ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА

ФИО: Арзамасова А.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1423
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
Итоговая оценка: 2 место,  77 баллов(-а)



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

САЛАВАТСКИЙ КОЛЛЕДЖ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

  

ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА

                  (срок реализации 1 год)

Составитель: преподаватель высшей 

квалификационной категории, 

Отличник здравоохранения РБ 

Арзамасова Анна Владимировна

2023 год

Структура программы:

  1. Пояснительная записка.
  2. Принципы взаимодействия.
  3. Ожидаемые результаты внедрения персонализированной программы наставничества.
  4. План профессионального роста молодого специалиста.
  5. План работы над повышением системы профессиональных компетенций.
  6. Индивидуальный план развития модели «наставник – молодой специалист» (Арзамасова А.В. – Иванов С.А.).
  7. Список литературы.

 

  1. Пояснительная записка

Актуальность данной программы обусловлена тем, что создание целевой модели наставничества ГАПОУ Салаватский колледж образования и профессиональных технологий позволило решить задачу адаптации преподавателей на рабочем месте, учитывать потребности молодых педагогов, предупреждать отток кадров, а также создавать условия для помощи всем педагогам, имеющим профессиональный дефицит в области методики преподавания..

Наставничество выполняет функции социализации, адаптации, обучения, способствует профессиональной  мобильности. Индивидуальный подход в наставничестве, персонификация иллюстрируют успешное взаимодействие модели «наставник – молодой специалист». 

Определена цель персонализированной программы наставничества педагогических работников в образовательных организациях: создание условий для успешной личной и профессиональной самореализации молодого преподавателя в колледже.

Исходя из поставленной цели, выдвинуты следующие задачи:

  1. Создать комфортную профессиональную среду внутри образовательной организации.
  2. Прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в образовательной организации.

3.Способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности.

  1. Развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса.
  2. Ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности.

Форма наставничества: «преподаватель – преподаватель»

Вид наставничества: краткосрочное или целеполагающее наставничество (до 1 года).

  1. Принципы взаимодействия:

1) принцип научности – предполагает применение научно-обоснованных методик и технологий в сфере наставничества педагогических работников;

2) принцип системности и стратегической целостности – предполагает разработку и реализацию практик наставничества с максимальным охватом всех необходимых компонентов системы образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации;

3) принцип легитимности подразумевает соответствие деятельности по реализации системы (целевой модели) наставничества законодательству Российской Федерации, региональной нормативно-правовой базе;

4) принцип обеспечения суверенных прав личности предполагает приоритет интересов личности и личностного развития преподавателя в процессе его профессионального и социального развития, честность и открытость взаимоотношений, уважение к личности наставляемого и наставника;

5) принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в определении и совместной деятельности наставника и наставляемого;

6) принцип аксиологичности подразумевает формирование у наставляемого и наставника ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения к личности, государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям;

7) принцип личной ответственности предполагает ответственное поведение всех субъектов наставнической деятельности – куратора, наставника, наставляемого и пр. к внедрению практик наставничества, его результатам, выбору коммуникативных стратегий и механизмов наставничества;

8) принцип индивидуализации и персонализации наставничества направлен на сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого индивидуальной траектории развития;

  1. Ожидаемые результаты внедрения персонализированной программы наставничества.

Ожидаемые результаты внедрения целевой модели наставничества:

  1. Измеримое улучшение показателей обучающихся в образовательной, культурной, спортивной сферах и сфере дополнительного образования.
  2. Улучшение психологического климата в образовательной организации как среди обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнерства.
  3. Плавный «вход» молодого преподавателя и специалиста в целом в профессию, построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на

основе взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов.

  1. Адаптация молодого преподавателя в новом педагогическом коллективе.
  2. Измеримое улучшение личных показателей эффективности преподавателей  и сотрудников колледжа, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций.
  3. Рост мотивации к учебе и саморазвитию обучающихся.
  4. Снижение показателей неуспеваемости обучающихся.
  5. Практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий.
  6. Формирование осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации.
  7. Повышение уровня сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров.
  8. Снижение конфликтности и развитые коммуникативных навыков, для горизонтального и вертикального социального движения.
  9. Снижение проблем адаптации в (новом) учебном коллективе: психологические, организационные и социальные.
  10. План профессионального роста начинающего преподавателя 
Направления работы Сроки достижения Мероприятия Цель Отметка о выполнении
1. Введение в педагогическую

Деятельность.

В течении года (2022-2023 учебный год) Ознакомление с содержанием ФГОС (консультации, семинарпрактикум, педсовет, МО, вебинары);

Организация и проведение самооценки (самоанализа)

профессионального уровня в соответствии с требованиями

проф. стандарта.

Консультации у руководителя ШМО, встречи с наставником.

Изучить, освоить

информационное

сопровождение при

реализации введения

ФГОС.

2. Совершенствование

методологического мастерства.

Ежемесячно  Посещение семинаров, открытых занятий.

Участие в методических днях и неделях.

Совместная разработка технологической карты урока с

наставником.

Организация и участие в различных мероприятиях.

Повышение

профессионального

мастерства.

3. Изучение методической

литературы.

Ежемесячно Каталог педагогических идей.

Полезные ссылки.

Диссеминация педагогического опыта.

Анализ научных статей.

Составление копилки

педагогических идей.

4.  Повышение уровня

квалификации через обучение на курсах, семинарах и вебинарах.

Ежемесячно Участие в курсах повышения квалификации

Заседание клуба «Школа молодых специалистов».

ИКТ-компетенции, цифровизация образования.

Повышение

профессионального

мастерства.

5.  Публикации. 2022-2023 учебный год Публикации в педагогических журналах. Организации доступа в виртуальные библиотеки.

Диссеминация

педагогического опыта.


  1. План работы над повышением системы профессиональных компетенций.
Компетенции Содержание  Мероприятия  Сроки  Отметка о выполнении
Предметно-методическая Знания в области преподаваемого предмета;

ориентация в современных исследованиях по

предмету; владение методиками преподавания

предмета

1. Самостоятельное изучение теоретических

вопросов по предмету.

2. Участие в обучающем семинаре.

3. Совместная разработка технологической карты

урока с наставником:

  • целеполагание;
  • поиск и подготовка демонстрационного материала
  • к уроку;
  • подготовка презентации, контрольно-измерительного, практического материала на урок;
  • выбор технологии ведения урока.

4. Посещение уроков наставника.

5. Взаимопосещение уроков.

6. Участие в методических днях и неделях.

В течение

года

Психолого-педагогическая Теоретические знания в области

индивидуальных особенностей психологии и

психофизиологии познавательного процесса

обучающихся, умение использовать эти знания в конструировании реального образовательного

процесса

1. Занятие с элементами тренинга с психологом.

2. Решение ситуационных задач с наставником.

3. Практикумы.

Сентябрь – декабрь 

2022 года

3. Коммуникативная Практическое владение приемами общения, позволяющее осуществлять направленное результативное взаимодействие с обучающимися,

родителями, коллегами.

1. Решение ситуационных задач с психологом.

2. Использование приёмов эмоциональной

саморегуляции.

3. Педагогические мастерские.

В течение

года

4. Акмеологическая Способность к постоянному

профессиональному совершенствованию.

1. Педагогическая мастерская.

2. Тренинг планирование педагогического роста.

3. Деловая игра

Январь-май 

  1.  года
  1. Индивидуальный план развития модели «наставник – молодой специалист» (Арзамасова А.В. – Иванов С.А.).
Направление работы Тематика мероприятий Формы работы, сроки реализации Оценка наставника (комментарии)
1. Вхождение в должность «Знакомство с колледжем»

«Направления работы колледжа»

Индивидуальная беседа, экскурсия по колледжу (сентябрь) Присутствует обоснованная мотивация к новому виду деятельности.
2. Разработка индивидуальной программы работы преподавателя. «Знакомство с документацией»

«Основные проблемы молодого специалиста, пути их решения»

Анкетирование молодого преподавателя, индивидуальные беседы (сентябрь, октябрь) При проведении анкетирования выявляются возможные проблемные места, на которые уделяется внимание при разработке индивидуальной программы.
3. Взаимопосещение уроков. Помощь в подготовке уроков. «Основные требования к современному уроку»

«Факторы, которые влияют на качество преподавания»

«Конспект и технологическая карта урока»

«Слагаемые успешности урока»

«Самоанализ урока»

«Типы и формы уроков»

«Формы взаимодействия преподавателя и студентов на уроке»

Посещение уроков наставника и молодого специалиста (2 раза в месяц)  В результате посещения и анализа уроков были выделены такие компетенции как умение способствовать социальному взаимодействию, опираясь на принятые моральные и правовые нормы; умения анализировать, обобщать информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения в учебной и профессиональной деятельности.
4.  Воспитательная работа. Работа с группой. «Внеурочная деятельность преподавателя: секреты успеха»

«Классное руководство»

Индивидуальная беседа.

Взаимопосещение внеклассных мероприятий (по графику колледжа)

Здоровьесберегающие технологии

Совместное проведение классных часов, «Разговоров о важном», посещение спортивных мероприятий.
5. Проектная деятельность. «Метод проектов на уроках и во внеурочной деятельности». Индивидуальная беседа Обсуждение проектов, выбор оптимальных методов обучения.


  1. Список литературы.
  1. Ниязбаева, Н.Н. Рефлексивные методы обучения в процессе повышения

квалификации педагогов-практиков// Методист.-2013.-№5.-С.6-9.

  1. Протопопова В.А., Тищенко А.В. Структурно-динамическая модель

наставничества в опережающих образовательных системах дополнительного

профессионального педагогического образования // Интернет-журнал «Мир

науки», 2018 №3, https://mir-nauki.com/PDF/05PDMN318.pdf (доступ

свободный).

  1. Соколюк Л. Д. Система работы с молодыми учителями // Интернет-журнал

«Все для администратора школы!» № 8 (44) август 2015 г.