Рабочая программа коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда в группах компенсирующей направленности (старшая и подготовительная к школе группы) по образовательной области «Речевое развитие» для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

ФИО: Савельева Е.Н.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1488
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Рабочая программа коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда в группах компенсирующей направленности (старшая и подготовительная к школе группы) по образовательной области «Речевое развитие» для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Итоговая оценка: 2 место,  69 баллов(-а)



Аннотация к рабочей программе учителя-логопеда

 

Данная программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», Конвенцией о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Концепцией дошкольного воспитания, Декларацией прав ребенка, Приказом Министерства образования и науки России № 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, специальной образовательной программой Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи», а также разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Разработанная рабочая программа представляет собой интеграцию основной образовательной программы МАДОУ №36 «Центр развития ребенка – детский сад» и адаптированной образовательной программой МАДОУ №36 «Центр развития ребенка – детский сад». 

А также опирались на программы:

–  Н.В. Нищева.  Адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015.

– Н.В. Нищева. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3 – е переработанное в соответствии с ФГОС ДОО. – СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016.

При написании данной рабочей программы был использован опыт работы, представленный в современных технологиях и научно-методических рекомендациях Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой, Г.В.Чиркиной, Н.В.Нищевой, Т.А.Ткаченко, С.В. Коноваленко, В.В. Коноваленко, О.С Гомзяк, Л.В. Лопатиной и др. 

Рабочая программа предусматривает интеграцию действий всех специалистов учреждения и родителей дошкольников. Планирование работы во всех образовательных областях строится с учетом особенностей речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией, предполагает комплексное педагогическое воздействие и направлено на полную коррекцию речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.   

         Целью представленной программы является создание оптимальных условий для эффективного планирования, организации, управления коррекционно-развивающим процессом в учреждении в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи программы:

своевременное выявление детей с нарушением речи и определение их особых образовательных потребностей, обусловленных недостатками в речевом развитии;

создание условий, способствующих освоению детьми с нарушением речи программы и их интеграции в ДОО;

осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико- педагогической помощи детям с нарушением речи с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

разработка и реализация индивидуальных планов коррекционной работы с детьми с нарушением речи, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в речевом развитии;

реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с нарушением речи и формированию здорового образа жизни;

оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с нарушением речи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Данная рабочая программа учитывает требования к коррекции всех сторон речи: фонетики, лексики, грамматики, семантики и просодии. 

Рабочей программой предусматривается необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка, так как дети с нарушением речи посещают дети со второй и третьей группой здоровья, а также имеющие неврологические нарушения. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами. Это позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы рассчитано оптимальное сочетание индивидуальной и совместной с взрослым деятельности детей, чередование специально организованной образовательной и нерегламентированной деятельности, свободное время для игр и отдыха.

Идея программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушением речи, то есть одним из основных принципов программы, является принцип природосообразности.   Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с нарушением речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.