Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Борисоглебского городского округа Борисоглебская средняя общеобразовательная школа №13
структурное подразделение детский сад
Мастер класс для родителей и детей, не посещающих дошкольное учреждение.
Подготовила педагог психолог
Башкатова Наталья Евгеньевна
- Консультативный блок для родителей «Кризис 3-х лет. Как помочь ребенку справится с кризисом»
Цель: актуализировать среди участников образовательных отношений проблемы психологического развития детей 3-х летнего возраста и найти пути их решения. Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей по вопросам периода кризиса 3 лет у детей.
Вступительный этап.
Добрый день, уважаемые родители! Сегодня хотелось бы с вами немного погрузится в мир детства, и вместе с вашими детьми немного поиграть. Но сначала мы поговорим о проблеме , с которой, наверное, столкнулся каждый из вас- кризис 3 лет ваших малышей.
Три года – возраст, когда ребенку так хочется ощутить себя взрослым и самостоятельным. Это время открытий и находок, возраст пробуждения фантазии и осознания себя как личности. У малышей, эти симптомы могут проявляться по разному, но основными являются крайнее упрямство, негативизм и своеволие.
Малыш отказывается ложиться спать, не хочет сам одеваться, убирать игрушки. Капризничает. Кричит и топает ногами, если родители не выполняют любую его просьбу.
Нередко такое поведение ребенка застает родителей врасплох. Еще вчера ребенок с удовольствием выполнял все несложные поручения, и вдруг он начинает все делать «наоборот» – убегает, когда его зовут, раздевается, когда просят одеться теплее. Порою, кажется, что он забыл все слова, кроме «Нет» и «Не хочу».
Как же справится с этим : В первую очередь, не стоит заострять внимание на плохом поведении ребенка, и тем более пытаться сломить его. Это не приведет ни к чему хорошему. Самое мудрое, что могут сделать родители в данной ситуации – отвлечь ребенка, переключить его внимание на что-то другое. Например, предложить почитать ему любимую книжку или вместе поиграть в какую-нибудь игру. Если истерика случилась на улице или в магазине, по возможности лишите ребенка зрителей. Для этого можно просто перенести ребенка в менее людное место.
Старайтесь избегать ситуаций, когда ребенок может ответить «нет». Не давайте ему прямых указаний: «Одевайся, мы сейчас пойдем гулять», а создайте иллюзию выбора: «Ты хочешь погулять во дворе или в парке?», «Мы будем играть в песочнице или пойдем на горку?».
Кризис 3 лет у детей – серьезное испытание для родителей, но ребенку в это время приходится еще тяжелее. Он не понимает, что с ним происходит. Ему нужна ваша поддержка. Не забывайте хвалить малышей за хорошее поведение и поощряйте самостоятельность. Маленькие детишки не умеют убирать за собой игрушки, а ты умеешь», расскажите бабушке или папе, пришедшему с работы: «Сегодня Катюша такая умница – сама днем спать легла». Это поможет сформировать у ребенка положительный образ себя.
Поэтому будьте спокойны в любой ситуации и даже если очень сложно – держите себя в руках. Ведь кризис 3 лет у ребенка – это вовсе не проявление вредности или негативной наследственности, а природная необходимость испытать себя. Это жизненный этап, без которого невозможно становление личности ребенка.
Кризис трех лет у детей нужно просто переждать как бурю. Поэтому ваш девиз на этот год: терпение, терпение и терпение!
- «Игры, которые лечат»
Цель: Снять эмоциональное напряжение. Развитие мелкой моторики, развитие речи у детей, развитие памяти, воображения, фантазии.
Практическое занятие для детей и родителей «Мое настроение» с использованием техники песочной терапии и рисования на манной крупе.
Материалы и оборудование: подносы, на которых рассыпана цветная манка, цветовой стол с песком.
А сейчас я хочу предложить вашему вниманию некоторые игры с манкой и песком. Перед вами сейчас подносы с цветной манкой.
- Положите ладошки на манку: закройте глаза и почувствуйте какая она?
- Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.
- Поскользите по поверхности песка как змейка, попрыгайте как зайчики (2-мя пальчиками ), пройдитесь кулачком, как медведь.
- Возьмите горсточку манки в одну руку и пересыпьте ее в другую .
- Двумя руками нарисуйте одновременно волнистые линии.
- А сейчас я вам загадаю загадки, а вы нарисуете отгадки.
Колючий клубок прибежал в садок (Еж)
Родители вместе с детьми рисуют ежика.
Летом серый, а зимой белый (Заяц)
Родители вместе с детьми рисуют зайца.
Кто, позабыв все тревоги
Спит в своей берлоге? (Медведь)
Родители вместе с детьми рисуют медведя
Что так в небе ярко светит?
Свет пускает к нам в оконце.
Отвечайте дружно дети
Это светит ярко….(солнце)
Родители вместе с детьми рисуют солнце.
- А теперь пусть каждая пара нарисует свою картину: все, что хочет на этом пространстве. Пусть эта картина передаст ваше настроение.
III. Групповой тренинг «В краю хорошего настроения»
Цель: коррекция эмоционального состояния, положительный настрой, развитие чувства единства.
Мы все знаем без сомнения,
Что же это настроение.
Очень часто веселимся,
Иногда скучаем мы,
Очень хочется взбодриться,
И бывает, что грустим.
Что за странное явление
Потерялось настроение.
Важно всем на свете знать,
Что грустить и унывать
Нам не стоит.
Мы скорее соберемся
В мир чудесный окунемся.
Родители с детьми садятся на стульчики по кругу
А сейчас мы побываем в стране хорошего настроения. Я научу вас раскрашивать свое настроение. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите – у меня есть разноцветные карточки. Мы разложим их по кругу. Получился цветочек. Каждый лепесток – разное настроение:
Красный – активное настроение, позитивное (вам хочется играть, бегать, прыгать);
Желтый – веселое, радостное настроение;
Зеленый – хочется общаться, дружить;
Синий – спокойное настроение (хочется послушать музыку, посмотреть в окно, спокойно поиграть);
Коричневый – сердитое настроение (я злюсь, обижен)
Черный – грустное настроение, мне грустно, я расстроен.
– Сейчас клубочек отправится по кругу и каждый скажет какое у него сейчас настроение. Я начну, а вы продолжите. Взрослые и дети произносят свое настроение.
– Очень хорошо, что у вас сейчас хорошее бодрое настроение. А тем, у кого оно не очень, мы его поможем поднять.
Упражнение на релаксацию.
Цель: Обучение методам саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения.
– Чтобы настроение было радостное , помогает расслабление. Давайте с вами сядем поудобнее, вытянемся и расслабимся. Закройте глаза, погладьте себя по голове и скажите себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая». Представьте чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле озера, оно тихое и спокойное очень красивое. Дыхание еле слышно. Ярко светит солнце, и вы чувствуете себя все лучше и лучше. Вы чувствуете , как солнечные лучи согревают вас. Вы спокойны. Светит солнце, чистый и прозрачный воздух. Вы ощущаете тепло от солнца. Вы неподвижны и спокойны. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым. Вы наслаждаетесь покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… Вдох-выдох. А теперь откройте глаза. Потянулись, улыбнулись и проснулись. Вы хорошо отдохнули, у вас бодрое и весёлое настроение, и приятные ощущения не покинут вас в течение всего дня.
Спасибо за внимание !
IV . Раздача буклетов родителям с рекомендациями.
«Психологический настрой ребенка на успешное будущее»
Педагог психолог Башкатова Н.Е.