Методическая компетентность педагогов – стратегический ресурс развития современного образования

ФИО: Толкунова С.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1543
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Методическая компетентность педагогов – стратегический ресурс развития современного образования
Итоговая оценка: 2 место,  61 баллов(-а)



Методическая компетентность педагогов – стратегический ресурс развития современного образования

   На сегодняшний день образование можно охарактеризовать двумя словами – рост и расширение. Появляются новые технологии, которые внедряются в образовательные программы, разрабатываются инновационные методы обучения, повышается профессионализм педагогов.  Современное общество диктует  нам новые условия  организации дошкольного образования, в связи с этим важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное  и профессиональное развитие педагогов. 

Стратегии развития была определена главная задача дошкольного образования на современном этапе – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать дошкольное образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений.

   Основным направлением развития нашего дошкольного   учреждения  является повышение качества образования через внедрение современных педагогических технологий и методик. Для реализации приоритетного направления, мы на базе детского сада  организовали творческую группу  педагогов,  целью которой было  применение современных педагогических технологий в практической деятельности с детьми, и как   следствие  обновление предметно-развивающей среды и материально-технической  базы.   

Команда педагогов    погрузилась  в творческую  работу,  которая помогла каждому педагогу  повысить методическую компетентность, вовлечь детей и родителей в новую интересную деятельность. Так у нас получилось поднять статус детского сада выше  на ступень, которую уверенно можно назвать «Современный детский сад».
Самые эффективные технологии и методики воспитатели  успешно реализовывали в непрерывной образовательной, в игровой  и  самостоятельной деятельности детей. Были показаны  итоговые мероприятия, на которых дети  демонстрировали свои  достижения, проведены мастер-классы. Реализация  интересных методик, таких как: «Мнемотехника», «ТРИЗ», технология «Проектирования», «Говорящие стены», технология «Исследовательской деятельности»,  помогла повысить  уровень образовательного процесса. 

 «Мнемотехника»- технология запоминания. 

Цель  которой – помочь развить у детей основные психические процессы: память, внимание, речь, образное мышление. По правилам мнемотехники информация кодируется (зарисовывается схематично) с помощью изображений, которые помогают ребенку сначала запомнить, а затем  воспроизвести текст.
Педагоги «апробировали» эту технологию не только в группах при подготовке к праздничным мероприятиям  и в НОД, но и во время организации и проведении конкурса маленьких чтецов «Зимние  фантазии». 

Технология «ТРИЗ» – обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!».  

Для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление. Технология позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО. Основными методами «ТРИЗ» являются: мозговой штурм, синектика или метод эмпатии, метод фокальных объектов, метод проб и ошибок,  метод системного анализа.  Для  овладения детьми системным мышлением, нам  помогают кольца Луллия,  это эффективное многофункциональное игровое пособие, которое применяется во всех видах образовательной деятельности  и состоит из трёх вращающихся круговых зон.  Использование  в работе  методов и приемов «ТРИЗ», позволяет снять у детей психологический барьер, убрать боязнь перед новым, неизвестным. Помогает маленькому человеку научиться отстаивать свою точку зрения. 

Исследовательская деятельность – эта  технология, которая помогает формировать у детей основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. В процессе совместной деятельности, педагог увлекает детей в умственный поиск, оказывая  при этом  помощь в форме указаний, разъяснений и вопросов. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят. Для наших воспитанников исследовательская деятельность, является самой интересной и увлекательной, они с большим любопытством  проводят опыты и эксперименты в групповых  лабораториях, ведут  наблюдения и фиксируют их в уголках природы с помощью моделей. Благодаря исследовательской деятельности у  детей повысился интерес к экспериментированию, к познанию окружающего  мира. 

Трудно представить работу современного педагога без использования  технологии проектирования. В нашем детском  саду,  воспитатели занимаются проектной деятельностью  ни один год. Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Эта технология имеет преимущество в  возможности  углубленно изучить  какую-либо тему и получить  быстрый  практический  результат. Метод проектной деятельности особенно успешно реализуется в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к  самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. С детьми младшего возраста мы  также  проводим  проекты, но менее длительные по времени:  от одного  дня до пяти.  Самыми успешными и запоминающимися стали  следующие проекты: «Обитатели морей и океанов», «Динозавры», «Зубы – это важно» и многие другие, все они заканчивались веселыми праздниками и развлечениями.

Главная идея  технологии «говорящие стены» – преобразование обычной среды  в «обучающую» и «воспитывающую». На стенах в группе и помещениях детского сада крепятся магнитные полоски, ковровые полотна, кармашки, прищепки, ТСО, игры, игровые фишки и различные тематические картинки. Также размещается материал в соответствии с временами года или  по тематическим неделям, которые проходят в детском саду. Целью организации «говорящих стен» в группах и помещениях детского сада стало усвоение, закрепление, расширение знаний, а также развитие коммуникативных навыков.   Дети обсуждают, чему они научились за неделю, комментируют свои высказывания и   действия, контролируют свое поведение, следуют  установленным правилам. «Говорящие стены» это постоянно меняющаяся  развивающая предметно-пространственная среда всего детского сада, которая  направлена  на художественно-эстетическое воспитание дошкольников.

ФГОС отмечает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении, как одно из условий успешного образовательного процесса. Применение ИКТ на занятиях в детском саду привлекает внимание дошкольников и помогает решать  нашим  педагогам образовательные задачи.

Невозможно перечислить все технологии и методики, над которыми работает наша творческая группа. Это технология игрового обучения,  «Синквейн», «Сказкотерапия», метод «Моделирования», «Здоровьезберегающие» технологии, метод  «Арт – терапия», Логоритмика.  Все  они  имеют практическое применение   в нашем детском саду во всех возрастных группах и помогают педагогическому  коллективу  добиться высоких и положительных результатов.

Освоение педагогами системой инновационных  образовательных  технологий  в дошкольном образовании и есть  залог успешного  развития  личности ребенка. И в  дальнейшем гарантируют его достижения  и  успешное обучение в школе.   

Таким образом, грамотно выстроенная стратегия, позволяет  педагогам значительно повысить качество воспитательно-образовательного процесса, профессиональную компетентность  и сделать образование современным.