Интегрированный урок русского языка с элементами логопедического занятия
для обучающихся 3 класса
Тема урока: «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]».
Урок по программе «Начальная Школа 21 века» проведен в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Цель урока: формировать умение обозначать звук [ы] после [ц] буквами и или ы с применением алгоритма.
Задачи:
- Образовательные
1) Формировать у обучающихся новые способы действий.
2) Обучать работать по алгоритму, наблюдать за способами обозначения звука [ы] после [ц] в различных морфемах.
3) Знакомить и закреплять правило, отрабатывать написание слов с изучаемой орфограммой.
- Развивающие:
1) Развивать способность к концентрации и переключению внимания.
2) Развивать способность к орфографической зоркости.
3) Развивать способность к логическому мышлению.
III. Воспитательные:
1) Воспитывать уважение к ответам одноклассников.
2) Обучать пониманию и принятию учебной задачи.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы организации учебной работы: индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование:
1) «Русский язык»: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, 1 часть. С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.
2) Сигнальные карточки.
3) Индивидуальные зеркала для проведения артикуляционной гимнастики.
4) Герой «Витя Цикунов».
5) Распечатанный на карточках алгоритм.
6) Картинки с изображением цирка, цыпленка, циркуля.
7) Распечатанные на карточках задания.
8) Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля.
9) Ноутбук.
10) Телевизор.
11) Мультимедиа, презентация «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]».
12) Нарисованная на ватмане «Лестница успеха».
13) Круги разных цветов для проведения физминутки.
Методы:
– Объяснительно-иллюстративный;
– Частично-поисковый;
– Исследовательский;
– Репродуктивный.
Планируемые результаты: обучающиеся сформируют представление о том, как пишутся слова с буквами И-Ы после Ц, а также смогут на практике применять теоретические знания.
Урок способствует формированию у обучающихся предметных, метапредметных и личностных результатов.
Структура урока
Этапы урока | Ход урока | УУД |
I этап.
Организационный. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности). |
– Здравствуйте, ребята!
– Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Ведь она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. – Покажите мне сигнальную карточку, какое у вас сейчас настроение? Жёлтая – «всё отлично». Зелёная – «мне хорошо». Красная – «мне грустно». – Откройте тетради, запишите число, классная работа. – Займемся минуткой чистописания (иц, ыц, ци, цы, отцы) – написано на доске. – Молодцы! А сейчас я предлагаю каждой группе (обучающиеся в начале урока поделились на 3 группы) отгадать слово по его лексическому значению. 1-ая группа: Вид искусства, включающий в себя выступления акробатов, жонглеров, клоунов, дрессированных животных? (цирк) 2-ая группа – Птенец курицы и петуха? (цыпленок) – 3-я группа – Инструмент для черчения окружностей и дуг, также может быть использован для измерения расстояний? (циркуль) – Переверните картинки, которые находятся у вас на столе и проверьте себя, правильно ли вы отгадали слова. – Ребята, выделите первый звук в каждом слове. – А теперь дадим характеристику этому звуку у доски. Выходит один ребенок (согласный, глухой, непарный, твердый, непарный). – Какой буквой обозначаем на письме данный звук? (Ц) – Ребята, с маленькой удачи начинается большой успех. Обращаю внимание детей на «лестницу успеха». На протяжении урока мы будем подниматься по ступенькам вместе с Витей Цикуновым и, достигнув вершины, мы обязательно достигнем успеха! |
– Мотивационная основа учебной деятельности.
– Принятие и сохранение учебной задачи. – Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
II этап.
Постановка цели и задач урока, проблемная ситуация. |
– Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Мальчик и девочка записывали под диктовку учителя слова, но записи у них получились разными и ребята стали спорить, кто прав, а кто виноват. Давайте им поможем.
– Как думаете, кто их них прав? – Какой звук слышим после звука Ц? (Ы) – Какие буквы написали дети? (кто-то И, кто-то Ы) – Чего они не знают? (правила, не знают как правильно обозначать звук ы после буквы ц).) – А вы знаете, какие букву нужно написать? – Так какова же тема нашего урока? – Подумайте, чему мы должны научиться? (научиться обозначать звук [ы] после звука [ц]). |
– Учебно-познавательный интерес к новому материалу.
– Учебно-познавательный интерес к способам решения новой задачи. – Преобразование практической задачи в познавательную |
III этап.
Актуализация знаний, составление алгоритма, работа с орфограммами, словарная работа, артикуляционная гимнастика. |
– Ребята для того, чтобы правильно и чётко произносить звуки необходимо подготовить артикуляционные органы к работе.
– Поставьте перед собой зеркала. – Выполним упражнения: «улыбочка-трубочка», «качели», «часики», «лошадка». – Молодцы, а теперь повторим чистоговорки: Цы-цы-цы-в огороде огурцы, Цы-цы-цы – очень добрые отцы. Цы-цы-цы – к нам приехали купцы. Работа по группам. – Предлагаю вам выполнить следующее задание: прочитать слова, определить место орфограммы в словах (в окончании, в корне, в сочетании ция). – Вы можете посовещаться, а затем выбрать лидера группы, который представит результат. Время работы 2 минуты. 1 группа ножниц [ы] – ножницы синиц [ы] -синицы птенц [ы] – птенцы зайц [ы] – зайцы скворц [ы] – скворцы 2 группа ц [ы]линдр – цилиндр ц [ы]рк – цирк ц [ы]ркуль – циркуль ц [ы]ркач – циркач ц [ы]фра – цифра 3 группа ака ц [ы]я –акация стан ц [ы]я – станция поли ц [ы]я – полиция сек ц [ы]я –секция ра ц [ы]я – рация Защита групп: 1 группа Орфограмма в окончании. Звук Ы после буквы Ц обозначен буквой Ы. Вывод: В окончаниях после «Ц» пишется буква «Ы» 2 группа Орфограмма в корне. Звук Ы после буквы Ц обозначен буквой И. Вывод: В корнях слов после «Ц» звук «Ы» обозначается буквой «И» 3 группа Орфограмма в сочетании – ция. Звук Ы после буквы Ц обозначен буквой И. Вывод: В словах, оканчивающихся на – ция пишется буква «И». Работа над правилом. – А теперь откройте учебник на странице 121 и сравните наши выводы с выводом, который дан в учебнике. Дети читают правило, один ученик читает вслух. – Правильные мы выводы сделали? (да) – А что нового вы узнали из правила? (узнали о словах исключениях) – Назовите эти слова (цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц, цыкнул). – Запишите эти слова в тетрадь и запомните их. – А чтобы легче запомнить слова исключения, я предлагаю вам такую чистоговорку: «Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «цыц»». – Значение каких слов непонятно? – Кто может объяснить значение слова «цыкнул»? – Куда нам обратиться, если не знаем значение слова? (обратиться к словарю). Дети обращаются к словарю и смотрят значение слова. – А теперь попробуем инсценировать это предложение. Кто-то цыпленок, кто-то цыган, кто-то автор. Распределите роли и попробуйте изобразить эту чистоговорку. Возвращение к проблемной ситуации. – Давайте вернемся к спорившим ребятам и рассудим их, кто же был прав в написании слов. – Мальчик или девочка? Объясните почему (мальчик). – Молодцы! – Ребята, давайте составим алгоритм обозначения звука Ы после буквы Ц. – Что нужно сделать? (разобрать слово по составу) Самостоятельно определяют последовательность алгоритма. 1. Слышу в слове ц [ы]. 2. Разбираю слово по составу. 3. Определяю: Если в корне после ц – пишу и. Исключения: цыган, цыпочки, цыпленок, цыкать, цыц. В окончании после ц – пишу ы. В сочетании – ция – пишу и. |
– Учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале.
– Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной и справочной литературы. – Допуск возможности различных мнений. – Формулирование собственного мнения. |
Физминутка. | – Мы немножечко устали и поэтому все встали.
Круги, с обозначением орфограммы. Детям необходимо поднять карточку определенного цвета в зависимости о места орфограммы в слове. Слова: цитата, огурцы, цирк, бацилла, отцы, пациент, купцы, цыган, дисциплина, цыплёнок, цифра, на цыпочках. |
– Формирование установки на здоровый образ жизни.
– Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. – Устанавливать причинно-следственные связи. |
IV этап.
Обобщение и систематизация знаний. Работа с тексом. |
Работа по учебнику в парах.
– Пришло время поработать в парах и применить наш алгоритм при выполнении задания. – Учебник, страница 122, упражнение 2. – Спишите слова, разделяя их на группы по месту расположения орфограммы. Прислушивайтесь к мнению соседа, обосновывайте своё мнение. Проверка работы на слайде. – Какие слова вы не выписали, почему? (традиция, акация, они оканчиваются на –ция) |
– Строить диалогическое высказывание.
– Формулировать собственное мнение. – Применять и сохранять учебную задачу. – Приходить к общему решению. |
V этап.
Самостоятельная работа. Применений знаний, умений в новой ситуации, учебный диалог. |
– Теперь я предлагаю вам самостоятельно применить полученные знания. На слайде изображены предметы. Найдите те, в названии которых есть наша орфограмма. Выберите любой из вариантов заданий:
1 вариант – записать правильно слова, используя новое правило. 2 вариант – составить предложения, используя данные слова. 3 вариант – составить словосочетания, используя данные слова. |
– Планировать свои действия в соответствии с учебной задачей.
– Осуществлять контроль пошаговый и итоговый. – Осуществлять операции анализа, сравнения, обобщения. |
VI этап.
Рефлексия, самоанализ. |
– На этом наш урок подходит к концу.
– Вспомните цель нашего урока? – Достигли ли мы её? -Что нового узнали? Обращаемся к «лестнице успеха» – Ребята, подойдите к «лестнице успеха» и распределите сигнальные карточки следующим образом: на тот этап, где все было понятно, положите зеленую карточку, на тот этап, который вызвал трудности, красную карточку. – Сдаём тетради на проверку. Домашнее задание: стр.121 учить правило, упражнение 2. – Спасибо за урок! |
– Ориентация на понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.
– Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. – Формулирование собственного мнения. |