МКОУ «Сузунская ОШ – И»
Доклад учителя – логопеда высшей квалификационной категории Е.Ю. Баклановой на заседании
Муниципального методического объединения
учителей – логопедов Сузунского района
по теме: «Использование технологии ТРИЗ в развитии речи младших школьников»
Сл 2. ТРИЗ – теория решения изобретательских задач – была разработана около 50 лет учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером.
Главная идея его теории – технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб. Впервые в дошколные учреждения ТРИЗ – технологии приходят в 1987 году.
ТРИЗ для младших школьников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
Сл. 3 Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Не надо давать детям готовые задания, раскрывать перед ними истину, ребенок должен учиться ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же ребенок не задает вопроса, то нужно указать противоречие. Тем самым ставить ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой-то мере повторить исторический путь познания предмета или явления.
Сл. 4 Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи младших школьников способствует:
-расширению словарного запаса;
-развитию связной речи (диалогической и монологической);
-развитие коммуникативных навыков;
-интеллектуального развития;
-творческого развития (фантазирование);
-личностного становления.
Используя в работе по развитию речи с младшими школьниками элементы ТРИЗ, учитываем следующие дидактические принципы:
- Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.
- Принцип открытости — нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.
- Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.
- Принцип обратной связи — педагог может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих. Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любой деятельности, что позволяет максимально использовать возможности и интересы детей.
Работа по развитию речи с использованием ТРИЗ проводится в несколько этапов:
- На первом этапе общения с детьми подводим их к проблеме многофункционального использования объекта. Например: Как можно использовать предмет – стул? (как стол, как лестницу, чтобы что-то достать и т. п.)
- Второй этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. Например: «Хорошо-плохо.
- Следующий этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых задач. Например, как узнать, глубокая лужа или нет, если вода в ней мутная? Дети выдвигают разные версии, совместно с ними приходим к одному, а может быть и нескольким, подходящим решениям проблемы. На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новую игрушку, новый транспорт и др.
- Следующий этап работы по технологии ТРИЗ – это придумывание новых сказок с помощью специальных методов. На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, ребенок учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь мы только наблюдаем, а ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Например, как остаться сухим, гуляя под дождем. Дети отвечали, что можно надеть плащ, взять большую коробку, поднять ее над головой, надеть шляпу с широкими полями и т. п.
ТРИЗ представляет собой совокупность методов, которые позволяют решать эти самые изобретательские задачи.
Метод «ДАНЕТКА»
На первом этапе знакомим детей с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Этот метод даёт возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли. Игра «Да-Нетки» или «Чёрный ящик», «Угадай, что я загадала» Цель игры: Учить классификация объектов, учить находить задуманный предмет, отсекая все лишние признаки, учить слушать и слышать друг друга.
Метод «ПРОТИВОРЕЧИЙ»
Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить детей их формулировать. Игра «Чёрное – белое», «Хорошо-плохо», «Нравится – не нравится», «Маятник» Цель: Учить выделять противоречия в предметах. Учитель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: “Книга”. Хорошо – из книг узнаешь много интересного.. . Плохо – они быстро рвутся.. . и т. д.)
Игра «»Цепочка-рассказ», «Соедини нас» Цель: установление ситуативных связей Необходимо составить цепочку- рассказ: «Как от яблони перейти к ложке?» Как это сделать? Воспитатель начинает цепочку, дети продолжают. – В саду стояла яблонька, на которой … – Висели вкусные и спелые яблочки. – Яблочки были спелые и поэтому сами … – Сами падали на землю. – Так как яблочки падали, бабушка… – Бабушка их собирала. – Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка… – Варила вкусное варенье. – Варенье было вкусное, поэтому… – Внуки ели его прямо ложками.
Метод «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»
Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения. Темами мозгового штурма могут быть такие:
- как не намокнуть под дождём;
- как мышам достать сыр из-под носа кота;
- как выгнать лису из зайкиной избушки;
- как не дать медведю залезть на теремок и развалить его;
- как оставить кусочек лета в зиму.
В сборниках развивающих сказок Анатолия Гина «Задачки-сказки от кота Потряскина», Владимира Богата «В Жаркой Африке» предложены задачи на применение мозгового штурма. Предлагаю их использовать на практике для работы с детьми.
Метод «СИНЕКТИКА»
Это так называемый метод аналогий: Личностная аналогия (эмпатия). Предлагаем ребёнку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.
Например: – представь, что ты цветочек на клумбе, которую забыли полить. Предлагаю рассказать детям о чем думает цветочек в данной ситуации. Прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолёт – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы и т. д.). Игра «Добавь словечко» Яркое, теплое (Что?) солнце. Снег, мороженое (Что делают?) тают. Звенит, бежит (что?) ручей. И.т.д.
Фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость, изобрази любовь). Символическая аналогия. Сравнение предметов по их свойствам. – по форме (круглый, как) – по размеру (большой, как) – по цвету (жёлтый, как) – по вкусовым ощущениям (кислый, как.) – по тактильным ощущениям (тёплый, как.)
Метод «РОБИНЗОНА»
Формирует умение находить применение казалось бы совсем ненужному предмету. Может проводиться в виде игры “Аукцион” Предложить детям предмет (например, фантик от жвачки, колпачок от ручки и др.) и попросить придумать как можно больше применений. Предмет “продается” тому, кто сделал последнее предложение. Следующий вариант использования этого метода: предложить детям представить себя на пустынном острове, где есть только… (возможные варианты: скакалки, битые лампочки, жвачки, пустые консервные банки и т. д.). Необходимо выжить на этом острове, используя только этот предмет. (Представьте, что на острове есть только много жвачек. Как, используя только их, выжить в течение многих лет? Ведь нужно и жилье, и одежда, и пища.) Дети придумывают варианты одежды из оберток и фантиков, строят дома из жвачек и т. д.
Метод «СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР (АНАЛИЗ)»
Мир системен. Любой объект можно рассматривать как единое целое (систему, можно мысленно поделить его на части, каждую часть можно поделить на ещё более мелкие части. Все системы существуют во времени. Они сталкиваются, взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга.
Одной из важнейших задач обучения является задача закрепления и систематизации полученных знаний. В теории формирования сильного мышления (одно из направлений ТРИЗ) есть такое понятие: системный оператор. Работа с системным оператором предполагает формирование у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др.
ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить, развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не дает детям готовую информацию, а учит ее находить. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки.
Совместная деятельность по развитию речи с использованием ТРИЗ – технологий это импровизация, игра. Детей не надо искусственно возбуждать, заводить. Стоит только верно почувствовать, чем живёт каждый из сидящих за маленьким столом, уловить нерв, определяющий доминанту занятия – и рождается Действие, в котором все участвуют на равных.
Поскольку речевое развитие детей не ограничивается рамками специально организованной деятельности использую элементы ТРИЗ- технологии и в свободной деятельности детей, стимулируя их речь. Например: когда ребенок задает вопрос, лучше сначала спросить, а что он сам об этом думает, приглашая порассуждать, при этом наводящими вопросами можно подвести ребенка к тому, что он сам находит ответ. Во время прогулок можно использовать приемы фантазирования: оживление, изменение законов природы, увеличение, уменьшение и т.д. Оживим ветер: кто его мама? Кто его друзья? Какой бывает характер у ветра? и т.д. В результате свободной деятельности с использованием элементов ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается речь и логика мышления. Таким образом, хочется отметить, что использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи младших школьников способствует:
- активизации познавательной деятельности обучающихся;
- созданию мотивационных установок на проявление творчества;
- созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);
- повышению эффективности овладения всеми языковыми средствами;
- формированию осознанности в построении лексико-грамматических конструкций;
- развитию гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.
Эта технология очень интересна и увлекательна. Именно младший школьный возраст является сенситивным (чувственным) для развития речи детей, он уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, поэтому важно не упустить этот период для раскрытия потенциала каждого ребёнка. Речевая инициатива ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить и высказывать свои мысли, развивая речь.