Воспитание социальной активности дошкольников в процессе участия в волонтерском проекте «Доброта в ладошках»

ФИО: Музянова О.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1432
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Воспитание социальной активности дошкольников в процессе участия в волонтерском проекте «Доброта в ладошках»
Итоговая оценка: 2 место,  75 баллов(-а)



Воспитание социальной активности дошкольников в процессе участия в волонтерском проекте «Доброта в ладошках»

Музянова Ольга Владиславовна

старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 167» г. Чебоксары  

В современной России волонтерское движение приобрело массовость, обрели популярность добровольческие акции, движения, организация социальных акций. В связи с этим перед коллективом дошкольного учреждения стоит задача развивать у детей дошкольного возраста навыков волонтерства, умений адаптироваться в социокультурном пространстве, мотивации к социально-активной деятельности.

Участие дошкольников в волонтерском движении связано с духовно-нравственным воспитанием, воспитанием патриотических чувств, умением взаимодействовать в социуме. Организация социальных акций с участием детей дошкольного возраста создает условия для проявления у общественности позитивных человеческих качеств, а детям позволяют почувствовать себя полноправными участниками общественной жизни, самодостаточными и социально-ориентированными. Разработанный и реализуемый проект «Доброта в ладошках», направлен на формирование позитивных идей добровольческого движения и реализация их на практике. Участниками проекта являются воспитанники дошкольного образовательного учреждения старшего дошкольного возраста, педагоги, жители микрорайона, работники объектов социальной сферы и  инфраструктуры. Проведение социальных акций осуществляется в ближайшем социальном окружении дошкольного учреждения.

Как любая проектная деятельность, работа содержала ряд этапов. На подготовительном этапе коллектив педагогов осуществлял подготовку, выбор проблемы, разработали план мероприятий, изучили методическую литературу по теме. Творческая группа педагогов разработала конспекты образовательной деятельности по направлениям развития и проектной теме. Так же подобрали изобразительные материалы для осуществления изобразительной и продуктивной деятельности дошкольников.

Работа педагогического коллектива заключалась в организации различных видов детской деятельности: беседы на тему: «Кто такие волонтеры», познавательные занятия  «Мудрость русских пословиц», дидактические игры «Скажи ласково», «Русские пословицы о добре», художественно-творческая деятельность – изготовление буклетов, открыток «Добрые дела», «Доброе слово в ладошках». Руководство дошкольного учреждения проводило консультация для педагогов на тему: «Волонтерское движение в детском саду как средство формирования самостоятельности и инициативности в старшем дошкольном возрасте». Воспитатели организовывали беседы с родителями «Детское волонтерское движение», «Дарите добрые слова». В групповых помещениях оформлялись выставки детских книг, рисунков «Доброе дело дороже всего».

В повседневной жизни нам приходится сталкиваться с низким уровнем культуры общения и пренебрежительным отношением в общении с окружающими. Поэтому, с целью привлечения внимания общественности к слову, его истинному значению и силе воздействия, в рамках данного проекта были запланированы социальные акции, приуроченные к памятным датам и событиям «Подари доброе слово», в ходе которых дошкольники выходят на улицы микрорайона и раздают прохожим сделанные своими руками тематические открытки с пожеланиями.

Традиционно дошкольники МБДОУ «Детский сад № 167» принимают участие в социальной акции «Дети против курения». Целю данного мероприятия является привлечение общественного внимания к проблеме курения среди детей, подростков и взрослых. Ребята дарили прохожим, идущих с сигаретой в руках, свои агитационные рисунки, нарисованные в ходе бесед с воспитателями о вреде курения.

В рамках празднования тематических праздников: День отца, День матери и др., воспитанники детского сада участвуют в социальных акциях «Подари доброе слово»: раздают прохожим открытки, сделанные своими руками, на которых размещаются, выбранные совместно с детьми, мудрые высказывания и пословицы о семье, о родителях. Так же взрослые и дети в ходе проведения акций обращаются к жителям микрорайона с пожеланиями беречь себя и свои семьи, на что получают  много трогательных и сердечных отзывов и благодарностей от прохожих.

Волонтерские акции с участием детей «Подари доброе слово» направлены на формирование нравственных качеств, а также, навыков общения, сочувствия, эмпатии. С воспитанниками была проведена работа о важности добрых слов и слов поддержки, сказанных своим родным, близким и друзьям. Сделанные своими руками открытки в виде сердечек, ребята дарили прохожим на улице в микрорайоне. Так же маленькие волонтеры посетили «Центр образования № 1» города Чебоксары и подарили открытки с добрыми словами учащимся школы и получили искренний отклик подростков на высказанные детьми  добрые пожелания. 

Накануне Международного дня здоровья, ребята и педагоги МБДОУ «Детский сад № 167» организуют и принимают участие  в социальной акции «Подари доброе слово о здоровье». Изготовленные своими руками буклетики с пожеланиями здоровья, ребята дарят прохожим и посетителям Офиса врача общей практики ГКБ № 1. Посетители поликлиники благодарили маленьких волонтеров и с удовольствием принимают сделанные детьми подарки. 

Для воспитанников детского сада № 167 уже стало традицией поздравлять жителей микрорайона с праздниками. В праздничную Пасхальную неделю воспитанники поздравляют жителей с Великим праздником. Традиционно Пасху справляют с преподношением крашенных яиц, и дошкольники совместно с педагогами своими руками мастерят сувенирные яйца с праздничными пожеланиями и одаривают ими жителей микрорайона.

В преддверии празднования Дня Победы, в детском саду проходит ежегодная Городская акция «Цветок ветерану» – одна из самых значимых акций, в которой принимают участие все детские сады города. Ее целью является воспитание в детях патриотизма, через знакомство с участниками войны, зарождения у них чувства верности, гордости за свою Родину, сочувствия и желания помогать людям. Ребята детского сада приглашают в гости ветеранов труда и тыла, живущих вблизи детского сада, дарят собственноручно выращенные цветы, читают стихотворения, посвященные великому празднику, беседуют, а также радуют  праздничными открытками с добрыми словами и  пожеланиями.

В Международный день семьи 15 мая воспитанники «Детского сада № 167» г. Чебоксары выходят на улицы микрорайона и совместно с педагогами участвуют в социальной акции «Подари добре слово»: раздают прохожим открытки, сделанные своими руками, на которых записаны мудрые высказывания и пословицы о семье, о родителях. Так же обращаются ко всем с пожеланиями беречь себя и свои семьи.

В Чебоксарах работает Муниципальный приют для животных «Право на жизнь». Ежедневно администрация и работники обращаются с просьбой к неравнодушным жителям оказать посильную помощь, а именно помочь накормить обитателей приюта. В детском саду № 167 ребята и родители активно откликнулись на просьбу и организовали сбор кормов для передачи в приют. Вместе с вкусными гостинцами, ребята привозят игрушки, которые так нравятся лохматым обитателям приюта, и они с интересом наблюдают за играми собак в вольерах. Одним из направлений работы было вовлечение родительской общественности. Так участие в сборе средств, а именно сухого корма для приюта, приняло большое количество семей воспитанников. Было собрано более 50 пачек корма для собак, игрушки. Все это было с благодарностью принято работниками приюта для животных.  

Продолжая идею акций «Подари доброе слово», педагоги детского сада не просто говорят детям о милосердии, добре и взаимопонимании, но и демонстрируют это собственными поступками. В Международный день пожилых людей воспитанники совместно с педагогами изготовляют открытки, которые несут позитивные эмоции, доброту и теплоту рук, которыми они были изготовлены. Все вместе, выйдя на улицу города, с веселыми стихами, красивыми словами-поздравлениями приносят частичку доброты и любви прохожим, которые встречались на пути. Идущие к нам навстречу прохожие заметно преображаются, из задумчивых и загруженных собственными проблемами, становятся улыбчивыми и открытыми миру людьми. 

Продолжая деятельность в рамках проекта, накануне Дня народного единства, педагоги и ребята нашего детского сада принимают участие в ежегодной акции «Солнышко в ладошке», выходят поздравлять жителей микрорайона с наступающим праздником.

Наблюдая за поведением наших воспитанников, мы замечаем положительную динамику во взаимоотношениях между детьми, их доброжелательное отношение к другим людям, к таким позитивным проявлениям личности как улыбка, доброта, помощь, забота. Дети-участники проекта не только осознали в процессе деятельности социальную значимость добрых поступков, но и начали понимать, что творческие умения и способности, которыми они обладают, приносят пользу людям, поднимают настроение. У ребят, участвующих в данных акциях, формируется стремление совершать добрые поступки, пробуждаются добрые чувства, желание изменить окружающую действительность к лучшему. 

Для педагогов МБДОУ «Детский сад № 167» это хороший опыт формирования навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами социально значимого, полезного дела. На основе формирования навыков общения воспитанники будут определять свою жизненную перспективу, уметь свободно ориентироваться в окружающей действительности. Следовательно, поведение подобных социальных акций будет иметь важные социальные последствия. 

Список рекомендуемой литературы

  1. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. – М.: Искусство, 2014. – 445 с.
  2. Дошкольная педагогика / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова: Под общ. р. Н. В. Микляевой – 2-е изд., перераб и доп. – М: Юрайт, 2015. – 496 с.
  3. Киселева О. И. Развитие коммуникативного потенциала личности как основа позитивной социализации ребенка в условиях непрерывного образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2013. Вып. 2. С. 39-47.
  4. Лисина, М. И. Развитие общения со сверстниками //Дошкольное воспитание / М. И. Лисина. – 2015. – № 3. – С. 22.
  5. Суханова Н. М. Формирование коммуникативных качеств детей старшего дошкольного возраста в рамках модели воспитательно-образовательного процесса «Совместная деятельность педагога и детей» [Сайт: Социальная сеть ра-ботников образования nsportal.ru.] URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/sovmestnaya-deyatelnost-pedagoga-i-detey.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Официальный сайт компании «Консультант Плюс»]. URL:
  7. Фельдштейн, Д. И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. 2015. – № 1. – С. 10-21.