Использование современных образовательных технологий в работе с детьми раннего возраста

ФИО: Лиханова Л.Н.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1456
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Использование современных образовательных технологий в работе с детьми раннего возраста
Итоговая оценка: 2 место,  76 баллов(-а)



Использование современных образовательных технологий в работе с детьми раннего возраста.

Автор: Лиханова любовь Николаевна

МБОУ «Октёмская СОШ им.П.И.Шадрина дошкольная группа «Туллукчаан»

Раннее детство — фундамент общего развития ребенка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения ребенка.

В современной практике воспитания детей необходимо реализовывать огромные резервы раннего возраста. Важнейшим показателем успешного психического развития ребёнка данного возраста является познавательная активность.
Познавательная активность и интеллектуальное развитие проявляются не только и не столько в успешности решения практических задач, сколько в эмоциональной вовлеченности, настойчивости ребёнка, удовольствии, которое он получает от своей деятельности. В последнее время сделано много для возрождения педагогики раннего детства: создаются новые программы, методики, разрабатываются развивающие технологии.
В работе с детьми мы используем систему методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условия

В целевых ориентирах ФГОС ДО, касающихся детей раннего возраста, отмечено, что к завершению этапа данного возрастного периода:

Ребенок должен интересоваться окружающими предметами и активно действовать с ними; эмоционально вовлекаться в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий и т.д..

Решить поставленные задачи нам помогает использование педагогических практик и технологий.

К числу современных образовательных технологий обучения наших воспитанников мы относим:
− Технологии информационного обучения;
− Технологии игрового обучения;
− Личностно-ориентированные технологии.
− Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Использование информационных технологий обусловлено социальной потребностью в повышении качества воспитания и образования детей раннего возраста.
Современные дети отличаются от предыдущих поколений, информационные технологии входят в жизнь детей очень рано.

Сегодня невозможно обойтись без ИКТ, даже в работе с детьми раннего возраста.
В свободной самостоятельной деятельности – это просмотр мультфильмов, сказок, песен, драматизаций.
В организованной образовательной деятельности – это подбор иллюстративного материала, закрепление изученного материала.
Использование данной технологии требует и новых умений, и знаний от воспитателя:
-находить нужную информацию в информационном пространстве интернета,
-составлять презентации,
-включать в НОД интерактивные игры и т. д.
ИКТ делает процесс интересным и привлекательным, информационно насыщенным, повышает мотивацию, расширяет границы, реализует возможность восприятия того или объекта, обеспечить который в реальности сложно.

Внедрение инновационных ИКТ благотворно повлияет на развитие речи детей, на картину окружающего мира, логическое мышление, физическую активность детей

Преимущества использования ИКТ:

-информация в игровой форме вызывает огромный интерес, образный тип информации, понятен детям раннего возраста; движения, звук, мультипликация привлекает внимание ребёнка;
– Все выше перечисленное является стимулом познавательной активности детей

Использование ИКТ в образовательном процессе

  • позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;
  • развивает интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.

 

 

В своей работе мы активно используем технологии и методики игрового обучения и одна из них Бизиборд.

Бизиборд – уникальное пособие, которое успешно используется для игр и развития детей, они были придуманы еще в начале прошлого века врачом и педагогом из Италии Марией Монтессори.

Она первая доказала значимость игр в развитии детей с различными бытовыми приспособлениями, которые размещены на специальном стенде. Сегодня такой стенд носит название «доска бизиборд».

Бизиборд (busy board) – развивающая доска (стенд, модуль,коврик) со всевозможными кнопками, выключателями, щеколдами, крючками и прочими маленькими «опасностями», которые ребенку трогать обычно запрещено.

Значимость игр на досках бизиборд в развитии детей раннего возраста велика:

  • это очень увлекательное и интересное пособие для детей. Они надолго привлекают внимание ребенка. Игры у бизиборда являются хорошим средством релаксации. Ребенок с удовольствием может долго и спокойно играть самостоятельно;
  • тактильные прикосновения, манипуляции с разными предметами положительно влияют на мозг ребенка, стимулируя его деятельность;
  • в процессе игр, выполнении заданий, манипуляций с предметами на бизиборде, в зависимости от содержания материала, у детей развивается:
    • мелкая моторика рук, ловкость рук;
    • сенсорные представления;
    • тактильные ощущения;
    • мышление, логика, внимание, речь;
    • формируются определенные умения, навыки.

Формы работы с бизибордом :

  • непосредственно-образовательная деятельность
  • совместная деятельность
  • индивидуальная деятельность
  • самостоятельная деятельность
  • дидактическая игра

Для детей раннего возраста мы применяем следующие виды бизибордов:

  • Доски – классические развивающие игры, очень удобные в использовании. Бизидоску можно прикрепить на стену или кроватку, поставить на пол или положить на стол.
  • Складные – самые компактные модели с двумя игровыми полями.
  • Кубики – легкие и современные модели с четырьмя игровыми полями. В продаже есть бизикубы разных размеров: от 10 до 30 см и более.
  • Персонажи – самые оригинальные бизиборды, выполненные в виде героев мультфильмов, животных, разных видов транспорта. Такие модели бывают плоские и объемные.
  • Мягкие бизиборды- подходят для самых маленьких и обладают большим количеством элементов для тактильных ощущений (мешочки с наполнителями, разные виды ткани), липучками, шнурками, кармашками. Тканевая основа является наиболее безопасной для малышей.

Отдельно хочется остановиться на мягких Бизибордах, т.к они очень удобны в работе(не занимают много места, легко убираются)

Я уже упомянула ранее, что прородительницей Бизибордов является Мария Монтессори. В своей работе мы активно используем её педагогическую методику по работе с детьми раннего возраста

суть методики Монтессори можно передать в одной фразе «Помоги мне это сделать самому».
Автор системы была глубоко убеждена, что в каждом малыше с рождения скрыт мощный внутренний потенциал. Важно создать условия для того, чтобы он раскрылся, и тогда сформируется гармоничная личность.

  • Система Монтессори предполагает воспитание без какого-либо принуждения. У ребёнка должен сам по себе проснуться естественный интерес к обучению. При этом учитываются его физиологические и психологические потребности в данный момент. Ключевым моментом будет «чего хочет ребёнок».

В своей практике мы используем различные элементы игр и занятий методики Марии Монтессори — педагогики, позволяющей ребенку развиваться в собственном темпе, соответственно своим способностям. Наш материал для работы упрощен и приближен к нашим возможностям. Давно замечено, что детей больше интересуют не игрушки, а бытовые предметы: прищепки, тарелочки, баночки, крупы, которые мы и используем в своих занятиях. В своей работе используем упражнения практической жизни, которые включают в себя переливание, пересыпание, сортировку материала — все, что развивает движение руки

Технология личностно-ориентированного обучения

Личностно ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования .

Цель данной технологии – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него жизненного опыта.

В рамках технологии личностно-ориентированного обучения в своей педагогической практике, помимо других, мы используем следующие методы и приемы работы:

использование сенсорных коробок в работе с детьми раннего возраста и хеппенинг, как нетрадиционный метод рисования.

 

Сенсорные коробки

Сенсорная коробка, это пособие для сенсорного развития детей раннего возраста, которое стимулирует развитие познавательных процессов, обогащает сенсорный опыт ребенка и способствует развитию мелкой моторики. В зависимости от наполнения коробки, игры с ней могут развивать и совершенствовать тактильное восприятие, слух, зрение и обоняние малыша.

Сенсорная коробка -это ёмкость с наполнителем, предназначенная для игры, главное предназначение которой-дать возможность детям трогать пересыпать, исследовать, изучать то, что находится внутри неё, обучая и развивая ребёнка.

Основой для подобной коробки может стать:

— таз для белья;

— большой пластиковый контейнер, в котором обычно в кладовках хранятся всякие ненужные вещи;

— картонные коробки;

— деревянный ящик и т. д.

В качестве наполнителя могут использоваться различные материалы: крупы: рис, манка, овсянка, крупная соль, всевозможные макароны, фасоль, горох.

природные материалы: желуди, каштаны, шишки, трава, листья, шиповник, земля, камни, ракушки, мох, нарезанная бумага, ватные шарики, бумажные шарики, бумажные салфетки.

Как работать с сенсорными коробками

  1. Занятие (игра)проводится группами по 2-4 ребенка, или индивидуально.
  2. Нельзя оставлять ребенка во время игры наедине.
  3. Наполнение коробки зависит от возраста детей. При работе с детьмидо 3 лет не должна содержать мелких деталей, которые ребенок мог бы проглотить.
  4. Перед созданием сенсорных коробок убедитесь, что у ребенка нет аллергии на какой-либо компонент.

 

В рамках реализации личностно-ориентированных технологий мы используем такую форму работы с детьми как Хеппенинг или проще говоря, рисование пальчиками Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приёмов, а как эффект игровой манипуляции.
Такой способ нетрадиционного изображения можно назвать «хэппенинг» (в переводе с английского «случаться»).

Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария.
При нём неизвестно, какое получится изображение, он заведомо успешен по результату, тем самым усиливает интерес детей к изобразительной деятельности.

В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование пальчиками. Это способ примакивания пальцев руки к к поверхности бумаги разными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками линии, прикладываем пальчики (раскрасим 1 — 2 пальчика и приложим их к бумаге — получатся звёздочки, деревья), соберём пальчики в пучок — получатся цветы и снежинки).

В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование на подносе. Насыпьте слой манки толщиной 2 — 3 миллиметра на поднос, разровняйте. Проводя пальцем по манке, можно изобразить геометрические фигуры, солнышко, цветок и т. д.

Здоровьесберегающие технологии , их много это и пальчиковые игры , и дыхательная гимнастика, но я решила опробовать с малышами новую оздоровительную технологию Су-Джок.
В переводе с корейского «Су» – кисть, «Джок» – стопа. На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Соответственно, воздействуя на эти точки, можно влиять на определенные участки человека, регулировать функционирование внутренних органов. Су-Джок терапию можно и нужно использовать в работе с детьми наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием. Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка.

Целью использования упражнений с шариком Cу-Джок в работе
является воздействие на биологически активные точки, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

Достоинства Су – Джок:

– Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред.

 Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях

Кроме того, они помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям во время разного рода мероприятий

Су-Джок терапия может использоваться педагогами в работе во всех возрастных группах. Для каждого возраста должна быть создана картотека игр и заданий, которая поможет в работе

Заключение

Использование представленных эффективных практик и технологий с детьми 1,6-3 лет позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему они становятся самостоятельнее, активнее, дети способны применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их. Так как через игру идёт процесс развития индивидуальных способностей и психических функций детей.