ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) делает занятие интересным, а также создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности — в игре.
Игра – это естественная для ребёнка форма обучения. Она – часть его жизненного опыта. Поэтому часто то, что казалось трудным, даже недоступным для ребенка, во время игры легко усваивается. Ведь интерес и удовольствие – важные психологические эффекты игры.
Представляю вашему вниманию дидактическую игру «Волшебный Кубик», которая направлена на развитие грамматического строя речи.
Развитие грамматического строя речи – залог успешной общеречевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы. Ребёнок, у которого развит грамматический строй речи, не скован в общении со сверстниками, нестеснителен, небоязлив в речевых высказываниях, в выражении своих собственных мыслей, чувств, настроений; он безболезненно входит в школьный коллектив, чувствует себя полноценным и равноправным участником коллективной деятельности.
Игра предназначена для работы с детьми 5-7 лет и может быть использована в работе логопедами и дефектологами, воспитателями и родителями.
Дидактическая игра «Волшебный Кубик»
Цель: развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Волшебный Кубик состоит из цветных кубиков и кубиков с играми-заданиями. На каждой стороне цветных кубиков имеются черно-белые картинки предметов, с которыми и будет работать ребенок.
Игр с кубиками можно придумать множество вариантов, вот некоторые из них.
Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?»
На стол высыпаются цветные кубики. Ребенок по очереди подбрасывает цветной кубик. Какая сторона кубика выпадает, с той картинкой и работает ребенок, учится согласовывать имя прилагательное (в данном случае это цвет кубика) с именем существительным в роде и числе. Например: черная собака, красный помидор, желтое солнце.
Когда дети научаться правильно выполнять данное задание в игру вступает следующий кубик с играми-заданиями.
Кубик для отработки падежных окончаний
Ребенок подбрасывает два кубика (цветной кубик и кубик с заданиями). Задание по отработке падежных окончаний существительных зависит от того, какая сторона кубиков выпадет при подбрасывании.
Это кто (что)? – И.п.
Нет кого (чего)? – Р.п.
Радуюсь кому (чему)? – Д.п.
Вижу кого (что)? – В.п.
Доволен кем (чем)? – Т.п.
Думаю о ком (о чем)? – П.п.
После, можно усложнить задание, добавив цвет кубика. Например: вижу зеленый огурец, думаю о синей бабочке, доволен красным помидором, радуюсь черному коту, и т.д.
Следующая игра «Грамматические ступеньки». Кубиков с данными играми целых два.
Кубик «Грамматические ступеньки № 1»
Ребенок подбрасывает два кубика (цветной кубик и кубик с играми). Какое задание будет выполнять ребенок, зависит от кого, что выпадет после подбрасывания. Это может быть:
- Назови предмет. Это кошка.
- Игра «Один-много». Назови предмет в ед. и во мн. числе или в ед. числе и со словом «много». Например: Кошка, кошки, или кошка, много кошек.
- «2 и 5». Назови предмет с числительными два и пять.
Например: Две кошки, пять кошек.
- «Гномик и великан». Назови предмет, если очень маленький, ласково, а если он огромный – с помощью суффикса – ищ.
Например: у гномика кошечка, а у великана кошачища.
- «Слова-действия». Назови не менее 3-5 слов-действий, подходящих к предмету. Что делает кошка?
Например: Кошка бегает, мяукает, царапает. (охотиться, спит, мурлычет) и т.д.
- «Слова-признаки». Назови не менее 3 слов-признаков предмета. Кошка какая?
Например: Кошка породистая, пушистая, ласковая. (бездомная, рыжая, добрая).
Кубик «Грамматические ступеньки № 2»
- «Жадина». Назови местоимения «мой», «моя», «моё», «мои» с существительными и прилагательными. Например:
- Моя капуста, коя кошка, мое ведро, мои джинсы.
- Моя зеленая капуста, моя черная кошка, мое красное ведро, мои синие джинсы.
- «Что делает? Что делают?». Например: Кошка бежит, кошки бегут.
- «Он какой? (Она какая? Оно какое?) Они какие?». Например: синий василек, синие васильки, черная кошка, черные кошки.
- «Назови первый звук в слове» Например:
- В слове капуста- 1-ый звук [К]. Он согласный, твердый, глухой.
- «Назови последний звук в слове» Например:
- В слове капуста – последний звук [А]. Звук [А]- гласный.
- «Чего не стало?». (Прилагательное + Существительное). Например:
- Не стало помидора, не стало лимона и т.д.
- Не стало красного помидора, не стало желтого лимона.