Модель реверсивного наставничества “Содружество профессионалов”

ФИО: Олейникова Е.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1374
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Модель реверсивного наставничества "Содружество профессионалов"
Итоговая оценка: 1 место,  88 баллов(-а)



 

Модель реверсивного наставничества «Содружество  профессионалов»

«Настоящий учитель тот, кто может спуститься с вершины своего знания до незнания ученика и, взяв его за руку, снова совершить восхождение». Ш. Амонашвили.

В настоящее время наставничество актуально не только в  образования, но и в других сферах деятельности. О роли наставничества неоднократно говорил в своих выступлениях  В. В. Путин  и в Указе «О национальных целях и задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поручил обеспечить создание условий для развития наставничества.  С сентября 2021 г на базе нашей школы действует  Целевая модель наставничества. Она разработана в целях достижения результатов федеральных проектов «Современная школа», «Молодые профессионалы», «Успех каждого ребенка».

В школу приходят молодые специалисты с желанием работать, неравнодушные к детям, с  «искоркой» в глазах и в душе. Молодых специалистов пугает та ответственность, которая ложится на их плечи, испытывая при этом высокое эмоциональное напряжение, они не справляются с трудностями самостоятельно и тихо уходят в другие сферы. Задача более опытных педагогов  не упустить этот момент, поддержать и помочь молодым специалистам. Наставник именно тот человек, который поможет справиться с трудностями, разобраться в их причинах, поможет адаптироваться к новому коллективу и классам. Опыт наставничества повышает и профессиональный уровень наставника.

Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций,  ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Из всех видов наставничества хочется выделить реверсивное наставничество, которое мы используем в своей практике.

Реверсивная модель – обоюдное наставничество учителей, при котором каждый выполняет роль и наставника, и подопечного. Эта модель помогает развивать культуру толерантности, а так же молодым специалистам формировать более крепкие, доверительные отношения с учителями-наставниками. Благодаря этому, они стремятся открыто высказывать свои мысли и идеи, проявлять активность, индивидуальный творческий подход к педагогической деятельности. А это положительно влияет на вовлеченность учителей в жизнь школы, ее процессы и развитие.

Наставничество в школе  – это отношения учителя – стажера и педагога – наставника на начальном этапе вхождения в профессию. Для нас наставничество – это прежде всего плодотворное сотрудничество и взаимообмен знаниями и компетенциями. В нашем городе Армавире Краснодарского края есть Государственный педагогический университет. Выпускники получают образование на высоком уровне, владеют ИКТ-компетенциями. Наставничество-сотрудничество предполагает систематическую работу опытного учителя-мастера  по развитию у молодого специалиста необходимых  практических навыков и умений ведения педагогической деятельности, а выпускник ВУЗа обогащает наставника новинками в сфере образования, помогает освоить компьютерные технологии.

Реализация программы наставничества в МБОУ СОШ 5 осуществляется в соответствии со следующими документами

– положение о наставничестве, которое опубликовано на школьном сайте (http://school5.armavir.kubannet.ru/) 

– приказ директора школы о назначении наставников

– план работы наставника, журнал и отчеты о проделанной работе

– протоколы заседаний МО, на которых рассматривались вопросы о наставничестве

Цель – организовать взаимодействие педагога-мастера и молодого специалиста для достижения вершины профессиональной деятельности. 

Задачи:

– улучшение показателей в образовательной и воспитательной деятельности;

– адаптация и подготовка молодых специалистов к самостоятельной и осознанной педагогической деятельности;

– совершенствование профессиональных и моральных качеств, ответственности, дисциплинированности, инициативности  как у наставляемых, так и у наставников. 

В наставнической работе используем следующие формы  и  методы:

взаимопосещение уроков (согласно плану работы наставника)

– совместные внеклассные мероприятия (согласно плана воспитательной работы школы)

– беседы (по мере необходимости, на основании выявленных дефицитов)

– тренинги (сборник Диагностических методик. Серия «Библиотека молодого педагога»)

– методические консультации (план работы наставника)

– участие в дистанционных мероприятиях (по согласованию)

– семинары, вебинары на образовательных платформах

– тематические выступления на заседаниях школьного методического объединения

– анкетирование

Дорожная карта (реализация модели наставничества)

Этапы наставничества Сроки Мероприятия Ответственный
Формирование базы наставляемых Сентябрь (ежегодно), по необходимости 1.Проведение ситуационного анализа  (SWOT анализом)

2.Обеспечение согласий на сбор и обработку персональных данных.

Куратор, руководители МО
Формирование базы наставников Сентябрь (ежегодно), по необходимости Формирование банка данных наставников, обеспечение согласий на сбор и обработку персональных данных Куратор, руководители МО
Организация обучения педагогических работников, наставников, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий По согласованию Подготовка методических материалов для сопровождения наставнической деятельности;

проведение консультаций, организация обмена опытом среди наставников 

Куратор, наставники
Организация общей встречи потенциальных наставников и наставляемых Сентябрь Организована общая встреча, проведено анкетирование на предмет предпочитаемого наставника и наставляемого Наставники
Формирование наставнических пар или групп и организация их работы Сентябрь Сформированы наставнические пары или группы Куратор
Утверждение индивидуальных планов Сентябрь Приказ школы Куратор, директор школы
Реализация индивидуальных планов В течение всего периода Планы реализуются Наставники
Результаты работы 1 полугодие, год Сравнительный анализ показателей учебной и воспитательной деятельности Наставники, куратор

Результативность  наставнической деятельности

После года работы по реверсивной модели программы наставничества «Содружество профессионалов» молодые специалисты Кильдюшкина Д.А. и Дарбинян С. М. в 2022-23 учебном году подали заявки на участие в профессиональном    конкурсе «Педагогический дебют»,  Канатова С. О в октябре 2022 г уже участвовала в Муниципальном конкурсе «Самый классный классный». Кильдюшкина Д.А. подготовила трёх призёров муниципальной олимпиады по математике (2 уч-ся) и  естествознанию. 

Практика наставничества реализовывалась в течение двух лет. В функцию наставников  входило методическое сопровождение овладения молодыми учителем структурой современного урока в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО, работы учителя над развитием универсальных учебных действий у учащихся класса, включение класса во главе с педагогом в систему школьных мероприятий и проектов, осуществление общего контроля за образовательным процессом в классе. Учителя-наставники оказывали  разностороннюю помощь в организации освоения предметного содержания, совместно разрабатывали технологические карты  уроков, сопровождали работу молодых специалистов  при проверке работ школьного этапа ВсОШ, ВПР, конкурсных материалов и т.д. 

Наставничество, хоть и требовало определенных временных затрат с обеих сторон, не являлось дополнительной, «насаждаемой» нагрузкой на наставников и наставляемого, так как вся работа велась непосредственно по ходу осуществления трудовой деятельности. К тому же, очень важную роль сыграло желание наставляемого педагога активно совершенствовать свою педагогическую компетентность, быстрая обучаемость, профессиональная гибкость и легкость в общении. 

Механизмом наставничества в формате учитель – учитель стало взаимопосещение уроков наставника и наставляемого. В течение первого года взаимопосещение практиковалось на постоянной основе. Наставник выстраивал уроки таким образом, чтобы наставляемому были максимально понятны структура урока, содержание деятельности на каждом из этапов, обоснованность применяемых форм работы и подбор учебных материалов. При посещении уроков наставляемого учитель-наставник давал практические советы для успешного освоения учащимися предметного содержания, осуществления контрольно-оценочной деятельности по предмету, приемах мотивации и рефлексии деятельности на уроке. Привлечение и сопровождение работы наставляемого в экспертной работе также можно считать одним из важных механизмов наставничества. Участники вместе подробно изучали форматы КИМ, критерии оценивания отдельных видов работ, осуществляли пошаговую проверку и перепроверку с обсуждением основных моментов. Молодые педагоги будут участвовать в качестве организаторов при проведении ОГЭ и ЕГЭ.

Все молодые специалисты стали участниками  сообщества учителей ИРО Краснодарского края.

Молодым учителям неоднократно объявлялась благодарность от родителей учащихся класса за качественную организацию образовательного и воспитательного процесса. Молодые специалисты получили благодарность от родителей за организацию на высоком уровне дистанционного обучения на платформах Учи.ру и Якласс.

На школьном уровне наставляемые педагоги неоднократно выступали на методических совещаниях, педагогических советах, семинарах, входили в экспертные группы по проверке проектных работ. Активно принимали участие в методических событиях, связанных с реализацией проекта по поддержке детского и юношеского чтения, в частности в конкурсе чтецов «Народы как одна семья»         

Таким образом, считаем данную практику наставничества успешной. Так как используемые механизмы и инструменты являются универсальными и подходят для работы с педагогами на любом уровне начального и общего образования, описанная практика легко поддается масштабированию и применима полностью или частично в любой общеобразовательной организации. 

Президент РФ В.В. Путин подчеркнул: «…В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год – будет посвящен в нашей стране педагогам и наставникам…» 

Приложение

Важно при выстраивании взаимодействия с наставляемым провести ситуационный анализ.

Для проведения такого анализа существует полезный инструмент, называемый SWOT анализом. 

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ 

1.Что вы делаете в своей работе особенно  хорошо?

  1. Что отличает вас от других? 

3.Каковы ваши личные качества помогают вам в работе? 

4.Какими личными ресурсами Вы располагаете?

  1. Какими профессиональными достижениями уже можете гордиться?

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

  1. Что у Вас получается в профессиональной деятельности не так хорошо?
  2. В чём Вы видите причину неудовлетворительных результатов?
  3. Каких задач Вы стараетесь избежать в работе?
  4. Каких навыков Вам не хватает, чтобы показывать лучшие результаты?

ВОЗМОЖНОСТИ 

  1. Есть ли какие-либо курсы, вебинары по интересующими Вас направлениям профессионального роста?

2.Знаете ли Вы сайты, рекомендованные министерством просвещения Российской Федерации?

  1. Как это можно улучшить?

УГРОЗЫ 

1.Какие препятствия встают перед вами в профессиональной деятельности?

Список литературы

  1. Термины и определения в соответствии с Распоряжением Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»
  2. Резанович И. В. Многоуровневое наставничество и модели его реализации в образовательных организациях // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2021. № 1. С. 66”69. DOI 10.47438/2309-7078_2021_1_66
  3. Диагностика особенностей адаптации, деятельности и профессиональноличностных затруднений молодого педагога [Текст] : Сборник диагностических методик. Серия «Библиотека молодого педагога» / Авторысоставители: Данилов С. В., Шустова Л. П., Кузнецова Н. И. – Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2018. – 98 с. – 100 экз.