Модель реверсивного наставничества «Содружество профессионалов»
«Настоящий учитель тот, кто может спуститься с вершины своего знания до незнания ученика и, взяв его за руку, снова совершить восхождение». Ш. Амонашвили.
В настоящее время наставничество актуально не только в образования, но и в других сферах деятельности. О роли наставничества неоднократно говорил в своих выступлениях В. В. Путин и в Указе «О национальных целях и задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поручил обеспечить создание условий для развития наставничества. С сентября 2021 г на базе нашей школы действует Целевая модель наставничества. Она разработана в целях достижения результатов федеральных проектов «Современная школа», «Молодые профессионалы», «Успех каждого ребенка».
В школу приходят молодые специалисты с желанием работать, неравнодушные к детям, с «искоркой» в глазах и в душе. Молодых специалистов пугает та ответственность, которая ложится на их плечи, испытывая при этом высокое эмоциональное напряжение, они не справляются с трудностями самостоятельно и тихо уходят в другие сферы. Задача более опытных педагогов не упустить этот момент, поддержать и помочь молодым специалистам. Наставник именно тот человек, который поможет справиться с трудностями, разобраться в их причинах, поможет адаптироваться к новому коллективу и классам. Опыт наставничества повышает и профессиональный уровень наставника.
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Из всех видов наставничества хочется выделить реверсивное наставничество, которое мы используем в своей практике.
Реверсивная модель – обоюдное наставничество учителей, при котором каждый выполняет роль и наставника, и подопечного. Эта модель помогает развивать культуру толерантности, а так же молодым специалистам формировать более крепкие, доверительные отношения с учителями-наставниками. Благодаря этому, они стремятся открыто высказывать свои мысли и идеи, проявлять активность, индивидуальный творческий подход к педагогической деятельности. А это положительно влияет на вовлеченность учителей в жизнь школы, ее процессы и развитие.
Наставничество в школе – это отношения учителя – стажера и педагога – наставника на начальном этапе вхождения в профессию. Для нас наставничество – это прежде всего плодотворное сотрудничество и взаимообмен знаниями и компетенциями. В нашем городе Армавире Краснодарского края есть Государственный педагогический университет. Выпускники получают образование на высоком уровне, владеют ИКТ-компетенциями. Наставничество-сотрудничество предполагает систематическую работу опытного учителя-мастера по развитию у молодого специалиста необходимых практических навыков и умений ведения педагогической деятельности, а выпускник ВУЗа обогащает наставника новинками в сфере образования, помогает освоить компьютерные технологии.
Реализация программы наставничества в МБОУ СОШ 5 осуществляется в соответствии со следующими документами:
– положение о наставничестве, которое опубликовано на школьном сайте (http://school5.armavir.kubannet.ru/)
– приказ директора школы о назначении наставников
– план работы наставника, журнал и отчеты о проделанной работе
– протоколы заседаний МО, на которых рассматривались вопросы о наставничестве
Цель – организовать взаимодействие педагога-мастера и молодого специалиста для достижения вершины профессиональной деятельности.
Задачи:
– улучшение показателей в образовательной и воспитательной деятельности;
– адаптация и подготовка молодых специалистов к самостоятельной и осознанной педагогической деятельности;
– совершенствование профессиональных и моральных качеств, ответственности, дисциплинированности, инициативности как у наставляемых, так и у наставников.
В наставнической работе используем следующие формы и методы:
– взаимопосещение уроков (согласно плану работы наставника)
– совместные внеклассные мероприятия (согласно плана воспитательной работы школы)
– беседы (по мере необходимости, на основании выявленных дефицитов)
– тренинги (сборник Диагностических методик. Серия «Библиотека молодого педагога»)
– методические консультации (план работы наставника)
– участие в дистанционных мероприятиях (по согласованию)
– семинары, вебинары на образовательных платформах
– тематические выступления на заседаниях школьного методического объединения
– анкетирование
Дорожная карта (реализация модели наставничества)
Этапы наставничества | Сроки | Мероприятия | Ответственный |
Формирование базы наставляемых | Сентябрь (ежегодно), по необходимости | 1.Проведение ситуационного анализа (SWOT анализом)
2.Обеспечение согласий на сбор и обработку персональных данных. |
Куратор, руководители МО |
Формирование базы наставников | Сентябрь (ежегодно), по необходимости | Формирование банка данных наставников, обеспечение согласий на сбор и обработку персональных данных | Куратор, руководители МО |
Организация обучения педагогических работников, наставников, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий | По согласованию | Подготовка методических материалов для сопровождения наставнической деятельности;
проведение консультаций, организация обмена опытом среди наставников |
Куратор, наставники |
Организация общей встречи потенциальных наставников и наставляемых | Сентябрь | Организована общая встреча, проведено анкетирование на предмет предпочитаемого наставника и наставляемого | Наставники |
Формирование наставнических пар или групп и организация их работы | Сентябрь | Сформированы наставнические пары или группы | Куратор |
Утверждение индивидуальных планов | Сентябрь | Приказ школы | Куратор, директор школы |
Реализация индивидуальных планов | В течение всего периода | Планы реализуются | Наставники |
Результаты работы | 1 полугодие, год | Сравнительный анализ показателей учебной и воспитательной деятельности | Наставники, куратор |
Результативность наставнической деятельности
После года работы по реверсивной модели программы наставничества «Содружество профессионалов» молодые специалисты Кильдюшкина Д.А. и Дарбинян С. М. в 2022-23 учебном году подали заявки на участие в профессиональном конкурсе «Педагогический дебют», Канатова С. О в октябре 2022 г уже участвовала в Муниципальном конкурсе «Самый классный классный». Кильдюшкина Д.А. подготовила трёх призёров муниципальной олимпиады по математике (2 уч-ся) и естествознанию.
Практика наставничества реализовывалась в течение двух лет. В функцию наставников входило методическое сопровождение овладения молодыми учителем структурой современного урока в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО, работы учителя над развитием универсальных учебных действий у учащихся класса, включение класса во главе с педагогом в систему школьных мероприятий и проектов, осуществление общего контроля за образовательным процессом в классе. Учителя-наставники оказывали разностороннюю помощь в организации освоения предметного содержания, совместно разрабатывали технологические карты уроков, сопровождали работу молодых специалистов при проверке работ школьного этапа ВсОШ, ВПР, конкурсных материалов и т.д.
Наставничество, хоть и требовало определенных временных затрат с обеих сторон, не являлось дополнительной, «насаждаемой» нагрузкой на наставников и наставляемого, так как вся работа велась непосредственно по ходу осуществления трудовой деятельности. К тому же, очень важную роль сыграло желание наставляемого педагога активно совершенствовать свою педагогическую компетентность, быстрая обучаемость, профессиональная гибкость и легкость в общении.
Механизмом наставничества в формате учитель – учитель стало взаимопосещение уроков наставника и наставляемого. В течение первого года взаимопосещение практиковалось на постоянной основе. Наставник выстраивал уроки таким образом, чтобы наставляемому были максимально понятны структура урока, содержание деятельности на каждом из этапов, обоснованность применяемых форм работы и подбор учебных материалов. При посещении уроков наставляемого учитель-наставник давал практические советы для успешного освоения учащимися предметного содержания, осуществления контрольно-оценочной деятельности по предмету, приемах мотивации и рефлексии деятельности на уроке. Привлечение и сопровождение работы наставляемого в экспертной работе также можно считать одним из важных механизмов наставничества. Участники вместе подробно изучали форматы КИМ, критерии оценивания отдельных видов работ, осуществляли пошаговую проверку и перепроверку с обсуждением основных моментов. Молодые педагоги будут участвовать в качестве организаторов при проведении ОГЭ и ЕГЭ.
Все молодые специалисты стали участниками сообщества учителей ИРО Краснодарского края.
Молодым учителям неоднократно объявлялась благодарность от родителей учащихся класса за качественную организацию образовательного и воспитательного процесса. Молодые специалисты получили благодарность от родителей за организацию на высоком уровне дистанционного обучения на платформах Учи.ру и Якласс.
На школьном уровне наставляемые педагоги неоднократно выступали на методических совещаниях, педагогических советах, семинарах, входили в экспертные группы по проверке проектных работ. Активно принимали участие в методических событиях, связанных с реализацией проекта по поддержке детского и юношеского чтения, в частности в конкурсе чтецов «Народы как одна семья»
Таким образом, считаем данную практику наставничества успешной. Так как используемые механизмы и инструменты являются универсальными и подходят для работы с педагогами на любом уровне начального и общего образования, описанная практика легко поддается масштабированию и применима полностью или частично в любой общеобразовательной организации.
Президент РФ В.В. Путин подчеркнул: «…В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год – будет посвящен в нашей стране педагогам и наставникам…»
Приложение.
Важно при выстраивании взаимодействия с наставляемым провести ситуационный анализ.
Для проведения такого анализа существует полезный инструмент, называемый SWOT анализом.
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
1.Что вы делаете в своей работе особенно хорошо?
- Что отличает вас от других?
3.Каковы ваши личные качества помогают вам в работе?
4.Какими личными ресурсами Вы располагаете?
- Какими профессиональными достижениями уже можете гордиться?
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
- Что у Вас получается в профессиональной деятельности не так хорошо?
- В чём Вы видите причину неудовлетворительных результатов?
- Каких задач Вы стараетесь избежать в работе?
- Каких навыков Вам не хватает, чтобы показывать лучшие результаты?
ВОЗМОЖНОСТИ
- Есть ли какие-либо курсы, вебинары по интересующими Вас направлениям профессионального роста?
2.Знаете ли Вы сайты, рекомендованные министерством просвещения Российской Федерации?
- Как это можно улучшить?
УГРОЗЫ
1.Какие препятствия встают перед вами в профессиональной деятельности?
Список литературы
- Термины и определения в соответствии с Распоряжением Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»
- Резанович И. В. Многоуровневое наставничество и модели его реализации в образовательных организациях // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2021. № 1. С. 66”69. DOI 10.47438/2309-7078_2021_1_66
- Диагностика особенностей адаптации, деятельности и профессиональноличностных затруднений молодого педагога [Текст] : Сборник диагностических методик. Серия «Библиотека молодого педагога» / Авторысоставители: Данилов С. В., Шустова Л. П., Кузнецова Н. И. – Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2018. – 98 с. – 100 экз.