Забайкальский край
Каларский муниципальный округ
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад «Берёзка»
Конспект непрерывной образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе
«Праздник родного языка:
В гостях у Сказки»
Подготовили:
Махмедова С.В.
учитель – логопед
п. Новая Чара
Цели педагогической деятельности:
Прививать любовь и интерес к родному языку, используя технологию проблемного обучения. Познакомить детей с праздниками, связанными с русской словесностью: «Международный день родного языка», «День Наума – Грамотника», «День славянской письменности».
Планируемые целевые ориентиры образования:
Дети овладевают начальными культурными и социальными знаниями, установкой положительного отношения к миру, проявляют любознательность и интерес к родному языку, в частности, к обучению грамоте; владеют разными формами игр; веселы, подвижны, эмоциональны.
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: познавательно – речевая, коммуникативная, игровая, двигательная.
Задачи:
Образовательные задачи:
- формировать понятие «родной язык» и почему его называют родным, о его многообразии и богатстве;
- формировать понятие о языке как носителе культуры и хранителе традиций;
- формировать представления о специальных праздничных датах, посвящённых русской словесности;
- формировать умение отвечать на вопросы, высказывать свои суждения;
- актуализировать словарь по теме;
- пополнять знания фольклорных форм: пословиц, поговорок, потешек;
- совершенствовать грамматический строй речи (упражнять в подборе определений к заданному слову, расширять словарный запас);
- уточнять знания и умения по звуковому анализу и синтезу;
- формировать понятие о многозначности слов.
Развивающие задачи:
- развивать речь, память, слуховое и зрительное внимание;
- развивать эмоциональную сферу, толерантность, чувство сопричастности к народным традициям;
- развивать образное мышление, фантазию и творчество;
- развивать моторику.
Воспитательные задачи:
- воспитывать патриотические чувства к Родине, родному языку;
- воспитывать эстетические качества;
- воспитывать терпение выслушивать высказывания товарищей;
- продолжать формировать умение работать в команде;
- продолжать воспитывать инициативность, любознательность, волю, способность действовать самостоятельно.
Предварительная работа: Разучивание стихов, пословиц, поговорок. Ознакомление с понятием «устаревшие слова», «многозначные слова», беседы о быте и традициях русского народа в разные времена. Посещение «Русской избы». Чтение былин, сказок, стихотворений, в том числе сказки «По щучьему велению». Просмотр слайдов с изображением предметов русского быта, старины. Просмотр презентаций о создателях славянской азбуки – Кирилле и Мефодии; о Науме – Грамотнике. Слушание русских народных песен и песен о России, азбуке и алфавите. Разучивание игр, песен. Систематическая работа по обучению грамоте в течение года.
Оборудование: Конструктор для игры «Собери буквы», презентация «Многозначные слова»; аудиозаписи для музыкального сопровождения; оформление зала по мотивам «Русская изба»; небольшое зеркало, металлические вёдра, стилизованные «ключи» гаечный, скрипичный, родниковый, от дверного замка; мячи для игры; макет большой книги; костюм «Емеля»; книги – раскраски для сюрпризного момента по количеству детей.
Ход НОД
- Организационный момент. Дети под музыку входят в зал, выстраиваются полукругом, здороваются с гостями. Читают стихи о языке.
1 ребёнок: Язык наш прекрасный – богатый и звучный.
То мощный и страстный, то нежно певучий.
2 ребёнок: В нём есть и усмешка, и меткость, и ласка.
Написаны им и рассказы, и сказки –
3 ребёнок: Страницы волшебных, волнующих книг!
Люби и храни наш великий язык!
4 ребёнок: Как же прекрасен родной мой язык,
Волшебный, певучий, играющий.
Словно прозрачный хрустальный родник
Сердце и душу ласкающий.
5 ребёнок: В нём каждое слово – бесценный алмаз.
В нём каждая песня – красавица.
Порою – прекрасный, суровый подчас,
Отечество наше им славится.
Ведущий: – Мы сегодня собрались не случайно в этом зале: мы поговорим сразу о трёх праздниках, связанных с грамотой и родным языком! Древнейшим праздником, который праздновался на Руси, был День Наума – Грамотника. Этот день отмечался в старину как праздник грамоты и праздновался он 14 декабря. 21 февраля во всем мире отмечается «Международный день родного языка», а 24 мая – День славянской письменности. Как вы думаете, почему так много праздников посвящено родному языку?
Дети: – Потому что в жизни каждого человека родной язык – это тот, на котором человек произнес свои первые слова: мама, папа, дом. Язык – это хранитель истории нашей страны, наша память и наше настоящее и будущее. Родной язык дорог каждому человеку, поэтому его надо любить и беречь.
Ведущий: – Ребята, подскажите мне, что помогает народу сохранить язык, рассказать нам о том, как жили люди раньше, сберечь традиции?
Дети: – Сказки, пословицы и поговорки, устное народное творчество – пестушки, потешки, частушки.
Ведущий: – А вот и книга, наверное, в ней вся мудрость народная храниться! Посмотрим?
Дети: – Да!
Проблемная ситуация.
Ведущий: – Ой! Ребята, а книга – то закрыта! Что же делать?
Дети: – Надо открыть!
Ведущий: – А как это сделать?
Дети: – Надо ключ найти!
Ведущий: – Отгадайте загадку:
То как синий поясок
Пробиваюсь сквозь песок. (Родниковый ключ)
То лечу автомашину,
Ей откручиваю шину. (Гаечный ключ)
То на пять певучих рук
Усадил я каждый звук. (Скрипичный ключ)
То звенящею походкой
Открываю дверь бородкой. (Дверной ключ)
Работящ, хитёр, певуч!
Отгадали? Это … ключ.
Ведущий: – Верно. Про какие ключи эта загадка? Какой ключ нужен нам?
Дети: – Дверной.
Ведущий: – Ну что же, идём ключ искать! Торопись, честной народ, становитесь в хоровод!
Водят хоровод, проходят на свои места, открывается занавес. Стоит печь, около печи спит Емеля.
- Основная часть.
Ведущий: – Ребята, в какую сказку мы попали?
Дети:– «По щучьему велению».
Ведущий: – Здравствуй, Емелюшка! Ты всё спишь, а к тебе гости пожаловали!
Емеля: – А? Что? Где? Здравствуйте, гости дорогие! А что случилось – то?
Ведущий: – А случился нынче праздник у нас необычный – Международный день родного языка.
Емеля: – Что – то не слыхал я про такой праздник. Новый год – знаю. Масленицу – знаю, а ваш праздник – не знаю.
Ведущий: – Тёмный, видно, ты человек, Емеля!
Емеля: (Хватает зеркало, смотрит на себя со всех сторон) Где? Что – то я не вижу, вроде светлый.
Ведущий: – Вот я и говорю – спишь целый день, ничего не знаешь, пустая твоя голова!
Емеля: (Стучит по голове, потом по пустому ведру, слышится звонкий звук)
– Нееет! Что ты такое говоришь? Не пустая моя голова!
Ведущий: – Видите, ребята, совсем меня Емеля не понимает.
Емеля: – Так как тебя понять, коли ты непонятно говоришь!
Ведущий: – Ребята, объясните Емеле, что значит «тёмный человек» и «пустая голова».
Дети: – В русском языке одни и те же слова могут обозначать сразу несколько разных предметов или иметь несколько значений. Это слова – многозначные. А выражения «тёмный человек» и «пустая голова» означают глупого, невежественного человека.
Емеля: – Понятно теперь. А ещё такие слова есть?
Ведущий: – Конечно, например: кисть, ручка, иголка, коса, ножка, шляпка и очень много других.
(Показ презентации по названным словам. Дети комментируют изображения)
Емеля: – А откуда вы всё это знаете?
Дети: – Мы ходим в детский сад, готовимся к обучению грамоте и много читаем.
Емеля: – А я совсем не читаю… я совсем не знаю, что такое – грамота.
Ведущий: – Оставайся с нами заниматься, и мы с ребятами постараемся тебе помочь. Ребята, расскажем о грамоте Емеле? Ведь и праздник наш сегодня об этом.
Дети: – Да!
Ведущий: – Только и ты, Емелюшка, нам помоги!
Емеля: – А что делать – то надо?
Ведущий: – Хотели мы волшебную книгу прочитать, а ключика от неё нет. Помоги нам ключ отыскать!
Емеля: – Ну, это пара пустяков! (берёт ведро) А ну-ка, по щучьему велению, по моему хотению появись ключ!
Появляется в ведре ключ гаечный.
Емеля: – Ой, что это?
Дети: – Это гаечный ключ. Он нужен для соединения разных деталей с помощью скручивания болтов и гаек.
Ведущий: – Но он не поможет нам книгу открыть!
Емеля: – А может, он поможет мне эти детали соединить, а то я никак не разберу, что к чему?
Ведущий: – Ребята, поможем Емеле?
Дети: – Конечно! (Собирают из конструкторов буквы)
Емеля: – И что за разные крючочки вы наделали? Зачем они и кому нужны – то?
Ведущий: – Да ты что, Емелюшка, неужто не узнаёшь, что это?
Емеля: – Ну, почему же не узнаю! Вот это на шалаш похожа, эта – на молоток…
Ведущий: – Ребята! Расскажите Емеле, что вы собрали!
Дети: – Емеля, мы собрали буквы. Буквы нужны, чтобы книги читать. Коли человек грамотный, он из книг такого ума набирается, что только сердце радуется. Ведь в книгах про все на свете написано – и какие где есть страны, и какие люди в них живут, и какие цветы растут, и какие звери водятся.
А придумали для нас и составили все буквы в АЗБУКУ два брата – просветители словенские Кирилл и Мефодий. Поэтому и называется наш славянский алфавит «кириллицей».
Ребёнок: Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!
Емеля: – Да, трудное это дело – грамотой заниматься!
Ведущий: – Ребята, а как вы понимаете слово «грамота»?
– Ответы детей.
Слово «грамота» произошло от греческого слова «грамма», т.е. «написанное». Значит, грамота – это умение читать и писать. Люди мечтали об умении читать и писать, тянулись к знаниям, потому что понимали, что «без грамоты – как без свечи в потемках».
Наши предки издавна обучению грамоте придавали большое значение.
Святой Наум – Грамотник был покровителем ребят-учеников.
Вот и поговорки про это сложили: «Батюшка Наум, наведи меня на ум!»,
Помните об этом, когда грамоте обучаетесь!
Давайте вспомним и назовем пословицы и поговорки о добром слове, уме, учебе. Я начну, а вы продолжайте:
Ученый человек – (дело хорошее)
За одного грамотного – (двух неграмотных дают).
Пришёл Наум – (пора браться за ум).
Кто грамоте горазд, (тому не пропасть).
Корень ученья горек, (да плод сладок).
Ученье – свет, (а не ученье – тьма).
Век живи, (век учись).
Возьми книгу в руки – (не будет скуки).
Сначала подумай – (потом говори).
Красна птица пером, (а человек умом).
Умная голова сто голов кормит, (а худая и себя не прокормит).
Не на пользу книги читать, (коли только вершки в них хватать).
Ведущий: – Ну что, Емеля, много нового узнал? – Грамоте учиться – всегда пригодится.
Емеля: – Ох, много! (трогает голову) Теперь точно голова не пустая у меня!
Буду грамоте учиться!
Всегда в жизни пригодится.
Много добрых светлых дум
Дарит Грамотник Наум!
Ведущий: – Молодец, Емелюшка, теперь попробуй ещё раз, ключ поищи!
Емеля: (говорит в ведро) – А ну – ка, Щука, по – щучьему велению, по моему хотению, дай – ка мне ключик!
Из ведра появляется родниковый ключ.
Емеля: – Да что же это такое! Опять не тот?
Ведущий: – Ребята, а это какой ключ?
Дети: – Это ключ родниковый.
Емеля: – Но он- то почему ключом называется? Он же жидкий!
Дети: – А потому, что открывает он землю и выпускает на поверхность водицу студеную, с которой реки начинаются. А по – другому, называется он родником, и созвучно это слово другим словам, самым дорогим для человека: Родина, родители, родня, родные, род, родственники, сородичи, природа, порода.
Емеля: – Есть у меня недалеко ключик такой быстрый, давайте с ним наперегонки поиграем!
Дети играют в «Ручеёк».
Ведущий: – Видишь, Емеля, какой волшебный русский язык, сколько в нем необычного и интересного!
Емеля: – Вижу! А я ведь тоже кой чего знаю и умею. Сейчас покажу вам шутки на полминутки. А вы помогайте! (Дети показывают инсценировки)
- – Где ты, брат Иван?
– В горнице.
– А что делаешь?
– Помогаю Петру.
– А Петр что делает
– Да на печи лежит.
- – Федул, что губы надул?
– Да кафтан прожег.
– Зашить можно.
– Иглы нет.
– А велика дыра?
– Один ворот остался?
- – Я медведя поймал!
– Так веди сюда!
– Не идет.
– Так сам иди!
– Да он не пускает…
- – Андрейка, детка, о чем плачешь?
– Об ворота головой ударился.
– Когда это случилось?
– Вчера.
– А что ты сегодня плачешь?
– А вчера дома никого не было.
Ведущий: – Молодец, Емеля, повеселил нас! А теперь попробуй ещё раз, ключ поищи!
Емеля: (говорит в ведро) – А ну – ка, Щука, по – щучьему велению, по моему хотению, дай – ка мне ключик!
Из ведра появляется скрипичный ключ.
Емеля: – Это что ещё за штука?
Дети: – Это музыкальный скрипичный ключ.
Ведущий: В старину люди не только уму разуму учились, но и веселиться умели.
Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки!
И мальчишки тоже встанут, от девчонок не отстанут!
Дети выходят и поют частушки.
В зале мы гостей собрали,
Но не для потехи.
Мы сегодня пропоём
Про свои успехи.
Топни, ножка-нога,
Топни, правенькая.
Весь букварь я изучаю,
Хоть и маленькая.
С Букварём кто не в ладу,
С тем я дружбу не веду.
У меня характер крут –
Уважаю с детства труд!
Пока грамоты не знал, не мог книжки я читать,
А как буквы я осилил, все слова стал разбирать.
Смотрит в книгу человек – точки да крючочки,
А для грамотных, смотри, буквы встали в строчки.
Прочитаешь ты слова, книжку одолеешь.
Коль научишься читать, в жизни все сумеешь.
Жить без книг теперь не сможем,
Дорог нам их вечный свет.
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет!
Дети проходят на места.
Ведущий: – Ну что ж, Емеля! Уже праздник заканчивается, а ключ мы так и нашли! Как же книгу нам открыть?
Емеля: – Подождите, я, кажется, понял! (говорит в ведро) По – щучьему велению, по – моему хотению, дай – ка мне, Щука, ключ для замочка, который книгу волшебную открыть сможет!
Появляется в ведре большой дверной ключ.
- Заключительная часть.
Дети: – Ура! Нашёлся! (Емеля открывает книгу, достаёт из неё маленькие книги, дарит детям).
– Ребята, огромное спасибо вам за науку! Объяснили мне, неразумному, что такое грамота и зачем она нужна. Кланяется.
Я ко всем наукам ключ имею.
Я со всей Вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
Емеля прощается и уходит.
- Рефлексия.
Ведущий: – Ребята, вспомните, какая проблема была у нас в самом начале?
Дети: – Нам надо было найти нужный ключ, чтобы открыть книгу.
Ведущий: – Мы нашли ключ?
Дети: – Да, конечно!
Ведущий: – Ребята, скажите, какие знания и умения вам пригодились во время поиска ключа? Какое задание вам показалось самым весёлым? Самым простым? Самым трудным? Что запомнилось и хотелось бы повторить ещё? (Дети отвечают, делятся эмоциями).
Ведущий: – Сегодня вы показали свои знания, применили умения и поняли, как богат наш родной русский язык, и как много ещё предстоит вам узнать нового и интересного. Мы обязательно продолжим! А пока – до свидания!
Дети прощаются и уходят в группу.
Источники: интернет – ресурсы:
Nsportal
Infourok.ru
Maam.ru
Doshkolnik.ru
Ped-kopilka.ru
Сайт «Мудрый гном» и др.
Литература.
- Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: «Знание», 1983.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М.:«Знание», 1974.
- Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: «Знание», 1991.
- Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика 1972.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975.
- Педагогическая энциклопедия. – М.: «Знание», 1979.