«Путешествие на Северный полюс»

ФИО: Зинченко Е.Б.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1416
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: «Путешествие на Северный полюс»
Итоговая оценка: 1 место,  81 баллов(-а)



Технологическая карта (конструкт)  комплексного занятия «Путешествие на Северный полюс» 

(с использованием дидактического пособия «Детский календарь» под редакцией Т.Н. Дороновой, С.Н. Доронова)

 

                                                                                           Составитель:

Зинченко Екатерина Борисовна, 

воспитатель детского сада №20 «Звёздочка» Станица Голубицкая, Краснодарский край

 

Тема: «Путешествие на Северный полюс». 

Возрастная группа: дети среднего дошкольного возраста.

Форма совместной деятельности: комплексное занятие.

Форма организации: групповая, индивидуальная.

Интеграция областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Учебно-методический комплект:

  1. Шорыгина, Т. А.-стихотворение «Северное сияние», сказка «Медведица и медвежонок», «Тюлень», «Морж», авторские загадки.
  2. Дидактический календарь под редакцией Т.Н. Дороновой, С.Н. Доронова,2021г.
  3. Детская энциклопедия “Хочу все знать”, Москва, 2012г.
  4. Животные. Энциклопедия для малышей./ Л.Н. Алексеева, Е.А. Гуричева. – РОСМЭН, 2020- с.144.
  5. Алиса – голосовой помощник Яндекс.
  6. Кинопоиск – «Храбрый олененок»,1957г.

Средства:

  • Наглядные: 

–  фотографии, картинки с животными Северного полюса.

– Детский календарь за февраль,  под редакцией Т.Н. Дороновой, С.Н.Доронова;

– мультфильм «Храбрый олененок». 

  • Словесные:

-утреннее приветствие;

физкультминутка;

считалочка.

Оборудование:  мобильный телефон, фотографии, картинки с животными Северного полюса, дидактическое пособие «Детский календарь», аудиозапись для путешествия, клей – карандаш, салфетки для клея, ножницы, кисточки, фото «Следы животных», глобус, игрушка медвежонок, корзинка, мольберт, столы, стулья.

 

Цель: Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера.

           Вызвать у детей интерес к животным, обитающим на Северном полюсе, желание больше узнать об их жизни и повадках.   

Задачи: 

  1. Обучающие задачи:  

– Уточнить представления детей о животных Крайнего Севера: особенностях их внешнего вида и повадок в зависимости от среды обитания.

Развивающие:

– развивать познавательный интерес, наблюдательность;

– развивать умение сравнивать и мыслить логически;

– обогащать словарный запас;

– развивать творческие способности детей, мелкую и крупную моторику;

– способствовать развитию интереса к окружающему миру.

Воспитательные:

– воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопереживания, эстетические чувства.

Планируемый результат:

Любознательный, активный Активность в продуктивной деятельности, в разговоре.
Эмоционально – отзывчивый Проявление эмоционального отношения при общении с игрушкой, голосовым помощником Яндекса «Алиса», при просмотре мультфильма.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками умение взаимодействовать со сверстниками в процессе  выполнения  работы;

умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта;

умение делиться с педагогом, родителем и детьми своими впечатлениями.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи применение освоенных способов вырезывания и складывания макетов животных в самостоятельной деятельности;

стремление создать выразительный и интересный образ, умение самостоятельно делать выводы;

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности умение сосредоточенно действовать в течение 15мин.- Это – не предпосылка учебной деятельности!

применение освоенных способов вырезывания и складывания макетов животных в самостоятельной деятельности;

выполнение действий  (складывание макетов животных) по устной инструкции 

 

Этап деятельности Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат
Мотивация на совместную деятельность

Пополнение словарного запаса

Пополнение словарного запаса

Физкультурная минутка

«У оленя дом большой» (см. приложение)

Игровая ситуация, побуждающая интерес детей к новому знанию

Открытый конец деятельности

Приветствует детей, задаёт положительный эмоциональный настрой

-Ребята, давайте встанем рядышком по кругу:

Возьмёмся за руки, друзья!

Друг другу улыбнёмся.

Мы пожелаем всем добра.

И скажем: «Здравствуй, солнце!»

– Слышите, кто –то сопит? Кто же это?

-Доброе утро, медвежонок! Ты, почему не спишь? Ведь уже февраль! Надо спать с мамой – медведицей вместе! 

– Медвежонок: – Я не хочу спать!

-Ребята, может вы подскажете, почему медвежонок не спит?

– Все верно белые медведи не спят зимой. А какие медведи  спят зимой в берлогах?

Конечно – бурые впадают в спячку.

-Медвежонок мне сказал, что ему мама подарила волшебный календарь и он ищет друзей, чтобы вместе поиграть.

– Ребята, как вы думаете, где живут белые медведи?

– Совершенно верно, они живут на Северном полюсе у моря. 

– А как вы думаете, умеют ли белые медведи плавать и  нырять?

– А что они любят поесть?

Верно, они хорошо плавают и ныряют, любят полакомиться рыбой. 

– Вот бы посмотреть, как выглядит Северный полюс.

– Как вы думаете, что нам поможет?

Верно, можно посмотреть кино, книги, энциклопедии, карты и конечно можно посмотреть на глобусе – макете нашей планеты Земля.

-Кто может показать где находится Северный полюс?

– Смотрите. Северный полюс расположен сверху на глобусе. Он покрыт льдом и снегом и поэтому мы видим его на глобусе белого цвета.

– Ребята, каких еще знаете жителей Северного полюса вы знаете?

– А где вы их видели? (страницы пособия «Детский календарь»)

– Да, действительно давайте все вместе с медвежонком полистаем наш календарь. Кого мы видим на страницах календаря? 

– Медвежонок, а кто твой лучший друг?

-Северный олень.

– Ребята, а что вы знаете про северных оленей?

-Хотите  больше узнать про Северного оленя?

– Где мы можем узнать о нем побольше, как вы думаете?

– Да, действительно, используя голосовой помощник Яндекс «Алиса», мы можем узнать много новой и интересной информации. 

– Давайте спросим  у «Алисы» про северного оленя.

– Медвежонок, ты чего загрустил?

– Как вы думаете, ребята почему медвежонок снова загрустил?

– Оказывается, медвежонок хочет вернуться домой к маме медведице на Северный полюс.

– Давайте поможем ему вернуться? 

– А как нам определиться с маршрутом?

– Давайте соберем  из частей  целую карту, чтобы увидеть наш маршрут на Северный полюс?

– Карта собрана, маршрут определен, на чем же доберемся до Северного полюса?

-Как вы думаете, на каком виде транспорта можно отправиться в наше путешествие? 

– Хорошо, транспорт выбран – ЛЕДОКОЛ, нам нужно выбрать того, кто им будет управлять?

– А как вы думаете почему ЛЕДОКОЛ называют ЛЕДОКОЛом?

– Верно он колет лёд.

– Садитесь по удобнее, нас ждет с вами интересное путешествие. (просмотр мультфильма «Храбрый олененок»  в течение 2 минут)

– Что случилось, медвежонок?

– Ребята, посмотрите, медвежонок увидел чьи – то следы?

– А можем их сфотографируем на память.

 -Доставайте фотоаппараты.

– А вдалеке смотрите, кто там?

– Верно. Северный олень.

– Ребята, да это же верный друг нашего медвежонка!

– А там вдалеке и его мама.

– Ну вот, и пришло время прощаться.

-До свидания, медвежонок! Беги к своим близким.

– А нам пора возвращаться (включается аудиозапись). 

-Ребята наше путешествие подошло к концу, медвежонка мы вернули маме.

– Давайте посмотрим на наши фотографии и попробуем угадать, чьи  следы мы видели на Северном полюсе?

– Действительно, это следы мамы нашего медвежонка, северного оленя и следы самого медвежонка. Чьи следы самые большие, а чьи самые маленькие? 

 – Какой хороший у медвежонка друг.

-Давайте вместе с ним поиграем.

–  А вы бы хотели иметь такого друга, как у медвежонка? 

-Давайте сделаем себе друга «Северного оленя». 

-Перед вами лист календаря с шаблоном северного оленя, ножницы.

– Где же будут жить наши новые друзья? 

А где они живут на самом деле?

 – Предлагайте свои варианты жилья.

-Давайте построим оленятам домики.

Обращают внимание на действия воспитателя

Дети находят в группе корзинку с белым медвежонком.

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Дети обращают внимание на столе стоит глобус

Дети берут «Детский календарь», начинают его листать и находят еще одного жителя севера.

Высказывания детей.

Ответы детей

Ответ голосового помощника «Яндекс Алиса»

Ответы детей

Дети садятся на стульчики вокруг стола, берут листочки из календаря (части карты) и соединяют их.

Размышления детей

Ответы детей

Ответы детей. Показ картинок с видом транспорта.

(Дети сами выбирают по считалочке)

Начинается считалка: 

Ветер зиму нам принёс. 

А морозу нам не жалко, 

Прячь скорее в шарф свой нос. 

Кто свой нос ещё не спрятал, 

Тот замёрзнуть обречён. 

Чтобы нос твой не заплакал,

Выходи из круга вон

Выбран капитан корабля

Дети фотографируют следы.

Ответы детей

Прощаются с медвежонком

Рассуждения детей

Дети встают около педагога

Ответы детей

Дети рассаживаются вокруг стола, берут свои календари, выбираю себе ножницы и начинают работать.

Проговаривание словаря оборудования.

Дети складывают бумагу, вырезают.

Дети предлагают варианты строительства из кубиков, лего-конструктора.

Дети строят из выбранных материалов дома для оленят и продолжают играть.

Дети удивлены необычным приветствием и настроены на общение

Двигательная активность, эмоциональная разгрузка.

Дети проявляют творческую активность в процессе деятельности

Дошкольники учатся подбирать необходимые материалы

Умение делать выводы.

Эмоциональный отклик, сопереживать, сочувствовать, радоваться.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 У оленя дом большой. — складываем руками над головой крышу дома.
Он глядит в свое окно. — показываем руками перед собой квадратное окно или одну руку кладем горизонтально, а другую ставим на нее и подпираем кулаком щеку.
Заяц по лесу бежит. — изображаем бег на месте.
В дверь к нему стучит. — изображаем стук кулаком в дверь.
Тук-тук! — стучим правой ногой в пол.
Дверь открой! — открываем дверь.
Там в лесу… — показываем большим пальцем за плечо.
Охотник злой! — изображаем руками ружье.
Быстро двери открывай, — делаем приглашающий жест – машем ладонью к себе.
Лапу мне давай! — выставляем руку вперед ладонью наружу.

 Быстро дверь олень открыл,— открываем дверь.
зайку в дом к себе впустил,— делаем приглашающий жест.
зайка, зайка забегай — бег на месте.
лапу мне давай — выставляем руку вперед ладонью наружу.
ой, ой, страшно мне, — закрываем ладонями глаза.
что-то мне не по-себе,— обхватываем руками голову и качаем ею из стороны в сторону.
сердце в пятки всё ушло — правую ладонь кладем на сердце
Не дрожи зайчишка мой, — обнимаем себя
я смотрел в своё окошко,— показываем руками перед собой квадратное окно
убежал охотник злой, — бег на месте
посиди немножко — чуть присядьте или сядьте на стул.
Да, да посижу,
я уж больше не дрожу, — встаем и распрямляемся во весь рост.
у меня прошёл испуг,
ты хороший друг. — выставляем руку вперед ладонью наружу или машем на прощание.