Электронные и дистанционные технологии в преподавании русского языка и литературы.
Современная молодежь живет в мире электронной культуры и практически не расстается с гаджетами. Это требование времени. Задача преподавателя в сложившихся условиях – не отстать от времени, освоить современные методики и новые образовательные технологии, чтобы общаться на одном языке с современными детьми. Все мы понимаем, что школа будущего – это цифровая школа. Использование ЭОР и ДОТ в процессе обучения – это шаг в сторону цифровой школы.
Применение ЭОР делает урок более интересным, запоминающимся, динамичным, повышает мотивацию современных студентов к занятиям, стимулирует его интерес, помогает развитию познавательной деятельности. Использовать ЭОР можно на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса.
Электронные средства обучения представляют информацию в более наглядном виде и дают наиболее полное представление об изучаемых объектах и явлениях. Они обладают большим мотивирующим потенциалом: современным детям нравится учиться при помощи современного оборудования, выполнять интерактивные задания, проверять свои знания и получать обратную связь.
Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной, творческой и исследовательской деятельности обучающихся, а также способствует профессионально – личностному развитию самого педагога.
На сегодняшний день – использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе – это обязательная часть работы современного преподавателя. Крайне сложно вести уроки в соответствии с ФГОС, не прибегая к современным методам и средствам обучения.
При реализации дисциплин русский язык и литература активно использую следующие электронные образовательные ресурсы:
1.Презентации.
2.Видеофильмы
3.Аудиокниги
4.Электронные библиотеки
5.Музыкальные коллекции
6.Виртуальные музеи и экскурсии
7.Интерактивные таблицы и схемы
8.Интерактивные игры
9.Информационные и энциклопедические справочники
10.Интерактивные тесты, олимпиады, задания и др
(Сервисы LearningApps, H5P, Jigsaw Planet, Сервисы для создания QR-кодов, пазлов, ребусов и др.)
Очень удобно пользоваться Единой коллекцией образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/, которая содержит ресурсы по программам общеобразовательной школы. Можно включать отдельные материалы Коллекции в свои разработки для проведения уроков с обязательным указанием их авторов и источника заимствования.
Проект Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru/ также направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования. Ресурсы, представленные на сайте – это открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные.
На данный момент каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра информационно-образовательных ресурсов включает
- Основное общее образование 10 040 модулей
• Среднее (полное) общее образование 5 938 модулей
• Начальное профессиональное образование 5 461 модуль
• Среднее профессиональное образование 6 870 модулей
• Дополнительное образование 32 модуля
Наряду с электронными образовательными ресурсами, в образовательном процессе активно используются и дистанционные технологии.
Дистанционное обучение прибрело массовый характер после распространения короновирусной инфекции, когда все были полностью переведены на ежедневное онлайн – обучение. В дальнейшем оно прочно укрепилось в образовательном процессе.
На сегодняшний день, использование дистанционных технологий в обучении повышает возможность вариативности способов получения образования, облегчает доступ к информации преподавателей и студентов, позволяет по-новому организовать их взаимодействие, способствует развитию самостоятельности студента.
Дистанционное обучение по дисциплинам русский язык и литература в основном осуществляю через Moodle – систему дистанционного обучения и Zoom — удобный и простой в использовании сервис для онлайн-встреч и конференций. Конечно же , существует и множество других видов дистанционных технологий для взамодействия педагогов и студентов, но мало среди них простых и удобных в использовании. Предпочтительны те, которые требуют меньшей затраты времени.
Moodle – это специально разработанная система дистанционного обучения для создания on-line курсов. Используя Moodle, преподаватель может создавать курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, тестов и т.п. Для использования Moodle достаточно иметь любой web-браузер, что делает использование этой системы удобной как для преподавателей, так и для обучающихся. По результатам выполнения учениками заданий, преподаватель может выставлять оценки и комментировать ответы. Таким образом, Moodle является и центром создания учебного материала, и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса.
В системе предусмотрено добавление в курс отдельных активных элементов для организации самостоятельной работы учеников. Именно работа с элементами курса оценивается системой или преподавателем и, в конечном счете, позволяет выставить итоговую оценку за усвоение учебного материала.
Наиболее часто используемые элементы курса:
- Задание – преподаватель ставит задачу перед обучающимися, которая требует подготовить ответ в электронном виде (в любом формате) и загрузить его в специально отведенный элемент курса. После проверки задания преподаватель может выставить оценку.
- Форум – это элемент курса, в котором происходят обсуждения. Форумы имеют различную структуру и позволяют оценивать сообщения. Сообщения форумов могут просматриваться в четырех различных форматах и содержать вложенные файлы. Подписавшись на форум, участник будет получать копии всех новых сообщений на свою электронную почту.
- Семинар – это вид занятий, где каждый не только выполняет собственную работу, но и оценивает результаты работы других. Итоговая оценка учитывает не только качество собственных работ, но и их деятельность в качестве рецензентов.
- Тест – этот элемент курса, позволяющий преподавателю создать наборы тестовых вопросов. Вопросы могут быть: с несколькими вариантами ответов, с выбором верно/не верно, предполагающие короткий текстовый ответ, а также другие виды. Все вопросы хранятся в базе данных и могут быть впоследствии снова. Обучающимся можно разрешить проходить тест несколько раз, при этом каждая попытка автоматически оценивается. Тесты могут показывать правильные ответы или просто оценку.
- Занятие – в этом элементе курса весь теоретический материал разбит на несколько частей. Прежде чем приступить к изучению следующего раздела, необходимо правильно ответить на вопрос. Учебный материал можно выдавать частями, в конце каждой части задавать вопросы и, в зависимости от ответов направлять процесс обучения по той или иной ветви изучения материала.
- Чат – дает возможность проводить обсуждения в реальном времени при помощи сети интернет. Общение в чате предполагает одновременное присутствие преподавателей и обучающихся в курсе. Это удобный способ получить информацию о том, как усвоен материал.
- Опросы – простой элемент курса, позволяющий задать вопрос с выбором одного из нескольких вариантов ответов. Полезен в качестве быстрого опроса для стимулирования мышления, чтобы позволить аудитории проголосовать по какому-либо вопросу, или найти общее мнение в процессе исследования проблемы.
- Глоссарий – это словарь терминов и понятий, используемых в курсе.
Как показала практика, неоценима польза дистанционных технологий при реализации программ дисциплин в следующих случаях:
1.Дистанционные консультации
2.Дистанционные олимпиады, конкурсы, викторины
3.Уроки для студентов, пропускающих занятия по болезни
4.Контроль знаний студентов
5.Организация самостоятельной внеаудиторной работы
6.Работа над индивидуальным проектом
7.Для индивидуального обучения
8.Обучение детей с ОВЗ
9.Развитие одаренных детей и др.
Несомненно, что ЭОР и ДОТ имеют широкие возможности для коммуникации и оказывают большую помощь в обучении студентов.
Однако, при использовании ЭОР и ДОТ в образовательном процессе нужно руководствоваться принципом великого русского поэта А.С.Пушкина «о чувстве соразмерности и сообразности». Другими словами, все должно быть в меру. Самое главное не навредить.
Многочисленные исследования подтверждают, что бесконтрольная работа на компьютере приводит к выраженному утомлению организма детей , т.к она связана со зрительным, статическим, умственным и психическим напряжением.
В связи с этим, необходимо строго регламентировать долю онлайн -обучения в структуре дистанционного обучения. Регламентировать необходимо не только непрерывную длительность работы с экраном монитора, но и суммарную ее продолжительность в течение дня и недели.
На сайте Министерства просвещения России опубликованы методические рекомендации по рациональной организации занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий от ФГБНУ «ИВФ РАО». 21 апреля 2020, в которых говорится о необходимости соблюдения следующих правил:
1.Рабочее место должно быть хорошо освещено. Не должно быть посторонних и громких звуков в помещении. Рабочее место должно быть выделено в отдельную рабочую зону.
2.Монитор должен находиться на уровне глаз ребёнка и т.д
3.В качестве электронного устройства для онлайн-обучения нельзя использовать смартфоны.
4.Минимизировать или полностью исключить работу, при которой обучающийся при выполнении заданий должен переписывать их с экрана в тетрадь.
5.Непрерывная работа с изображением на индивидуальном мониторе должна составлять 25-35 минут
- Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): в 9 – 11 классах – до 3,5 ч
- Необходимо помимо онлайн-обучения активно использовать другие формы дистанционной работы и чередовать разные виды деятельности.
При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно- образовательной среды. Как показала практика, что самая большая проблема при использовании ЭОР и ДОТ в образовании – это наличие современного оснащения. Переход к цифровой школе возможен только при качественном и современном оборудовании.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. – М: Школа-Пресс, 1994
2.Белозубов А.В., Николаев Д.Г. Система дистанционного обучения Moodle. Учебно-методическое пособие. – СПб., 2007. – 108 с.
- http://www.metod-kopilka.ru – Мосолков, А. Е. Электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР)
4.http://www.strogin.ru/methods/eor/eor.html И.В. Баранова, Электронные образовательные ресурсы в современном образовании [Электронный ресурс]
5.https://sch21.minobr63.ru/wpcontent/uploads/2020/11/Рекомендации_по_рациональной_организации_занятий_с_применением_электронного_обучения.pdf
6.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
7.Проект Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru/