Электронные и дистанционные технологии в преподавании русского языка и литературы

ФИО: Ивашина М.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1521
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства для работников образовательных организаций «Интеграция цифровых технологий в образовательные процессы», в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда»
Наименование конкурсной работы: Электронные и дистанционные технологии в преподавании русского языка и литературы
Итоговая оценка: 2 место,  72 баллов(-а)



Электронные  и дистанционные технологии в преподавании русского языка и литературы. 

        Современная  молодежь живет в мире электронной культуры  и практически не расстается с  гаджетами. Это требование времени. Задача преподавателя в сложившихся условиях – не отстать от времени, освоить  современные методики и новые образовательные технологии, чтобы  общаться на одном языке  с современными детьми. Все мы понимаем, что школа будущего – это цифровая школа. Использование  ЭОР и  ДОТ в процессе обучения  – это шаг в сторону цифровой школы. 

 Применение ЭОР  делает урок более интересным, запоминающимся, динамичным,  повышает  мотивацию  современных студентов  к занятиям, стимулирует его интерес, помогает развитию познавательной деятельности. Использовать ЭОР  можно  на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса.

Электронные средства обучения представляют  информацию в более наглядном виде и дают  наиболее полное представление об изучаемых объектах и явлениях. Они обладают большим мотивирующим потенциалом: современным детям  нравится учиться при помощи современного оборудования, выполнять  интерактивные задания,  проверять свои знания  и получать обратную связь. 

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной, творческой и исследовательской деятельности обучающихся, а также способствует профессионально – личностному развитию самого  педагога.

На сегодняшний день  – использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе – это обязательная часть работы  современного преподавателя. Крайне сложно вести уроки в соответствии с ФГОС, не прибегая к современным методам и средствам обучения.

При реализации дисциплин русский язык и литература активно использую следующие  электронные   образовательные ресурсы:

1.Презентации.
  2.Видеофильмы

3.Аудиокниги

4.Электронные библиотеки

5.Музыкальные коллекции

6.Виртуальные музеи и экскурсии

7.Интерактивные таблицы и схемы 

8.Интерактивные игры 

9.Информационные и энциклопедические справочники

10.Интерактивные тесты, олимпиады, задания  и др

(Сервисы  LearningApps, H5P, Jigsaw Planet, Сервисы для создания QR-кодов, пазлов, ребусов и др.)

     Очень удобно пользоваться Единой  коллекцией образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/,  которая содержит ресурсы по  программам общеобразовательной школы. Можно  включать отдельные материалы Коллекции в свои разработки для проведения уроков с обязательным указанием их авторов и источника заимствования.  

    Проект Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)  http://fcior.edu.ru/ также  направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования. Ресурсы, представленные на сайте – это открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), объединяющие электронные учебные модули  трех типов: информационные, практические и контрольные.

На данный момент каталог электронных образовательных ресурсов  Федерального центра информационно-образовательных ресурсов включает

  • Основное общее образование                       10 040 модулей
    • Среднее (полное) общее образование           5 938  модулей
    • Начальное профессиональное образование     5 461 модуль
    • Среднее профессиональное образование      6 870  модулей
    • Дополнительное образование                              32    модуля

     Наряду с электронными образовательными ресурсами, в образовательном процессе   активно используются и дистанционные технологии. 

Дистанционное обучение     прибрело массовый характер после распространения  короновирусной  инфекции, когда   все были  полностью  переведены на ежедневное онлайн – обучение. В дальнейшем  оно  прочно  укрепилось  в образовательном процессе. 

На сегодняшний день, использование дистанционных технологий в  обучении  повышает возможность вариативности способов получения образования, облегчает доступ к информации преподавателей и студентов, позволяет по-новому организовать их взаимодействие, способствует развитию самостоятельности студента.

 Дистанционное обучение по дисциплинам русский язык и литература в основном осуществляю  через  Moodle – систему дистанционного обучения  и  Zoom — удобный и простой в использовании сервис для онлайн-встреч и конференций. Конечно же , существует и множество других  видов дистанционных технологий для  взамодействия  педагогов и студентов, но мало среди них простых и удобных в использовании. Предпочтительны те, которые требуют меньшей  затраты времени.

 Moodle – это специально разработанная  система дистанционного обучения для создания on-line курсов. Используя Moodle, преподаватель может создавать курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, тестов и т.п. Для использования Moodle достаточно иметь любой web-браузер, что делает использование этой системы  удобной как для преподавателей, так и для обучающихся. По результатам выполнения учениками заданий, преподаватель может выставлять оценки и комментировать ответы. Таким образом, Moodle   является и центром создания учебного материала, и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса.

В системе предусмотрено добавление в курс отдельных активных элементов для организации самостоятельной работы учеников. Именно работа с элементами курса оценивается системой или преподавателем и, в конечном счете, позволяет выставить итоговую оценку за усвоение учебного материала.

Наиболее  часто используемые  элементы курса:

  • Задание – преподаватель ставит задачу перед обучающимися, которая требует подготовить ответ в электронном виде (в любом формате) и загрузить его в специально отведенный элемент курса. После проверки задания преподаватель может выставить оценку.
  • Форум – это элемент курса, в котором происходят обсуждения. Форумы имеют различную структуру и позволяют оценивать сообщения. Сообщения форумов могут просматриваться в четырех различных форматах и содержать вложенные файлы. Подписавшись на форум, участник будет получать копии всех новых сообщений на свою электронную почту. 
  • Семинар – это вид занятий, где каждый не только выполняет собственную работу, но и оценивает результаты работы других. Итоговая оценка учитывает не только качество собственных работ, но и их деятельность в качестве рецензентов.
  • Тест – этот элемент курса, позволяющий преподавателю создать наборы тестовых вопросов. Вопросы могут быть: с несколькими вариантами ответов, с выбором верно/не верно, предполагающие короткий текстовый ответ, а также другие виды. Все вопросы хранятся в базе данных и могут быть впоследствии снова. Обучающимся можно разрешить проходить тест несколько раз, при этом каждая попытка автоматически оценивается. Тесты могут показывать правильные ответы или просто оценку.
  • Занятие – в этом элементе курса весь теоретический материал разбит на несколько частей. Прежде чем приступить к изучению следующего раздела, необходимо правильно ответить на вопрос. Учебный материал можно выдавать частями, в конце каждой части задавать вопросы и, в зависимости от ответов направлять процесс обучения по той или иной ветви изучения материала.
  • Чат – дает возможность проводить обсуждения в реальном времени при помощи сети интернет. Общение в чате предполагает одновременное присутствие преподавателей и обучающихся в курсе. Это удобный способ получить информацию о том, как усвоен материал.
  • Опросы – простой элемент курса, позволяющий задать вопрос с выбором одного из нескольких вариантов ответов. Полезен в качестве быстрого опроса для стимулирования мышления, чтобы позволить аудитории проголосовать по какому-либо вопросу, или найти общее мнение в процессе исследования проблемы.
  • Глоссарий – это словарь терминов и понятий, используемых в курсе.

Как показала практика, неоценима  польза  дистанционных технологий   при реализации программ  дисциплин  в следующих случаях:

1.Дистанционные консультации

2.Дистанционные олимпиады, конкурсы, викторины

3.Уроки для студентов, пропускающих  занятия по болезни

4.Контроль знаний  студентов

5.Организация самостоятельной внеаудиторной работы

6.Работа над индивидуальным проектом

7.Для индивидуального обучения

8.Обучение детей с ОВЗ

9.Развитие одаренных детей и др.

  Несомненно, что ЭОР и ДОТ имеют широкие возможности для коммуникации и оказывают большую помощь в обучении студентов.

 Однако, при использовании ЭОР и ДОТ  в образовательном процессе нужно руководствоваться принципом  великого русского поэта А.С.Пушкина  «о   чувстве соразмерности и сообразности». Другими словами, все должно быть в меру. Самое главное не навредить.

 Многочисленные исследования подтверждают, что бесконтрольная работа на компьютере  приводит к выраженному утомлению организма детей , т.к она связана со зрительным, статическим,  умственным и психическим напряжением.

 В связи с этим, необходимо строго регламентировать долю онлайн -обучения в структуре дистанционного  обучения. Регламентировать необходимо не только непрерывную длительность работы с экраном монитора, но и суммарную ее продолжительность в течение дня и недели.

На сайте Министерства просвещения России опубликованы методические рекомендации по  рациональной организации занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий от ФГБНУ «ИВФ РАО». 21 апреля 2020,  в которых  говорится о необходимости соблюдения следующих правил:

1.Рабочее место  должно быть хорошо освещено. Не должно быть посторонних и громких звуков в  помещении. Рабочее место должно быть выделено в отдельную рабочую зону.

2.Монитор должен находиться на уровне глаз ребёнка и т.д

3.В качестве электронного устройства для онлайн-обучения нельзя  использовать смартфоны.

4.Минимизировать или полностью исключить работу, при которой обучающийся  при выполнении заданий должен переписывать их с экрана в тетрадь.

5.Непрерывная работа с изображением  на индивидуальном мониторе  должна составлять 25-35 минут

  1. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):  в 9 – 11 классах – до 3,5 ч
  2. Необходимо помимо онлайн-обучения активно использовать другие формы дистанционной работы и чередовать разные виды деятельности.

       При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно- образовательной среды. Как показала практика, что самая большая проблема при использовании ЭОР и ДОТ в образовании –  это наличие современного оснащения. Переход к цифровой школе возможен только при качественном и современном оборудовании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. – М: Школа-Пресс, 1994

2.Белозубов А.В., Николаев Д.Г. Система дистанционного обучения Moodle. Учебно-методическое пособие. – СПб., 2007. – 108 с.

  1. http://www.metod-kopilka.ru – Мосолков, А. Е. Электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР)

4.http://www.strogin.ru/methods/eor/eor.html И.В. Баранова,  Электронные образовательные ресурсы в современном образовании [Электронный ресурс] 

5.https://sch21.minobr63.ru/wpcontent/uploads/2020/11/Рекомендации_по_рациональной_организации_занятий_с_применением_электронного_обучения.pdf

6.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов      http://school-collection.edu.ru/

7.Проект Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)   http://fcior.edu.ru/