Подгрупповое занятие для детей старшей группы (5-6 лет) с логопедическим заключением ОНР, 3 уровень речевого развития.
Тема: «Автоматизация звука [Ч] в предложениях.
Лексическая тема: «Обезьянка Чича отправляется на Луну».
Цель: автоматизация звука [Ч] в предложениях.
Задачи:
коррекционно – образовательные:
- автоматизация навыка правильного произношения звука [ч] на всех этапах речевого высказывания;
- закрепление навыка образования существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
- упражнять в правильном употреблении в существительных в винительном падеже.
коррекционно– развивающие:
- развитие фонематического восприятия,
- развитие словесно – логического мышления,
- развитие зрительного и слухового восприятия, слуховой памяти,
- формировать правильное речевое дыхание.
коррекционно- воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к занятию,
- умение работать в коллективе сверстников.
Оборудование: экран, проектор, зеркала по количеству детей, карточки со звуковыми символами, картинки: чемодан и набор картинок к ним, бабочки для дыхательной гимнастики.
Ход занятия
Деятельность учителя логопеда | Деятельность ребенка |
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня у нас будет интересное занятие. |
Здравствуйте. |
(Слайд №1)
2. Основная часть (введение персонажа) Есть у бабочки шесть дочек. Сели дочки на листочек. Эти бабочкины дочки Точат чудные листочки. (разъяснить значение слова «точат») – Какой звук чаще встречается? Сейчас я еще раз повторю чистоговорку, а вы запомните слова со звуком [ч]. – Посмотрите в зеркало и произнесите звук [ч]. – Как располагаются губы, зубы и язык? – Вспомним, где находится язык, как расположены губы при произношении звука [ч]. Схему комментирует логопед (ребёнок определяет положение своего язычка и губ): губы округлены и выдвинуты слегка вперёд, зубы сближены, а кончик языка «пляшет» на бугорках за верхними зубами, боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Сделайте как я. Спинка языка поднята, под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от нёба. Поставьте ладошку перед ртом. Воздушная струя тёплая сильная прерывистая. Ещё раз произнесите звук [ч]. Можно его пропеть? Что мешает воздуху выходить свободно? Звук [ч] – гласный или согласный? Положите руку на горлышко. Определите, звук [ч]– звонкий или глухой. Молодцы, ребята! А ещё вам нужно запомнить, что звук [ч] – всегда мягкий. -К нам на занятие сегодня кто-то торопиться в гости. А кто это, узнаете разгадав загадку. Ноги цепкие, как руки, Ей, конечно, не до скуки: Все хватает без разбора, Ест бананы до упора, Дом родной ее – лиана, Что за зверь-то? (появляется обезьянка) Все верно. Это обезьянка. Её зовут Чича (сайд № 2) Чича очень любит играть. Давайте научим её упражнениям, которые мы с вами умеем выполнять. 3. Артикуляционная гимнастика. Покажем обезьянке Чиче, как нужно выполнять артикуляционную гимнастику. (Повтор отработанных ранее артикуляционных упражнений). (Слайд№ 3) Выполним упражнение «Часики» (при широко открытом рте языком тянуться к уголкам рта) (слайд №4) А теперь покажем обезьянке упражнение «Лошадка» («поцокать» языком) (слайд №5) Покажите, пожалуйста, как выполнить упражнение «Качели» (языком потянуться к носу, затем к подбородку). Молодцы! 4.Игра «Построй корабль» (автоматизация звука [ч] в обратных слогах) (слайд № 6) Обезьянка Чича решила отправиться в космическое путешествие на Луну, и просит вас помочь ей построить космический корабль. Перед вами звуковые символы. Каким цветом мы будем обозначать звук [ч]? Правильно – зеленым цветом. А гласные звуки А О У И Ы мы будем обозначат красными символами. Давайте поможем нашей обезьянке Чиче соединить слоги (кирпичики) и построить корабль. Я буду проговаривать слоги, а вы выкладывайте их из кирпичиков зеленого или красного цвета. Молодцы. Помогли Чиче построить корабль. 5.Игра «Помоги Чиче собрать чемодан» (Автоматизация звука [ч] в словах.) (слайд№ 7) Чича просит помочь собрать ей чемодан для путешествия. Сложите в чемодан те предметы, которые пригодятся ей в путешествии, и в которых есть звук [ч]. – Расскажите, какие картинки вы выбрали. 6. Дыхательная гимнастика «Одуванчик» (на развитие речевого дыхания). (слайд № 8) Обезьянка Чича хочет с вами поиграть. Возьмите в правую руку цветок. Держать его нужно на уровне своего носа – рта. Вдохнуть аромат цветка носом и задержать дыхание на 3 секунды. Сделать выдох ртом, как бы сдувая пушинки с одуванчика. Следить: чтобы при вдохе не поднимались плечи, при выдохе не надувались щёки. Молодцы, ребята. 7. Пальчиковая гимнастика «Гусеница» (развитие мелкой моторики). Научим обезьянку Чичу выполнять пальчиковую гимнастику. Покажите пальчиками упражнение «Гусеница» Молодцы! 8. Игра «Собери звездочки» (Автоматизация звука [ч] в словах с уменьшительно-ласкательным суффиксом.) (слайд № 9) Наша Чича села в ракету и полетела на Луну. Помогите ей собрать звездочки. При выборе звездочки называйте взрослое животное и его детеныша. Будьте внимательны, нужно собрать только те звездочки, в которых есть звук [ч]. Давайте еще раз назовем звездочки, которые мы собрали. – Молодцы. Вы справился с заданием. 9. Игра «Что нашла Чича на Луне» Автоматизация звука [ч] в предложении) (слайд № 10) Посмотрите, что на Луне нашла наша обезьянка. Составьте предложения, что Чича положила в рюкзачок. Назовите мне предметы, в которых звук [ч] в начале слова. Назовите мне предметы, в которых звук [ч] в середине слова. Назовите мне предметы, в которых звук [ч] в конце слова. Молодцы! Нашей обезьянке пора возвращаться домой, на Землю. (слайд № 11) А дома Чичу ждут ее друзья. Давайте посмотрим и скажем, кто ждет Чичу дома. 10. «Кто ждет дома Чичу» Автоматизация звука [ч] в предложении) (слайд № 12) Дети составляют рассказ используя слова: черепашка, Чиполино, Чебурашка, чай, чайник, чашки, черешня, печенье. |
Звук [ч] –бабочки, дочки, точат, чудные, листочки. Губы принимают положение «Трубочки» Зубы разомкнуты Кончик языка наверху Дети выполнят упражнение перед зеркалом. Зубки, язык. Согласный. Горлышко молчит. Значит, звук [ч] – глухой. Обезьянка. Дети выполняют артикуляционную гимнастику перед зеркалом. – зеленым цветом. Дети самостоятельно выполняют за столами задание. ач, ич, уч, оч, ич, ыч, ач, уч. Дети выполняют задание. Часы, ручка, очки, тапочки, чайник, чашка, перчатки. Дети выполняют дыхательную гимнастику. Дети выполняют пальчиковую гимнастику. Заяц – зайчонок Медведь – медвежонок нет звука [ч] Барсук – барсучок Волк – волчонок Лиса – лисёнок нет звука [ч] Белка – бельчонок Хомяк – хомячок Чича в рюкзачок положила часы. Чича в рюкзачок положила мяч и т д. Часы Лампочка, свечка, дудочка Ключ, мяч. Дома обезьянку Чичу ждут ее друзья: черепашка, Чиполино, Чебурашка. Черепашка испекла вкусное печенье. Чиполино расставляет на стол чашки, чайник, черешню. и т. д. |
Итог занятия. – Вы молодцы. Мне и обезьянке Чиче очень понравилось, как вы занимались. Вы были внимательными, активными, сосредоточенными и очень старательными. – Наше занятие подошло к концу. – Давай вспомним, что мы делали сегодня на занятии? – Какое задание вызвало у вас затруднение, а какое понравилось? -До свидания. |
Помогали Чиче построить корабль. Собрать нужные предметы в чемодан. Собрать звездочки со звуком [ч]. Помогли собрать в рюкзачок предметы, которые Чича нашла на Луне. Ответы детей. -До свидания. |