится – 43 мышцы, т.е на 25 мышц больше.

Как вы думаете, что полезнее: хмурится или улыбаться?

Ваши предположения пишите в комментариях, очень надеемся на сотрудничество. 

 

 

В мир детства погружаемся

Двери в сказку открываются…..

 

    Жили-были в стране Явлений мать Причина и ее дочь Следствие. Если бы не было Причины, то не было и Следствия. Мать и дочь были всегда неразлучны. 

     Куда мать, туда и дочь следом. 

     О чем дочь не спросит: «Почему?» – мать всегда знает и всегда объяснит. 

     А дочка умница: как мать скажет, так она всегда и сделает. Удивлялись люди такому послушанию да согласию, а потом догадались: в стране Явлений и не может быть иначе. У каждого Явления есть Причина, и у каждой Причины есть Следствие.

 

Слайд 3

– Что такое причина, и что такое следствие? Зачем нам нужно уметь это определять? На данные вопросы попробуем найти ответы в ходе мастер класса. 

Все события, явления, действия происходят не сами по себе, а чем-то обусловлены, то есть имеют причину. 

 

Слайд 4

Причина – это явление, вызывающее или возникающее от другого явления. Возникнув, эти события сами становятся причиной следующих событий, действий, явлений. Такие последующие события так и называют – следствия.

 

Следствие – это то, что вытекает из чего-нибудь, результат чего-нибудь, вывод. 

 

Слайд 5

Например, был пожар – ЭТО СЛЕДСТВИЕ, причиной этого явления является то, что мальчик играл со спичками.

Слайд 6

Если нагреть воду –  она превратится в пар. 

Нагревание воды – это причина, превращение в пар – следствие.

Поиск причины –  это ответ на вопрос «Почему?». 

Слайд 7

Формирование у ребенка мыслительных операций причинно – следственного характера необходимо начинать при наблюдениях в природе или быту, обращать внимание на то, что – у каждой причины есть следствие. Например: подул ветер, поэтому у мальчика слетела панама.

В режимных процессах и свободной деятельности детей

обращать внимание, что у любых событий есть причина и будет следствие. «Если подставить руки под струю воды, то они станут мокрые».

Слайд 8

Для наглядности необходимо сделать пособие, на котором будет два кармашка, между ними две стрелки: направо и налево.

Исследователями выявлены этапы установления причинно – следственных связей. Рассмотрим их подробнее.

Слайд 9

1 этап. 

Установление связи от причины к следствию. 

Для развития у детей способности устанавливать причинно-следственные связи используется «Причинно-следственная дорожка» и в словарь детей вводятся слова – «помощники»: поэтому, следовательно, из-за этого. 

Слайд 10 

Затем рассматриваются связи, устанавливающие причину (от следствия к причине), слова-помощники: потому что,

 из-за того, что; так как; оттого, что.

Пример: Цветы и трава растут, потому что их греет солнце.

Слайд 11

2 этап. 

Многообразие причин и следствий.

Дети знакомятся с многообразием причин одного следствия. 

Поэтому же принципу идет работа от следствия к причине. Следствие одно, а причин его возникновения множество.

Рассмотрим примеры: где причина одна, а следствий много

Слайд 12

Наступила осень, поэтому листья желтеют и осыпаются

Наступила осень, поэтому животные готовят запасы на зиму

Наступила осень, поэтому птицы собираются в стаи и улетают в теплые края

ВИДЕО

Слайд 13

Пример где причин много, а следствие одно следующий:

Девочка смеется это следствие …ищем причину

Девочка смеется потому, что клоуны выступают с тазиками, потому что мальчик показал веселый трюк, потому что малыши брызгаются краской.

ВИДЕО

Таким образом мы научились находить причину, почему это произошло и наоборот определять в следствии чего появилась причина.

Слайд 14

3 этап. «Эффект домино». 

Этот этап работы знакомит детей с типом причинно-следственных связей, вызывающий так называемый в научном мире «эффект домино», когда воздействие одной причины вызывает целую цепочку следствий. При этом эффекте полученное следствие одновременно становиться причиной для другого следствия.

Веерообразность характеризуется тем, что у одной причины может быть несколько следствий, эти следствия становятся причинами для других связей, у этих причин снова возникает множество следствий и так бесконечно.

«Эффект домино» можно увидеть, рассматривая взаимосвязи объектов живой и неживой природы.

Слайд 15

Рассмотрим пример «Цепочка причин в природе»

Дерево растет в лесу, поэтому дятел сидит на дереве и откалывает щепки, дятел откалывает щепки у дерева, потому что внутри дерева находятся насекомые, внутри дерева находятся насекомые, поэтому дерево может погибнуть или погибло…далее цепочка продолжается до бесконечности.

Слайд 16

  1. Этап. Самый сложный этап. Принцип обратной связи. 

Обратная связь возникает, когда явления образуют круговую цепочку из причинно-следственной связи. Можно сказать, что система явлений образовала обратную связь, когда исходная причина или следствие замкнула цепь. 

Также, как и на предыдущем этапе причина становится следствием, а полученное следствие одновременно становиться причиной для другого следствия. И до тех пор, пока не вернемся к исходному явлению.

Слайд 17

Рассмотрим примеры:

Начинаем со следствия – появились новые друзья, потому что пошли в цирк, теперь от причины ищем следствие

Пошли в цирк, поэтому хорошее настроение и продолжаем

Отличное настроение потому что съела много мороженого

Причина – съела много мороженого, поэтому заболела….это следствие. Следствие –заболела – становится причиной и теперь необходимо определить следствие. Заболела, потому что гуляла под дождем. Гуляла под дождем становится – причиной и мы пришли к начальному следствию – и получаем: Гуляла под пождем, поэтому появились новые друзья. Обратная связь причинно – следственных связей достигнута.

Слайд 18

Подводя итог нельзя не согласиться с мнением Галилео Галилея, в том, что истинное знание – знание причин.

И в завершении отметим зачем же нужно уметь определять причины и следствия. 

Слайд 19

Эти знания важны как для педагогов, при организации деятельности с воспитанниками, так и для детей всех возрастов.

И этому есть подтверждение в ФГОС, деятельность должна быть направлена на развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.

И если мы педагоги, поможем детям освоить алгоритм установления причинно – следственных связей, дадим возможность с интересом познавать объекты окружающего мира, то мир для ребенка не покажется таким сложным….. вы со мной согласны……?

Слайд 20

Уважаемые коллеги, выскажите ваше мнение о полученной информации, в комментариях. 

Спасибо за внимание!