Методическая разработка по нравственно – патриотическому воспитанию “Моя Родина и Я”

ФИО: Панова О.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1422
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Методическая разработка по нравственно - патриотическому воспитанию "Моя Родина и Я"
Итоговая оценка: 2 место,  80 баллов(-а)



Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение детский сад п.Тихменево

Методическая разработка по нравственно – патриотическому воспитанию

” Моя Родина и я “

Срок реализации: 3 года

Возраст детей: 4-7 лет

Воспитатель: Панова О.В.

Тихменево 2021

 

Содержание

1.1. Введение.

1.2. Пояснительная записка.

1.3. Цель и задачи реализации разработки.

1.4. Принципы формирования разработки.

  1. Планируемые результаты освоения разработки.

2.1. Ожидаемый результат.

  1. Содержательный раздел разработки.

3.1. Формы, способы, методы и средства реализации разработки.

3.2. . Перспективный план работы в средней группе. 

3.3. Перспективный план работы в старшей группе.

3.4. Перспективный план работы в подготовительной к школе группе.

  1. План работы с родителями.
  2. Список используемой литературы.

 

1.1. Введение.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием. Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе. Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.

1.2. Пояснительная записка

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя, многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принятая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан России. Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться ее достижениями и болеть ее горестями?

Судьбы Родины в руках человека. Родина, такова какой мы ее сами сделаем. Патриотизм, применительно к ребенку дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах и на благо семьи, детского сада, родного поселка, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. Но невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Длительность: средней группе – 4, в старшей и подготовительной группе – 4. Длительность: в средней группе- 20 минут, в старшей группе- 25минут, в подготовительной к школе группе – 30минут

1.3. Цель и задачи реализации разработки.

Цель: воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Задачи:

  • Воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, друзьям, улице, поселку. 
    • Формировать бережное отношение к природе и всему живому. 
    • Воспитывать уважение к труду. 
    • Развивать интерес к прошлому страны: русским традициям и промыслам. 
    • Расширять представлений о своем поселке Тихменево, о городах Рыбинск и Ярославль, о главном городе – о Москве. 
    • Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн). 
    •Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны. 
    •Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

1.4. Принципы формирования разработки.

Содержание  методической разработки соответствуют основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является всестороннее развитие ребенка, обеспечивающее единство воспитательных и обучающих целей и задач.

Методическая разработка разработана в соответствии с принципами и подходами, определенными ФГОС ДО:

– принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

– принцип научной обоснованности и практической применимости;

– принцип критерия полноты, необходимости и достаточности;

– принцип единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

– принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

– принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;

– принцип развития ребенка с учетом возрастных закономерностей его психического развития на каждом возрастном этапе;

– принцип реализации качественного, возрастного, культурно-исторического, личностного подходов.

  1. Планируемые результаты освоения.

2.1.Ожидаемый результат:

Средняя группа:

У детей сформируются: – чувства любви к родному краю, к Родине, уважение  к защитникам отечества;

– представления о самых красивых местах родного поселка, его достопримечательностях; – представления о культурных явлениях (театре, цирке, зоопарке. вернисаже), их атрибутами связанными с ними профессиями, правилами поведения; – доступные представления о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.);

–   представления о Российской армии.

Старшая группа:

У детей сформируются: -представления о малой Родине, любовь к Родине, о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край; -представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.); – представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна, Москва — главный город, столица нашей Родины; -представления о флаге и гербе России, мелодии гимна; -расширяться представления о Российской армии, уважение к защитникам отечества, о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы; – элементарные представления об истории человечества (Древний мир, Средние века, современное общество через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), реконструкцию образа жизни людей разных времён (одежда, утварь, традиции).

Подготовительная группа:

У детей сформируются: – представления о родном крае, о достопримечательностях региона, в котором живут дети; – патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине, представления о Родине – России;

– представления о событиях, происходящих в стране, чувство гордости за ее достижения; – знания о флаге, гербе и гимне России (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы); – представления о том, что Российская Федерация (Россия) – огромная, многонациональная страна; -представления о Москве — главном городе, столице России; -расширятся знания о государственных праздниках, о Ю. А. Гагарине и других героях космоса; -углубляться знания о Российской армии»; – элементарные представления об эволюции Земли (возникновение Земли, эволюция растительного и животного мира), месте человека в природном и социальном мире, происхождении и биологической обоснованности различных рас; -элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), игру и продуктивные виды деятельности;-что Земля- наш общий дом, на Земле много разных стран; о том, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.

  1. Содержательный раздел программы.

3.1 Формы, способы, методы и средства реализации программы.

Национально региональный компонент реализовывается во всех видах деятельности детей, как часть ООД, а так же на практических видах деятельности, играх, беседах, чтении художественной литературы. Структура ООД позволяет сочетать и успешно решать задачи из разных разделов программы. Система работы, включающая комплекс заданий и упражнений, разнообразных методов и приемов работы с детьми (наглядно-практические, игровые, словесные), помогает дошкольникам овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.

Игровые ситуации с элементами соревнований, беседы, экскурсии, наблюдения, элементарные опыты, чтение отрывков художественной литературы мотивируют детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика работы не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком заданий, а подразумевает всем детям равный старт, который позволит им успешно учиться в школе.

Инновационные технологии обучения– проектная деятельность ( «Влияние устного народного творчества на развитие детей среднего дошкольного возраста»,«Растительный мир нашего края» «Я, моя семья и Родина», «Книжки – малышки!”, «Здравствуй, музей!», « Твори добро – на всей земле!»,

«Защитники Родины- это наша доблесть и слава!» ,«Планета Земля заболела. Диагноз — Мусор»

“Здравствуй, Осень золотая!” «Природа моего родного края», «Расти добрым – малыш!» « Образ материнства в русской иконописи »

– музейная педагогика:” Русские сувениры” , “Собаки – верные друзья”

“Книжки – малышки!”

тематические акции совместно с информационно – компьютерными технологиями, презентации.

 

3.2. Тематический план в средней группе.

Перспективный план работы в средней группе

Недели Тема Программное содержание Формы проведения
Сентябрь
Первая неделя « Осень на улицах поселка» Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, ее красоте, воспитывать умение наблюдать за ней, сформировать представления об осени, как о времени года, устанавливать взаимосвязь между явлениями в природе. Чтение художественной литературы: »Листопад» Бунин И.Н. , « Осенние листья» Н.И. Майков Рисование: «Нарисуй картинку об осени», «Праздник: « Осень» Проект: «Растительный мир нашего края»
Вторая неделя «Улицы моего поселка» Продолжать знакомить детей с улицами поселка, строениям, природе; развивать умение наблюдать и описывать увиденное, воспитывать любовь к своему родному краю. Конструктивная деятельность: «Загородки и заборы» Рисование: « Красивые флажки на улице» Дидактическая игра: « Кто на чем ездит»
Третья неделя « Моя родная природа» Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, животным, дарам осени: цветы, овощи, фрукты, грибы, ягоды. Воспитыватьлюбовь к своему родному краю, животным, растениям, умение правильно вести себя в ней. Организованная образовательная деятельность: «Люблю березку русскую». Конструктивная деятельность: « Домики для зверят» Чтение художественной литературы: «Уехали» А. Барто Проектная деятельность: « Цветы – краса земли»
Четвертая неделя « Моя семья» Уточнить и углубить знания детей о семье, о своих родственниках; о их профессиях, о их значении в жизни поселка, о том, что каждая семья индивидуальна, имеет свою историю, традиции, интересы. Развивать речевые умения детей рассказывать о себе, своей семье, используя свой личный опыт. Воспитывать любовь и уважение к своим близким, дому. Организованная образовательная деятельность: «Моя семья » Рисование: « Цветные шары для семьи» Дидактическая игра « Кто где живет?» Чтение художественной литературы: « Бабушкин садик» Сюжетно-ролевая игра: «Семья. Варим обед из овощей»
Октябрь
Первая неделя « Золотая осень» Продолжать развивать у детей интерес и любовь к родной природе, красоте осени, воспитывать умение наблюдать за изменениями, сформировать представления об осени, как о времени года, устанавливать взаимосвязь между явлениями в природе. Организованная образовательная деятельность «Развитие речи»: Чтение стихов об осени: « Уж небо осенью дышало» А.С. Пушкин, « Осенние листья» Н.И. Майков Рисование: « Золотая осень» Развлечение: « Осень добрая волшебница»
Вторая неделя « Транспорт любимого поселка» Продолжать знакомить детей с улицами поселка и их особенностями и видами транспорта, которые помогают людям передвигаться. Закрепить правила поведения на улице, в транспорте. Воспитывать патриотические чувства к своей малой родине. Конструктивная деятельность: « Мост через речку» Аппликация: «Лодки плывут по реке  Чтение художественной литературы: « Улицей гуляем» С.А. Дрожжин. Сюжетно-ролевая игра » Транспорт ( Автобус)» Дидактическая игра: « Кто на чем ездит»
Третья неделя « Мои домашние животные» Продолжать развивать у детей интерес и любовь к домашним животным, умению за ними ухаживать, воспитывать любовь к окружающему миру, своей семье и домашним обитателям. Беседа: « Домашние животные» Дидактическая игра: « Кто, что любит» Художественное творчество: «Мое любимое животное»

 

Четвертая неделя « Мои друзья и известные люди» Уточнить и углубить знания детей о людях живущих в поселке, о своих родственниках участниках ВОВ; о их значении в жизни поселка. Развивать речевые умения детей рассказывать о себе, о своем лучшем друге, используя свой личный опыт. Воспитывать любовь и уважение к своим близким, пожилым людям. Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: « Такие люди живут у нас в поселке» Беседа: «Мой друг» Дидактическая игра: «Вежливые соседи»
Ноябрь
Первая неделя « Родная страна, нет тебя дороже» Закрепить название родного поселка, страны, в которой дети живут, развивать патриотические чувства, воспитывать у детей чувство любви к своему родному краю. Беседа: « А где же я живу?» Сюжетно-ролевая игра: « Поликлиника», « Магазин» Дидактическая игра: « Кто где работает?» Чтение стихов о Родине.
Вторая неделя « Поздняя осень» Продолжать развивать у детей интерес и любовь к родной природе, красоте поздней осени, воспитывать умение наблюдать за изменениями, сформировать представления об русской осени, как о времени года, устанавливать взаимосвязь между явлениями в природе. Чтение художественной литературы: «Первый снег» Я.В. Аким Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: « Осенние посиделки» Рисование: « Корзина с дарами осени»,
Третья неделя « Как дикие животные готовятся к зиме» Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, животным, которые готовятся к зиме. Закрепить название жилищ диких животных. Воспитывать любовь к своему родному краю, животным, чувство сострадания. Беседа: « Кто как к зиме готовится?» Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: « О диких животных леса», Дидактическая игра: «Кто, где живет?»
Декабрь
Первая неделя « Здравствуй, зимушка, зима» Продолжать развивать у детей интерес и любовь к родной природе, красоте зимы, воспитывать умение наблюдать за изменениями, сформировать представления о русской зиме, как о времени года, устанавливать взаимосвязь между явлениями в природе. Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: « Стайка снегирей на ветках» Чтение русской народной сказки: « Зимовье зверей». Рисование : « Кто в зимнем домике живет?» Дидактическая игра: « Зима или весна?». Театральная деятельность: « Зимушка-зима»
Вторая неделя « Зимние русские забавы» Продолжать развивать у детей интерес и любовь к родной природе, красоте зимы. Развивать умение называть зимние игры, забавы, название улиц поселка. Воспитывать любовь к родному краю. Беседа: « Зимние забавы» Рисование: « Девочка в зимней одежде» Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: « Вот это снеговик!»
Третья неделя « Приметы зимы, зима в родном поселке» Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе, приспособлении человека к жизни зимой. Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, красоте зимы на улицах поселка. Беседа: «Зима в родном поселке» Чтение русской народной сказки « Лисичка – сестричка и серый волк» Дидактическая игра: « Когда это бывает?»
Четвертая неделя «Новогодний праздник. Рождество» Средствами эстетического воспитания побуждать детей радоваться новогодним праздникам, восхищаться елкой, воспитывать желание дарить подарки своим близким. Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: « Зимушка-зима» Рисование: Новогодние открытки», Лепка:« Снегурочка» Сюжетно – ролевая игра « Семья. Готовимся к новому году», « Детский сад. Готовимся к ёлке» Новогодний праздник.
Январь
Первая и вторая неделя « Зима в лесу» Продолжать развивать у детей интерес и любовь к родной природе, красоте зимы в лесу, углубить знания о зимовье зверей, птиц, растений. Воспитывать умение наблюдать за изменениями, сформировать представления о русской зиме, как о времени года, устанавливать взаимосвязь между явлениями в природе. Беседа: «Покормите птиц зимой» Организованная образовательная деятельность « Стайка снегирей на ветках рябины» Рисование: « Маленькой елочке, холодно зимой», Лепка: « Птичка»Дидактическая игра: «Что за дерево?» Развлечение: « Рождественская елка»
Третья неделя « Народные игрушки. Народно – прикладное искусство» Формировать знания детей о русской народной игрушке, предметам народно – прикладного искусства

Воспитывать уважение к русскому ремеслу.

Беседа: « Русские народные игрушки» Организованная образовательная деятельность: « Декоративное рисование – украсим платочек», аппликация: « Тележка с игрушками» Сюжетно ролевая игра: « Семья. Мои игрушки Экскурсия в музей: « Русская изба»

 

Четвертая неделя « Профессии взрослых» Формировать знания детей о профессиях людей, работающих в поселке.

Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, к профессиям взрослых желание им помогать, доставлять радость.

Беседа: « А где работает мама и папа?» Конструктивная деятельность: « Грузовые авто» Дидактическая игра: «Кто где работает? Путешествие по поселку»
Февраль
Первая неделя «Мои друзья и я. Доброта». Формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны; воспитывать у детей уважение и терпимость к людям, независимо от их социального происхождения, внешнего облика, физических недостатков. Беседа: « Что такое хорошо и что такое плохо?» Инсценировка русской народной сказки: «Кот, петух, лиса»
Вторая неделя «Любимые сказки» Формировать знания детей о сказках, их значении для людей. Продолжать знакомить с русскими народными сказками

Воспитывать уважение и любовь к сказкам.

Викторина:» По сказкам К.И. Чуковского» Рисование:« Девочка пляшет» Инсценировка русской народной сказки:” Заяц и лиса»
Третья неделя «Наша армия» Познакомить детей с Российской армией – надёжной защитницей нашей Родины. Рассказать детям о людях, прославивших нашу страну в годы войны и в наше время. Беседа: « Российская Армия» Аппликация: « Летящие самолеты» Сюжетно-ролевая игра: «Военные учения» Дидактическая игра « Собери картинку».
Четвертая неделя «Защитники отечества. Символы России» Продолжать знакомить детей с Российской армией – надёжной защитницей нашей Родины. Формировать чувство уважения к мужчинам – защитникам родины. Воспитывать у детей патриотические чувства, уважение к символам страны. Организованная образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию: « Открытка для папы». Рисование: « Салют в честь дня Российской Армии» Дидактическая игра: « Символы России». « Какого цвета флаг?» Конструктивная деятельность: » Корабли»
Март
Первая неделя «Мамочка моя, любимая» Раскрыть детям многогранный образ мамы -труженицы, воспитывать любовь и уважение к своим мамам, доброе, заботливое отношение к женщинам, стремление помогать им. Беседа: «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны”. Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: « Готовимся встречать 8 марта». Рисование: «Расцвели цветы для мамы», Аппликация: «Красивый букет ля женщин» Дидактическая игра: «Семья. Умеем хозяйничать». Сюжетно-ролевая игра: « Парикмахерская. Салон красоты» Праздник: « Милая мамочка»
Вторая неделя « Дымковские игрушки» Продолжение знакомства детей с народным декоративно-прикладным искусством (Дымка). Расширение представлений о народных игрушках. Знакомство с национальным декоративно-прикладным искусством. Воспитывать любовь к родине. Беседа: « На выставке» Художественное творчество: « Украсим платье кукле. Дымка» Театральная деятельность: « Посиделки у самовара». Экскурсия в музей: « Русская изба»,
Третья неделя « Весна» Формировать у детей знания весне.. Устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями весной. Углублять представления об условиях жизни растений и животных. Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов. Воспитывать любовь к родной природе. Беседа: « Весна» Организованная образовательная деятельность: « В гости к хозяйке луга» Дидактическая игра: «Признаки весны?» Театральная деятельность: « В гости к нам весна пришла» Праздник фольклорный: « Проводы русской зимы»
Четвертая неделя « Из чего что сделано» Совершенствовать умение самостоятельно определять материалы: стекло, металл, пластмасса, фарфор, фаянс, полиэтилен, ткань и их свойства и качества. Учить сравнивать, группировать, классифицировать предметы по их назначению и или определенным признакам. Развивать умение определять предметы сделанные руками человека. Воспитывать любовь к родине, людям – труда Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: « В мире пластмассы» Дидактическая игра: «Что за материал?» Сюжетно-ролевая игра: « Магазин. Одежда и обувь». Конструктивная деятельность: « Домики и сарайчики»
Апрель
Первая неделя « Весна и природа» Продолжать формировать у детей знания весне, об изменениях в родной природе, на улицах поселка. Устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями весной. Углублять представления об условиях жизни растений и животных. Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов. Воспитывать любовь к родной природе. Беседа: « Береги природу» Организованная образовательная деятельность по развитию речи: « Рассказывание по картине: « Весна в лесу», « Экологическая тропа весной. Опыты» Рисование: « Весна в лесу». Дидактическая игра: « Когда это бывает?»

 

Вторая неделя “Родная страна. Космос»» Расширять знания о родной стране, о государственных и народных праздниках. Дать сведения о космосе, луне, звездах, солнце. Развивать у детей умение называть героев космонавтов. Воспитывать любовь к родной стране и праздникам. Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Праздники страны. День космонавтики» аппликация: « Полет на луну» Конструктивная деятельность: «Ракета» Развлечение: «День земли»
Третья неделя «Предметы и народные игрушки. Забавы» Формировать представление у детей об окружающих предметах их назначение: мебель, бытовые, одежда, посуда, игрушки, о истории их появления. Развивать умение определять качество материалов, классифицировать. Воспитывать у детей любовь и уважение к игрушкам, предметам и забавам русского народа. Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: « Путешествие в прошлое» Рисование: « Моя любимая народная игрушка» Дидактическая игра: « Одежда», « Мебель», « Посуда» Экскурсия в музей: « Русская изба. Утварь» Развлечение: « Русские народные игры и забавы»
Май
Первая неделя « День Победы» Познакомить детей с историей начала Великой Отечественной войны. Весь народ поднялся на защиту Родины: героический вклад в победу над врагом армии, в тылу, взрослыми и детьми. Традиция- празднование Победы русским народом. Воспитывать уважение и память о погибших защитниках Родины. Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: « День победы» Развлечение: « День победы» Сюжетно-ролевая игра: « Самолет» Дидактическая игра: « Моряки»
Вторая неделя «Правила, по которым мы живем»!» Приобщать детей к коммуникативному общению и нравственным нормам: умение общаться с детьми разного возраста, использовать вежливые формы обращения, установить контакт с помощью вербальных и невербальных (мимика, пантомима) средств, тактично. Развивать умение обращаться с просьбами, вопросами, просить помощи и оказать ее другим, проявить чувство собственного достоинства. Воспитывать любовь к окружающим людям. Беседа: «Что такое хорошо и что такое плохо», Вежливые слова», « А как у вас дома?»
Сюжетно-ролевая : « Ремонтируем мебель»,
Дидактическая игра: Правильно или нет« Театральная деятельность: « Защити слабого» Чтение художественной литературы: « Дядя Степа» С.Михалков, « Тараканище» К.И. Чуковский,
Третья-четвертая недели «Здравствуй лето!» Продолжать наблюдать за явлениями природы. Помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и деревьями. Расширять и уточнять представления о деревьях и кустарниках, пользе деревьев: тень, кислород, эстетика, укрепление почвы. Знать, называть и узнавать, по коре, листьям, расположению веток деревья, наиболее часто встречающиеся на нашей российской территории: береза, клен, сосна, ель, тополь, липа, рябина и др. развивать внимательность. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к русской природе. Организованная образовательная деятельность по развитию речи : « Составление рассказов о природе. Сады цветут» Рисование: « Волшебный сад» Дидактическая игра: «Насекомые Развлечение: Здравствуй лето!» Проектная деятельность: » Цветы-краса земли»

 

3.3Перспективный план работы в старшей группе.

Неделя Тема Программные задачи Формы работы
Сентябрь
Первая неделя «Праздник знания» Формировать у детей знания о празднике. День радостных встреч. Игры, задачи на смекалку, задачи – шутки. Развивать внимание, радость от встреч с друзьями. Воспитывать любовь и уважение к сверстникам и сотрудникам ДОУ. Праздник «День знаний»Организованная образовательная деятельность: «Школа». Сюжетно-ролевая игра: « Детский сад, встречает детей»

 

Первая неделя «Наш детский сад. Профессии взрослых» Знать ближайшее окружение сотрудников, обращаться по имени отчеству. Экскурсии в кабинеты ДОУ. Учить детей свободно ориентироваться в помещениях детского сада. Употребление обобщенных названий профессий: в земледелии, транспорте, связи, швейной промышленности, строительстве, педагогике. Различать трудовые действия, характерные для специальностей. Воспитывать уважение к своему труду, труду взрослых в ДОУ. Викторина «Путешествие в мир профессий», Сюжетно-ролевая игра: « Детский сад» Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: « Мой любимый детский сад» Рисование: « Моя любимая игрушка» Дидактическая игра: « Кому, что нужно. Профессии»
Вторая неделя «Как хлеб на стол пришел» Формировать знания детей о труде хлеборобов Подмосковья, о значимости и истории хлеба, о том, как превратить зерно в муку и в муку в тесто? Посещение кухни при выпечке мучных изделий. Воспитывать уважение к труду взрослых, к своей стране, к главному продукту стола. Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: « Хлеб – всему голова. Комбайнеры вышли в поле. Ржаной и пшеничный хлеб». Рисование: « Хлебное поле» Сюжетно-ролевая игра: « Водители везут хлеб. Пекарня»
Третья неделя «Осень золотая. Признаки осени.» Продолжать учить детей наблюдать за явлениями природы в родном поселке. Помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Расширять и уточнять представления о растениях, о природе родного края. Воспитывать уважение к труду взрослых, к своей стране, любовь к поселку и природе. Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Осень золотая» Рисование: « Что нам осень принесла?» Дидактическая игра: « Похож не похож» Конструктивная деятельность: « Панно из осенних листьев» Выставка детско-родительского творчества: «Дары осени»
Четвертая неделя «Любимые домашние животные» Углублять представления детей об условиях жизни домашних животных, о их повадках, условиях проживания, уходе за ними. Воспитывать доброту и сострадание к животным, желание не причинять им вред. Беседа: « Мое любимое животное» Рисование: « Я и мой питомец » Дидактическая игра: «Любимые игры и игрушки животных».
Октябрь
Первая неделя «Я вырасту здоровым, воспитанным и добрым» Расширение представлений об особенностях человеческого организма (правильное питание, движение, сон, хорошее настроение, положительные эмоции), о соблюдении правил культуры, вежливого общения с окружающими людьми. Воспитывать любовь и уважение к окружающим. Беседа: « Уроки культуры и нравственности» Конструктивная деятельность: « Здание больницы» Чтение художественной литературы: «Маленькое дело лучше большого безделья»
Вторая неделя «Моя семья. Традиции» Формировать знания детей о своей семье, о месте работы родителей, важность их труда для общества и государства. Закрепить домашний адрес, семейные праздники. Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью и страну. Беседа: « Моя семья» Организованная образовательная деятельность : « В родной семье», Оформление альбома (портфолио): « Я и моя семья» Дидактическая игра: « Профессии »
Третья неделя «Улицы моего поселка” Формировать знания детей о соблюдении правил уличного движения в поселке Закрепить виды пассажирского транспорта: наземный, подземный, воздушный, водный. Воспитывать любовь и уважение к окружающим, поселку. Беседа: « Моя страна, мой поселок, мои улицы»: Сюжетно-ролевая игра: « Машины на улице» Рисование: « Автобус едет по улице» Дидактическая игра: « Путешествие по поселку»
Четвертая неделя «Правила общения детей. Предметы, которые нас окружают». Воспитывать у детей нравственные нормы: умение общаться с детьми разного возраста, использовать вежливые формы обращения, просить помощи и оказывать ее другим, чувствовать настроение близких, оказывать эмоциональную поддержку. Беседа: «Учимся быть вежливыми и добрыми» Дидактическая игра: « Предметы, которые нас окружают» «Викторина «Вежливые слова».
Ноябрь
Первая неделя «Родная страна, мой поселок» Расширять знания о родной стране, поселке, о государственных и народных праздниках, традициях и обычаях. Многонациональность нашей страны: толерантное отношение к людям разных рас и национальностей. Развивать умение называть символы: герб, флаг, гимн; главные, значимые объекты поселка: школа, почта, магазины, сбербанк, больница, дом бытовых услуг, памятник войнам ВОВ и т.д. Воспитывать патриотические чувства у детей. Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: « День народного единства», «Игра – путешествие в страну знаний о России. Мой любимый поселок». Рисование: «Дом, в котором мы живём», Развлечение: «Нет ничего дороже – Родины!». Проект: «Я, моя семья и Родина»

 

Третья неделя «Поздняя осень» Продолжать учить детей наблюдать за явлениями природы. Помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Расширять и уточнять представления о животных и растениях Развивать у детей умение различать деревья по окрасу ствола, главное дерево России – березку. Воспитывать любовь к природе, патриотические чувства. Беседа: « Скоро придет зима. Как природа и люди готовятся к зиме» Рисование: «Русская природа». Развлечение – народный праздник: « Кузьминки». Дидактическая игра: « Животные леса», « Деревья»

Проект: «Планета Земля заболела. “Диагноз — Мусор “

Четвертая неделя « Свойство материалов» Совершенствовать умение самостоятельно определять материалы и их свойства и качества. Выявление общих качеств и свойств предметов из разных материалов: горят, намокают, мнутся, рвутся, режутся. Развивать умение сравнивать, группировать, классифицировать предметы по их назначению для человека, предметы, сделанные руками человека. Воспитывать уважение к людям труда. Беседа: « Расскажите из чего это сделано» Дидактическая игра: «Предметы которые нас окружают»

Исследовательская деятельность: « Тонет, не тонет».

Декабрь
Первая неделя Путешествие по Москве» Закрепить с детьми понятия: Родина, Москва, Россия, президент, символы. Расширять знания о родной стране, о государственных и народных праздниках, традициях и обычаях играх, о том что Москва – главный город страны. (Кремль. Красная площадь). Воспитывать любовь к Родине, патриотические чувства. Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Москва- столица нашей Родины» Составление рассказа из личного опыта: « Путешествие по Москве», Дидактические игры: « Найди флаг и герб»
Вторая неделя « Что за чудо – эти сказки» Формировать умение отличать сказку от рассказа, определять поэтическое произведение. Через русские народные сказки закладывать основы нравственности, понимать, где правда, а где вымысел, где зло противостоит добру, почему в сказках добро побеждает, воспитывать любовь к родине. Викторина: «Русские народные сказки» Рисование: «Народные игрушки” Выставка детских книг: «Моя любимая сказка”
Третья неделя «Зимушка- зима» Формировать основы экологической культуры.. Формировать понятие о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру. Побуждать детей замечать красоту зимних пейзажей, рассказывать об изменениях в природе. Воспитывать любовь к окружающему миру. Беседа: «Зимушка- зима» Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: Рисование «Зима пришла» « Снег – снежок» Дидактическая игра: « Животные и птицы России»

Акция «Покормим птиц зимой»

Четвертая неделя «Новый год у ворот. Традиции русского народа» Формировать понятие о празднике Нового года. Через различные виды детской деятельности дать сведения зимних развлечениях детворы в России. Воспитывать любовь к окружающему миру, традициям. Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Новогодние традиции». Рисование: «Наряжаем елку» Сюжетно-ролевая игра: « Едем в гости на праздник» Праздник: «Новый год у ворот»
Январь
Первая неделя «Профессии мужчин. Защитники своей Родины» Обогатить представления детей о мире профессий мужчин и предметах связанными с ними. Рассказы о предметах, облегчающих труд человека в быту. Различать трудовые действия, характерные для специальности. Воспитывать уважение к труду мужчин. Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: « Наши защитники страны” Рисование: «Моя Родина – Россия» Дидактические игры: «Наша большая армия

Проект «Защитники Родины- это наша доблесть и слава!»

Вторая и третья недели Народная культура и традиции. Продолжение знакомства детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством. Расширение представлений о народных игрушках . Продолжать знакомить детей с национальным декоративно-прикладным искусством. Рассказы детям о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта, одежды. Воспитывать любовь к окружающему миру, традициям русского народа. Посещение музея « Русская изба» Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Русское народное прикладное искусство и традиции. Русские народные игрушки», Рисование «Золотая хохлома» «Развлечение- концерт: « Зимние посиделки. Святки» Дидактические игры: « Народные промыслы»
Февраль
Первая неделя «Спорт и человек. Спортсмены-олимпийцы» Формировать знания о спорте, как об основе здоровья человека, об олимпийском движении, о видах спорта, об олимпийских чемпионах России и нашего поселка. Воспитывать любовь к окружающему миру, гордость за людей достигших высоких наград государства и мира, в области спорта. Беседа: «Спорт в моем поселке. Чемпионы», «Олимпийское движение», Художественное творчество:« Мой любимый вид спорта» Дидактические игры: «Что за снаряд», «Зимние виды спорта»

 

Вторая неделя «ТранспортПрофессии» Формировать представление детей о транспорте, его видах, значении для человека. Закрепить виды пассажирского транспорта. Воспитывать любовь и уважение к окружающим, поселку. Закрепление навыков культурного поведения в транспорте. Беседа: «Транспорт родного поселка» Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Транспорт – помощник для людей» Сюжетно-ролевая игра: «Шофер на скорой помощи» Дидактическая игра: «Транспорт»
Третья неделя «Защитники Отечества. Родная Армия» Формировать представления детей о российской армии, родах войск: воины охраняют границы Родины, есть пехотинцы, танкисты, моряки, летчики, ракетчики, артиллеристы, пограничники. Познакомить с историей защитников земли Русской (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович), Великой Отечественной войны. Воспитывать уважение и гордость к защитникам Отечества. Беседа:««Недаром помнит вся Россия…»

Рассматривание картины «Богатыри» В.Васнецова; Чтение пословиц о храбрости, героизме («Смелость города берет», «Тот герой, кто за Родину горой»). Чтение З. Александрова «Дозор». А. Нехода «Летчики». Аппликация « Подарок для пап и дедушек» Рисование:

«Пограничник с собакой» Дидактическая игра: «Наша Армия”. Праздник: «День защитника Отечества»

Четвертая неделя «Я и мои друзья». Формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга ( разные имена, фамилии, внешность, характеры), но все они равны; воспитывать у детей уважение и терпимость к окружающим людям, детям, независимо от их социального происхождения, внешнего облика, физических недостатков. Беседа:« Друг в беде не бросит. Наши добрые дела».
Дидактические игры:
«Назови ласково» Рисование: «Мой лучший друг” Сюжетно-ролевая игра: « Едем с друзьями путешествовать»
Март
Первая неделя «Мама – самое прекрасное слово на земле». Формировать у детей любовь и уважение к маме ( бабушке), оказывать помощь в домашних делах, проявлять заботу к ней. Развивать умение рассказывать о маминых привычках, мечтах, желаниях, о профессии, о её важности для семьи. Формировать знания о том, что бабушка -мама родителей. Закрепить с детьми женские профессии, их значение. Воспитывать любовь и уважение к женщинам России. Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Расскажи о своей маме и бабушке» Дидактическая игра: «Профессии женщин»
Праздник для мам и бабушек .

Проект: « Образ материнства в русской иконописи »Вторая неделя«Одежда. История русского костюма”

Формировать у детей понятие о том, что одежда в разные времена была разной; познакомить с историей русской одежды, учить ценить труд людей, изготовляющих её.

Развивать понимание значимости одежды для человека. Воспитывать у детей уважение к людям труда, русским традициям и наследию.

Рассматривание костюмов и деталей женской одежды на Руси. Беседа: « Русский костюм. Какой он был. Национальная одежда коренных народов». Рисование: « Роспись рубашки, платья» Рассматривание фотографий, предметов одежды людей разных национальностей.Третья неделя«Разные науки. Зачем нужна школа»Формировать знания о том, что в детском саду дети получают простые знания. В школе есть разные науки: астрономия, география, история, математика, русский язык, иностранный язык, экология. К школе нужно быть готовым: уметь рисовать, лепить, держать ручку. Нужно учиться, красиво рассказывать, много читать, знать для того чтобы пригодится своей родине и получить профессию. Воспитывать любовь к окружающему миру, желание узнавать новое о своей стране и мире.Беседа: « Чему учат в нашей школе», Дидактические игры: «Предметы которые нас окружают», « Что мы положим в портфель» Сюжетно-ролевая игра: «Идем в школу»АпрельПервая неделя«Книги – источник знаний».Формировать знания о том, что книга источник знаний, о том как она появилась и о необходимости ценить труд многих людей, вложенный в книгу: работников типографии, художников, писателей. Научить понимать ценность книги как объекта познания, объяснять основные жанровые особенности русских сказок, пословиц, загадок. Воспитывать умение беречь книги. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к героям книги, а затем к людям попавшим в беду, помочь почувствовать красоту и выразительность языка.

Беседа: «Книжки, для чего они нужны. Как появилась книжка» Дидактическая игра: « Что за сказка?», « Назови, автора произведения» Ручной труд: « Ремонтируем наши книжки»

Посещение мини- музея: ” Книжки- малышки”

Вторая неделя«Космонавтика. История и люди».Формировать знания о космосе, о луне, звездах, солнце, планетах, о том, что русский человек первым побывал в космосе, о героическом труде космонавтов для пользы науки страны, познакомить их с российскими учёными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики, о том, что в космосе летают люди разных национальностей. Воспитывать любовь к окружающему миру, желание узнавать новое о своей стране, о покорителях космоса.

Посещение кабинета: « Астрономия» Беседа: « Первый космонавт. Этот загадочный космос» 

Сюжетно-ролевая игра «Космонавты» Развлечение: «Мы – космонавты»

Конструирование: «Космический корабль»

 

Третья неделя «Архитектура. Разные дома». Учить детей различать и называть различные типы и виды домов: каменные, деревянные, кирпичные, высотные, в несколько этажей, деревенская изба, современные здания. Дать детям знание о том, что такое архитектура. Воспитывать чувство восхищения красотой родного поселка, желание сделать его еще красивее. Беседа: « Архитектура России» Аппликация «Высотные дома» Рисование: « Мой родной дом» Дидактическая игра: « Чей это дом?» Конкурс построек: « Мой дом»
Четвертая неделя «Природа родного края. По страницам «Красной книги » Формировать знания детей о природе родного края, об экологической обстановке. Углублять представления об условиях жизни растений и животных, о влиянии человека на них, устанавливать связь между состоянием роста и жизни растений ( животных) и условиями окружающей среды. Познакомить детей с « Красной книгой России. Развивать экологическое мышление, бережное отношение к природе Беседа: «Чем богат наш край родной» Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Человек – защитник, окружающий среды. Красная книга России»

Выставка детского творчества: “Природа глазами ребят»

Май
Первая неделя «История Великой Отечественной войны. День Победы» Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них, о героическом вкладе в победу над врагом, людей в тылу, взрослых и детей. Воспитывать чувство гордости за Родину, уважения к ветеранам. Беседа: « Чтобы не было войны» Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: « Поклонимся великим тем годам» Развлечение ко Дню Победы. Экскурсия и возложение цветов к памятнику павшего война. Акция: “Бессмертный полк. Посещение музея ” Боевая слава”
Вторая неделя « Мир искусства России” Формировать знания о мире искусства России: театры, музеи, выставки, галереи, цирки, балет. О том как они появилась и о необходимости ценить труд людей, работающих в этой сфере. Научить понимать ценность искусства как объектов познания и истории русского народа. Воспитывать чувство гордости за Родину, за людей прославивших Россию. Беседа: «Чем богат наш край» Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Искусство России. Музеи и театры» Дидактическая игра: «Назови вид искусства»

Посещение мини- музея: ” Русские сувениры”

Третья неделя Времена года. “Лето- дивная пора”. Продолжать наблюдать за явлениями природы. Помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и деревьями. Расширять и уточнять представления о деревьях и кустарниках, пользе деревьев: тень, кислород, эстетика, укрепление почвы. Развивать умение называть деревья, наиболее часто встречающиеся на нашей российской территории: береза, клен, сосна, ель, тополь, липа, рябина и др. развивать внимательность. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к русской природе. Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Родная природа» Дидактическая игры: «Насекомые», « Цветы России», « Птицы» Конкурс рисунков: « Здравствуй, лето!»

День взаимопомощи «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада).

Четвертая неделя
«Законы, по которым мы живем»
Расширять знания детей о правилах и законах в семье, государстве, детском саду; о правах каждого человека, о людях разных национальностей, живущих в России; познакомить с понятиями: “гражданин“, закон; право, знакомить с национальными праздниками разных народов России. Воспитывать любовь к окружающему миру, желание узнавать новое о себе, о своей стране. Беседа “Мы все разные, но мы все равны”.
Беседа о Конституции. Права и обязанности” Рисование: «Я и мои родители» Дидактическая игра: «Права ребенка»

акция: ” Свеча Памяти”

 

3.4Перспективный план работы в подготовительной к школе группе

Неделя Тема Программные задачи Формы работы
Сентябрь
Первая неделя «Праздник знанияШкола нас ждет.» Формировать у детей знания о празднике начала учебного года. День радостных встреч с персонажами литературных произведений. Развивать внимание, радость от встреч с друзьями. Воспитывать любовь и уважение к сверстникам и сотрудникам ДОУ, учителю. Праздник «День знаний» Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Школа». Сюжетно- ролевая игра: «Я иду в школу»
Первая неделя «Наш детский сад. Профессии взрослых они такие важные» Знать ближайшее окружение сотрудников, обращаться по имени отчеству. Экскурсии в кабинеты ДОУ. Учить детей свободно ориентироваться в помещениях детского сада. Употребление обобщенных названий профессий: в земледелии, транспорте, связи, швейной промышленности, строительстве, педагогике. Различать трудовые действия. Воспитывать уважение к своему труду, труду взрослых в ДОУ. Викторина: «Путешествие в мир профессий», Профессии взрослых» Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: « Мой любимый детский сад» Рисование: «Профессии нашего детского сада»
Вторая неделя «Хлеб- всему глава» Формировать знания детей о труде хлеборобов Подмосковья, о значимости и истории хлеба, о том, как превратить зерно в муку и в муку в тесто? Посещение кухни при выпечке мучных изделий. Воспитывать уважение к труду взрослых, к своей стране. Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: « Хлеб – всему голова», Конкурс: «На лучшую домашнюю выпечку». Пословицы и поговорки о хлебе. Сюжетно- ролевая игра «Хлебзавод»
Третья неделя «Осень золотая. Дары природы. Природа и человек” Продолжать учить детей наблюдать за явлениями природы в родном поселке. Помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Расширять и уточнять представления о растениях, о природе родного края. Воспитывать уважение к труду взрослых, к своей стране, любовь к поселку и бережное отношение к природе. Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: « Мы на прогулке по улицам поселка» Выставка детского творчества: «Осень огородная»

Проект: «Природа моего родного края»,

Четвертая неделя «Любимые домашние животные и забота человека» Углублять представления детей об условиях жизни домашних животных, о их повадках, условиях проживания. Воспитывать доброту и сострадание к животным, желание не причинять им вред. Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Зоопарк» Рисование: «Мой питомец»
Октябрь
Первая неделя «Я вырасту воспитанным и добрым» Расширение представлений о соблюдении правил культуры, вежливого общения с окружающими людьми. Воспитывать любовь и уважение к окружающим людям. Беседа: « Уроки культурных явлений»

Проект: « Твори добро – на всей земле!»

Вторая неделя «Моя семья и я. Традиции» Формировать знания детей о своей семье, о месте работы родителей, важность их труда для общества и государства. Закрепить домашний адрес, семейные праздники. Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью и страну. Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию : « В родной семье.Мои обязанности» Дидактические игры: « Профессии моих родителей»
Третья неделя «Улицы моего поселка и его достопримечательности». Формировать знания детей о соблюдении правил безопасного и культурного поведения в транспорте. Воспитывать любовь и уважение к окружающим, поселку, достопримечательностям Беседа: « Мой поселок, мои улицы, что я знаю» Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Труд взрослых» Экскурсия по улицам поселка
Четвертая неделя «Правила общения детей обществе.

Зло или добро».

Воспитывать у детей нравственные нормы: умение общаться с детьми разного возраста, использовать вежливые формы обращения, просить помощи и оказывать ее другим, чувствовать настроение близких, оказывать эмоциональную поддержку. Беседа: «Зло и добро» Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: » Учимся быть вежливыми и воспитанными»

Викторина «Вежливые и добрые слова, творят чудеса ».

Ноябрь
Первая неделя «Родная страна, мой поселок. Памятные места» Понятие Родины. Расширять знания о родной стране, поселке, о государственных и народных праздниках, традициях и обычаях. Многонациональность нашей страны: толерантное отношение к людям разных рас и национальностей. Воспитывать патриотические чувства у детей. Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Игра – путешествие в страну знаний о России.Мой любимый поселок». Конкурс чтецов: « Стихи о Родине». Дидактические игры: «Народы России»

 

Третья неделя «Поздняя осень. Красота родного края» Продолжать учить детей наблюдать за явлениями природы.. Расширять и уточнять представления о животных и растениях поздней осенью. Развивать у детей умение различать деревья по окрасу ствола. Воспитывать любовь к природе, патриотические чувства и гражданские чувства Беседа: « Как природа и люди готовятся к зиме» Рисование:«. Березовая роща».

Дидактические игры: « Животные леса», « Деревья. Кустарники. Растения»

Четвертая неделя « Свойство материалов» Совершенствовать умение самостоятельно определять материалы и их свойства и качества. Развивать умение сравнивать, группировать, классифицировать предметы по их назначению для человека, предметы, сделанные руками человека. Воспитывать уважение к людям труда, патриотические чувства. Беседа: «Свойства материалов» Рисование: «Предметы которые нас окружают. Посуда. «Мебель. Одежда» Сюжетно-ролевая игра: « За покупками в магазины поселка»
Декабрь
Первая неделя «Путешествие по Москве и ее достопримечательностям» Закрепить с детьми понятия: Родина, Москва, Россия, президент, символы. Расширять знания о родной стране, о государственных и народных праздниках, традициях и обычаях играх, о Москве – главном городе страны. Воспитывать любовь к Родине, патриотические чувства. Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Москва- столица нашей Родины. Достопримечательности» Дидактические игры: «Символы России» , ” Природные зоны страны”
Вторая неделя « Что за чудо – эти сказки.. Русских фольклор» Формировать умение отличать сказку от рассказа, определять поэтическое произведение. Через русские народные сказки закладывать основы нравственности, понимать, где правда, а где вымысел, где зло противостоит добру, воспитывать любовь к родине. Викторина: «Русский народный фольклор»

Рисование: «Моя любимая сказка»,

Выставка детских книг: «Моя любимая сказка”.

Третья неделя «Зимушка- зима. Русские народные забавы» Формировать основы экологической культуры. Формировать понятие о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру. Побуждать детей замечать красоту зимних пейзажей, рассказывать об изменениях в природе. Воспитывать любовь к окружающему миру. Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: « Зима пришла» Рисование:«Иней на деревьях» Дидактические игра: Животные России»

Акция «Покормим птиц зимой»

Четвертая неделя «Новый год у ворот. Традиции русского народа» Формировать понятие о празднике Нового года, он означает, что старый год закончился, и начинается новый год. Люди в домах наводят порядок, чтобы в новый год не брать с собой плохое. Многие ходят друг к другу в гости, дарят подарки – это традиции русского народа. Через различные виды детской деятельности дать сведения зимних развлечениях детворы в России. Воспитывать любовь к окружающему миру, традициям. Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: » Новогодние традиции России». Рисование: « Новогоднее представление»

Праздник: «Новый год у ворот»

Январь
Первая неделя «Защитники родины – звучит гордо! Профессии мужчин» Обогатить представления детей о мире профессий мужчин и предметах связанными с ними. Различать трудовые действия, характерные для их специальности. Воспитывать уважение к труду мужчин, армии. Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: « Наши защитники страны. Армия. Рода войск”

Дидактические игра: «Рода войск».

Вторая и третья недели Народная культура и традиции русского народа”. Продолжение знакомства детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством. Расширение представлений о народных игрушках . Продолжать знакомить детей с национальным декоративно-прикладным искусством. Воспитывать любовь к окружающему миру, традициям русского народа. Посещение музея « Русская изба» Беседа: « Русские народные игрушки», Рисование:«Городец» Дидактическая игра « Народные промыслы России»
Февраль
Первая неделя «Спорт и человек. Спортивная легенда нашего поселка Парфенов А.И» Формировать знания о спорте, как об основе здоровья человека, о необходимости им заниматься, чтобы были здоровыми люди в стране, об олимпийском движении, о видах спорта, об олимпийских чемпионах России и нашего поселка. Воспитывать любовь к окружающему миру, своему здоровью и гордость за людей достигших высоких наград государства и мира, в области спорта. Беседа: «Спорт в моем поселке. Чемпионы»

Рисование:: « Мой любимый вид спорта»

Дидактическая игра «Зимние виды спорта»

 

Вторая неделя «Транспорт родного поселка» Формировать представление детей о транспорте, его видах, значении для человека. Закрепить виды пассажирского транспорта: наземный, подземный, воздушный, водный, его значение для человека. Воспитывать любовь и уважение к окружающим, поселку. Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Транспорт – помощник для людей»

Сюжетно-ролевая игра: «Шофер.Такси»

Третья неделя «Защитники Отечества. Родная Армия» Формировать представления детей о российской армии, родах войск: воины охраняют границы Родины, есть пехотинцы, танкисты, моряки, летчики, ракетчики, артиллеристы, пограничники. Познакомить с историей защитников земли в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать уважение к защитникам Отечества. Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию:: «Защитники страны.»

Рисование: «Солдат на посту” Сюжетно-ролевая игра: «Мы солдаты» Праздник: «День защитника Отечества»

Четвертая неделя «Я и мои друзья. Дружба – что это?» Формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга ( разные имена, фамилии, внешность, характеры), но все они равны; воспитывать у детей уважение и терпимость к окружающим людям, детям, независимо от их социального происхождения, внешнего облика, физических недостатков. Беседа:«Для чего человеку имя.Наши добрые дела».
Дидактическая игра «Генеологическое древо семьи»;
«Назови ласково» рисование «Мой лучший друг», Сюжетно-ролевая игра: « Едем с друзьями путешествовать»
Март
Первая неделя «Мама – самое прекрасное слово на земле. Женщины – герои». Формировать у детей любовь и уважение к маме ( бабушке), оказывать помощь в домашних делах, проявлять заботу к ней. Развивать умение рассказывать о маминых привычках, мечтах, желаниях, о профессии, о её важности для семьи. Формировать знания о том, что бабушка -мама родителей. Закрепить с детьми женские профессии, их значение. Воспитывать любовь и уважение к женщинам России. Беседа: «Женщины- России герои» Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Кто моя мама по профессии»
Праздник для мам. Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала»
Вторая неделя «Одежда.Какой она была? История и современность “ Формировать у детей понятие о том, что одежда в разные времена была разной; познакомить с историей русской одежды, учить ценить труд людей, изготовляющих её. Развивать понимание значимости одежды для человека. Воспитывать у детей уважение к людям труда, русским традициям и наследию. Рассматривание костюмов и деталей женской одежды на Руси. Беседа: « Русский костюм. Какой он был» Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Ателье. Одежда. История» Рисование:« Роспись Одежды»
Третья неделя «Школа – наш второй дом» Формировать знания о том, что в детском саду дети получают простые знания. В школе есть разные науки: астрономия, география, история, математика, русский язык, иностранный язык, экология. К школе нужно быть готовым. Воспитывать любовь к окружающему миру, желание узнавать новое о своей стране и мире. Беседа: « Чему учат в нашей школе»,

Дидактическая игра- презентация: «Предметы которые нас окружают»

Сюжетно-ролевая игра: «Мы в школе»

Апрель
Первая неделя «Книги – источник знаний. Библиотека». Формировать знания о том, что книга источник знаний, о том как она появилась и о необходимости ценить труд многих людей, вложенный в книгу: работников типографии, художников, писателей. Научить понимать ценность книги как объекта познания, объяснять основные жанровые особенности русских сказок, пословиц, загадок. Воспитывать умение беречь книги. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к героям книги, а затем к людям попавшим в беду, помочь почувствовать красоту и выразительность языка. Беседа: «Библиотека», « Как появилась книжка» Дидактические игры : « Назови, автора произведения и иллюстратора» Ручной труд: « Ремонтируем наши книжки» Конкурс чтецов: « Любимая книга о России» Экскурсия в библиотеку поселка.

Беседа: ” Наш мини-музей. Книжки-малышки”

Вторая неделя «Космонавтика. История и люди». Формировать знания о космосе, о луне, звездах, солнце, о том, что русский человек первым побывал в космосе, о героическом труде космонавтов для пользы науки страны, познакомить их с российскими учёными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики, о том, что в космосе летают люди разных национальностей. Воспитывать любовь к окружающему миру, желание узнавать новое о своей стране, о покорителях космоса. Посещение кабинета: « Астрономия» Беседа: «Космонавты России.Ученые”Сюжетно-ролевая игра: «Космонавты России»
Конструктивная. деятельность: «Космические корабли бороздят океаны»
Третья неделя «Архитектура. Разные дома. История.». Учить детей различать и называть различные типы и виды домов: каменные, деревянные, кирпичные, высотные, в несколько этажей, деревенская изба. Закрепить знания детей о достопримечательностях родного поселка. Дать детям знание о том, что такое- архитектура, познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками родного города Беседа: « Архитектура России» Рисование: «Дома моего поселка» Конкурс построек: «Лучший дом поселка»

 

Четвертая неделя «Природа родного края. По страницам «Красной книги Формировать знания детей о природе родного края, об экологической обстановке. Углублять представления об условиях жизни растений и животных, о влиянии человека на них, устанавливать связь между состоянием роста и жизни растений ( животных) и условиями окружающей среды. Познакомить детей с « Красной книгой России. Развивать экологическое мышление, бережное отношение к природе, правила поведения в ней. Беседа: «Чем богат наш край» Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Человек – защитник, окружающий среды. Красная книга»

Выставка детского творчества:»

Май
Первая неделя «История Великой Отечественной войны. День Победы» Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них, о героическом вкладе в победу над врагом, людей в тылу, взрослых и детей. Воспитывать чувство гордости за Родину, уважения к ветеранам. Беседа: « Чтобы не было войны. Сохраним мир» Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: « Бессмертный полк» Развлечение ко Дню Победы. Экскурсия и возложение цветов к памятнику павшего война. Акция: “Бессмертный полк
Вторая неделя « Мир искусства России.» Формировать знания о мире искусства России: театры, музеи, выставки, галереи, цирки, балет. О том как они появилась и о необходимости ценить труд людей, работающих в этой сфере. Научить понимать ценность искусства как объектов познания и истории русского народа. Воспитывать чувство гордости за Родину, за людей прославивших Россию. Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Музеи. Театры.» Рисование: «Цирк” Дидактическая игра: «Назови вид искусства»
Третья неделя Времена года. “Лето- дивная пора”. Продолжать наблюдать за явлениями природы. Помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и деревьями.. Развивать умение называть деревья, наиболее часто встречающиеся на нашей российской территории. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к русской природе. Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Зеленая планета» День взаимопомощи «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). Рисование: «Экология и безопасность родного края»
Четвертая неделя
«Законы, по которым живет человек»
Расширять знания детей о правилах и законах в семье, государстве, детском саду; о правах каждого человека, о людях разных национальностей, живущих в России; Воспитывать любовь к окружающему миру, желание узнавать новое о себе, о своей стране. Беседа “Законы и права. Талерантность”.

Акция: ” Свеча Памяти”

 

4.План работы с родителями.

Взаимодействие с родителями

  1. Консультации, рекомендации, беседы и т.д.
  2. Анкетирование, тестирование.

3.Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок рисунков, в составлении рассказов о семье.

  1. Создание интересной и содержательной жизни ребенка в семье.
  2. Соблюдение прав ребенка на игру, досуг, труд.
  3. «Трудовой десант» с детьми и родителями «Помощь детскому саду».
  4. Досуг в семье: выходные дни, семейные праздники, мастер- классы, ассамблеи.

Изобразительная деятельность

  1. Рисование на тему: «Выходные в семье», «Семейные праздники». «С кем я живу», «Портреты членов семьи».
  2. Оформление выставок: «Моя семья», «Мой детский сад», генеалогическое древо семьи.

Трудовая деятельность

  1. Посильная трудовая деятельность в ДОУ, акции: ” Посади свое дерево”, ” Лучший участок”, ” Лучший Цветник”

Образовательная  деятельность.

1.Ориентирование: составление плана квартиры, комнаты,

Социальное развитие

  1. Выпуски семейной газеты «Патриотическое воспитание детей в семье», ” Семейные традиции”.
  2. Создание альбомов, газет, портфолио.

Здоровье и физическое развитие

1.Составление правил безопасного поведения на улице, дома.

Музыка.

  1. Проведение праздников: ” Рождество Христово”, ” Масленица”, «Мамин день», «День Защитников Отечества», “День Победы ” .
  2. Разучивание песен, стихов: о детском саде, доме, о маме , России, природе, защитников Родины.

Работа с родителями.

Работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию

Средняя группа

Месяц Содержание работы
Сентябрь Семейный календарь: “Ознакомление дошкольников с миром природы. Экологическое воспитание ” Беседа: “Воспитание у детей доброжелательного отношения к сверстникам и окружающему миру”.
Октябрь Консультация: “Значение художественной литературы в развитии познавательных способностей детей » Рекомендации: ” Как знакомить детей с миром природы в семье”
Ноябрь Семейная ассамблея: “Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Знакомство детей с государственной символикой России”. Беседа:«Труд детей дома. Кормушки для птиц и как их сделать.» Рекомендации: ” Дети – друзья природы. ” Влияние домашних животных на развитие ребенка”
Декабрь Консультация:”Наши привычки – привычки наших детей”

Семейная ассамблея: “Трудовое воспитание в семье и ДОУ и его влияние на воспитание детей”

Январь Беседы: «Как отвечать на детские вопросы об окружающем мире» Родительское собрание: «Воспитание у детей дошкольников любви и бережного отношения к природе.
Февраль Консультация: « Социально – коммуникативное развитие детей 4-5 лет».

Рекомендации”Растим будущего мужчину”

Март Консультация: «Роль дидактических игр на познавательное развитие » Фото- конкурс: “Я и мой питомец”
Апрель Консультация: “Художественно – эстетическое развитие детей 4-5 лет Беседа: «Книги, которые вы читаете дома детям». Рекомендации:”Правила общения с птицами”.
Май Консультация: “Нравственно -патриотическое воспитание подрастающего поколения” Это интересно знать:” Влияние природы на познавательное развитие детей” Конкурс чтецов: День Победы

Работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию

Старшая группа

Месяц Содержание работы
Сентябрь Консультация: «Роль семьи в приобщении детей к патриотическому и гражданскому воспитанию »

Рекомендации: «Влияние фольклора на общение ребенка со взрослыми»

Октябрь Консультация: «Влияние родительских установок на нравственное воспитание детей»

Семейная ассамблея: ” Права ребенка”

Ноябрь Консультация: «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Государственная символика России”

Рекомендации:«Роль сюжетной игры в социальном развитии детей дошкольного возраста»

Декабрь Консультация: «Духовно – нравственное воспитание детей. Правила общения в окружающем мире»

Рекомендации: “Как организовать уголок книголюба дома. Книги, которые воспитывают гражданина своей страны”

Январь Стенд:«Познавательное развитие детей через знакомство с окружающим и социальным миром»
Февраль Консультация:«Семья и семейные ценности. Традиции ». Беседа: “Наши добрые дела , их значение для окружающего мира»
Март Семейная ассамблея: ” Мама моя и я”

Беседа: « Согласие между родителями- средство в развитие нравственности у детей»

Апрель Консультация: «Памятные места героического прошлого нашего поселка”

Памятка: «Гордись своим именем улица. Известные имена нашего поселка»

Май Консультация: «Терапия материнской любовью и добротой к окружающему миру»

Семейная ассамблея: ” С чего начинается Родина! “

Участие в факельном шествии – Бессмертный полк.

Работа с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию

Подготовительная к школе группа

Дата Тема
Сентябрь Консультация для родителей: “Как создать родословную своей семьи”. Семейный календарь: “Воспитание любви и уважение к природе родного края у дошкольников.
Октябрь Беседа: Я, моя семья и Родина – единое целое” Ширма: «Русское народное прикладное искусство и традиции»
Ноябрь Семейный календарь: «Духовно – нравственное воспитание детей через знакомство с русским народным творчеством.» Ширма: ” Патриотическое и нравственное воспитание дошкольников. Растим гражданина своей Родины”
Декабрь Акция:«Наши меньшие друзья! Поможем птицам” Беседа:” “Воспитание у детей любви к Родине через ознакомление с окружающей природой. “
Январь Беседа: «Книги о России, их значение в гражданско – патриотическом воспитании дошкольников» Семейный календарь: “Нравственно- духовное развитие дошкольников через художественное творчество”
Февраль Семейный календарь: « Согласие между родителями- это важно» Рекомендации: ” Растим юного защитника Родины” Оформление газеты, посвященной Дню Защитника Отечества» Выставка рисунков: «Наши замечательные папы»
Март Консультация: «Роль родителей в возрождении русских традиций в семье» Беседа:” Воспитание у детей доброжелательного отношения друг к другу” Стенд: ” К празднованию ВОВ” Фотовыставка « Мы- мамины помощники»
Апрель Семейный календарь: оформление альбома с родителями: ” Чтобы помнили потомки. Ветераны наша гордость” Проект: ” От кольчуги до пилотки” Посещение музея поселка: ” Боевая слава”
Май Консультация:”Как создать герб и флаг своей семьи”. Семейный календарь: ” Патриотическое воспитание в условиях семьи. Памятные места героического прошлого нашего поселка” Выставка рисунков: «Этих дней минувших слава!» Участие в факельном шествии – Бессмертный полк.

 

  1. Используемая литература:

  2. . Н.Г. Зеленова, Л.Н. Осипова «Мы живем в России» Москва 2008г.
    2. М.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» Москва 2008г.
    3. Е.А. Алябьева «Нравственно – этические беседы и игры с дошкольниками» Москва 2003г.
    4. О.С. Зверева, Т.С. Кротова «Родительские собрания в ДОУ 2007г.
    Журнал «Дошкольное воспитание №12 – 2007г., №2 – 2008г.
    5. Е.И.Удальцова «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников» 1976г.;
    6. Е. А. Позднякова «Гражданское воспитание в ДОУ» Москва 2009г.

7.Л.Н. Земскова-Названова «Люби и знай родной свой край» Москва 2007г.

 8.«Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» М.Ю. Новицкая.