Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Волгоградский кадетский корпус Следственного комитета Российской Федерации имени Ф.Ф. Слипченко»
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ
«СИТУАЦИИ УСПЕХА» НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Разработчик:
Щербаков Василий Юрьевич
учитель физкультуры
Волгоград, 2021
Индивидуальная методика реализации «ситуации успеха» на уроках физической культуры на ступени основного общего образования
В соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, принятой 24.12.2018, физическая культура является неотъемлемой частью культуры человека. Учебный предмет «Физическая культура» представлен на всех ступенях школьного образования и является универсальным средством формирования разностороннего развития личности. На современном этапе преподавание учебного предмета «Физическая культура» должно быть выстроено системно и качественно, с учетом личностно-ориентированного обучения, разнообразия методических подходов, обновления научно-педагогических и образовательных практик.
В соответствии со спецификой учебного заведения, ФГКОУ «Волгоградский кадетский корпус Следственного комитета Российской Федерации имени Ф.Ф. Слипченко» является учреждением, в котором обучаются только мальчики с 8 класса с постоянным проживанием с целью продолжить обучение в высших учебных заведениях Следственного комитета Российской Федерации. Обучающиеся 8 классов имеют разную физическую подготовку, разный уровень теоретический знаний по физической культуре и разное отношение к этому предмету.
Актуальность: повышение эффективности преподавания обязательного предмета «Физическая культура» позволит развить физически и духовно сильную личность, выпускника образовательного учреждения.
Новизна: создание индивидуальной методики реализации «ситуации успеха» совместно с психологом Кадетского корпуса на уроках физической культуры.
Никто не приходит в школу двоечником. Ученик приходит преисполненный желания познавать новое, быть успешным в этом новом для него мире под названием «школа». Только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание, интерес учиться. В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение – стать школой радости: радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех и в дальнейшей взрослой жизни.
Описание метода:
1) изучение спортивных достижений поступивших кадет;
2) сдача спортивных нормативов на уроках физической культуры (тестирование);
3) совместная работа с психологом;
4) применение метода «ситуация успеха» в урочной деятельности.
Физическая подготовленность кадета складывается как из выполнения программных требований, так и из личных спортивных достижений. При проведении анализа личных достижений 8 классов мною был выявлен следующий спортивный состав:
8а – 6 человек (шахматы, ГТО);
8б- 2 человека (ГТО);
8в- 3 человека (футбол, Тхэквондо).
Таким образом, можно сделать первый вывод: кадеты 8 классов не очень увлекаются спортом. Обозначенная проблема требует решения, поскольку большинство выпускников Кадетского корпуса будет сдавать вступительный экзамен по физической культуре в академии Следственного комитета Российской Федерации.
Для то чтобы решить эту проблему, нужно узнать причины низкой спортивной активности среди восьмиклассников.
Вторым этапом реализации метода успеха является сдача спортивных нормативов на уроках физической культуры (тестирование).
Учителями физической культуры Кадетского корпуса ведется журнал учета достижения обучающихся.
Пример таблицы.
№ | ФИО | Бег 30м | Бег
60м |
Бег
100м |
Бег
200м |
Бег
800м |
Бег
2000м |
Челночный бег 3*10 | Пресс за 1 мин | Метание | Прыжок в длину с места | Подтягивание | Наклон вперед |
Анализ результатов 8а класса на дистанции «бег 30м»:
«5» – 8 человек;
«4» – 3 человека;
«3» – 6 человек;
«2» -2 человека.
Анализ результатов 8б класса на дистанции «бег 60м»:
«5» – 5 человек;
«4» – 4 человек;
«3» – 2 человека;
«2» – 3 человека.
Таким образом можно сделать вывод, что кадеты 8 классов, прибывшие из других образовательных учреждений имеют слабую физическую подготовку.
Мною был разработан комплекс круговой тренировки для 8 классов по общефизической подготовки.
Круговая тренировка для 8 классов ОФП.
В данной круговой тренировке перестраиваемся в три шеренги. Каждая шеренга выполняет свои упражнения на месте в течение 10-12 секунд. После выполнения упражнений шеренги меняются местами.
Даем дозировку нагрузки и восстановлению в зависимости от подготовленности класса (можно пройти дополнительно круг пешком). В большинстве упражнений все делается интенсивно.
Комплексы разработаны для развития скоростной выносливости и взрывных качеств, что благоприятно влияет на рост результатов и формирование организма обучающегося.
Этот комплекс может использоваться как на уроках физической культуры, так и на тренировках высших достижений в любом помещении или на открытых площадках.
Упражнения можно подбирать по уровню подготовленности учащихся, менять либо добавлять нагрузку или разгрузку определенным группам мышц.
Цель: улучшить показатели обучающихся в ОФП (общая физическая подготовка).
Первый комплекс:
- Прыжки на прямых ногах в И.П. ноги вместе носки на себя, руки согнуты в локтях (предназначенные для укрепления верхней части икроножных мышц).
- Смена положения ног прыжком, руки работают как в беге (задействованы мышцы голени (икроножные и камбаловидные), все мышцы бедра, мышцы верха туловища).
- Выпрыгивание из положения упор присев, выпрыгивать выпрямив ноги, руки вверх. (нагрузка приходит на квадрицепс и дополнительная нагрузка на ягодичные мышцы, мышцы голени, бицепс бедра, приводящие и отводящие мышцы бедра.).
Второй комплекс:
- Смена положения ног прыжком в И.П. упор присев, правую ногу вперед левую назад. (работает грудь, плечи, а также задействуются вспомогательные мышцы: пресс)
- Прыжки двумя ногами к груди, в И.П. упор присев. (задействованы мышцы груди, плеч, а также задействуются вспомогательные мышцы: пресс)
- Смена положения ног прыжком в И.П. упор присев правую ногу в сторону (задействованы мышцы голени (икроножные и камбаловидные), все мышцы бедра, мышцы верха туловища)
Третий комплекс:
- Бег с высоким подниманием бедра (задействованы икроножные мышцы, а также задействуются вспомогательные мышцы: квадрицепсы, бедра).
- Отжимания классические (задействована грудная мышца, дельтовидная мышца (плечи), трицепс, передняя зубная мышца, абс и кроме того, во время отжиманий мышцы ног, ягодиц и спины косвенно включаются в работу)
- Прыжки на месте с подниманием ног к груди. (наиболее активно работают мышцы нижней части тела: икроножные, мышцы бедра, ягодичные, кора)
Четвертый комплекс:
- Приседания в И.П. ноги на ширине плеч, носки прямые (задействована четырехглавая мышца передней поверхности бедра).
2.Бег с захлестом голени (укрепление коленного сустава, работают мышцы задней поверхности бедра).
- Стойка в упоре лежа на локтях (работает плечевой пояс, акцентирует нагрузку на дельтах, мышцах пресса и ног)
В данной таблице представлены 10 лучших результатов кадетов 8-х классов за прошлый учебный год.
Кадеты | Результаты тестирования в беге на 60 метров | Результаты тестирования, прыжок с места. | |||||||
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь
норматив |
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь
норматив |
||||
Кадет №1 | 8.92 | 8.74 | 8.52 | 2.42 | 2.42 | 2.44 | |||
Кадет №2 | 8.26 | 8.24 | 8.18 | 2.39 | 2.40 | 2.43 | |||
Кадет №3 | 8.56 | 8.53 | 8.41 | 2.22 | 2.24 | 2.32 | |||
Кадет №4 | 8.30 | 8.25 | 8.26 | 2.27 | 2.29 | 2.30 | |||
Кадет №5 | 8.40 | 8.38 | 8.27 | 2.23 | 2.25 | 2.31 | |||
Кадет №6 | 8.19 | 8.15 | 8.10 | 2.23 | 2.25 | 2.30 | |||
Кадет №7 | 8.59 | 8.55 | 8.41 | 2.20 | 2.24 | 2.28 | |||
Кадет №8 | 8.84 | 8.60 | 8.53 | 2.18 | 2.20 | 2.26 | |||
Кадет №9 | 8.54 | 8.50 | 8.37 | 2.10 | 2.18 | 2.24 | |||
Кадет №10 | 8.42 | 8.28 | 8.16 | 2.15 | 2.18 | 2.20 |
Тестирование показало положительное влияние круговой тренировки на рост результатов.
Также большое значение имеет знание теоретического материала по физической культуре, ног как правило тестирование кадет проходят после применения упражнений на практике. Тестирование основывается на особенностях современных детей – клиповом мышлении.
Клиповость– это способность краткого и красочного восприятия окружающего мира посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме видеоклипа, теленовостей или в другом аналогичном виде.
Тест о пройденном материале по круговой тренировке
- Какое было первое упражнение в круговой тренировке?
Ответ: Прыжки на прямых ногах в И.П. ноги вместе носки на себя.
- Под ОФП понимают тренировочный процесс, направленный…
Ответ: На всестороннее и гармоничное физическое развитие
3.Как работают руки в упражнении смены положения ног прыжком?
Ответ: Как в беге.
- Какие качества развиваются при выполнении упражнения выпрыгивание из положения упор присев?
Ответ: Развитие взрывных качеств.
5.При выполнении, какого комплекса упражнений укрепляются мышцы живота и спины?
Ответ: Комплекс 2.
6.В каком упражнении мужчины стоят на носках, а дамы на коленях?
Ответ: Отжимания.
7.Под физическим качеством «ловкость» понимают…
Ответ: Способность быстро овладеть новыми движениями и перестраивать двигательную деятельность.
- При выполнении, какого комплекса укрепляются икроножные мышцы?
Ответ: Комплекс 1 и 3.
- Какое было последнее упражнение в 4 комплексе?
Ответ: Стойка в упоре лежа на локтях.
- Скоростно-силовая выносливость – это..
Ответ: Способность человека быстро выполнять физическую работу с максимальной нагрузкой в течение длительного времени.
Следующим этапом создание ситуации успеха служит работа с психологом.
Педагогом-психологом ежегодно в сентябре месяце проводится диагностика оперативной оценки функционального состояния кадет, вновь поступивших в Кадетский корпус. Результаты психологической диагностики по методике САН среди обучающихся 8-х классов выявлена группа в количестве 14 человек с различными нарушениями функционального состояния (самочувствия, активности, настроения). Таким образом, на уроках физической культуры они могут не проявлять активность. Необходимо также помнить об особенностях подросткового возраста. Подростку 14–15 лет присуще стремление упорядочить свои представления об окружающей действительности, выяснить цели жизни, представить себя взрослым, самостоятельным. Но небольшой жизненный опыт часто приводит их к ошибкам, прямолинейности, нетерпимости. Старшие подростки могут противостоять мнению коллектива, если оно не соответствует их взглядам и требованиям. В том случае, если чувство взрослости не находит понимание у окружающих, могут произойти острые конфликты, нарушения дисциплины. Эти проступки подростков побуждаются мотивами самоутверждения. И если это не удается в учебе, подросток может попытаться проявить себя в различных «смелых» поступках, в непослушании взрослым, нарочитой грубости. Кто-то из подростков чувствует не уверенность в себе, испытывает отрицательное отношение к себе и ко всему окружающему миру. Согласно педагогическим исследованиям, успешное развитие личности ребенка значительно уменьшается, если не учитывать эти психологические особенности. Особенности психологической деятельности, свойственные подростковому возрасту, формируются прежде всего в процессе обучения. Поэтому обозначенные проблемы могут успешно решаться и на уроках физической культуры.
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому кадету ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация — это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих учащегося возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Приемов создать ситуацию успеха много: «эмоциональное поглаживание», «умышленная ошибка», «эскалатор», «взлет».
На своих уроках я обязательно использую прием «Эмоциональное поглаживание», т. е. подбадриваю, хвалю, «Ребята! Я горжусь Вами!». Это способствует внушению веры ребенка в себя, поднятия самооценки.
Прием «Эскалатор». Учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих. Кадеты могут видеть таблицу своих показателей по физической культуре, где динамика улучшения показателей, что создает ситуацию успеха.
План-конспект урока
Класс: 8
Тема: «Спортивные игры – баскетбол».
Задачи: Научиться передаче и броску мяча разными способами.
Инвентарь: Свисток, секундомер, мячи баскетбольные
Части урока | Содержание |
Дозировка |
Организационно-методические указания |
Подготовительная
Основная Заключительная |
I 1 Построение, рапорт
2 Приветствие, сообщение задач урока II 1 Ходьба : (Прием «эмоциональное поглаживание») а) на носках б) на пятках в) на внешней и внутренней сторонах стопы. 2 Бег 2.1 Равномерный 2.2 СБУ 3.3 Ходьба с восстановлением дыхания III ОРУ с элементами ОФП 1. И.п. руки к плечам, круговые движения 1-4 вперед 5-8 назад 2. И.п. правая рука вверху, левая внизу, рывки руками со сменой на два счета 3. И.п. руки перед грудью, рывки руками с поворотом 1-2 рывки 3-4 поворот влево, рывки прямыми руками 5-6 рывки в и.п. 7-8 поворот вправо, рывки прямыми руками 4. И.п. руки на пояс, наклоны влево, вправо 1-2 наклоны влево 3-4 наклоны вправо 5. И.п. руки на пояс, наклоны 1-прогнуться 2-3 наклоны вперед 4 и.п. 6. И.п. выпад правой, покачивания с поворотом 1-2 покачивания 3-4 поворот покачивания 7. И.п. выпад правой, смена положения ног прыжком на каждый счет 8. Прыжки 10 на левой 10 на правой 10 на двух IV 1. Передача мяча двумя руками от груди 2 Передача мяча правой рукой от груди 3 Передача мяча левой рукой от гуди 4 Имитация броска в кольцо 5 Ведение мяча в ходьбе: а) правой рукой б) левой рукой в) двумя руками 6 Ведение мяча в беге: а) правой рукой б) левой рукой в) двумя руками Устно подвести итоги как ведется мяч, при этом допустить специально ошибку. 7 Спортивная игра V 1.Построение 2.Подведение итогов |
2мин 2мин 3мин 1мин 1мин 1мин 1мин 1мин 1мин 1мин 1мин 10раз (2 мин) 10раз (2 мин) 10раз (2 мин) 10раз (2 мин) 1 круг (2 мин) 1 круг (2 мин) 1 круг (2 мин) 1 круг (1 мин) 1 круг (1 мин) 1 круг (1 мин) 5мин
3мин
|
Строй одна шеренга
Дистанция 1,5-2 метра туловище прямое смотреть вперед Рассчитать силы на всю дистанцию темп спокойно умеренный Спина прямая, движение делать амплетудней Спина прямая , руки в кулак Спина прямая ,локти держать параллельно полу При наклоне влево, правая рука прямая, прижата к голове
Спина прямая, руками касаться пола
Спина прямая ,коленом касаться пола Спина прямая ,успевать за счетом Счет вести самостоятельно Начинать движение с ног Локоть держать параллельно полу Локоть держать параллельно полу Локоть опущен вниз
Смотреть вперед Мяч на уровне пояса Кисть при подъеме немного разворачиваться Смотреть вперед Мяч на уровне пояса Кисть при подъеме немного разворачиваться Кто больше сделает попаданий в кольцо та команда и выигрывает В одну шеренгу Похвалить всех . |
Преподаватель: Щербаков В.Ю. «___ »_________________20__г.
Использование ситуации успеха должно помочь учащимся осознать себя полноценной личностью. Переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах; появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха; положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.
С чего начинается создание ситуации успеха на уроке?
Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Возможно, с необычного начала урока. С создания психологического климата, обстановки жизнерадостности, разумного сочетания репродуктивных и творческих методов. С предвкушения необычности, способности учителя удивлять.