Организация и планирование системы работы по развитию графических навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративного рисования

ФИО: Нейросеть YandexGPT
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1404
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Организация и планирование системы работы по развитию графических навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративного рисования
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)



Организация и планирование системы работы по развитию графических навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративного рисования

Актуальность рассматриваемой темы связана с тем, что по данным психолого-педагогических исследований, около 80% трудностей в начальной школе связано с письмом. Это не случайно, поскольку графические навыки представляют собой сложный комплекс, включающий формирование зрительно-моторной координации, восприятие фигурнофоновых отношений, положения в пространстве и др. Несформированность отдельных составляющих этого сложного пространственно-графического комплекса создает определенные трудности в обучении не только на уровне начальной школы, но и на более поздних этапах обучения. Исследования последних лет показали особое значение пространственно-графической готовности к обучению грамоте. В большинстве программ для ДОУ не предусмотрена целенаправленная работа по развитию чертежно-графических навыков.

Между тем умение оперировать графическими изображениями является основой развития пространственных представлений не только на предметно – манипулятивном уровне, но и способствует их переводу во внутренний план.

Это особенно важно в аспекте осуществления преемственных связей между дошкольной и начальной школьной ступенями образования, поскольку успешное обучение в школе возможно при наличии у ребенка определенных графических умений.

Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 6-7-летнего ребенка с одной стороны, и самим процессом письма с другой. Чтобы избежать негативных последствий при обучении письму существует система упражнений, позволяющая каждому ребенку постепенно, без перегрузки, с максимальным учетом его индивидуальных особенностей подготовиться к этому роду деятельности. Рисование как вид изобразительного творчества даёт возможность ребёнку изображать предметы и явления окружающей действительности, выражая их в графической форме. И если ребёнок не овладел графическими средствами изображения, он в дальнейшем будет испытывать трудности в передаче образов окружающего мира.

 Рисование имеет много общего с письмом: в процессе рисования и письма формируется учебная поза будущего школьника, он овладевает графическими умениями, учится точно соизмерять движения руки, подчинять их зрительному контролю, регулировать движения руки в соответствии со словом воспитателя. В ходе освоения рисования и письма происходит правильное взаимодействие между восприятием предмета (при рисовании), знака (при письме) и его графическим изображением, начертанием, регулируются усилия руки при нажиме. Конечно, есть и существенные различия. При рисовании лист бумаги используется свободно, гораздо шире, чем при письме. А написание букв, слов, цифр строго ограничено в пространстве (клетка, строка, линия).

Декоративная деятельность развивает глазомер, точность в передаче форм, величины, пространственного расположения элементов. Рисуя орнаменты, дети: узнают приемы расположения элементов на плоскости, учатся правильно определять направления линий и движения руки, знакомятся с протяженностью, овладевают умением определять на глаз. Благодаря декоративному рисованию рука, кисть ребенка становятся сильными, движения ловкими и уверенными. Для дошкольников декоративное рисование интересно и увлекательно. Узоры привлекают детей яркостью красок, ритмом движения, возможностью украшать разные предметы. При обучении рисованию и письму специфичны и положения руки, карандаша, листа бумаги или тетради.

         

Роль декоративного рисования  в подготовке руки ребенка к письму

 

Исследования показывают, что успешное овладение графическими навыками рисования облегчает усвоения письма в школе, так как обе графические деятельности имеют много общего. 

В обоих случаях эта графическая деятельность с орудиями, оставляющими на бумаге следы в виде линий. При этом требуется определенное положение корпуса и рук, навык правильного держания карандаша, ручки (карандаш или ручка лежат на среднем пальце, сверху придерживаются указательным, сбоку большим пальцем, кисть руки опирается на мизинец, пальцы сжаты без напряжения). 

При рисовании дети изображают предмет, проводя линии в разных направлениях, различной толщины и длины. Движения руки при этом контролируются зрительно и ограничиваются плоскостью листа бумаги, но такое ограничение не требует особого внимания и усиление воли, как в письме. Перед рисующим стоит задача – использовать разнообразие линий для передачи пространственных свойств изображаемых предметов. Такое сопоставление письма  и рисования показывает, что обучение в детском саду создает необходимые предпосылки ля успешного овладения письмом. 

Например, на занятиях рисованием в старшей группе дети овладевают навыком свободного владения карандашом и кистью. Учатся регулировать свои движения в отношении темпа, силы нажима, в результате чего у них вырабатывается плавность, равномерность движения руки, которые и необходимы для письма. В процессе рисования предметов различной формы, величины, пропорций усваивается умение сохранять определенное направление движения и по мере надобности применять это направление, выдержать нужную длительность движения, подчиняя его размерам предмета по ширине и длине.

Однако упражнения в письме не должны быть длительными, чтобы не утомлять еще не окрепшие мышцы кистей рук. В письме необходимо овладеть написанием элементов букв с учетом каллиграфии, то есть правильного их расположения  на линейках и клеточках пропорционального соотношения соответствующего нажима, соединения букв. Письмо в большей степени, чем рисование требует ограничения движения руки в определенном пространстве линеек, точного выполнения задания.

Новым является освоение движений, быстро изменяющих направления на противоположные. Например, при рисовании завитков вправо и влево, петель – восьмерок (декоративное рисование), криволинейных форм.

Рисование такого рода линий и форм позволяет добиться подвижности пальцев и свободы осевых движений кисти руки, управляющих действиями карандашом и кистью. 

В старшей группе продолжается отработка и совершенствование навыка регуляции силы нажима на карандаш. В старшей группе требования к передаче пропорций предметов и их частей усложняются: дети должны передавать предметы разной формы и величины с большей точностью. В связи с этим продолжается совершенствование умений подчинять движение руки соразмерению отрезков и форм по пропорциям. Овладение этим комплексом умений невозможно без хорошего владения движениями рук. Подготовленного формированием технических навыков в предшествующих группах и требует развитие глазомера мыслительных процессов, таких, как анализ, синтез, сравнение, конкретизация. Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, зрительной памяти. Технические приемы рисования помогают в развитии двигательных ощущений, мелкой моторики руки – ведь детям приходится прорисовывать очень мелкие завитки, различные элементы росписи: точки, волнистые и прямые линии, другие детали. Ритмичность в расположении элементов декоративного узора способствует и развитию чувства ритма у ребенка.

Воспитателю уместно учитывать тягу дошкольников к узорной деятельности, привлекающий ритмом движения, возможностью шире и свободнее применять цвета, оттенки, многообразные их комбинации друг с другом.

В результате упражнений в рисовании узоров движения руки ребенка становятся более уверенными, плавными. Воспитателю необходимо научить ребенка не напрягать руку и пальцы при рисовании, дифференцировать силу нажима в работе с карандашом, красками, фломастерами. Четко передавать конфигурацию элементов узора, отображать ритм, симметрию расположения украшения, аккуратно и тщательно использовать изобразительный материал.

Рисуя узор, дети учатся держать линию. Рисование травки, точек, коротких штрихов учит ограничивать движения, что необходимо при написании букв, слов, строки. Многие детали узора напоминают фрагменты букв: овал, завитки, крючки, палочки, волны.

Задача подобных занятий – упражнений заключается не в обучении детей рисованию письменных знаков, а к развитию руки как аппарата письма.

Это связано прежде всего с тем, что основные трудности, которые дети испытывают в освоении графических навыков. Заключается именно в их неумении управлять движениями пишущей руки, так как движения каждой части руки (пальцы, кисть, предплечье, плечо) еще недостаточно координированы. 

Таким образом, в процессе узорной деятельности происходит интенсивное развитие движений руки ребенка, кисти, пальцев, глазомера. Дети усваивают порядок начертания элементов, фигур равномерными движениями.

 

Графические навыки у детей старшего дошкольного возраста

 

Графические навыки – одни из ключевых навыков, которые необходимы ребенку при выполнении заданий практически во всех образовательных областях (например, графические задания предлагаются в ходе формирования элементарных математических представлений: соединение точек по цифрам, рисование узоров по клеточкам, дорисовывание нужного количества предметов и т. п.). 

Как показывает опыт, овладение графическими умениями в группе детей происходит неравномерно. Одни дошкольники легко обучаются держать в руках карандаш и быстро переходят к выполнению все более сложных заданий. Другие – с трудом справляются с самыми простыми заданиями. Дети слишком сильно или слишком слабо нажимают на карандаш, их движения неточны, в результате чего линия получается дрожащая, угловатая. У них отсутствует чувство формы и композиции. И это практически не зависит от возраста. Можно увидеть дошкольников трех и шести лет, которые примерно одинаково владеют карандашом. Это происходит из-за того, что в основе формирования графических навыков лежат сложные, многокомпонентные нейрофизиологические механизмы. Незрелость одного или нескольких компонентов приводит к трудностям овладения графическими умениями. Детям с такой проблемой нужна специальная помощь в подготовке руки к письму, иначе в школе она станет еще более очевидной. Для того чтобы ребенок успешно осваивал рисование, штриховку и т. д., у него должны быть сформированы предпосылки графической деятельности. 

Предпосылки графической деятельности:

развитая мелкая моторика – способность брать мелкие предметы и оперировать с ними, достаточная сила, подвижность, точность и дифференцированность движений кисти и пальцев;

  развитая зрительно-моторная координация – способность согласовывать движение руки и взгляда, например, ловить летящие предметы, дотягиваться до предметов точным движением, тянуться за движущимся предметом;

сформированное чувство ритма – ритмичное движение под музыку, счет, способность подражать чужому ритму и поддерживать свой собственный ритм;

общая моторная зрелость – необходима для формирования усидчивости, способности поддерживать статичную позу;

  развитые зрительное восприятие и зрительное внимание – умение воспринимать изображение в целом, зрительно анализировать изображение, выделяя значимые детали, распределять и переключать внимание;

сформированные зрительно-пространственные представления -чувство композиции, формы, умение располагать рисунок на листе, отражать пространственное расположение, ориентацию и взаимосвязь отдельных его элементов, а также их размер и пропорции.

Значительная часть предпосылок графической деятельности формируется во время занятий физкультурой, на музыкальных занятиях, а также в ходе подвижных игр и повседневной двигательной активности детей. Способности, связанные со зрительным восприятием и вниманием, а также пространственные представления складываются в процессе предметной деятельности, конструирования, собирания пазлов и разрезных картинок, работы с мозаикой, геометрическим материалом, а также в ходе самой графической деятельности. Организуя работу по развитию графических навыков, важно следовать принципу «от простого к сложному». Для этого необходимо определить начальный уровень владения ребенком карандашом, а также выявить у него умение выполнять разные виды графических заданий. С учетом полученных данных педагог может постепенно предлагать воспитаннику более сложные задания, с поэтапной отработкой каждого вида графических заданий. При этом важно помнить, что пропуски этапов могут сделать всю дальнейшую работу малоэффективной. Например, почти бесполезно учить ребенка аккуратно закрашивать рисунок или выполнять штриховку в контуре, если он до этого не научился обращать внимания на контуры, не может обвести контур нарисованного предмета пальцем или карандашом. Также важным является работа с крупными изображениями, отработка каждого нового навыка словно «под лупой». Точно так же, как ребенок учится нанизывать сначала кольца пирамидки, потом крупные бусины, а потом уже мелкие бусины и бисер, каждый моторный навык осваивается легче, если сначала ему предлагают выполнить требуемое действие в «увеличенном виде».

 В этом случае дошкольник хорошо видит и понимает, что нужно сделать, ему легче скоординировать свою руку на крупном изображении, в результате он более качественно и осознанно выполняет задание. У него формируется правильное движение руки и моторная память, на которую он сможет опираться в дальнейшем, когда задания станут более сложными (более мелкое изображение, больше деталей, условий). Такой способ подачи материала поможет предупредить перенапряжение руки, которое неизбежно при работе с мелкими изображениями, а также при слишком раннем введении линованной бумаги и бумаги в клеточку во время занятий. Перенапряжение руки во время рисования и письма имеет ряд негативных последствий как для здоровья ребенка (часто сопровождается нарушением ритма дыхания, повышенной утомляемостью, нарушением осанки), так и для подготовки руки к письму (неправильное распределение мышечного тонуса, мышечные «зажимы», неправильная поза). 

 Если взрослые не учитывают особенностей методики формирования графических навыков, то выполнение графических заданий стоит дошкольникам таких титанических усилий, что у них возникает стойкое негативное отношение к рисованию, письму, графической деятельности вообще, а также сознание своей неумелости, неуспешности. Существенной задачей при формировании графических навыков также является развитие свободных, плавных, ритмичных движений кисти руки ребенка.

Для того чтобы дошкольник легко справлялся практически с любым графическим заданием, нужно, чтобы он обладал репертуаром «наработанных», автоматизированных движений. А плавность и ритм – это важные условия автоматизации любого движения. Кроме того, письмо само по себе – это серия плавных ритмичных движений с одновременным продвижением кисти вперед по строке и вверх-вниз в пределах строки.     

Поэтому освоение ребенком плавных, ритмичных линий, узоров, автоматизация движений, способность рисовать одной и другой рукой, с открытыми и закрытыми глазами являются показателями высокой подготовленности к обучению письму. Содержание образовательной деятельности по развитию графических навыков зависит от возраста, степени подготовленности, а также психофизиологических особенностей детей. 

Для формирования у детей старшего дошкольного возраста графических умений в работе дошкольных учреждений образования используются следующие приёмы:

  • Штриховка;
  • Обведение;
  • Дорисовывание;
  • Рисование орнаментов и узоров;
  • Раскрашивание картинок;
  • Графические задания;
  • Работа с клеточкой

Согласно учебной программе, у ребёнка старшего дошкольного возраста на протяжении учебного года должны сформироваться следующие графические умения:

  • Простые линии

Умение держать карандаш (или фломастер) свободно, легко производить им движения в различных направлениях.

Навыки равномерного движения руки под контролем зрения.

Правила штриховки: не выходить за контур, наносить линии
в одном направлении, соблюдать расстояние между ними (не
более 0,3 – 0,5 см).

Рисование изображений, в которых, сочетаются горизонтальные, вертикальные, наклонные, волнистые линии, замкнутые формы.

Тренировка руки воспитанника в проведении параллельных линий при самостоятельном определении направления линий и соответствующего им движения руки (сверху вниз, слева направо и т. д.).

Развитие глазомерной функции (установление равных, половинных соотношений и т. п.).

Умение регулировать силу нажима на карандаш или фломастер.

Совершенствование навыка проведения линий неотрывным способом.

  • Сложные линии

Использование линий более сложной конфигурации, воспроизведение узоров по клеточкам, самостоятельное декорирование предметных изображений предложенными элементами, в том числе элементами буквенных знаков.

Упражнение в плавном, равномерном чередовании и изменении движений руки под контролем зрения.

Накопление графического опыта параллельно с закреплением умения ориентироваться в пространстве, умения точно подсчитывать клеточки, следовать заданному пространственному расположению, определять расстояние между фигурами, употреблять соответствующие пространственные термины.

Формирование более уверенного, целенаправленного характера движений руки ребенка.

Умение ребенка не выходить за контур изображения при закрашивании и штриховке, выдерживать направление линий до заданного места, произвольно делать остановку, понимать опорную линию.

  • Рисунки и узоры

Приемы расположения графических элементов на плоскости. Упражнение в правильном определении направления линий и движений руки, четкой передаче конфигурации элементов узора с учетом ритма, симметрии.

Усложнение характера графических игр: от образных, конкретных изображений к условным (использование точек, штрихов, графем). Комбинируются петельные, зигзагообразные, спиралевидные элементы.

Умение правильно держать карандаш, не переворачивать тетрадь при выполнении графических игр.

Таким образом, в дошкольном возрасте следует уделять особое внимание формированию именно графических навыков. Использование описанных рекомендаций при организации данной работы позволит детям сделать значительные успехи в овладении навыком письма в школе, даже если изначально уровень их графических навыков был низким.  Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано психофизиологическими особенностями 5-6-летнего ребенка с одной стороны, и самим процессом письма с другой. Чтобы избежать негативных последствий при обучении письму существует система упражнений, позволяющая каждому ребенку постепенно, без перегрузки, с максимальным учетом его индивидуальных особенностей подготовиться к этому роду деятельности. 

Организация работы по формированию графических навыков у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании

Диагностика выявления уровня графических навыков у детей старшего дошкольного возраста

 Для получения эмпирической базы данных нами была проведена серия диагностических заданий с детьми старшего дошкольного возраста в МБДОУ № 17 г. Ульяновска.  В исследовании приняли участие 10 детей.

Цель первичной диагностики: выявить уровень сформированности графических навыков у дошкольников 5-6 лет.

 Диагностика разрабатывалась на основе критериев оценки и показателей уровня сформированности графических навыков детей дошкольного возраста (Ю. Соколова), с учетом возраста и общего уровня развития детей.

Для определения уровня детям были предложены следующие задания:

  1. Пропиши узоры по линиям.
  2. Продолжи узоры по клеточкам
  3. Заштрихуй фигуры
  4. Дорисуй фигуры

         В первом упражнении «Пропиши узоры по линиям» даны узоры с множеством мелких деталей, нужно обвести все линии аккуратно, соблюдая все изгибы и детали. Выявляется уровень развития мелкой моторики руки ребенка.

         Во втором упражнении «Продолжи узоры по клеточкам» даны фигуры, которые нужно обвести и  повторить в точности строго по клеточкам. Выявляется координация движений руки и мелкая моторика, наблюдательность, внимание.

        В третьем упражнении «Заштрихуй фигуры», даны три изображения, где нужно было выполнить штриховку в направление показанном стрелками. Не выходя за контур, линии должны быть ровными и прямыми. Выявляется координация руки ребенка, зрительный контроль, мелкая моторика руки.

        Четвертое упражнение «Дорисуй фигуры». Нужно дорисовать у каждого из предметов (яблока, домика, цветочка) одну деталь. Предметы изображены маленького размера их несколько в ряду, рядов три. Выявляется координация движений руки и мелкая моторика, наблюдательность, внимание.

По тому, как выполнены задания, можно выявить   сформированность графических навыков у ребенка 5-6 лет.

Разработаны критерии для определения уровней развития руки ребенка для овладения письмом на основании данных упражнений самостоятельно.

          Высокий уровень определяется тем, что фигуры и линии обведены все аккуратно, не отрывая карандаша от бумаги, линии все нарисованы в указанном направлении, все изгибы и детали обведены; фигуры обведены не выходя за линии и повторены в точности, строго по клеточкам; фигуры заштрихованы в указанном направлении, аккуратно, не выходя за контур; фигуры скопированы точно, соблюдены пропорции, создан целостный образ.

Средний уровень определяется тем, что фигуры и линии обведены все аккуратно, есть ошибки, не все линии  нарисованы  в указанном направлении, не все изгибы и детали обведены; фигуры обведены, но некоторые выходят  за линии и повторены в точности строго по клеточкам; фигуры заштрихованы, но могут быть не все или направления не всегда соблюдены; фигуры скопированы точно, есть ошибки, не всегда создан целостный образ.  

Низкий уровень определяется тем, что фигуры и линии обведены все  не аккуратно, не все линии  нарисованы  в указанном направлении, не все изгибы и детали обведены; фигуры обведены, но некоторые выходят  за линии и не повторены в точности  по клеточкам; предметы заштрихованы не аккуратно, направления не соблюдаются, ребенок может просто закрасить предмет, не соблюдая; фигуры скопированы не точно, не создан целостный образ, есть ошибки в передаче частей фигур и предметов линии не ровные, волнистые.  

Работа проводилась в свободное от организованной деятельности время. 

Дети показали следующие уровни сформированности графических навыков:

Ни у одного ребенка не было выявлено высокого уровня сформированности графических навыков.

Глеб К., Егор К., Маша К., Артем Н. имеют средний уровень: фигуры и линии обведены все аккуратно, но есть ошибки, не все линии  нарисованы  в указанном направлении и  не все изгибы и детали обведены; фигуры обведены, но некоторые выходят  за линии, но повторены в точности строго по клеточкам; фигуры заштрихованы, но не все направления  соблюдены; фигуры скопированы точно, но есть ошибки, не создан целостный образ.  

Матвей А., Ангелина Б., Коля И., Паша М., Миша Н., Анна Ф. имеют низкий уровень подготовки руки к письму: фигуры и линии обведены все  не аккуратно, не все линии  нарисованы  в указанном направлении, не все изгибы и детали обведены; фигуры обведены, но некоторые выходят  за линии и не повторены в точности  по клеточкам; предметы заштрихованы не аккуратно, направления не соблюдаются, либо просто закрашен предмет; фигуры скопированы не точно, не создан целостный образ, есть ошибки в передаче частей фигур и предметов линии не ровные, волнистые.  

Итоги  проведенной входной диагностики показали:

Высокий уровень –  0 человек (0%)

Средний уровень – 4 человека (40 %)

Низкий уровень – 6 человек (60 %)

Выводы: дети нуждаются в проведении дополнительной работы по формированию графических навыков, т.к. ни у одного ребенка они не соответствует высокому уровню развития. Одним из средств развития руки ребенка может быть декоративное рисование по мотивам «Мезенской росписи».

Система по формированию графических навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством декоративного рисования

Цель: повысить уровень сформированности графических навыков через систему занятий по декоративному рисованию на примере Мезенской росписи.

 По результатам проведенной диагностики был составлен перспективный план  формирования графических навыков у детей старшего дошкольного возраста  через декоративное рисование, представленный ниже в таблице 1. Подробные конспекты занятий представлены в Приложении. 

 

Таблица 1 – Перспективный план работы  по развитию графических навыков у детей старшего дошкольного возраста  

Месяц Тема Цель Форма работы
Март 1.«Мезенские прописи» Цель:

Знакомство с мезенской росписью и освоение простейших элементов росписи-прямых и волнистых линий.

Задачи:

-Формировать специальные умения и навыки в рисовании кистью элементов Мезенской росписи;

-Научить технике выполнения росписи;

-Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками.

    -Содействовать эстетическому воспитанию 

1.Игровая деятельность

«Коробочка тактильных ощущений»

Графические упражнения

«Косые линии»

2.«Узоры в прямой клетке» Цель: Знакомство с простым геометрическим орнаментом.

Задачи:

 -продолжать знакомить детей с мезенской росписью;

 -научить рисовать элементы мезенской росписи (прямые линии, волнистые линии, косые полосы, ромбы, квадраты.)

-закрепить знания цветового колорита;-воспитывать интерес к рисованию; интерес к русскому народному творчеству.

-развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками.

2.Игровая деятельность

«Весёлые клубочки»

 

Графические упражнения

«Дорисовывание»

Апрель 1.«Простые элементы» Цель:

Освоение простого элемента мезенской росписи-завиток, двойной завиток.

Задачи:

  -продолжать знакомить детей с мезенской росписью;

    -научить рисовать элементы мезенской росписи (завиток и двойной завиток)

    -закрепить знания цветового колорита;

     -воспитывать интерес к рисованию; интерес к русскому народному творчеству.

    -развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками.

1.Игровая деятельность

«Заплети косичку»

Графические упражнения

«Раскрашивание картинок»

2.«Ленточный орнамент» 2.Цель:

Знакомство с ленточным орнаментом.

Задачи:

  –продолжать знакомить детей с мезенской росписью;

  -научить создавать ленточный орнамент;

    -воспитывать интерес к рисованию; интерес к русскому народному творчеству.

    -Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками.

2.Игровая деятельность

«Рисование по манке (муке)»

Графические упражнения

«Штриховка»

Май 1.«Роспись доски» 1.Цель:

Декоративное оформление доски знакомыми элементами для детей.

Задачи:

продолжать знакомить детей с мезенской росписью;

  -научить оформлять предметы росписью по образцу;

    -воспитывать интерес к рисованию; интерес к русскому народному творчеству.

    -Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками.

1.Игровая деятельность

«Игры с прищепками»

Графические упражнения

«Обведение»

2.«Роспись коробухи (крышка) 2.Цель: Учить детей самостоятельно составлять орнамент и расписывать крышку коробухи знакомыми элементами.

Задачи:

продолжать знакомить детей с мезенской росписью;

  -учить самостоя-тельно расписывать предметы, используя знакомые элементы росписи;

    -воспитывать интерес к рисованию; интерес к русскому народному творчеству.

    -развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккура-тность при работе с красками;

2.Игровая деятельность

«Составь картинку»

Графические упражнения

«Дорисовывание»

В первом занятии «Мезенская роспись. Мезенские прописи» детям старшего дошкольного возраста необходимо заполнить 6 квадратов, которые нужно зарисовать по образцу соблюдая направления линий и не выходя за контуры квадрата.

В результате проведенного занятия были получены следующие результаты:

Глеб К., Егор К., Маша К., Артем Н. справились с заданием: линии, изгибы и детали нарисованы аккуратно, в правильном направлении, не выходя за контур квадрата.

Матвей А., Ангелина Б., Паша М., Анна Ф. допустили ошибки: не все линии, изгибы и детали нарисованы в указанном направлении, некоторые линии выходят за контур квадрата.

Миша Н., Коля И. не справились с заданием: линии, изгибы и детали нарисованы не аккуратно, некоторые квадраты закрашены полностью.

Во втором занятии «Мезенская роспись. Узоры в прямой клетке» детям старшего дошкольного возраста необходимо заполнить 6 квадратов, которые нужно зарисовать в точности по образцу.

В результате проведенного занятия были получены следующие результаты:

Маша К., Анна Ф., Артем Н., Глеб К., Егор К. справились с заданием: рисунок выполнен в точности по образцу, линии повторены в правильном направлении, не выходя за контур квадрата и соблюдены все пропорции деталей.

Матвей А., Паша М. допустили ошибки: не все линии нарисованы в указанном направлении, фигуры зарисованы, но в некоторых допущены ошибки.

Коля И., Ангелина Б., не справились с заданием: рисунок выполнен в неточности, не все линии нарисованы в указанном направлении и выходят за контур квадрата, некоторые квадраты закрашены полностью.

В третьем занятии «Мезенская роспись. Простые элементы» детям старшего дошкольного возраста необходимо нарисовать завиток и двойной завиток по образцу.

В результате проведенного занятия были получены следующие результаты:

Коля И., Маша К., Паша М. справились с заданием: узор выполнен в правильном направлении, пропорции соблюдены, узор скопирован точно.

Ангелина Б., Анна Ф., Миша Н., Матвей А. допустили ошибки: рисунок выполнен в указанном направлении, но пропорции не соблюдены, фигура скопирована точно.

Егор К., Глеб К., Артем Н. не справились с заданием: рисунок выполнен не корректно, пропорции не соблюдены, фигура скопирована не точно.

В четвертом занятии «Мезенская роспись. Ленточный орнамент» детям старшего дошкольного возраста необходимо нанести границу полосы, а затем при помощи кисти воспроизвести орнамент черной краской по образцу.

В результате проведенного занятия были получены следующие результаты:

Паша М., Анна Ф., Егор К., Матвей А. справились с заданием: границы полосы нарисованы ровно, орнамент в точности скопирован с образца.

Коля И., Глеб К., Маша К., Ангелина Б., Артем Н., Миша Н. допустили ошибки: границы полосы нарисованы ровно, а в орнаменте допущены ошибки, образ рисунка передан не верно.

В  пятом занятии «Мезенская роспись. Роспись доски» детям старшего дошкольного возраста необходимо скопировать предложенный вариант изображения. В образце показана последовательность росписи образцов.

В результате проведенного занятия были получены следующие результаты:

Маша К., Ангелина Б., Паша М., Матвей А.,  Артем Н. справились с заданием: узоры, элементы выполнены верно. Дети оформили доску по образцу, рисунок скопирован точно, создан целостный образ.

Егор К., Глеб К., Маша К. допустили ошибки: рисунок скопирован не точно, элементы и узоры выполнены не верно.

В шестом занятии «Мезенская роспись. Роспись коробухи (крышка)» детям старшего дошкольного возраста необходимо самостоятельно расписать «крышку» используя знакомые элементы и узоры росписи.

Большинство работ было использовано с помощью простого элемента -двойной завиток.

Маша К., Паша М., Анна Ф., Глеб К. в своей работе использовали ленточный орнамент.

Детьми так же использовались узоры в прямой клетке.

Можно сделать вывод, что при частом выполнении таких упражнений ребенок начинает хорошо владеть карандашом или ручкой, у него появляется устойчивое сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость. В процессе работы формируются внимание, глазомер ребенка, зрительная память, аккуратность, фантазия, образное мышление.

Результаты формирования  графических навыков у детей старшего дошкольного возраста после работы по декоративному рисованию

На заключительном этапе была использована диагностика, предложенная в начале исследования. Критерии и показатели уровней остались без изменений.

В ходе итоговой  диагностики было выявлено, что в группе произошли значительные изменения: 4 ребенка (40%) поднялись со среднего на высокий уровень, 5 детей поднялись с низкого на средней уровень (50%), на низком остался 1 ребенок  (10%)., т.к. в течение периода проведения работы он часто отсутствовал, пропустил много дней.

Анализ результатов до и после реализации проекта наглядно свидетельствует об эффективности проведенной работы. В группе детей значительно снизились показатели низкого уровня, возросли показатели среднего и появился высокий уровень: во входной диагностике высокий уровень показали 0 детей (0%), а в итоговой диагностике 4 ребенка (40%); средний уровень во входной диагностике показали 4 ребенка (40%), а в итоговой диагностике 5 детей (50%), низкий уровень во входной диагностике показали  6 детей (60%), а в итоговой 1 ребенок (10%).

 

Результаты повторной диагностики показали, что разработанная система заданий является эффективной. У детей наблюдается  повышение  уровня  развития  графических  навыков.  Для  более эффективного  развития  необходимо  заниматься  с  детьми  регулярно,  т.е. разработать график проведения заданий с детьми. 

В заключении можно сказать следующее: преодолевать трудности письма (неразвитость мелких мышц руки, несогласованность действий руки и глаза, специфические особенности двигательной сферы) необходимо начинать задолго до поступления в школу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»// Российская газета. 2013 г. – № 6241 -265с.

2. Алейникова Т. В. Возрастная психофизиология [Текст]/ Т.В. Алейникова. – М.: Феникс, 2007. – 288c.

3. Бакиева О.А. Методика преподавания изобразительного искусства [Текст]: Учебное пособие/ О.А. Бакиева. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012. – 200с.

4. Бабунова Т. М. Дошкольная педагогика [Текст]/ Т.М. Бабунова. – М.: Сфера, 2017. – 208c.

5. Величко Н.К. Мезенская роспись  [Текст]/  Н.К. Величко. – М.: АСТ-ПРЕССкнига, 2015. – 128с.

  1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст]/ Г.Г. Григорьева. – М.: Владос, 2000. – 295с.
  2. Гризик Т.И. Подготовка ребенка к обучению письму [Текст]: Пособие для родителей/ Т.И. Гризик. – М.: 2007. – 46с.
  3. Гризик  Т.И. Подготовка к обучению письму [Текст]/ Воспитание дошкольника/ Т.И. Гризик.- М.: 2006.- 128с.
  4. Дорожин Ю.Г. Мезенская роспись [Текст]: Рабочая тетрадь/ Ю.Г. Дорожин. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 16с.
  5. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного    творчества [Текст]/ Т.Г. Казакова. – М.: Владос, 2006. – 256с.
  6. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии [Текст]/ В.Г. Каменская. – М.: Форум, 2010. – 288с.
  7. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-6 лет [Текст]/ Н.В. Квач.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 159с.
  8. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность детей в детском саду [Текст]/ Т.С. Комарова. – М.: 2006. – 305с.
  9. Кошаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство. Понятия. Этапы развития [Текст]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство»/ В.Б. Кошаев. – М.: Гуманитар. издат центр ВЛАДОС, 2010. – 272с.
  10. Корнилова С., Галанов А. Уроки изобразительного искусства для детей 5-9 лет [Текст]/ С. Корнилова,  А. Галанов. – М.: Рольф, 2000. – 302с.
  11. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования [Текст]/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 4-е изд., перераб.-М.: Мозаика – синтез, 2017. – 352с.
  12. Потемкина А.В. Как научить декоративному рисованию ребенка [Текст]/ А.В. Потемкина. – М.: РГПУ им. А.И. Герцена,  2009. – 75с.
  13. Постникова Н.В. Мезенская роспись [Текст]: Учебно-методическое пособие / Н.В. Постникова. – М.: ФБГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», Ижевск, 2011. – 336с.
  14. Сазонова  Н.П. Дошкольная педагогика. Курс лекций [Текст]/ Н.П. Сазонова. – М.: Детство-Пресс, 2017. – 840c.
  15. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений  [Текст]/ И. Светлова – М.: «Олма-Пресс», 2001. – 156с.
  16. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством [Текст]/ О.А. Соломенникова. – М.: Владос, 2005.- 395с.
  17. Теплов Б.М. Способности и одаренность [Текст]/ Б.М. Теплов. – М.: Образование,- 2002. – 324с.
  18. Ткаченко Т.С. Народный рисунок [Текст]/ Т.С. Ткаченко.- К.: Либидь, 2002. – 98с.
  19. Швайко  Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в ДОУ [Текст]/ Г.С. Швайко. -М.: Центр Владос, 2008. – 75с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Конспекты совместной деятельности

 

Конспект проведения совместной деятельности

на тему: «Знакомство с Мезенской росписью. Мезенские прописи.

 

Цель: Знакомство с Мезенской росписью и освоение простейших элементов росписи – прямых и волнистых линий.

Задачи:

  • Познакомить с историей появления Мезенской росписи;
  • Познакомить с технологическим процессом  создания росписи в  современных  условиях;
  • Формировать специальные умения и навыки в рисовании кистью элементов Мезенской росписи;
  • Научить технике выполнения росписи;
  • Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками.
  • Содействовать   эстетическому воспитанию.

      Материал: черная гуашь, бумага, кисти, банка с водой, салфетки, альбом «Мезенская роспись».

Ход:

  1. – Ребята, посмотрите какой альбом у меня есть.

    – Сегодня мы с вами познакомимся с народными промыслами Русского Севера.

 2.- Мезенская роспись – одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры. Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. Мезенская роспись – одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ее истоки теряются в отдаленных веках первоначального формирования славянских племен. Пика своей популярности промысел достиг в XIX веке.

В Мезени нет обычной русской народной яркости, многоцветности. Орнаменты имеют скупую, примитивно-условную графическую форму.  Художник выстраивает узор сообразно внутреннему настрою и отношению к предмету или его будущим владельцам, тем не менее, подчиняясь строгим правилам построения орнамента и каноническим значениям символов.

Выполнялась роспись размоченной на конце щепкой и пером тетерева, что указывает на очень древние традиции. Древесина пропитывалась льняным маслом. От этого ее структура становилась яснее и ярче. Основные мотивы геометрического орнамента – солярные диски, ромбы, кресты.

  1. – Давайте попробуем  зарисовать отдельные элементы мезенской росписи. Эти знаки присущи многим народам мира. Прямые, косые и волнистые линии, отдельный знак – символизирующий холод, снег, лед.

Смотрите, что я вам сегодня приготовила (показываю листочки-прописи). Сначала повторим некоторые элементы с помощью прописей.

    -Берем кисточку по толще  и черной краской аккуратно, держа кисточку строго вертикально, выполняем первое задание.

Сначала проводим прямые линии, после заполняем другие квадратики косыми и волнистыми линиями, а последний квадрат  заполняем знаком символизирующий снег, холод, лед. Вписываем в квадраты узоры.

     -Понятно? Начинаем! (работаю с каждым ребенком индивидуально, подсказывая, направляя, помогая).

   -Закончили работу? Молодцы! (просматриваю работы)

4.Подведем итоги нашего занятия.

-Ребята, с какой росписью мы познакомились?

-Кто расскажет, о возникновении росписи?

– Какие новые слова вы сегодня узнали на занятие?

-С какими элементами мы с вами познакомились?

       -Ну, вот и подошло время прощаться. На следующем занятии мы узнаем еще много интересного об этой красочной росписи. Молодцы!

 

 

 

 

Конспект проведения совместной деятельности

на тему:  «Мезенская роспись. Узоры в прямой клетке»

Цель: Знакомство с простым геометрическим орнаментом.

Задачи:

  • продолжать знакомить детей с мезенской росписью;
  • научить рисовать элементы мезенской росписи (прямые линии, волнистые линии, косые полосы, ромбы, квадраты.)
  • закрепить знания цветового колорита;
  • воспитывать интерес к рисованию; интерес к русскому народному творчеству.
  • Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками.

Материал: Гуашь красная и черная, бумага, кисти, банка с водой, салфетки, альбом «Мезенская роспись».

Ход:

  1. -Здравствуйте дети! Сегодня у нас необычное занятие, гость к нам пришел необычный, да и не просто в гости зашел, а за помощью пришел. Чтобы узнать кто это, мы должны отгадать загадку:

Словно царскую корону носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый, любит снежные луга.

От рогов ветвистых, стройных на снега упала тень.

Кто бежит к нам с ветром споря, это северный …» (олень)

– Молодцы, ребята! Родина оленей находится на Севере в тундре, и дружат они с людьми. Живут олени большой дружной семьей, называется она – стадо. Стадо пасут люди, которых называют – оленеводы. Летом и осенью олешки любят кушать ягодки, а зимой ягод нет, и олени добывают из – под снега мох ягель. Люди, заботятся, чтоб у оленей всегда было в достатке еды, поэтому оленеводы путешествуют с оленями по тундре в поисках ягеля. Так вот, в одно из таких путешествий по Мезенским просторам, наш олененок заигрался с зайчишкой, отстал от стада и потерялся. Он очень просит вас помочь ему найти дорогу домой, чтобы вернуться к маме и папе. Чтоб наш олененок нашел дорогу, мы должны нарисовать особые знаки, а какие мы сейчас с вами узнаем.

  1. Педагог показывает на мольберте мезенские узоры в прямой клетке.

– Наш гость живет в Мезенской тундре, значит он знаком с Мезенской росписью, и мы с вами тоже с ней знакомы. Вам необходимо нарисовать дорожку из мезенских узоров, по которой олененок придет к себе домой.

– Рассаживаемся по местам. Используем красную и черную краску. Аккуратно рисуем маленькие элементы росписи –  косые полосы, штришки, кружочки, квадраты, завитки.

Дети стараются самостоятельно выполнить элементы узора. Воспитатель следит за техникой исполнения работы, и всегда готов помочь, подсказывая, помогая, направляя, тех, кто затрудняется выполнить узоры самостоятельно.

3.– Заканчивайте свои узоры, все очень старались, молодцы. А сейчас рассмотрим, что у нас получилось, и покажем наши узоры олененку. Посмотрите, как он рад, он непременно найдет дорогу домой. Олененок вас благодарит и отправляется в путь. Давайте попрощаемся с олененком.

 

Конспект проведения совместной деятельности

на тему: «Мезенская роспись. Простые элементы»

Цель: Освоение простого элемента мезенской росписи-завиток, двойной завиток.

Задачи:

  • продолжать знакомить детей с мезенской росписью;
  • научить рисовать элементы мезенской росписи (завиток и двойной завиток)
  • закрепить знания цветового колорита;
  • воспитывать интерес к рисованию; интерес к русскому народному творчеству.
  • Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками.

Материал: Гуашь  черная, бумага, кисти, банка с водой, салфетки, альбом «Мезенская роспись».

Ход:

  1. – Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами отправимся в волшебное путешествие  которая называется – Мезенская.

– Давайте вместе, посмотрим что же это за волшебная роспись!

( Показ слайдов с изображением прялок, досок, туесков расписанных Мезенской росписью.)

– Понравились вам расписанные доски и прялки?

– Скажите, какие цвета вы увидели в этой росписи?

– Кого художники изображали на досках?

– Мезенская роспись – это орнаментальная роспись, поэтому в ней больше, чем в сюжетной росписи, запечатлено символического.

Крест – свет, ориентир, единство.

Круг – символ небесного начала, изображение солнца.

Квадрат – символ земли, поля вспаханные, засеянные с проросшими семенами.

Треугольник – энергия огня, «Мировая гора», условный центр мироздания.

Зигзаг – символ воды, волны.

2.-Сегодня мы с вами попробуем зарисовать отдельные элементы мезенской росписи. Эти знаки присущи многим народам мира – завиток и двойной завиток.

    -Дети, на столах лежат листочки с изображением простейших элементов мезенской росписи – завитка и двойного завитка. Это так называемые мезенские прописи. Ваша задача запомнить их названия и как можно точно изобразить их на бумаге. Не забывайте при этом о правильной постановке руки.

      -Посмотрите, как это сделаю я. Теперь попробуйте повторить, старайтесь, чтобы линии были ровными. Все спиралевидные элементы воспроизводятся без отрыва руки.      Пока дети дорисовывают элементы, нужно смотреть правильно ли рисуют элементы, вовремя подсказать, как можно исправить или улучшить работу.

3.- Заканчивайте свои узоры, все очень старались, молодцы. А сейчас рассмотрим, что у нас получилось.

  1. Подведем итоги нашего занятия.

Дети, скажите как называется эта роспись?

-Какими красками нарисованы узоры?

-Какие животные чаще всего изображают в Мезенской росписи?

-Чем раньше рисовали рисунки?

-Какие символы вы запомнили?

 

Конспект проведения совместной деятельности

на тему: «Мезенская роспись. Ленточный орнамент»

Цель: Знакомство с ленточным орнаментом.

Задачи:

  • продолжать знакомить детей с мезенской росписью;
  • научить создавать ленточный орнамент;  
  • закрепить знания цветового колорита;
  • воспитывать интерес к рисованию; интерес к русскому народному творчеству.
  • развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками.

Материал: Гуашь  черная, бумага, кисти, банка с водой, салфетки, альбом «Мезенская роспись».

Ход:

            1.- Здравствуйте ребята, сегодня мы познакомимся с новыми для вас понятиями – ленточный орнамент; рассмотрим схемы построения ленточного орнамента; узнаем, что такое ритм в орнаменте. А пока давайте вспомним, что же такое орнамент. (Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. Термин «орнамент» связан со словом «украшение». Орнамент может быть многоцветный (полихромный) и одноцветный (монохромный)).

Линейно-ленточный орнамент – один из видов орнаментов по композиционному построению.

Ленточным орнаментом называют узор, вписывающийся в ленту, полосу, ограниченную сверху и снизу. Орнамент окаймляет поверхность предмета. Мотивы располагаются по прямой линии – полосной. Орнаментальная полоса развивается по длине. Полосу создают обычно из одной декоративной темы, например из квадратиков, звездочек, цветков, переплетающихся и вьющихся линий. В узких орнаментальных полосах нецелесообразно использовать фигуры сложного рисунка или вводить две-три орнаментальные темы. Их рисунок выходит запутанным, излишне сложным, плохо читается и, несмотря на большое количество вложенного в него труда, получается художественно неубедительным.

К ленточным орнаментам относятся кайма, бордюр, фриз.

Бордюр — полоса, подчеркивающая края какой-либо плоскости или объемной формы.

Мотив – это часть орнамента, главный его элемент. Мотив может быть простым, состоящим из одного элемента, или сложным, состоящим из множества элементов, пластически связанных в единое целое. Раппорт орнамента включает в себя мотив (или группу мотивов) и расстояние до соседнего мотива (группы). По характеру мотива орнамент делят на:

– геометрический

– растительный

– А теперь мы берем бумагу и простой карандаш и приступаем к выполнениюлинейно-ленточного орнамента из геометрических элементов или форм.

      -Посмотрите, как это сделаю я. Сначала кистью наношу границу полосы, а затем при помощи кисти рисую орнамент черной краской. Теперь попробуйте повторить, старайтесь, чтобы линия границы была ровной. Все спиралевидные элементы воспроизводятся без отрыва руки.     

      Пока дети дорисовывают элементы, нужно смотреть правильно ли рисуют элементы, вовремя подсказать, как можно исправить или улучшить работу.

     -Заканчивайте свои узоры, все очень старались, молодцы. А сейчас рассмотрим, что у нас получилось.

 

Конспект проведения совместной деятельности

на тему: «Мезенская роспись. Роспись доски»

 

Цель: Декоративное оформление доски знакомыми элементами для детей.

Задачи:

  • продолжать знакомить детей с мезенской росписью;
  • научить оформлять предметы росписью по образцу;
  • воспитывать интерес к рисованию;
  • интерес к русскому народному творчеству;
  • развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками;

Материал: Гуашь  черная, бумага с изображением доски, кисти, банка с водой, салфетки, альбом «Мезенская роспись».

Ход:

1.Здравствуйте ребята, сегодня мы  с вами нарисуем краской гуашь на бумаге доску по мотивам мезенской росписи. Давайте рассмотрим доску расписанную по мотивам мезенской росписи. Нижний орнамент – бордюр  украшен символами земли, а верхний линиями, зигзагами и крестиками. Что  нам понадобиться? (красная и чёрная краска,  кисточки, тряпочки протирать кисти и простой карандаш).

2.-Дети, сейчас я каждому раздам литок бумаги с изображением контура доски. Мы, проведём простым карандашом две горизонтальные линии для орнамента сверху доски и внизу как показано по образцу.

-Посмотрите, как это сделаю я. Теперь попробуйте повторить, старайтесь, чтобы линии были ровными.

– Как вы думаете, что в Мезенской росписи обозначает волнистая линия?

– А что обозначает кружок или точка?

-Итак, простой карандаш можно отложить, сейчас мы с вами, как настоящие художники, будем расписывать нашу доску. Открываем чёрную и красную краски, берём среднюю кисть. Начинаем расписывать верхний бордюр. Посмотрите внимательно, как это сделаю я.

  1. Пока дети дорисовывают орнамент, можно проконтролировать, правильно ли рисуют орнамент, вовремя подсказать, как можно исправить или улучшить работу.

     -Заканчивайте свои узоры, все очень старались, молодцы. А сейчас рассмотрим, что у нас получилось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект проведения совместной деятельности

на тему: «Мезенская роспись. Роспись коробухи (крышка)»

Цель: Учить детей самостоятельно составлять орнамент и расписывать крышку коробухи знакомыми элементами.

Задачи:

  • продолжать знакомить детей с мезенской росписью;
  • учить самостоятельно расписывать предметы используя знакомые элементы росписи;
  • воспитывать интерес к рисованию; интерес к русскому народному творчеству;
  • развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками;

Материал: Гуашь  черная и красная, бумага с изображением крышки коробухи, кисти, банка с водой, салфетки, альбом «Мезенская роспись».

Ход:

1.-Ребята, посмотрите что у меня есть! Это крышка коробухи и расписана она мезенской росписью.

-В мезенской росписи используются красный и черный цвета. Красный обозначает жизнь, радость. Черный – земля, печаль. Росписью украшали предметы быта и посуду.

Узоры мезенской росписи имеют три уровня (яруса). Это символизирует три мира:

– нижний (подземный, скрытый);

– средний (наземный);

– верхний (небесный мир богов).

Верхний уровень предназначен для птиц. На среднем и нижнем уровнях изображаются кони или олени.

Между мирами изображали промежуточные полосы.

Структура мезенской росписи ярусная, ленточная, построчная, фризовая. Роспись читается сверху вниз.

2.-Дети, сейчас я каждому раздам листок бумаги с изображением крышки коробухи. Вам нужно будет самостоятельно расписать крышку коробухи знакомыми элементами. Давайте вспомним с  какими элементами росписи мы познакомились: завиток, двойной завиток, ленточный орнамент, прямые и волнистые линии, узоры в прямой клетке.

– Пока дети расписывают крышку коробухи, можно проконтролировать, правильно ли рисуют узоры, вовремя подсказать, как можно исправить или улучшить работу.

     -Заканчивайте свои узоры, все очень старались, молодцы. А сейчас рассмотрим, что у нас получилось.