Урок-квест как средство активизации познавательной деятельности учащихся

ФИО: Сонина Д.О.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1455
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства для работников образовательных организаций «Учитель-профессионал», в рамках федерального проекта Современная школа
Наименование конкурсной работы: Урок-квест как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)



Урок-квест как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Тезисы: квест, познавательная мотивация, алгоритм создания урока-квеста, технологическая карта урока-квеста

Изменения, происходящие в современном информационном обществе сегодня, влияют на все сферы жизни человека, в том числе и на образование. Высокие требования, предъявляемые обществом не только к школе, но и к учителю обусловили необходимость в непрерывном профессиональном развитии и самосовершенствовании. В связи с этим учитель сталкивается с массой вопросов. Как сделать урок интересным? Как мотивировать учащихся на плодотворную работу? Учитывать ли интересы детей или сконцентрироваться на достижении цели урока? Игра – помеха или способ достижения цели?

Современное поколение детей уже не может представить себе жизнь без мобильного интернета, гаджетов и компьютерных игр. Именно поэтому перед учителем возникает задача – повысить познавательную мотивацию учащихся, с учетом их интереса к виртуальной реальности. Добиться этого можно, используя нестандартные формы и методы обучения в образовательном процессе. Одной из таких форм является урок-квест. Уроки в форме «квест» вызывают неподдельный интерес учащихся к предмету, побуждают их к творческой работе во время уроков. Важно, что процесс обучения проходит через активную деятельность учащихся в соответствии с ФГОС. Это обусловило актуальность выбранной мной методической темы «Урок-квест как средство активизации познавательной деятельности учащихся».

Впервые термин «квест» в качестве образовательной технологии был предложен летом 1995 года Берни Доджем, профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Ученый разрабатывал инновационные приложения Internet для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения. Квестом он назвал сайт, содержащий проблемное задание и предполагающий самостоятельный поиск информации в сети Интернет. Попытки расширить и дополнить определение Берни Доджа были предприняты Томасом Марчем, которой значительно детализировал понятие и представил ряд теоретических формулировок, помогающих глубже проникнуть в суть технологии квеста. По мнению Т. Марча квест(веб-квест) – это построенная по типу опор учебная структура, использующая ссылки на существенно важные ресурсы в Интернете и аутентичную задачу с целью мотивировать учащихся к исследованию какой-либо проблемы с неоднозначным решением, развивая тем самым их умение работать как индивидуально, так и в группе. Согласно критериям оценки качества квеста, разработанным Т. Марчем, хороший образовательный квест должен иметь интригующее введение, четко сформулированное задание, которое провоцирует мышление высшего порядка, распределение ролей, которое обеспечивает разные углы зрения на проблему, обоснованное использование интернет-источников.

В нашей стране данная технология только начинает своё становление, поэтому нет единого взгляда на сущность квеста. Являясь сравнительно новой технологией в педагогике, квест еще не прошел стадию теоретического обоснования. Эта работа только ведется. Проблемой квестов в нашей стране занимаются Андреева М.В., Быховский Я. С., Николаева Н.В. и другие.

С 2006 года набирают популярность игры в реальности – живые квесты. Квест (от англ. «Quest – поиск») — это абсолютно «живая» игра для команды, состоящей из нескольких человек. Квест подразумевает под собой игру с заранее определенной сюжетной линией, основной задачей которой является решение различных логических заданий. Отмечу, что образовательный квест – это не просто игра, а дидактическая игра, которая содержит учебные задачи, ограниченность во времени, правила, нацеленность на результат, определенные роли для учащихся. Урок-квест может быть организован в рамках одного или нескольких занятий, а также в течение четверти и учебного года. «Уроки, построенные по данной технологии, позволяют учащимся быть активными организаторами учебного процесса, самостоятельно структурировать материал, работать с различными источниками информации, учиться принимать решения самостоятельно, постигать основы научно-исследовательской деятельности», – отмечает доктор педагогических наук А.В.Хуторской. 

Квесты могут проводиться как в классе, так и в городе, на природе, то есть практически в любом окружении. При наличии необходимого технического оснащения можно проводить веб-квесты, создавать приложения для телефонов и планшетов.

Для создания урока-квеста использую следующий алгоритм работы:

– название;

– определение цели и задач урока. Как правило – обобщение пройденного материала;

– определение целевой аудитории (младшее, среднее, старшее звено);

– продолжительность (время зависит от целевой аудитории: в начальной школе квесты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями учащихся, в среднем и старшем звене можно практиковать более длительные по времени уроки-квесты);

– определение сюжета и формы квеста, исходя из темы урока. Важно знать, что неотъемлемая часть квеста – хорошо продуманный сценарий и захватывающий сюжет;

– написание сценария;

– подготовка и оформление раздаточного материала: коды, тайный алфавит, шифры, конверты, зеркальные надписи, загадки, кроссворды и т.д.;

– система оценивания (можно использовать баллы-жетоны, лист самооценки в конце урока);

– подведение итогов (важно обсудить с детьми, что у них получилось, а что нет, с какими трудностями они столкнулись, какое задание было наиболее интересным и т.д.).

Рассмотрим краткое содержание технологической карты урока-квеста по английскому языка в 5 классе по теме «Описание животных».

  • Погружаем учащихся в сюжет квеста. «Представьте, что сейчас 3018 год. Мы группа ученых, прибывшая на планету Неон-1 для изучения новых видов животных. Наша задача как можно скорее собрать всю необходимую информацию и отправить ее нашим коллегам на планету Земля. Медлить нельзя, иначе нам не хватит запасов топлива на обратный путь. Вы готовы приступить к работе?»

Таким образом, мы вводим учащихся в тему урока. В содержании сюжета заложена цель урока – описание животного с использованием изученных ранее лексических единиц по теме.

В качестве введения в тему урока можно использовать видео, аудио с аутентичной речью.

  • «Прежде, чем приступить к работе ознакомьтесь с терминами.» Активизируем лексику по пройденной теме.
  • «Теперь вы готовы к работе, приступим к описанию первого экземпляра. Заполните карточки данными об этом виде животных.» Заполняют карточки-шаблоны. Возможна как парная, так и групповая работа. Озвучивают результат.
  • На третьем этапе работа над подготовленным монологическим высказыванием. «Господа ученые, случилось непоправимое! Система отправки писем вышла из-под контроля! Нам срочно нужно записать видео обращение об оставшихся видах! Новые виды животных уже ждут в лаборатории каждого из вас! Поспешите, до полной потери связи осталось 10 минут!» Используя рисунки необычных животных, составляют описание, опираясь на шаблон, презентуют результаты работы»
  • Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание.

Следует отметить, что данная форма организации урока не подходит при работе со сложным грамматическим материалом. Важно чередовать урок-квест с другими методами работы, чтобы избежать перенасыщения уроков игровой деятельностью. Оптимальным вариантом применения квест-технологии считаю ее использование на одном из этапов урока. 

Применение на уроках квест-технологии дает возможность включить в урок все четыре вида деятельности в соответствии с требованиями ФГОС: аудирование, чтение, говорение и письмо. В ходе выполнения заданий учащиеся погружаются в языковую среду, так как все задания предлагаются на английском языке. Квест технология отвечает требованиям ФГОС – позволяет развивать универсальные и предметные учебные действия школьников, способствует формированию коммуникативной компетенции. Отмечу, что уроки в форме квест значительно повышают учебную мотивацию учащихся, дают им возможность мыслить критически и нестандартно. Подготовка и проведение таких уроков – очень увлекательный процесс. И, безусловно, в отечественной сфере образования данный метод находится лишь на этапе становления, что позволяет говорить о новизне педагогического опыта.