Аннотация к рабочей программе учителя-логопеда
Данная программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», Конвенцией о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Концепцией дошкольного воспитания, Декларацией прав ребенка, Приказом Министерства образования и науки России № 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, специальной образовательной программой Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи», а также разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Разработанная рабочая программа представляет собой интеграцию основной образовательной программы МАДОУ №36 «Центр развития ребенка – детский сад» и адаптированной образовательной программой МАДОУ №36 «Центр развития ребенка – детский сад».
А также опирались на программы:
– Н.В. Нищева. Адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015.
– Н.В. Нищева. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3 – е переработанное в соответствии с ФГОС ДОО. – СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016.
При написании данной рабочей программы был использован опыт работы, представленный в современных технологиях и научно-методических рекомендациях Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой, Г.В.Чиркиной, Н.В.Нищевой, Т.А.Ткаченко, С.В. Коноваленко, В.В. Коноваленко, О.С Гомзяк, Л.В. Лопатиной и др.
Рабочая программа предусматривает интеграцию действий всех специалистов учреждения и родителей дошкольников. Планирование работы во всех образовательных областях строится с учетом особенностей речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией, предполагает комплексное педагогическое воздействие и направлено на полную коррекцию речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Целью представленной программы является создание оптимальных условий для эффективного планирования, организации, управления коррекционно-развивающим процессом в учреждении в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи программы:
– своевременное выявление детей с нарушением речи и определение их особых образовательных потребностей, обусловленных недостатками в речевом развитии;
– создание условий, способствующих освоению детьми с нарушением речи программы и их интеграции в ДОО;
– осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико- педагогической помощи детям с нарушением речи с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
– разработка и реализация индивидуальных планов коррекционной работы с детьми с нарушением речи, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в речевом развитии;
– реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с нарушением речи и формированию здорового образа жизни;
– оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с нарушением речи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Данная рабочая программа учитывает требования к коррекции всех сторон речи: фонетики, лексики, грамматики, семантики и просодии.
Рабочей программой предусматривается необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка, так как дети с нарушением речи посещают дети со второй и третьей группой здоровья, а также имеющие неврологические нарушения. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами. Это позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы рассчитано оптимальное сочетание индивидуальной и совместной с взрослым деятельности детей, чередование специально организованной образовательной и нерегламентированной деятельности, свободное время для игр и отдыха.
Идея программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушением речи, то есть одним из основных принципов программы, является принцип природосообразности. Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с нарушением речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.