ПРОЕКТ (СЦЕНАРИЙ) коммуникативно-речевого практикума «Сказочные сюжеты и любимые герои!»

ФИО: Алексеева Е.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1370
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: ПРОЕКТ (СЦЕНАРИЙ) коммуникативно-речевого практикума «Сказочные сюжеты и любимые герои!»
Итоговая оценка: 1 место,  88 баллов(-а)



ПРОЕКТ (СЦЕНАРИЙ)
коммуникативно-речевого практикума
Возрастная группа: старшая (дети 5-6 лет)

Тема: «Сказочные сюжеты и любимые герои!»

Цель: комплексная активизация коммуникативной, речевой и познавательной деятельности детей.

Образовательные задачи (воспитательные, обучающие, развивающие):
1. расширение и обогащение активного словаря детей за счет новых слов, понятий, использования предлогов,
2. развитие восприятия, образного мышления и творческого воображения,
3. воспитание интереса к русскому языку, к художественной литературе,
4. поощрение проявления комментирующей и обобщающей функции речи,
5. стимулирование конструктивного взаимодействия между детьми.

Понятия (новые и для закрепления): злато-богатство, богатыри – патруль-дозор-охрана-защита, ученый, реальная – настоящая, сказочная – фантастическая, предлоги – над, под, между, понятия – рядом, ближе, дальше, вверху, внизу.

Материалы: виммельбух по сказкам А.С. Пушкина, виммельбух по любимым мультфильмам детей, персонажи из современных сказок и мультфильмов, поисковички, мольберт, магниты, дорожка, коврик.

Планируемые результаты:
Дети узнали новые слова, закрепили использование предлогов и отдельных понятий;
Активно включались в диалог, улучшилось качество речевых высказываний, проявлялись навыки комментирования и обобщения;
Дети продемонстрировали конструктивное взаимодействие с педагогом и сверстниками;
Дети проявляли заинтересованность в общении и познавательную активность.

1. Мотивационный этап образовательной ситуации (вызвать интерес, эмоциональный отклик детей)
Технологические компоненты деятельности детей и взрослого
на данном этапе
Действия педагога
Действия детей
Планируемый результат
Актуализация знаний детей
Сказочный зачин, сказочное приветствие, интригующие вопросы
Высказывают предположения, удивляются, проявляют интерес
Понимают отличие сказочной ситуации от реальной
Знакомство с новыми объектами, словами.
Осознание смысла и проговаривание новых слов в разных речевых ситуациях
Демонстрация виммельбуха в сопровождение с текстом. Предлагает детям вслушаться в текст и познакомиться с новыми словами. Вместе с детьми проговаривает слова и помогает детям осознать их смысл
Рассматривают виммельбух, высказываются, размышляют.
Повторяют слова, высказывают предположения, суждения
Зрительное и слуховое сосредоточение, речевое комментирование. Закрепление понятий
Включение во взаимодействие, ситуация выбора (с опорой на деятельность детей)
Предоставление права выбора частей виммельбухов, предложение рассмотреть их и объединится в пары (с помощью картинки – найти недостающую часть, половинку картинки)
Дети выбирают иллюстрацию, рассматривают, ищут продолжение или начало картинки. Фиксируют выбор, рассаживаются за столы парами
Включаются в совместную деятельность, понимают сюжет, изображенный на картинке

2. Деятельностный этап образовательной ситуации. Педагог осуществляет диалог с детьми, следуя за их инициативой, учитывает их интересы, раскрывает содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов. Задает уточняющие вопросы. Предлагает игровые задания и упражнения. Организует коммуникацию между детьми. С помощью специальных инструментов совершенствует восприятие детей.
Технологические компоненты деятельности детей и взрослого на данном этапе
Содержание
деятельности

Культурно-смысловой контекст
Материалы, средства для самостоятельной деятельности детей с виммельбухом
Практическая деятельность с виммельбухом, коммуникация между взрослым и детьми, между детьми. Практика высказываний, с элементами драматизации и познавательной активности, комментирования. Закрепление правила «слушаем друг друга».
Прием «погружение в картину», проживание ситуации в роли персонажа (перенос ощущений, комментирование, самостоятельная деятельность детей на поверхности виммельбуха с использованием поисковичков); групповое/ индивидуальное обсуждение, монологи и диалоги.
Тренировка в зрительном сосредоточении, поиск персонажей с комментированием.
Создание развивающих и ценностных ситуаций для восприятия и размышления, используя вопросы-подсказки, вопросы-уточнения: что или кто это? что делает? для чего? для кого? Почему? Зачем? Как он говорил? Как он поступил? Хорошо это или плохо? Что будет, если…? А что он увидел…? Куда вы с ним отправились? Как ты догадался…? А где еще…? Что-то или кто-то есть у всех? Кто вам больше всех нравится? А почему?
Виммельбух по сказкам Пушкина. Разрезной Виммельбух по серии мультфильмов про Лунтика. Отдельные персонажи из мультфильмов (игрушки из киндер-сюрпризов по современным мультфильмам).
Лупа-поисковик на каждого ребенка.

Комментирование выбора любимых персонажей, свободная речевая коммуникация
Предлагает детям осуществить выбор любимых персонажей и поздороваться друг с другом.
Помогает структурировать рассказ.
Выбирают любимых персонажей, могут рассказать о нем, поясняют, почему выбрали. Вспоминают, как можно поздороваться. Отправляются в гости к друзьям Лунтика, комментируя свои действия в паре.
Проявляют речевую активность, демонстрируют эмоциональное отношение к выбранному персонажу, вступают во взаимодействие со сверстниками.
3. Рефлексивный этап образовательной ситуации (проведение совместной рефлексии детей и педагога (самооценка, самоконтроль)
Технологические компоненты деятельности детей и взрослого на данном этапе
Примерные высказывания и вопросы для диалога с детьми
Обсуждение итогов работы с виммельбухами, представление результатов взаимодействия, оценочные суждения
Вы так интересно рассказывали о своих любимых сказках, мультфильмах, их героях, что я очень много нового для себя узнала! Спасибо вам ребята. А кто запомнил, что значит старинное русское слово – «злато», «богатыри», «ученый»? Молодцы, я могу назвать вас знатоками русского языка!
Работа в парах: Давайте спросим у … : Ребята, а вы сегодня что-то новое узнали? А много ли богатых персонажей нашли?
А получилось у вас рассматривать вдвоем, веселее вместе или лучше одному? Вы друг другу помогали?
Мне показалось, что … работали дружно, они рассказывали друг другу, что нашли с помощью лупы, не ссорились, а уступали друг другу, вели себя как настоящие друзья и были похожи на Лунтика, который всегда всем старался помочь!
Открытый конец (осуществление планирования действий по созданию виммельбуха в будущем, в детском саду или дома).
Выслушав вас, я поняла, что вам было интересно, а в парах мы еще поучимся работать, ведь мы хотим стать настоящими друзьями?! Я вам дарю вот такую мегараскраску, и Вы все дружно раскрасите ее и придумаете свои сказки, которые расскажите своим друзьям, воспитателям, родителям.