Организация коллективного творчества обучающихся в рамках проведения занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Живые системы» естественнонаучного направления по поиску решений кейса «Как предотвратить истощение почвы в скверах и на газонах?»

ФИО: Лаврова Н.П.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1414
Конкурс: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования детей»
Наименование конкурсной работы: Организация коллективного творчества обучающихся в рамках проведения занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Живые системы» естественнонаучного направления по поиску решений кейса «Как предотвратить истощение почвы в скверах и на газонах?»
Итоговая оценка: 1 место,  92 баллов(-а)



Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования 

«Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования детей»

Авторский материал по теме: коллективное творческое дело (КТД)

Организация коллективного творчества обучающихся в рамках проведения занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Живые системы»

 естественнонаучного направления по поиску решений кейса  

«Как предотвратить истощение почвы в скверах и на газонах?»

Автор: Методист детского технопарка «Кванториум»

              ГБУ ДО ТОЦЮТ Лаврова Надежда Петровна

2023 год

Кейс  

«Как предотвратить истощение почвы в скверах и на газонах?»

Описание

занятий:

Обучающиеся познакомятся с основами науки урбанистики, обсудят состояние городской экосистемы, выявят факторы, влияющие на состояние почвы в городских скверах и на газонах. Рассмотрят, как осуществляется почвенное питание растений и какие составляющие почвы наиболее важны для питания растения. Обучающиеся проведут опыты по анализу качества почвы (кислотности, содержания органических веществ, количеству водорастворимых гуминовых кислот) и осуществят микроскопическое исследование почвы. Одновременно будут проведены анализы качества закупленной почвы для рассады. На основе осуществлённых исследований проведут сравнительный анализ и сделают выводы о составе почвы в скверах и на городских газонах, затем проведут мозговой штурм по поиску наиболее экономичного способа улучшения качества почвы в городской экосистеме.
Целевая 

аудитория:

Дети и подростки 12-17 лет, обучающиеся в биолаборатории по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе  «Живые системы»
Артефакты: Проект поперечного профиля улицы
Soft skills:
    • умение работать в команде, в общем ритме, эффективно распределять задачи; 
    • умение ориентироваться в информационном пространстве, продуктивно использовать научную литературу для поиска сложных решений;
    • умение ставить вопросы, связанные с кейсом, выбирать наиболее эффективные решения задачи в зависимости от конкретных условий; 
    • наличие критического мышления; 
    • проявление познавательной деятельности, творческой инициативы, самостоятельности; 
    • способность творчески решать поставленную задачу; 
    • готовность и способность к применению теоретических знаний по биологии, экологии, физике для решения задачи; 
  • способность правильно организовывать рабочее место и время для достижения поставленных целей.
Hard skills: Обучающиеся должны знать:

  • правила работы в лаборатории и с биоматериалами;
  • оборудование и инструменты биологической лаборатории;
  • правила безопасного пользования инструментами и оборудованием;
  • основные принципы работы с микроскопом;
  • основные принципы работы со спектрофотометром;
  • способы питания растения;
  • состав почвы и факторы, влияющие на истощение почвы;
  • способы определения качества почвы.  

Обучающиеся должны уметь:

  • соблюдать технику безопасности в лаборатории и при полевых выходах;
  • планировать эксперимент; 
  • отбирать образцы почвы для анализа, усреднять пробу;
  • определять кислотность почвы;
  • складывать фильтр и проводить фильтрование;
  • взвешивать образцы;
  • определять концентрацию вещества в растворе на основе изменения цветности раствора при помощи спектрофотометра;
  • проводить сравнительный анализ полученных данных.

Обучающиеся должны владеть:

    • навыками работы с объектами исследования;
    • навыками работы с микроскопом;
    • навыками работы электронными весами;
  • навыками работы со спектрофотометром.
Материалы 

в помощь:

Дополнительные ссылки, инструкции, иллюстрации, приложения и прочие материалы, которые помогут провести занятие приведены в файле «Структура занятий». 

Сценарий и структура занятий

Занятие Время, мин Ход занятия Вариативность
1 2 Повторение пройденного материала

Преподаватель напоминает, что на прошлом занятии ребята изучали способы питания растений и демонстрирует видеоролик «Питание растений» 

https://www.youtube.com/watch?v=qlRmnqo2Ics

Обучающиеся делают вывод о том, что состав почвы очень важен для питания растений.

Проблемы с входом в Интернет. В этом случае проводится опрос, когда обучающиеся сами рассказывают о способах питания растений.
1 8 Анализ усвоения пройденного материала

Для того, чтобы определить, насколько обучающиеся усвоили материал прошлого занятия, преподаватель предлагает им пройти квиз CastleQuiz по разделу «Экология»

https://clevver.me/#/battle?battleId=r1eKLmLBiq&subjectId=11&topicId=126

Отсутствуют ноутбуки или проблемы с входом в Интернет. В этом случае преподаватель заранее подготавливает вопросы теста, распечатывает и выдаёт каждому обучающемуся.
1 5 Целеполагание. 

Постановка проблемы

Преподаватель рассказывает обучающимся о науке урбанистике, изучающей городские экосистемы, затем акцентирует внимание ребят на том, что в городах наблюдается значительное истощение почвы в скверах и на газонах. Это приводит к тому, что трава на них перестаёт расти вообще, или появляются только сорняки, ухудшающие внешний вид. В результате возрастает запылённость, загрязнение воздуха выбросами выхлопных труб транспорта, повышается общий уровень шума. Почему происходит истощение почвы в городах? Можно ли найти простые, дешёвые способы предотвратить истощение почвы в скверах и на газонах?

Обучающиеся формулируют: «Цель нашего кейса – найти простые, экономичные и доступные способы, предотвращающие истощение почвы в городах на газонах и в скверах». 

Если погода хорошая, можно выйти на улицу, на газон, и обратить внимание обучающихся на отсутствие растительности на газоне рядом со зданием, в котором расположен Кванториум. 

Если погода плохая, то демонстрируются фотографии, которые преподаватель сделал заранее

1 10 Полевой выход

Преподаватель предлагает изучить состав почвы с газона, расположенного рядом со зданием Кванториума.   

Для того, чтобы знать, какой слой почвы надо отбирать, преподаватель демонстрирует видеоролик «Описание почвенного профиля» (1 мин)

https://www.youtube.com/watch?v=sLW_M1gYYx0

        Ребята вместе с преподавателем выходят из Кванториума и отбирают пробы из нескольких мест поверхностного слоя почвы с газона. (Оборудование: металлический совок, ёмкость вместимостью 1 л)

Если погода плохая, то преподаватель использует отобранную заранее пробу поверхностного слоя почвы.
1 5 Усреднение пробы и выбор образца для исследования

Преподаватель демонстрирует, как следует проводить усреднение пробы методом квартования. (Оборудование: клеёнка, широкая линейка на 1 м)

Обучающиеся отбирают себе образцы для исследования. (Оборудование: бюксы, шпатели)

Для проведения сравнительного анализа состава почвы, отобранной с газона, с составом специально подготовленной почвы, обучающиеся отбирают образцы из заранее подготовленного пакета с почвой для выращивания рассады.   

Если отсутствует широкая линейка, то можно взять любую плоскую фанеру. Если отсутствуют бюксы и шпатели, то можно использовать стаканчики для сбора анализов и пластмассовые одноразовые ложечки.
1 15 Высушивание образцов 

Для того, чтобы на результаты лабораторных исследований на влияла влажность почвы, образцы высушивают в сушильном шкафу 15 минут при температуре 100 град.   

В это время обучающимся демонстрируется учебный видеофильм «Удобрения и почвенное питание растений» (10 мин)

https://www.youtube.com/watch?v=9c7e680mSFc

Если нет сушильного шкафа, то образцы высушивают на батарее.

Если могут быть проблемы с Интернетом, то преподаватель демонстрирует заранее скаченный этот видеофильм.

2 20 Лабораторная работа «Определение количества органических веществ в почве»

1. Взвешивание фарфоровой чашечки

2. Отбор точной навески почвы с газона и почвы для рассады

3. Выжигание навески над спиртовкой в вытяжном шкафу

4. Охлаждение фарфоровой чашечки

5. Взвешивание остатка

6. Проведение расчётов с определением процентного содержания органической части в образцах

7. Сравнение полученных данных 

(Оборудование: спиртовки, изопропиловый спирт, электронные весы, фарфоровые чашечки, шпатели, вытяжной шкаф) 

Если отсутствует этиловый спирт для спиртовок можно заменить его на изопропиловый спирт (дешевле, безопаснее).

Если отсутствует вытяжной шкаф использовать вентиляцию или открытые окна.

2 25 Лабораторная работа «Определение количества водорастворимых гуминовых кислот в почве»

1. Взвешивание стеклянного стаканчика на 100 мл

2. Отбор точной навески почвы с газона и почвы для рассады

3. Добавление пипеткой дистиллированной воды в количестве 50 мл

4. Размешивание стеклянной палочкой 

5. Подготовка бумажного фильтра, размещение его в стеклянной воронке

Подготовленную смесь почвы с водой оставляют до следующего занятия для более полного перехода водорастворимых гуминовых кислот в водный раствор.

Если нет никакого оборудования для проведения лабораторных работ, то можно воспользоваться ресурсом «Виртуальная образовательная лаборатория» 

http://www.virtulab.net/ 

Ещё можно показать видеоролики

«Опыты с почвой»

https://www.youtube.com/watch?v=mJUvJNnH4Jo

      

«Состав почвы. Все опыты!»

https://www.youtube.com/watch?v=sVATAs9aqQw&t=5s

                  

3 25 Лабораторная работа «Определение количества водорастворимых гуминовых кислот в почве» (продолжение)

6. Фильтрование

7. Определение концентрации водорастворимых гуминовых кислот  в водном растворе методом  спектрофотометрии. Для этого преподаватель заранее подготавливает градуировочный график, определяя оптическую плотность для растворов с различной концентрацией гуминовых кислот, приготовив опытные образцы из удобрения «Биогумус» 

8. Проведение расчётов с определением процентного содержания водорастворимых гуминовых кислот в образцах

9. Сравнение полученных данных

(Оборудование: электронные весы, стеклянные стаканчики на 100 мл, пипетки на 50 мл, стеклянные палочки, шпатели, фильтровальная бумага, конические воронки, стаканчики для раствора,  дистиллированная вода, кюветы для спектрофотометрии, прибор спектрофотометр) 

3 10 Лабораторная работа «Микроскопическое исследование состава почвы»

Обучающиеся подготавливают на предметном стекле образцы почвы для микроскопического исследования, проводят исследования, фотографируют результаты.

(Оборудование: предметные стёкла, стеклянные палочки, микроскопы) 

Если нет микроскопов, то можно показать видеоролик «Кто создаёт структуру почвы?»

https://www.youtube.com/watch?v=8C_LpF7eIDM

      

3 10

Рефлексия. Обсуждение полученных результатов 

Оформление в сравнительную таблицу состав почвы с газона и почвы для рассады из пакета. 

Просмотр видеофильма «Состав почвы — почвенные минералы, гумус, вода, воздух и живые организмы»

https://www.youtube.com/watch?v=fnaSesMI-qA

4 10 Анализ полученных результатов 

Поиск ответа на вопросы «Что является причиной истощения почвы на газоне?» и «Как предотвратить выбывание гумуса?»

Просмотр видеоролика «Причины истощения почв»

https://www.youtube.com/watch?v=vT_hau41Q_8

       

Обучающиеся приходят к выводу о том, что истощение почвы на газонах происходит потому, что в городах нарушается естественный процесс разложения органической части опавшей листвы и превращения её в биогумус. Истощение вызвано тем,  что осенью регулярно собирают опавшую листву и увозят на свалку  для того, чтобы на тротуарах не скапливались разложившиеся остатки листвы.  

                  

Если обучающиеся сами не могут найти правильный ответ, преподаватель может продемонстрировать им фотографии, которые направят их размышления в правильное русло.
4 10 Поиск необходимой информации в Интернете

Обучающиеся самостоятельно работают с Интернетом по поиску способов предотвращения истощения почвы 

4 5 Мозговой штурм  

Обсуждение предлагаемых вариантов: засаживать газоны искусственной травой, вносить удобрения и биогумус и т.д.)   

Обучающиеся делают вывод о том, что  наиболее рациональный и дешёвый  способ сохранить хорошее качество поверхностного слоя почвы на газонах и скверах – это сделать так, чтобы листва не скапливалась на тротуарах. Самый простой способ – устраивать тротуары не ниже уровня газона, как это делается сейчас (опадающая листва скапливается на асфальтовом покрытии газона, там же постоянно стоит вода от атмосферных осадков и всё это разлагается, создавая грязь и жижу), а делать тротуары выше газона, с небольшим выпуклым профилем. Опавшая на газон листва будет сдуваться ветром и смываться дождевыми потоками обратно на газон, возвращаясь таким образом в почвенную экосистему, и разлагаясь в почве будет насыщать её органическими веществами.                 

4 15 Оформление результатов работы над кейсом

Кейс решён. Найден наиболее рациональный, дешёвый способ предотвратить истощение почвы в скверах и на газонах в городской среде. 

Существующий профиль улицы:

Предлагаемый профиль улицы:

Внешний вид покрытия:

4 5 Рефлексия

Обсуждение, насколько интересно было ребятам работать над кейсом, есть ли желание продолжить и расширить работу, превратив в проект?

В случае желания обучающихся работать над проектом предложить им зарегистрироваться как городской научный проект на сайте iNaturalist

https://www.inaturalist.org/observations

Затем создать проектную группу с учётом межквантумного взаимодействия с обучающимися квантума «Промышленный дизайн» и спроектировать профиль дорожек в сквере. При желании можно расширить группу, добавив в неё обучающихся их лаборатории ЭНЕРДЖИ для того, чтобы использовать тротуарную плитку, вырабатывающую энергию при давлении на неё. Эта энергия может аккумулироваться, а в ночное время использоваться для освещения тротуара. А также можно, вместе с обучающимися «Проробоквантума», создать систему автоматического освещения тротуара, которая включается только после того, как датчики зафиксируют давление на тротуарную плитку. 

Итого

4 часа

180

 

Потенциально проблемные ситуации

Что может пойти не так? Что с этим можно сделать?
1. В группе будут разновозрастные дети. Часть ребят не сможет самостоятельно выполнять лабораторные работы в силу возраста Объединяем ребят по микрогруппам по 2 человека. Более старшие дети будут помогать  младшим
2. У ребят отсутствуют начальные знания по экологии, в том числе, по экологии почв.

Продемонстрировать 

фильм-лекцию «Экология почв»

https://www.youtube.com/watch?v=S2dRx4riqTs

    30 мин    

и видеоролик «Состав и свойства почвы»

https://www.youtube.com/watch?v=zMe-jOW8taI

  12 мин

3. Ребята никак не могут прийти к правильному выводу и установить взаимосвязь между составом почвы и количеством растительности на ней Продемонстрировать видеоролик «Почему микрофлора почвы так важна для растений»

https://www.youtube.com/watch?v=T-SgfvtSpkQ

  5 мин     

4. Погода плохая, идёт дождь и провести отбор проб в процессе полевого выхода не представляется возможным Преподаватель должен заранее отобрать пробы с газона, предвидя такую ситуацию 
5. Ребята устали, так как всё занятие активно занимались исследованиями Предложить перенести «Мозговой штурм» на следующее занятие. Объяснить обучающимся, что они смогут поговорить с родителями, учителями, выяснить их взгляд на существующую проблему истощения почвы в скверах и на газонах и методы её решения 
6. В группе все ребята работали хорошо и слаженно, поэтому все работы выполнили раньше запланированного срока. Время до окончания занятия осталось, но отпускать детей раньше окончания нельзя, так как за многими приходят родители Можно показать мотивирующие видеоролики, но ещё лучше показать им возможности сайта learningapps.org, в котором они смогут сами создавать различные задания.  
7. Ребятам неинтересно изучать почву. Они считают, что в биолаборатории они должны изучать только живые организмы

Рассказать ребятам, что почва – это тоже целая экосистема, в которой существуют и различные живые организмы. Для этого можно показать видеоролик «Состав почвы — почвенные минералы, гумус, вода, воздух и живые организмы»

https://www.youtube.com/watch?v=fnaSesMI-qA

8. В группе ребята 12-13 лет, которые ещё не изучали в школе состав почвы, и им не интересна тема 

Можно использовать различные загадки, квесты, игры для повышения интереса, например, quizlet.com  или risovalka 118.php