МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
САЛАВАТСКИЙ КОЛЛЕДЖ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
(срок реализации 1 год)
Составитель: преподаватель высшей
квалификационной категории,
Отличник здравоохранения РБ
Арзамасова Анна Владимировна
2023 год
Структура программы:
- Пояснительная записка.
- Принципы взаимодействия.
- Ожидаемые результаты внедрения персонализированной программы наставничества.
- План профессионального роста молодого специалиста.
- План работы над повышением системы профессиональных компетенций.
- Индивидуальный план развития модели «наставник – молодой специалист» (Арзамасова А.В. – Иванов С.А.).
- Список литературы.
- Пояснительная записка
Актуальность данной программы обусловлена тем, что создание целевой модели наставничества ГАПОУ Салаватский колледж образования и профессиональных технологий позволило решить задачу адаптации преподавателей на рабочем месте, учитывать потребности молодых педагогов, предупреждать отток кадров, а также создавать условия для помощи всем педагогам, имеющим профессиональный дефицит в области методики преподавания..
Наставничество выполняет функции социализации, адаптации, обучения, способствует профессиональной мобильности. Индивидуальный подход в наставничестве, персонификация иллюстрируют успешное взаимодействие модели «наставник – молодой специалист».
Определена цель персонализированной программы наставничества педагогических работников в образовательных организациях: создание условий для успешной личной и профессиональной самореализации молодого преподавателя в колледже.
Исходя из поставленной цели, выдвинуты следующие задачи:
- Создать комфортную профессиональную среду внутри образовательной организации.
- Прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в образовательной организации.
3.Способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности.
- Развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса.
- Ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности.
Форма наставничества: «преподаватель – преподаватель»
Вид наставничества: краткосрочное или целеполагающее наставничество (до 1 года).
- Принципы взаимодействия:
1) принцип научности – предполагает применение научно-обоснованных методик и технологий в сфере наставничества педагогических работников;
2) принцип системности и стратегической целостности – предполагает разработку и реализацию практик наставничества с максимальным охватом всех необходимых компонентов системы образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации;
3) принцип легитимности подразумевает соответствие деятельности по реализации системы (целевой модели) наставничества законодательству Российской Федерации, региональной нормативно-правовой базе;
4) принцип обеспечения суверенных прав личности предполагает приоритет интересов личности и личностного развития преподавателя в процессе его профессионального и социального развития, честность и открытость взаимоотношений, уважение к личности наставляемого и наставника;
5) принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в определении и совместной деятельности наставника и наставляемого;
6) принцип аксиологичности подразумевает формирование у наставляемого и наставника ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения к личности, государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям;
7) принцип личной ответственности предполагает ответственное поведение всех субъектов наставнической деятельности – куратора, наставника, наставляемого и пр. к внедрению практик наставничества, его результатам, выбору коммуникативных стратегий и механизмов наставничества;
8) принцип индивидуализации и персонализации наставничества направлен на сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого индивидуальной траектории развития;
- Ожидаемые результаты внедрения персонализированной программы наставничества.
Ожидаемые результаты внедрения целевой модели наставничества:
- Измеримое улучшение показателей обучающихся в образовательной, культурной, спортивной сферах и сфере дополнительного образования.
- Улучшение психологического климата в образовательной организации как среди обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнерства.
- Плавный «вход» молодого преподавателя и специалиста в целом в профессию, построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на
основе взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов.
- Адаптация молодого преподавателя в новом педагогическом коллективе.
- Измеримое улучшение личных показателей эффективности преподавателей и сотрудников колледжа, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций.
- Рост мотивации к учебе и саморазвитию обучающихся.
- Снижение показателей неуспеваемости обучающихся.
- Практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий.
- Формирование осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации.
- Повышение уровня сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров.
- Снижение конфликтности и развитые коммуникативных навыков, для горизонтального и вертикального социального движения.
- Снижение проблем адаптации в (новом) учебном коллективе: психологические, организационные и социальные.
- План профессионального роста начинающего преподавателя
№ | Направления работы | Сроки достижения | Мероприятия | Цель | Отметка о выполнении |
1. | Введение в педагогическую
Деятельность. |
В течении года (2022-2023 учебный год) | Ознакомление с содержанием ФГОС (консультации, семинарпрактикум, педсовет, МО, вебинары);
Организация и проведение самооценки (самоанализа) профессионального уровня в соответствии с требованиями проф. стандарта. Консультации у руководителя ШМО, встречи с наставником. |
Изучить, освоить
информационное сопровождение при реализации введения ФГОС. |
|
2. | Совершенствование
методологического мастерства. |
Ежемесячно | Посещение семинаров, открытых занятий.
Участие в методических днях и неделях. Совместная разработка технологической карты урока с наставником. Организация и участие в различных мероприятиях. |
Повышение
профессионального мастерства. |
|
3. | Изучение методической
литературы. |
Ежемесячно | Каталог педагогических идей.
Полезные ссылки. Диссеминация педагогического опыта. |
Анализ научных статей.
Составление копилки педагогических идей. |
|
4. | Повышение уровня
квалификации через обучение на курсах, семинарах и вебинарах. |
Ежемесячно | Участие в курсах повышения квалификации
Заседание клуба «Школа молодых специалистов». |
ИКТ-компетенции, цифровизация образования.
Повышение профессионального мастерства. |
|
5. | Публикации. | 2022-2023 учебный год | Публикации в педагогических журналах. | Организации доступа в виртуальные библиотеки.
Диссеминация педагогического опыта. |
- План работы над повышением системы профессиональных компетенций.
№ | Компетенции | Содержание | Мероприятия | Сроки | Отметка о выполнении |
|
Предметно-методическая | Знания в области преподаваемого предмета;
ориентация в современных исследованиях по предмету; владение методиками преподавания предмета |
1. Самостоятельное изучение теоретических
вопросов по предмету. 2. Участие в обучающем семинаре. 3. Совместная разработка технологической карты урока с наставником:
4. Посещение уроков наставника. 5. Взаимопосещение уроков. 6. Участие в методических днях и неделях. |
В течение
года |
|
|
Психолого-педагогическая | Теоретические знания в области
индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательного процесса обучающихся, умение использовать эти знания в конструировании реального образовательного процесса |
1. Занятие с элементами тренинга с психологом.
2. Решение ситуационных задач с наставником. 3. Практикумы. |
Сентябрь – декабрь
2022 года |
|
3. | Коммуникативная | Практическое владение приемами общения, позволяющее осуществлять направленное результативное взаимодействие с обучающимися,
родителями, коллегами. |
1. Решение ситуационных задач с психологом.
2. Использование приёмов эмоциональной саморегуляции. 3. Педагогические мастерские. |
В течение
года |
|
4. | Акмеологическая | Способность к постоянному
профессиональному совершенствованию. |
1. Педагогическая мастерская.
2. Тренинг планирование педагогического роста. 3. Деловая игра |
Январь-май
|
- Индивидуальный план развития модели «наставник – молодой специалист» (Арзамасова А.В. – Иванов С.А.).
№ | Направление работы | Тематика мероприятий | Формы работы, сроки реализации | Оценка наставника (комментарии) |
1. | Вхождение в должность | «Знакомство с колледжем»
«Направления работы колледжа» |
Индивидуальная беседа, экскурсия по колледжу (сентябрь) | Присутствует обоснованная мотивация к новому виду деятельности. |
2. | Разработка индивидуальной программы работы преподавателя. | «Знакомство с документацией»
«Основные проблемы молодого специалиста, пути их решения» |
Анкетирование молодого преподавателя, индивидуальные беседы (сентябрь, октябрь) | При проведении анкетирования выявляются возможные проблемные места, на которые уделяется внимание при разработке индивидуальной программы. |
3. | Взаимопосещение уроков. Помощь в подготовке уроков. | «Основные требования к современному уроку»
«Факторы, которые влияют на качество преподавания» «Конспект и технологическая карта урока» «Слагаемые успешности урока» «Самоанализ урока» «Типы и формы уроков» «Формы взаимодействия преподавателя и студентов на уроке» |
Посещение уроков наставника и молодого специалиста (2 раза в месяц) | В результате посещения и анализа уроков были выделены такие компетенции как умение способствовать социальному взаимодействию, опираясь на принятые моральные и правовые нормы; умения анализировать, обобщать информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения в учебной и профессиональной деятельности. |
4. | Воспитательная работа. Работа с группой. | «Внеурочная деятельность преподавателя: секреты успеха»
«Классное руководство» |
Индивидуальная беседа.
Взаимопосещение внеклассных мероприятий (по графику колледжа) Здоровьесберегающие технологии |
Совместное проведение классных часов, «Разговоров о важном», посещение спортивных мероприятий. |
5. | Проектная деятельность. | «Метод проектов на уроках и во внеурочной деятельности». | Индивидуальная беседа | Обсуждение проектов, выбор оптимальных методов обучения. |
- Список литературы.
- Ниязбаева, Н.Н. Рефлексивные методы обучения в процессе повышения
квалификации педагогов-практиков// Методист.-2013.-№5.-С.6-9.
- Протопопова В.А., Тищенко А.В. Структурно-динамическая модель
наставничества в опережающих образовательных системах дополнительного
профессионального педагогического образования // Интернет-журнал «Мир
науки», 2018 №3, https://mir-nauki.com/PDF/05PDMN318.pdf (доступ
свободный).
- Соколюк Л. Д. Система работы с молодыми учителями // Интернет-журнал
«Все для администратора школы!» № 8 (44) август 2015 г.