Чугрина С.Г.- воспитатель МБДОУ «Детский сад № 365»,
г.Нижний Новгород
Сообщение из опыта работы на педагогическом совете
«Проектирование и реализация
индивидуальных образовательных траекторий воспитанников»
Педагогическое сопровождение воспитанников с трудностями в освоении образовательных программ на занятии и вне занятий.
В своем сообщении хочу представить обобщенный опыт работы по коррекции нарушений познавательного и речевого развития у воспитанников в группе комбинированной направленности.
Основные вопросы ,на которых хочу остановиться:
– в первую очередь ,для осуществления индивидуального подхода к воспитанникам воспитатель должен хорошо представлять особенности работы с отдельными категориями детей в группах комбинированной направленности.
– установление профессионального взаимодействия с коррекционными специалистами, работающими с ребенком, коррекция своей работы под его руководством на разных этапах- один из ключей к успеху, динамике в развитии и коррекции
– и самое сложное: моделирование и планирование коррекционной работы с подгруппами детей и индивидуальной, оптимальная реализация коррекции в течение дня
Итак, для работы в группах комбинированной направленности назначаются воспитатели, прошедшие курсы повышения квалификации, в соответствии с показаниями ограничений воспитанников данных групп.
Большая работа отводится самообразованию. Например, в нашей группе к детям, нуждающимся в коррекционной помощи относятся дети с
ТНР-тяжелыми нарушениями речи
ЗПР- задержкой психического развития
ФФН- фонетико-фонематическим недоразвитием
И воспитатель должен знать и четко представлять специфические особенности каждой категории детей и те различия в условиях, которые должны быть созданы в группе для каждого из них.
Те нарушения, о которых я сказала выше, свойственны детям двух категорий, которым оказывается в учреждении психолого-педагогическая поддержка, предоставляются бесплатные коррекционные занятия и коррекционная помощь на всех занятиях и вне занятий.
Это дети с ОВЗ и дети, нуждающиеся в логопедической помощи.Дети, обучающиеся по Адаптированным образовательным программам, имеют более выраженные нарушения в развитии всех сторон познавательной и речевой деятельности, эмоционально-волевой сферы.
Остановимся на второй категории детей- детей, нуждающихся в логопедической помощи, так как именно эта категория детей заявлена в теме сообщения.
Таблица 1
В таблице 1 представлен алгоритм работы воспитателя и других педагогов с данной категорией детей . Этот слайд очень важен, так как представляет собой систему работы с детьми и одновременно указывает на ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, которые планируются и заполняются на ребенка.
Итак, проследим весь алгоритм работы с данной категорией детей.
- По результатам мониторинга освоения образовательных программ ( в сентябре) выявляются дети с выраженными речевыми нарушениями.
- Воспитатель заполняет ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ по результатам мониторинга, где описывает проблемы и трудности ребенка, и выходит на консилиум с этой характеристикой.
Для составления характеристики в учреждении составлены МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ. Материал для характеристики мы берем не произвольный.
- Консилиумом назначается учитель-логопед, который проводит углубленное обследование и делает вывод о необходимости коррекционной работы со специалистом или об индивидуальном подходе к ребенку в образовательной деятельности.
- Это фиксируется в таком документе как ПРЕДСТАВЛЕНИЕ консилиума
Далее специалист при необходимости коррекционной работы составляет ЗАКЛЮЧЕНИЕ ППк о направлении работы, сроках, периодичности занятий.
Эти два документа составляются логопедом, но знать этот этап воспитатель должен.
Диагностический этап заканчивается ознакомлением родителей ребенка с ЗАКЛЮЧЕНИЕМ консилиума и согласованием логопедической помощи, родитель дает согласие на оказание помощи.
Воспитатель на этом этапе составляет ИОТ (индивидуальную образовательную траекторию), содержание которой складывается из задач педагогического мониторинга
( то, что закрашено в Картах индивидуального развития красным цветом и является задачами предыдущего года) и задач коррекционной работы учителя-логопеда ( доступных для воспитателя)
Таблица 2
Коррекционной работе воспитателя в течение дня уделяется достаточно времени в разные режимные моменты. (Таблица 2) Утром проводятся разные виды корригирующих гимнастик, индивидуальная работа с детьми, которые приходят рано, на занятии- предварительно адаптируется конспект занятия с целью избегания неуспехов ребенка, если отдельные звуки не введены в речь.
Основная коррекционная работа проводится вечером. В группе и подгруппе- во время Коррекционного часа, индивидуально, когда дети без нарушений заняты игровой деятельностью, а также предусмотрена самостоятельная работа в Логопедическом уголке.
При систематичном и качественном проведении коррекционной работы можно достичь положительных результатов в коррекции.
Первостепенное значение для получения положительных результатов коррекции имеет тесное взаимодействие с учителем-логопедом на всех ее этапах: во время мониторинга, при составлении ИОТ, при реализации речевого режима, при подборе коррекционных речевых игр и упражнений
В нашей группе нет Тетради взаимодействия воспитателя со специалистами. Учитель-логопед ведет Тетради домашних заданий
( подгрупповую и индивидуальные) для родителей, которые выполняют роль Тетради взаимодействия. Очень популярно специалист предлагает в тетради различные виды заданий, упражнений на формирование фонетико-фонематического недоразвития. Учителем-логопедом в Тетради делаются отметки, которые показывают, как поработали родители и воспитатели.
Это такие отметки, как «Молодец, Отлично, Умница, еще, повторить»
Таблица 3
В таблице 3 вы можете видеть перечень Документации воспитателя в отношении детей данной категории на разных этапах коррекционной работы: во время первичного мониторинга, при планировании, при непосредственном участии специалиста и при итоговом мониторинге.
Для того, чтобы коррекционная работа была успешной, надо обеспечить воспитанников различными видами дидактических пособий для организованной и самостоятельной деятельности. Логопедический уголок в группе и уголок настольно-печатных игр как раз служат для этих целей. Ширмы и другие трансформируемые модули обеспечивают практическое применение отрабатываемых в кабинете и группе моделей коммуникации.
Речевой режим- для воспитателя является Инструкцией, памяткой , с какими звуками и на каком этапе в данный момент работают педагоги с ребенком. Его основная функция- контролировать этап автоматизации и дифференциации звуков, тип вводимой на занятиях со специалистом фразы. Поэтому содержание речевых режимов составляют фразы
- СЛЕДИТЬ ЗА…..
- ПОБУЖДАТЬ…..
- ПРОВОДИТЬ……
- ЗАКРЕПЛЯТЬ…..
И, наконец, особенностями взаимодействия с родителями данной категории детей, кроме консультирования об общих закономерностях развития речи, являются – информирование родителей о групповых и индивидуальных домашних заданиях и контроль за их выполнением.
Таблица 4