Педагогическое сопровождение воспитанников старшего дошкольного возраста с трудностями в освоении образовательных программ на занятии и вне занятий

ФИО: Чугрина С.Г.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1433
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Педагогическое сопровождение воспитанников старшего дошкольного возраста с трудностями в освоении образовательных программ на занятии и вне занятий
Итоговая оценка: 2 место,  78 баллов(-а)



Чугрина  С.Г.- воспитатель  МБДОУ «Детский  сад № 365»,

 г.Нижний  Новгород

Сообщение  из  опыта  работы  на  педагогическом  совете

«Проектирование  и  реализация  

индивидуальных  образовательных  траекторий  воспитанников»

Педагогическое сопровождение воспитанников  с трудностями в освоении образовательных программ на занятии и вне занятий.

 

В своем сообщении   хочу представить обобщенный опыт  работы  по  коррекции нарушений познавательного и речевого  развития  у воспитанников  в  группе  комбинированной  направленности.

Основные вопросы ,на  которых  хочу  остановиться:

– в первую очередь ,для  осуществления  индивидуального  подхода  к  воспитанникам воспитатель  должен  хорошо  представлять  особенности  работы  с отдельными  категориями  детей  в  группах  комбинированной  направленности.

– установление профессионального взаимодействия с коррекционными специалистами, работающими  с  ребенком, коррекция  своей  работы под  его  руководством  на  разных  этапах- один из ключей  к  успеху, динамике в  развитии и коррекции

– и  самое  сложное:  моделирование и  планирование  коррекционной  работы  с  подгруппами  детей   и  индивидуальной, оптимальная  реализация  коррекции в течение  дня

Итак, для работы в группах комбинированной направленности назначаются воспитатели, прошедшие курсы повышения квалификации, в соответствии с показаниями ограничений воспитанников данных групп.

Большая работа отводится самообразованию. Например, в нашей группе к детям, нуждающимся в  коррекционной помощи относятся  дети с

ТНР-тяжелыми  нарушениями  речи

ЗПР- задержкой психического развития

ФФН- фонетико-фонематическим недоразвитием

И  воспитатель  должен знать и  четко  представлять  специфические  особенности каждой  категории детей  и  те  различия  в  условиях, которые должны быть созданы  в  группе  для  каждого  из  них.

Те  нарушения, о  которых  я  сказала  выше, свойственны  детям двух  категорий, которым  оказывается  в  учреждении  психолого-педагогическая  поддержка, предоставляются  бесплатные  коррекционные занятия и коррекционная помощь  на  всех  занятиях  и  вне занятий.

Это  дети  с  ОВЗ  и  дети, нуждающиеся  в  логопедической  помощи.Дети, обучающиеся  по  Адаптированным  образовательным  программам, имеют  более  выраженные  нарушения  в  развитии  всех  сторон  познавательной и речевой  деятельности, эмоционально-волевой  сферы. 

Остановимся  на  второй  категории детей- детей, нуждающихся  в  логопедической  помощи, так  как  именно эта  категория  детей  заявлена  в  теме сообщения.

Таблица 1

В таблице 1 представлен  алгоритм  работы  воспитателя и других  педагогов  с данной  категорией  детей . Этот  слайд  очень  важен, так как  представляет  собой  систему  работы  с  детьми и  одновременно указывает на ПЕРЕЧЕНЬ  ДОКУМЕНТОВ, которые планируются и заполняются на ребенка.

Итак, проследим весь алгоритм  работы с данной категорией детей.

  1.  По  результатам  мониторинга  освоения  образовательных  программ ( в сентябре) выявляются  дети  с выраженными  речевыми  нарушениями.
  2.  Воспитатель заполняет  ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ  ХАРАКТЕРИСТИКУ  по  результатам  мониторинга, где  описывает  проблемы  и  трудности ребенка, и  выходит на консилиум  с  этой  характеристикой.

Для составления  характеристики в  учреждении  составлены МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЕЙ. Материал для характеристики мы берем не произвольный.

  1. Консилиумом назначается  учитель-логопед, который  проводит  углубленное  обследование  и  делает  вывод  о  необходимости коррекционной работы  со  специалистом  или  об  индивидуальном  подходе  к  ребенку в  образовательной  деятельности.
  2. Это фиксируется  в таком  документе как ПРЕДСТАВЛЕНИЕ консилиума

Далее специалист при  необходимости коррекционной работы  составляет ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ППк о направлении работы, сроках, периодичности занятий. 

Эти два документа составляются логопедом, но знать этот этап  воспитатель должен.

Диагностический  этап  заканчивается  ознакомлением  родителей  ребенка  с ЗАКЛЮЧЕНИЕМ  консилиума и согласованием логопедической помощи, родитель дает согласие на оказание помощи.

Воспитатель  на  этом  этапе  составляет  ИОТ  (индивидуальную  образовательную  траекторию), содержание  которой  складывается из задач педагогического мониторинга

 ( то, что закрашено в Картах  индивидуального  развития красным цветом и является задачами предыдущего года) и задач  коррекционной  работы  учителя-логопеда ( доступных для воспитателя)

 

Таблица 2

 

Коррекционной  работе  воспитателя  в  течение  дня  уделяется  достаточно  времени в разные режимные  моменты. (Таблица 2) Утром проводятся разные виды  корригирующих  гимнастик, индивидуальная работа с детьми, которые приходят рано, на занятии- предварительно адаптируется конспект занятия с целью избегания неуспехов ребенка, если отдельные звуки не введены в речь.

 Основная коррекционная работа  проводится  вечером. В группе и подгруппе-  во время Коррекционного  часа, индивидуально, когда дети без  нарушений  заняты игровой деятельностью, а также предусмотрена самостоятельная работа в Логопедическом уголке.

При  систематичном и качественном    проведении коррекционной  работы  можно достичь положительных результатов  в  коррекции.

Первостепенное  значение  для  получения  положительных результатов  коррекции имеет тесное  взаимодействие  с  учителем-логопедом на  всех ее этапах: во время  мониторинга, при  составлении ИОТ, при  реализации речевого режима, при  подборе  коррекционных речевых  игр и упражнений

В нашей  группе нет  Тетради  взаимодействия  воспитателя  со  специалистами. Учитель-логопед  ведет  Тетради  домашних  заданий 

( подгрупповую и индивидуальные) для  родителей, которые  выполняют  роль  Тетради  взаимодействия. Очень  популярно специалист  предлагает  в  тетради  различные  виды  заданий, упражнений  на формирование фонетико-фонематического недоразвития. Учителем-логопедом в Тетради  делаются  отметки, которые показывают, как  поработали  родители и воспитатели.

Это такие  отметки, как  «Молодец, Отлично, Умница, еще, повторить»

 

Таблица 3

В таблице 3  вы  можете  видеть  перечень  Документации  воспитателя  в отношении  детей  данной  категории на разных  этапах  коррекционной  работы: во  время  первичного мониторинга, при планировании, при непосредственном  участии специалиста и при итоговом  мониторинге.

Для  того, чтобы  коррекционная работа  была  успешной, надо обеспечить  воспитанников различными  видами  дидактических  пособий  для  организованной  и  самостоятельной  деятельности. Логопедический  уголок  в  группе и уголок  настольно-печатных  игр  как раз служат для  этих  целей. Ширмы  и  другие  трансформируемые  модули обеспечивают  практическое  применение  отрабатываемых в кабинете и группе моделей коммуникации.

Речевой  режим- для  воспитателя  является Инструкцией, памяткой , с какими  звуками и на  каком  этапе в  данный  момент  работают  педагоги  с  ребенком. Его  основная  функция- контролировать  этап  автоматизации и дифференциации звуков, тип  вводимой  на занятиях  со  специалистом  фразы. Поэтому  содержание  речевых  режимов составляют  фразы

  • СЛЕДИТЬ ЗА…..
  • ПОБУЖДАТЬ…..
  • ПРОВОДИТЬ……
  • ЗАКРЕПЛЯТЬ…..

 

И, наконец, особенностями  взаимодействия  с  родителями  данной  категории детей, кроме  консультирования  об  общих  закономерностях  развития  речи, являются – информирование  родителей  о групповых и индивидуальных домашних  заданиях  и  контроль  за  их  выполнением. 

Таблица 4