ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

ФИО: Блинова С.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1542
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Итоговая оценка: 2 место,  65 баллов(-а)



ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) делает занятие интересным, а также создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности — в игре. 

Игра – это естественная для ребёнка форма обучения. Она – часть его жизненного опыта. Поэтому часто то, что казалось трудным, даже недоступным для ребенка, во время игры легко усваивается. Ведь интерес и удовольствие – важные психологические эффекты игры.

Представляю вашему вниманию дидактическую игру «Волшебный Кубик», которая направлена на развитие грамматического строя речи. 

Развитие грамматического строя речи – залог успешной общеречевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы. Ребёнок, у которого развит грамматический строй речи, не скован в общении со сверстниками, нестеснителен, небоязлив в речевых высказываниях, в выражении своих собственных мыслей, чувств, настроений; он безболезненно входит в школьный коллектив, чувствует себя полноценным и равноправным участником коллективной деятельности.

Игра предназначена для работы с детьми 5-7 лет и может быть использована в работе логопедами и дефектологами, воспитателями и родителями. 

Дидактическая игра «Волшебный Кубик» 

Цель: развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста. 

Волшебный Кубик состоит из цветных кубиков и кубиков с играми-заданиями.  На каждой стороне цветных кубиков имеются черно-белые картинки предметов, с которыми и будет работать ребенок. 

Игр с кубиками можно придумать множество вариантов, вот некоторые из них.

Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?»

На стол высыпаются цветные кубики. Ребенок по очереди подбрасывает цветной кубик. Какая сторона кубика выпадает, с той картинкой и работает ребенок, учится согласовывать имя прилагательное (в данном случае это цвет кубика) с именем существительным в роде и числе. Например: черная собака, красный помидор, желтое солнце. 

Когда дети научаться правильно выполнять данное задание в игру вступает следующий кубик с играми-заданиями.

Кубик для отработки падежных окончаний

Ребенок подбрасывает два кубика (цветной кубик и кубик с заданиями). Задание по отработке падежных окончаний существительных зависит от того, какая сторона кубиков выпадет при подбрасывании.  

Это кто (что)?   –  И.п.

Нет кого (чего)?  – Р.п.

Радуюсь кому (чему)?  – Д.п.

Вижу кого (что)?  – В.п.

Доволен кем (чем)?  – Т.п.

Думаю о ком (о чем)?  – П.п. 

После, можно усложнить задание, добавив цвет кубика. Например: вижу зеленый огурец, думаю о синей бабочке, доволен красным помидором, радуюсь черному коту, и т.д.

Следующая игра «Грамматические ступеньки». Кубиков с данными играми целых два.

Кубик «Грамматические ступеньки № 1»

Ребенок подбрасывает два кубика (цветной кубик и кубик с играми). Какое задание будет выполнять ребенок, зависит от кого, что выпадет после подбрасывания. Это может быть:

  1. Назови предмет. Это кошка.
  2. Игра «Один-много».  Назови предмет в ед. и во мн. числе или в ед. числе и со словом «много». Например: Кошка, кошки, или кошка, много кошек.
  3. «2 и 5».  Назови предмет с числительными два и пять.  

Например: Две кошки, пять кошек.

  • «Гномик и великан». Назови предмет, если очень маленький, ласково, а если он огромный – с помощью суффикса – ищ. 

Например: у гномика кошечка, а у великана кошачища. 

  1. «Слова-действия». Назови не менее 3-5 слов-действий, подходящих к предмету.  Что делает кошка?

Например: Кошка бегает, мяукает, царапает.  (охотиться, спит, мурлычет) и т.д.

  1. «Слова-признаки».  Назови не менее 3 слов-признаков предмета. Кошка какая? 

Например: Кошка породистая, пушистая, ласковая. (бездомная, рыжая, добрая).

Кубик «Грамматические ступеньки № 2»

  1. «Жадина». Назови местоимения «мой», «моя», «моё», «мои» с существительными и прилагательными. Например:
  • Моя капуста, коя кошка, мое ведро, мои джинсы.
  • Моя зеленая капуста, моя черная кошка, мое красное ведро, мои синие джинсы.
  • «Что делает? Что делают?». Например: Кошка бежит, кошки бегут.
  • «Он какой? (Она какая? Оно какое?) Они какие?». Например: синий василек, синие васильки, черная кошка, черные кошки.
  • «Назови первый звук в слове» Например: 
  • В слове капуста- 1-ый звук [К]. Он согласный, твердый, глухой.
  • «Назови последний звук в слове» Например:
  • В слове капуста – последний звук [А]. Звук [А]- гласный.
  1. «Чего не стало?». (Прилагательное + Существительное). Например:
  • Не стало помидора, не стало лимона и т.д.
  • Не стало красного помидора, не стало желтого лимона.