Разнообразие компьютерных программ и их использование в работе воспитателя

ФИО: Алексеева Е.М.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1453
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства для работников образовательных организаций «Интеграция цифровых технологий в образовательные процессы», в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда»
Наименование конкурсной работы: Разнообразие компьютерных программ и их использование в работе воспитателя
Итоговая оценка: 2 место,  65 баллов(-а)



Разнообразие компьютерных программ и их использование в работе воспитателя.

Информатика и информационно-коммуникационные технологии занимают особое положение в современном мире. Навыки владения компьютером, использование информационных и коммуникационных технологий в повседневной работе, умение использовать возможности сети Интернет – такова реальность сегодняшнего дня. В этом докладе остановимся на бесплатных компьютерных программах, используемых в работе воспитателя. 

  1. Текстовые редакторы(Microsoft Word или его бесплатные  аналоги из офисных пакетов Open Office, Libre Office) можно использовать не только для оформления документации и дидактических материалов, но и как средство коррекции высших психических процессов ребенка. Например, в виде лабораторно-практических работ: на карточках распечатываем различные задания по оформлению текста. Заданий можно придумать множество, ведь с текстом можно выполнять много манипуляций, например, изменить шрифт, его  начертание, размер, цвет, изменить междустрочный интервал, поля, можно сделать рамку, вставить рисунок, поменять ориентацию страницы и многое другое.

Пример одного из возможных заданий.

Наберите текст: «Медведи зимой впадают в спячку». Измените шрифт на Arial, размер установите 18, начертание жирным, подчеркнутым, цвет – зеленым. 

На  начальных этапах лучше подробно расписывать алгоритм действий, какую кнопку нажать, какую вкладку открыть,  так как детям с ОВЗ сложно даже напечатать текст.

  1. Программы для создания презентаций. Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Преимущества презентации: 
  • способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала; 
  • облегчают показ фотографий, рисунков, графиков;
  • возможна демонстрация динамичных процессов; 
  • возможно проигрывание аудиофайлов; 
  • излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений;
  • быстрота и удобство воспроизведения слайдов.

Наши воспитанники с помощью педагога могут сами создавать презентации на различные темы, это позволит им обогатить свое мировоззрение и научиться систематизировать информацию.

  • Мультимедийные проигрыватели. Педагогический потенциал видео позволяет успешно решать многие задачи обучения и воспитания школьников. Максимально активизируя наглядно-чувственное восприятие, видеометод обеспечивает более легкое и прочное усвоение знаний в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности, существенно влияет на формирование мировоззрения, стимулирует развитие абстрактно-логического мышления, сокращает время на обучение. При помощи дидактических видеоматериалов можно: представлять разнообразную информацию, иллюстрировать объяснение педагога или дополнять его рассказ, выступать в качестве основного источника знаний, расширять кругозор в той или иной области знаний; формировать представления об объекте изучения, явлении, событии и др.; создать условия для мотивации познавательной деятельности детей; управлять процессом познания; обобщать учебный материал; организовать самостоятельную познавательную деятельность; развивать мыслительную деятельность детей.

Помимо просмотра видео в проигрывателях можно слушать аудиокниги. Аудиокниги являются распространенными средствами воспитательно-учебного процесса. Основная ценность аудиокниги для целей образования – задействование аудиального канала восприятия на основе профессионального художественного исполнения. Аудикниги помогают развивать воображение ребенка. Слуховое восприятие играет важную роль в развитии навыков общения: помимо пользы для повседневной жизни умение слышать необходимо для успешного обучения в школе, восприятия информации при аудиторной системе занятий. 

    1. Программы для чтения электронных книг. (DjVuReader, Cool Reader, Adobe Reader). У электронных книг перед бумажными много преимуществ, например, их доступность, не всегда в магазине найдется нужная книга. Или дешевизна, книги в электронном формате на порядок дешевле печатных. Также электронные книги удобны в использовании, например, дидактические материалы проще создавать использую именно электронные книги.
  • Программы – рисовалки (Paint, TuxPaint, BabyPaint и др.). Подобных программ огромное множество, у каждой есть преимущества и недостатки, однако все они позволяют развивать творческий потенциал наших воспитанников.
  1. Flash игры – это браузерные игры, т.е. игры, которые используют браузерный интерфейс. Это небольшие по размеру и содержанию игры. Они почти всегда имеют незамысловатый алгоритм действий. Существует возможность играть во флэш-игры в режиме онлайн, т.е. прямо на сайте где они и располагаются, либо скачать их на компьютер и играть, не подключаясь к интернету. Флэш-игры являются одними из самых простейших и нетребовательных к производительности компьютера игр. Игра для ребенка является неотъемлемой частью его жизни. Именно через игровую деятельность он познает мир и развивается. Компьютерные игры не являются исключением. Более того, в мире информационных технологий регулярно создаются игры, специфика которых изначально направлена на развитие и обучение ребенка. Многие специализированные развивающие игры для детей помогают ребенку научиться читать и считать, помогают развить логику и внимание, расширяют кругозор, а также, в некоторых случаях влияют на личностные качества, так как формируют усидчивость и целеустремленность. Если дозировать путешествия в виртуальный мир, а также соблюдать правила работы за компьютером, то времяпрепровождение за ним не нанесет никакого вреда для здоровья ребенка. 

Это далеко не полный перечень компьютерных программ, которые можно использовать в воспитательном процессе. Существует огромное множество платных пакетов программ различной направленности: на физическое развитие, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и т.д.

Используемые источники:

  1. http://logoportal.ru/10252/.html
  2. http://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2014/12/08/videotekhnologii-kak-sredstvo
  3. http://www.1c.ru/rus/partners/training/edu/theses/?s=60&t=1565&y=2012
  4. http://pomosh-pk.ru/interesnoe/chto-takoe-flesh-igry.html#ixzz3qPBEAWQ1 
  5. http://games.com.kz/game_developing.html