Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детей с ТНР с использованием рассказов в картинках Н.Радлова.

ФИО: Подъяблонская В.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1418
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детей с ТНР с использованием рассказов в картинках Н.Радлова.
Итоговая оценка: 2 место,  75 баллов(-а)



Конспект занятия  по развитию речи в подготовительной группе детей с ТНР «Как по лестнице ледяшке я добрался до фуражки».

Воспитатель: Подъяблонская В.В.

Цель: Развитие связной монологической речи.

Задачи: 

– Формировать умение работать в парах.

Совершенствовать умение составлять описательный рассказ по сюжетной картинке,  грамматический строй речи, умение отгадывать загадки, составлять распространенные предложения.

– Обогащать и активизировать словарный запас. 

– Развивать творческое мышление через придумывание дополнительных сюжетов рассказа.

– Развивать тонкую моторику,  координацию речи с движением посредством су-джок массажа.

– Воспитывать любознательность, любовь к животному миру.

 

Оборудование:

Серия сюжетных картинок Н.Радлова (4 шт), су-джок массажеры по количеству детей, небольшие предметы отгадки (варежки, валенки, снежинка, снеговик), письмо Бабы Яги и фотография сюрпризной шкатулки в конверте, мешок с нейродорожкой, наборы условных обозначений слов в предложении (по программе Т.Ю.Бардышевой, Е.Н. Моносовой), открытки-раскраски отгадок в сюрпризной шкатулке.

Предварительная работа: Беседа о диких животных, о  их жизни зимой.  Составление распространенных предложений с опорой на схему по программе Т.Ю.Бардышевой, Е.Н. Моносовой (можно использовать схему-синквейн.).

 

1.Орг. момент. Поручить  дежурному  раздать ребятам су-ждок массажеры, массаж ладоней и пальцев со стихотворением.

Животные зимой.
Спят зимой барсук и ежик,
И медведь зимой спит тоже.
Спят пчела и муравей,
Ждут весенних теплых дней.
(Дети прокатывают по пальчикам массажер, перечисляя животных и насекомых, впадающих зимой в спячку, сначала правой рукой по левой, потом наоборот)

Восп: Ребята, а все ли животные спят зимой? Как зимуют разные животные?

Дети: Свободные ответы детей.

Восп: А вы знаете, как зимуют мышки? Впадают ли они в спячку?

Дети: Мыши в спячку не впадают, зимуют под снегом….

 

2.Беседа по картинкам. 

Восп: Известный художник Николай Радлов придумал интересную историю, которая произошла с мышками зимой, и изобразил ее в картинках. 

 

Показываю 1 картинку.

-Кто изображен? Как назовем одним словом (семья…мышей)?

-Почему решили, что это семья (разного роста и одеты по-разному)?

-Как назовем папу (мышь), маму (тоже мышь), а детеныша (мышонок)?

-Какое время года изображено, почему так думаете? (снег, сосули, мыши одеты)

-Когда зимой могут появиться сосульки (во время оттепели)?

– Где висят сосульки? Между двумя столбами натянута веревка, для чего? Как мы назовем эту веревку (бельевая)?

-Куда идет семья мышей (домой, чтобы согреться)?

– Где они были (на прогулке)?

-А что это летит в воздухе (шапка мышонка)? 

-У этой шапки есть козырек, такой головной убор называется фуражка.

-Почему улетела фуражка (сильный ветер сорвал с головы мышонка)?

-Что может произойти с мышонком, если он останется без головного убора зимой?

 

Показываю 2 картинку.

-Куда залетела фуражка (на крышу)? Что происходит с мышонком (он плачет)?

-Посмотрите внимательно на маму мышь, как она реагирует (огорчилась)? Как папа мышь реагирует (сердится)?

-Можно ли достать фуражку?

-Обратите внимание, какие маленькие мыши, и какой большой дом. Что же придумает семья мышей?

 

Показываю 3 картинку.

-Что сделал папа мышь (залез на столб и перегрыз веревку)?

-Для чего (чтобы сделать лестницу)?

 

Показываю 4 картинку.

-Что сделали мыши (подставили веревку с сосульками к дому, как лестницу)?

-Почему веревка осталась твердой, не согнулась (замерзла)?

-Кто полез на крышу (мышонок забрался по лестнице, чтобы забрать фуражку)?

-Посмотрите, как радуются мыши, чему?

-Кто догадался, что замерзшую веревку можно использовать как лестницу?

-А послушайте- ка как сам автор назвал свою историю..

-Послушайте стихотворение, которое сочинил автор к рисункам…

 

Снёс ветер у меня фуражку.

Горюет мать, сердит отец.

Нашёл я лестницу-ледяшку.

Ну, разве я не молодец?

 

  1. Рассказывание эпизодов в хронологической последовательности.

Раздать картинки парам детей, далее каждая пара выходит к магнитной доске, крепит свой сюжет и рассказывает эпизод. Ребята дополняют друг друга.

 

  1. Подвижная деятельность и работа с предложениями.

Восп: Ой, ребята, что это за мешок? К нему письмо, давайте прочитаем от кого (на конверте от Бабы Яги). Текст: « Что ребятушки.. думали это Дед Мороз вам подарочки отправил…? А я так наколдовала, что не получите вы подарков если задание мое не выполните и загадки мои не разгадаете. Пройдите по моим кочкам болотным, да отгадки найдите, предложения грамотные о них составьте, тогда может Дед Мороз и услышит ваши желания на Новый год, а не выполните, останетесь без подарков!»

Достаем из мешка элементы нейродорожки (круглые куски линолеума со следами), выкладываем из них дорожку,  ребята слушают загадку, пары по очереди проходят, ищут в группе отгадку-предмет.

 

Загадки:

Красный нос, в руках метелка.
Проживает рядом с елкой.
К холодам давно привык
Наш весёлый… (Снеговик)

Надевают на ножки 

Теплые сапожки, 

Они совсем маленьки, 

А зовут их… (Валенки)

Чтоб зимой не мёрзли ручки

И у внука, и у внучки,

Вяжут детям бабушки

Шерстяные … (Варежки)

Странная звездочка с неба упала,

Мне на ладошку легла – и пропала. (Снежинка)

Составление распространенных предложений о предмете – отгадке с опорой на схемы. Работа в парах. Пары проверяют друг друга.

 

  1. Заключительная часть.

Восп: Ребята, с заданиями Бабы Яги вы справлись, а как же Дедушка Мороз узнает какие подарки вы загадали на Новый год? Давайте посмотрим, может в мешке еще что-то есть…(В мешке ничего не находят). Может в конверте осталась подсказка ( в конверте находят фотографию шкатулки)? Ребята, что это за шкатулка, вы видели такую?  

Дети замечают в группе эту шкатулку. Открывают, в шкатулке – открытки. На открытках снаружи нанесена точками раскраска отгадка (снеговик, варежки, снежинка, валенки), внутри – открытка пустая. 

Восп: Ребята, каждому из вас достается открытка с отгадкой вашей загадки. Но открытка совсем не яркая, не новогодняя. Баба Яга снова решила напроказничать. Но мы ей не позволим. Чтобы Дедушка Мороз узнал, какие подарки вы загадали на новый год, нужно обвести аккуратно по точкам рисунок, ярко его раскрасить, а внутри нарисовать или написать то, что вы хотите получить от Дедушки Мороза на Новый год. Эту открыточку дома положите в морозильную камеру, и тогда Дедушка Мороз уж точно ее получит, ведь это волшебная открытка, заработанная и созданная вами…

  Дети уходят в свободную деятельность, занимаются открытками.