Методическая разработка по выполнению задания по композиции «Волшебная бумага» (Опыт работы с детьми с ментальными нарушениями)

ФИО: Нейросеть YandexGPT
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1403
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Успехи и достижения моих учеников в области искусств», в рамках Национального проекта «Культура»
Наименование конкурсной работы: Методическая разработка по выполнению задания по композиции «Волшебная бумага» (Опыт работы с детьми с ментальными нарушениями)
Итоговая оценка: 2 место,  60 баллов(-а)



Методическая разработка по выполнению задания по композиции «Волшебная бумага» (Опыт работы с детьми с ментальными нарушениями)

 

Автор – составитель: Шарланова А.В. – педагог дополнительного образования Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования “Детская художественная школа № 4” города Иркутска 

 

  1. Пояснительную записку (предисловие).

Методическая разработка по работе с детьми с ментальными нарушениями «Волшебная бумага» предназначена для преподавателей дополнительного образования. Программа рассчитана на работу с подгруппами по 5-8 человек. В связи с тем, что учащиеся с умственной отсталостью обладают очень различными возможностями, то и выбор средств коммуникации будет зависеть как от физических, так и от интеллектуальных возможностей ребенка. 

Вариативность программы проявляется в многообразии индивидуальных подходов к выполнению заданий обучающимися, в представлении свободы учителю в выборе практических заданий. Программа предусматривает частые переключения деятельности с одного вида на другой, что делает работу динамичной, неутомительной. Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса, разнообразными средствами распределять материал и время для его изучения, как на группы, так и между группами. 

Применение бумаги для изготовления различных предметов обихода дает простор фантазии, нестандартному мышлению, то есть оказывает влияние на развитие и формирование творческих навыков. Наличие множества методов для изготовления массы папье-маше от очень простых, до сложных, дает возможность обучать этому искусству детей в возрасте от 8 до 16 лет.  Предложенный материал дает педагогам возможность творчески подходить к преподаванию различных дисциплин. Главной целью данной программы состоит в воспитании и развитии у детей художественно-эстетических начал, поддержке и формировании творческих навыков посредствам обучения различным методами  работы с бумагой. Тема работы с детьми с ментальными нарушениями актуальна. 

Применение бумаги для изготовления различных предметов обихода дает простор фантазии, нестандартному мышлению, то есть оказывает влияние на развитие. Бумагопластику можно рассматривать как один из методов сбрасывания напряжения, как способ снятия агрессии и внутренней нестабильности, тревожности. Положительное влияние, работа с бумагой,  оказывает на развитие таких личностных качеств, как аккуратность, терпеливость, сосредоточенность. Овладевая техниками, ребенок учится контролировать свои эмоции, таким образом, данный вид прикладного искусства влияет и на эмоционально-волевую сферу развития личности.   

 

  1. Содержание работы 

Принцип диалогичности, применяемый в программе, предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляется в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в художественной деятельности, содержанием которого являются обмен эстетическими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур). Диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания,  признания и принятия.

Очень важным является то, что на занятиях дети осваивают и технику обработки бумаги, и используют изготовленные игрушки для сюжетно-ролевых и подвижных игр. А ролевая игра, являясь источником развития ребенка, помогает детям лучше освоиться в окружающей действительности с помощью воспроизведения и моделирования нестандартных ситуаций. С помощью занятий  развивается умение ставить перед собой цель и достигать желаемого результата, в свою очередь, развивая и мотивационную сферу.  Художественная часть работы помогает детям оставлять на бумаге свои негативные эмоции, проигрывать негативные ситуации.

Положительной стороной задания является то, что учащиеся могут сравнить специфику решения изображения в различных материалах. Выбор материалов и техники для последовательных этапов задания определяется их доступностью и творческим опытом учащихся и педагога.

Традиционно в художественных школах и школах искусств преподаватели ведут комплекс предметов, данная программа рассчитана на проведение ее в качестве дополнительных услуг, либо в центрах дополнительного образования. Программа разбита на 6 блоков для изучения разных техник работы с бумагой.

  1. Цель блока познакомить детей с декоративно – прикладным искусство России, других стран и народов с, историей возникновения папье-маше. Знакомство с инструментами и приспособлениями для папье-маше. Познакомить с история оригами, киригами. Провести рефлексивные обсуждения поведение людей в разных странах, с помощью поговорок и пословиц, народных мудростей.  
  2. Оригами. Техника складывание базовых форм и моделей на их основе. Правила по технике безопасности с инструментами. Свойства бумаги и ее виды. Основы цветоведения. История возникновения «Оригами». Условные обозначения, принятые в оригами. Способы изготовления квадратов нужной величины. Термины и понятия принятые в оригами. Условные обозначения. Техника складывания базовых форм принятых в оригами и моделей на их основе. Практическая часть. Изготовление квадратов, прямоугольников, треугольников  разной величины, методом сгибания листа. Работа с ножницами, карандашом. Складывание моделей на основе базовых форм. Создание форм животных,  проигрывание на их основе разных психотравмирующих ситуаций, и позитивных решений этих ситуаций. Изучение животных и их поведение. Разыгрывание сценок с животными.
  3. Модульное оригами. Техника складывания модулей для масок, панно, игрушек и других изделий и соединение модулей друг с другом. Практическая часть. Складывание модульных изделий.  Обсуждение модулей как составной части целого, из чего создается хорошее отношение друг к другу. Модульные игрушки. Коллективная работа. Создание форм животных,  проигрывание на их основе разных психотравмирующих ситуаций, и позитивных решений этих ситуаций. Изучение животных и их поведение.
  4. Киригами. Отличие оригами от киригами. Техника выполнения моделей в технике киригами. Инструменты и материалы для киригами. Техника выполнения открыток с использованием киригами. Обсуждения понятия «доброта». Практическая часть. Складывание и вырезывание животных, птиц, растений, моделей в технике киригами. Изготовление объемных открыток, для друзей, обсуждение почему хочется сделать им подарок.
  5. Папье маше. Папье- маше виды приемы, этапы работы. Техника безопасности. Инструменты и материалы для папье маше.  Рефлексивные занятия о бережном отношение к изделиям вещам, людям. Подготовка материалов. Практическая часть. Изготовление основы под плоское изделие (магнит, декоративное украшение, игрушка). Изготовление изделия, и просушка. Роспись изделия.  Изготовление основы под объемное изделие плоское изделие (кукла, птички, декоративные украшения, вазы, тарелки, рамки и т.д).  Моделирование игровой ситуации с проигрованием конфликтов. Изготовление изделия, и просушка. Роспись изделия. История масок, значения их в культурных традициях народов мира связь их с эмоциями, рефлексивные занятия с маской. Этапы изготовления масок. Практическая часть. Изготовление основы. Подготовка массы  для изделия. Изготовление изделия, просушка. Грунтовка изделия и выравнивание. Роспись изделия.  Обсуждения цветов и тревоги связанные с тем или иным цветом. Изготовление посуды. С помощью разных техник папье маше. Роспись посуды. Декорирование бутылки, с помощью папье-маше. Роспись бутылки.
  6. Изготовление изделия в смешанных техниках. Эскизы либо подбор картинок, для выбора темы изделия. Выбор изделия. Выбор техник для изготовления изделия. Разбор этапов изготовления. Заготовка материалов для изготовления данного изделия. Практическая. Изготовление изделия. Декорирование. Роспись.

 

3.Заключение

Программа обучения «Волшебна бумага» включает в себя теоретическую и практическую часть. Теория включает в себя рассказы, беседы которые знакомят детей с историей бумажных изделий, игрушек, кукольных театров; раскрывают различные области применений изделий; дают представление о мастерских и творчестве художников, работающих над созданием игрушек и сувениров. В процессе практической составляющей программы учащиеся учатся работать, используя образцы и эскизы, личный пример учителя, постепенно накапливая практический опыт в изготовлении поделок от простых (изготовление плоских предметов, простейшим методом маширования) до сложных объемных изделий применением различных методов изготовления. При обучении детей с умственной отсталостью рекомендуется безотметочная система обучения.

Школьники с легкой и средней степенью умственной отсталости получают доступные им общеобразовательные и трудовые знания, умения и навыки. Под влиянием специального коррекционного обучения и воспитания они значительно продвигаются в общем развитии, у них формируются навыки учебной и трудовой деятельности, сложные формы психической деятельности. Однако это развитие идет неравномерно в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ученика. Все это обусловливает необходимость дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения, и многократного повторения пройденных тем.

Поэтому можно сказать, что программа в целом способствует гармоничному развитию личности детей и имеет большое психологическое и педагогическое значение.

  1. Список наглядного материала по теме

Тема: «Складывание моделей из прямоугольников и многоугольников» 

Игра соревнование «Кто вперед!» 

Цель: отследить навыки детей при работе с бумагой; умение складывать изделия из прямоугольников. 

Материал: два плаката с нарисованной схемой складывания модели. Методика проведения: Перед детьми ставится задача: по памяти сложить уже знакомую модель из бумаги. Оценивается конечный результат работы.

Тема: «Оригами» 

Упражнения «Повтори за мной» 

Тема: «Техника складывания базовых форм и моделей на их основе» 

Цель: Определить степень усвоения детьми учебного материала и уровень их подготовленности к занятиям. 

Методика проведения: 

«Повтори за мной». Педагог складывает бумагу, совершая различные операции, согласно схеме обозначений оригами. Обучающиеся повторяют и проговаривают в слух все действия вместе с педагогом

Тема. «Папье-маше» 

Игра «Гусеница» 

Цель: выявить знания детей о последовательности выполнения папье-маше. 

Материал: педагог из картона изготавливает мордашку гусеницы и туловище – круги, на которых написаны этапы выполнения. 

Ход игры: педагог раздает детям круги (составные части туловища гусеницы), на каждом из которых написана одна из операций выполнения папье-маше. Дети должны восстановить (собрать туловище гусеницы) последовательность изготовления папье-маше. 

Практическая часть: изготовление изделий в технике папье-маше. 

 

  1. Список используемой литературы 

1.Афонькина, С. Ю. Цветы и вазы оригами. [Текст] / С. Ю. Афонькина., Е. Ю. Афонькина.-Спб.: Издательство Дом «Кристалл», 2002.- 231с. 

  1. Афонькина, С. Ю. Драконы и динозавры: Оригами для знатоков. [Текст] / С. Ю. Афонькина., Е. Ю. Афонькина.-Спб.: Издательство Дом «Кристалл», 2001.- 192с. 

3.Бельтюкова, Н.Учимся лепить: Папье-маше. Пластилин. [Текст] / Н. Бельтюкова., С. Петрова., В. Кард. – М.: Изд-во «Эксмо-пресс»; Спб.: Валерии СПД, 2001.-224с. 

4.Быстрицкая, А. Бумажная филигрань. [Текст] / А. Быстрицкая. – Издательство: Айрис – Пресс , 2008.- 128 с. 

5.Васехина, Т.А., Селезнева, Е.В. Объемное бумагокручение. [Текст] / Т.А. Васехина., Е.В. Селезнева. – СПб.: РОО «Молодежный корейский культурно-просветительский центр», 2008. – 40 с. 

6.Выгонов, В.В. Трехмерное оригами. [Текст] / В.В. Выгонов.- М.: Издательство Дом. МСП, 2007.-128 с. 

7.Гончаров, В.В. Игрушки из бумаги. [Текст] / В.В. Гончаров.- М.: Издательство «Аким». АО «Молодая гвардия», 1997.- 63 с. 

8.Джоунс, Ф. Фантазии из бумаги: Техники. Приемы. Изделия: Энциклопедия. [Текст] / Ф. Джоунс.- М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА. -160с. 

9.Долженко, Г.И. 100 поделок из бумаги. [Текст] / Г.И. Долженко. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.- 144с. 

10.Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. [Текст] / Н.И. Дереклеева.- М.: ВАКО, 2004.-152с. 

11.Исполнева, Ю.Ф. Секреты макраме. [Текст] / Ю.Ф. Исполнева.- М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ», 2002.-144с. 55 

12.Краузе, А. Макраме. [Текст] / А. Краузе.- Т.: Изд-во ЦК Компартии Узбекистан, 1986.-64с. 

13.Кузьмина, М.А. Азбука плетения. [Текст] / М.А.Кузьмина.- М.: Легпромбытиздат, 1992.-320с. 

14.Лебедева, Е.Г. Простые поделки из бумаги и пластилина. [Текст] / Е.Г. Лебедева.- М.: Айрис – пресс, 2005.-176с. 

15.Максимова, М.В. Послушные узелки. [Текст] / М.Б. Максимова., М.А.Кузьмина.- М.: Эксмо, 2002.- 96с. 

16.Ольшанская, Ю. Е. Макраме. Техника «Кавандоли». [Текст] / Ю.Е. Ольшанская.- М.: Изд-во «Культура и традиции», 2000.-55с. 

17.Онипко, Ж.П. Ажурные работы на полотне. [Текст] / Ж.П. Онипко.- М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005.-125с. 

18.Сержантова, Т.Б. 366 моделей оригами. [Текст] / Т.Б. Сержантова.- М.: Айрис – пресс, 2003.-192с. 

18.Столяров, С.В. Я машину смастерю – папе с мамой подарю. [Текст] / С.В. Столяров.- Ярославль: Академия развития: Академия К: Академия Холдинг, 2000.-112с. 

20.Ступак,Е. Гофрированный картон. [Текст] /Е. Ступак.- Айрис-Пресс , 2009.- 32 с. 

21.Соколова, С. Театр оригами: Игрушки из бумаги. [Текст] / С. Соколова.- М.: Изд-во Эксмо; Спб.: Валерии СПД, 2003.-224с. 

22.Ступак, Е.А. Оригами. Подарки к праздникам. [Текст] / Е.А. Ступак.- М.: Айрис – пресс, 2007.-160с.