Практическая реализация экспериментальной программы наставничества в учреждении дополнительного образования

ФИО: Севрюкова О.Г.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1415
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Практическая реализация экспериментальной программы наставничества в учреждении дополнительного образования
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)



Практическая реализация экспериментальной модели наставничества в МБУ ДО «Центр дополнительного образования детей»

Севрюкова О.Г., Пилюгина И.В.

МБУ ДО ЦДОД Октябрьского района города Ростова-на-Дону

 

В целях достижения результатов федеральных проектов «Современная школа», «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» и «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» распоряжением Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145 утверждена методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе утверждены целевые показатели эффективности внедрения целевой модели наставничества в субъектах Российской Федерации.

 С 2020 года в Ростовской области началось внедрение методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися.

В современных условиях молодой специалист, попав на новое место работы, должен в кратчайшие сроки адаптироваться к новой практической деятельности. Помочь ему в этом может опытный наставник. Процесс наставничества затрагивает интересы трёх субъектов: обучаемого (наставляемого), самого наставника и организации-работодателя.

С целью повышения уровня профессионального роста педагогического коллектива МБУ ДО ЦДОД в декабре 2021 года было принято решение о практической реализации новой целевой экспериментальной модели наставничества в форме «педагог-педагог», где в роли наставника будет выступать опытный педагог МБУ ДО ЦДОД, а в качестве наставляемого – молодой специалист МБУ ДО ЦДОД. Взаимодействие в форме «педагог-педагог» – классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы. 

Для проведения исследования, следует сформулировать определение, что мы будем понимать под «Наставничеством», «Наставником» и «Наставляемым».

Наставничество — это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Наставник – педагогический работник, имеющий успешный опыт в достижении жизненных, личностных и профессиональных результатов, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самосовершенствования и самореализации наставляемого. 

Наставляемый – педагогический работник, осваивающий новые или развивающий имеющиеся компетенции с помощью наставника; педагогический работник, обратившийся за помощью в преодолении собственных профессиональных дефицитов, затруднений или совершенствовании своего мастерства.

В конце декабря 2021 года педагогическим советом и директором МБУ ДО ЦДОД была утверждена рабочая программа наставничества в форме «педагог-педагог» (Приложение А). Данная программа является актуальной для МБУ ДО ЦДОД, так как по данным 2020 года численность молодых специалистов составляло 5 человек, по данным на декабрь 2021 года – 7 человек. Данная программа поможет повысить профессиональную компетентность молодых педагогов, а также будет способствовать поддержке от опытных коллег, которые будут оказывать молодому педагогу теоретическую и практическую помощь на рабочем месте. Рабочая программа наставничества в форме «педагог-педагог» разработана на базе МБУ ДО ЦДОД в соответствии с распоряжением Министерства образования Российской Федерации от 25.12.2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» и в целях реализации в данной образовательной организации региональных проектов национального проекта «Образование»: «Современная школа»; «Успех каждого ребёнка»; «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)»; «Учитель будущего». 

Срок реализации экспериментальной программы наставничества МБУ ДО ЦДОД с 01.01.2022 г. по 31.05.2022 г.

Цель реализации экспериментальной модели наставничества в МБУ ДО ЦДОД – оказание помощи в раскрытии личностного, творческого, профессионального потенциала молодого педагога, необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации.

Задачи реализации экспериментальной модели наставничества в МБУ ДО ЦДОД:

  • создание необходимых материально-технических, кадровых, методических условий наставнической деятельности;
  • привлечение педагогов МБУ ДО ЦДОД, желающих получать поддержку наставников; выявление и привлечение потенциальных наставников; формирование базы данных наставников и наставляемых;
  • организация психолого-педагогического сопровождения участников программы наставничеств; 
  • анализ результатов наставнической деятельности, организация мониторинга;
  • популяризация, продвижение программы наставничества в МБУ ДО ЦДОД и социуме, распространение передового опыта наставнической деятельности, лучших практик наставничества.

Планируемые результаты реализации экспериментальной модели наставничества:

  • повышение мотивации к саморазвитию, в том числе через участие в соревнованиях, конкурсах, проектной и внеурочной деятельности, стажировках; 
  • развитие гибких навыков, метакомпетенций как основы успешной самостоятельной деятельности;
  • формирование активной гражданской позиции наставляемого; 
  • позитивная социальная адаптация педагога в новом педагогическом коллективе; 
  • построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов, обеспечение преемственности профессиональной деятельности педагогов. 

Приказом МБУ ДО ЦДОД был утвержден состав рабочей группы по внедрению целевой модели наставничества, в которую вошли заместитель директора по учебной работе, заместитель директора по методической работе, 3 старших методиста, методист.                      

Были сформированы наставнические пары из числа педагогических работников МБУ ДО ЦДОД, где в роли наставников выступили старшие методисты отдела социально-педагогической и технической направленности, педагоги дополнительного образования, а в качестве наставляемых – молодые педагоги в возрасте до 35 лет с опытом работы менее 1 года. 

Организация наставничества носит поэтапный характер и включает формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности педагога. 

На рисунке 1 представлены три основных этапа реализации экспериментальной целевой программы наставничества в МБУ ДО ЦДОД. 

Рисунок 1 – Основные этапы организации наставничества

 

По окончанию срока освоения рабочей программы наставничества, наставником составляется отчет об итогах наставничества, включающий в себя заключение о результатах работы по наставничеству (где по каждому показателю расписана краткая характеристика достигнутых показателей), а наставляемыми пишется отзыв о работе наставников.

Перед участием в экспериментальной модели наставничества молодые педагоги МБУ ДО ЦДОД заполнили анкету для выявления запросов молодых специалистов, где, отвечая на вопросы, отметили важность в работе – отточенное мастерство, высокий профессионализм и соответствующее материальное вознаграждение, а наибольшее затруднение в работе вызвали – подготовка для обучающихся заданий различной степени трудности и выбор соответствующих методов и методических приемов для реализации целей урока. Также молодые педагоги отметили, что с большей доли вероятности отдали бы предпочтение следующим формам повышения квалификации – мастер классам, практико-ориентированным семинарам и индивидуальной помощи со стороны наставника. Согласно опросу, программа наставничества привлекла молодых специалистов за возможность профессионального роста и новизну деятельности.

По окончанию участия в экспериментальной программе наставничества молодые педагоги МБУ ДО ЦДОД заполнили отзыв о работе своих наставников, где отметили неоценимый вклад наставников в свое профессиональное развитие и выразили благодарность за оказание методической помощи, а также помощь в выстраивании грамотной системы работы с детьми, педагогами и родителями.

Наставники заполнили отчет об итогах по наставничеству, где отметили повышение уровня профессиональных компетенций своих наставляемых, а также их готовность к дальнейшему саморазвитию. Во время работы с молодыми специалистами наставниками была оказана помощь в анализе проведенных ими уроков, давались методические рекомендации по правильности составления поурочного плана и умения достичь цели, поставленной на урок. Была оказана помощь в корректировке календарно-тематического планирования, совместно составлен лист корректировки по преподаваемому предмету. Также наставниками были организованы посещения открытых занятий более опытных педагогов, что способствовало повышению профессионализма молодых педагогов и овладению ими новыми методами обучения и различными приемами работы по формированию универсальных учебных действий и компетенций.  

Разработанная рабочая программа наставничества в форме «педагог-педагог» достигла следующих результатов:

  1. У молодых специалистов отмечена позитивная социальная адаптация в педагогическом коллективе; 
  2. Молодые специалисты замотивированы на профессиональный рост и саморазвитие, а также готовы к участию в профессиональных конкурсах различных уровней.
  3. В учреждении созданы все условия для привлечения молодых специалистов;
  4. Педагогические работники готовы к использованию цифровых технологий в образовательном процессе.

Выводы:

  1. В учреждении создана комплексная внутриорганизационная модель повышения квалификации педагогов дополнительного образования и выработаны механизмы ее реализации. Резерв в решении проблемы повышения профессионального мастерства есть внутри самой системы дополнительного образования: хороший уровень деятельности методических служб учреждения дополнительного образования, потенциал педагогов дополнительного образования высшей категории.
  2. Разработана структура и определено содержание внутриорганизационной системы повышения квалификации для педагогов дополнительного образования с применением экспериментального направления «Наставничество».
  3. Проверка результативности внутриорганизационной системы повышения квалификации педагогов дополнительного образования (модель «Наставничества») на базе МБУ ДО ЦДОД подтвердила ее эффективность.