Мастер-класс: “Пути, формы, методы развития познавательных интересов учащихся младшего школьного возраста”.

ФИО: Аверьянова Э.Х.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1524
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства для работников образовательных организаций «Учитель-профессионал», в рамках федерального проекта Современная школа
Наименование конкурсной работы: Мастер-класс: "Пути, формы, методы развития познавательных интересов учащихся младшего школьного возраста".
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)



                                                                 (1-2 слайд)  Мастер-класс   

(3 слайд) Тема. Пути, формы, методы развития познавательных интересов учащихся младшего школьного возраста. 

(4 слайд) Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроках, способствующими формированию развития познавательных интересов у учащихся. 

(5 слайд) Задачи:

  • познакомить педагогов с технологией развития познавательных интересов у учащихся;
  • научить практически использовать данную технологию;
  • развивать стремление педагогов к совершенствованию своего педагогического мастерства. 

Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, дидактический материал

(6 слайд) Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о путях, формах и методах развития познавательных интересов у учащихся

на уроках в начальной школе; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе. 

Ход мастер-класса

  1. Организационный момент

Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада сегодня видеть вас на мастер – классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой. Я желаю нам успехов.

Прежде чем мы начнем работу хочу задать вам вопросы. Запишите пожалуйста ответ на  своем листочке. “Каким мы хотим видеть идеального ученика на уроке?”.

 “Какие качества вы хотели бы видеть у юношей и девушек, заканчивающих школу?”.

После обсуждений делается вывод: мы хотим учить усидчивых и внимательных, а получить самостоятельных и имеющих собственное мнение, конкурентоспособных на рынке труда людей, то есть мы видим на лицо факт противоречия.

Я часто размышляю о смысле учительской жизни, о миссии Учителя на Земле. Какого оно?

Как правило жизнь ЧЕЛОВЕКА сравнивают с деревом. 

Закройте, пожалуйста, глаза и представьте себя деревом…Дерево тянется к солнцу, оно тянется корнями в глубь Земли, пьет воду, дышит, радуется ветру. У дерева есть тепло, свой характер. У дерева есть душа.

Открывайте глаза.

Я попрошу вас нарисовать дерево своей жизни.

КОРЕНЬ- цель и смысл вашей жизни.

СТВОЛ- ваше представление о себе.

ВЕТВИ- качества, которые вы хотели бы иметь, ваши мечты, желания.

ПЛОДЫ- качества, которые вы уже имеете.

(7 слайд) «Дерево и учитель познаются по плоду» – русская поговорка. 

Не случайно эпиграфом к своим размышлениям я выбрала именно эту русскую поговорку.  Плоды могут быть сочные, спелые, незрелые, кислые, сладкие…  Какими будет плод, зависит от дерева.  Какими будут мои плоды, плоды моей деятельности, зависит от меня как учителя.  Я хочу и стараюсь делать так, чтобы мои плоды были умные, правдивые, благородные, справедливые, честные, сильные и добрые…

  Но ведь недостаточно просто перечислить эти прекрасные качества. Гораздо труднее ответить на вопрос: «Как сохранить в ребёнке чистоту восприятия мира.  Как воспитать эти качества в наших детях»

В основу своей деятельности я помещаю ЛЮБОВЬ. Без любви не добиться успеха.

  • Методология развития познавательных процессов у уч-ся

(8 слайд) Моя цель – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. 

Задачу в современном обществе мы видим не в передаче детям максимально возможного объема знаний, а в том, чтобы научить детей умению учиться.   

«Идеальное образование – это свободное самообразование, роль учителя – это ненавязчиво помогать»

Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу иногда, за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивизацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.

(9 слайд) Ведь известно, что запоминается человеком 10 % того, что он читает,

20 % – из того, что слышит, 50 % – из того, что слышит и видит, 90% – из того, что делает сам. 

Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Современный мир характеризуется быстрыми, сравнительно резкими изменениями в общественной жизни.       (10 слайд)

 Одной из ключевых ценностей становится творческое, нешаблонное поведение, характеризующееся оригинальным решением поставленных задач, быстрой адаптацией к условиям постоянно изменяющегося мира и появлению новых технологий, орудий труда.

Метод: дискуссия. Приемы, которые необходимо использовать на данном этапе: «Проблемный вопрос или проблемная ситуация»,

 (11 слайд) «Почини цепочку», «Жокей и лошадь», (12 слайд) «Согласен – не согласен», «Удивляй», анализ выполнения домашнего задания.

Метод «Дай себе помочь». Ученики сами без контроля учителя готовят один из этапов урока. Приводим примеры, на каких этапах урока ученики, могут оказать свою помощь. Этапы урока: актуализация знаний, физминутка, закрепление изученного материала, проведение словарной работы, письмо по памяти. Данный метод позволяет ученикам раскрыться, младшие школьники очень гордятся, что учитель им доверяет провести, какой-то этап урока. Чем ребенок больше ищет самостоятельно материал, тем больше он заинтересовывается уроком, тем самым развивается его познавательная активность.

(13 слайд) Метод игровой. Отгадывание кроссворда применяем в процессе проведения словарной работы. Для чего нужно использовать кроссворд на уроке? Во-первых, улучшается контакт с детьми, и атмосфера на уроке улучшается. Во-вторых, улучшается запоминание материала без перегрузок и без принуждения детей к этому. В-третьих, появляется мотивация ребенка к получению знаний путем возможности проявить себя за счет соревновательного духа на уроке. В-четвертых, ребенок активно участвует в решении поставленной задачи – решения кроссворда на заданном этапе урока.

(14 слайд) Метод творческий. Развивает творческие способности учащихся, формирует мировоззрение учащихся, расширяет кругозор учащихся в области изучаемого предмета, способствует формированию универсальных учебных действий, развивает способность к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю, самооценке, саморазвитию, повышает познавательную активность на уроке. Творческие работы позволяют вовлечь в работу на уроке всех учащихся.  Применяется на этапе закрепление изученного материала.  

(15 слайд) Метод райтинга. После  завершения письменной работы, ученик сам ставит себе отметку. Затем ее оценивает учитель. Записывается дробь. Например: 4/5, где 4 — отметка ученика, 5 — отметка преподавателя. Данный метод используют с целью согласования критериев отметки. Через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают. Еще одна цель использования данного приема заключается в формировании умения регулярно оценивать свой труд. Применяется на этапе закрепление изученного на уроке, выполнение самостоятельной работы, при проверке письменного домашнего задания.

(16 слайд) Метод театрализации. Данный метод способствует развитию коммуникативных качеств личности, воспитание воли, развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи, нравственному, художественному воспитанию учащихся, формирует эстетический вкус, создает положительный эмоциональный настрой, развивает познавательную активность учащихся на уроке.

Для использования данного метода на уроке, учитель за ранее раздает слова ученику. Который вживается в роль царя, готовит себе соответствующий костюм. И по разработанному сценарию играет свою роль во время урока. Данный метод используется на этапах: актуализации знаний, проведение физминутки.

        Формы работы:

 – фронтальная;

 – групповая;

 – парная;

 – индивидуальная.

        Средства деятельности:

– словари и энциклопедии;

-технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся;

– раздаточный и дидактический материал;

– печатные пособия;

– презентации.

Пути формирования:

– на разных этапах урока;

– посещение учащимися индивидуальных занятий;

– самообразовательная деятельность.

Технологии:

 игровые;

– инновационные;

– мультимедийные;

– дифференцированный подход к обучению с использованием групповой, индивидуальной и парной форм работы.

  1. Итог занятия 
  1. РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР – КЛАССА

Каждый из нас может сделать простое доброе дело. Это поблагодаритҗ и подаритҗ улыбку. Если вам понравился мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – подарите мне вашу улыбку. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – мне очень жаль.   

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны?

Желаю вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!