Методическая компетентность педагогов – стратегический ресурс развития современного образования
На сегодняшний день образование можно охарактеризовать двумя словами – рост и расширение. Появляются новые технологии, которые внедряются в образовательные программы, разрабатываются инновационные методы обучения, повышается профессионализм педагогов. Современное общество диктует нам новые условия организации дошкольного образования, в связи с этим важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.
Стратегии развития была определена главная задача дошкольного образования на современном этапе – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать дошкольное образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений.
Основным направлением развития нашего дошкольного учреждения является повышение качества образования через внедрение современных педагогических технологий и методик. Для реализации приоритетного направления, мы на базе детского сада организовали творческую группу педагогов, целью которой было применение современных педагогических технологий в практической деятельности с детьми, и как следствие обновление предметно-развивающей среды и материально-технической базы.
Команда педагогов погрузилась в творческую работу, которая помогла каждому педагогу повысить методическую компетентность, вовлечь детей и родителей в новую интересную деятельность. Так у нас получилось поднять статус детского сада выше на ступень, которую уверенно можно назвать «Современный детский сад».
Самые эффективные технологии и методики воспитатели успешно реализовывали в непрерывной образовательной, в игровой и самостоятельной деятельности детей. Были показаны итоговые мероприятия, на которых дети демонстрировали свои достижения, проведены мастер-классы. Реализация интересных методик, таких как: «Мнемотехника», «ТРИЗ», технология «Проектирования», «Говорящие стены», технология «Исследовательской деятельности», помогла повысить уровень образовательного процесса.
«Мнемотехника»- технология запоминания.
Цель которой – помочь развить у детей основные психические процессы: память, внимание, речь, образное мышление. По правилам мнемотехники информация кодируется (зарисовывается схематично) с помощью изображений, которые помогают ребенку сначала запомнить, а затем воспроизвести текст.
Педагоги «апробировали» эту технологию не только в группах при подготовке к праздничным мероприятиям и в НОД, но и во время организации и проведении конкурса маленьких чтецов «Зимние фантазии».
Технология «ТРИЗ» – обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!».
Для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление. Технология позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО. Основными методами «ТРИЗ» являются: мозговой штурм, синектика или метод эмпатии, метод фокальных объектов, метод проб и ошибок, метод системного анализа. Для овладения детьми системным мышлением, нам помогают кольца Луллия, это эффективное многофункциональное игровое пособие, которое применяется во всех видах образовательной деятельности и состоит из трёх вращающихся круговых зон. Использование в работе методов и приемов «ТРИЗ», позволяет снять у детей психологический барьер, убрать боязнь перед новым, неизвестным. Помогает маленькому человеку научиться отстаивать свою точку зрения.
Исследовательская деятельность – эта технология, которая помогает формировать у детей основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. В процессе совместной деятельности, педагог увлекает детей в умственный поиск, оказывая при этом помощь в форме указаний, разъяснений и вопросов. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят. Для наших воспитанников исследовательская деятельность, является самой интересной и увлекательной, они с большим любопытством проводят опыты и эксперименты в групповых лабораториях, ведут наблюдения и фиксируют их в уголках природы с помощью моделей. Благодаря исследовательской деятельности у детей повысился интерес к экспериментированию, к познанию окружающего мира.
Трудно представить работу современного педагога без использования технологии проектирования. В нашем детском саду, воспитатели занимаются проектной деятельностью ни один год. Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Эта технология имеет преимущество в возможности углубленно изучить какую-либо тему и получить быстрый практический результат. Метод проектной деятельности особенно успешно реализуется в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. С детьми младшего возраста мы также проводим проекты, но менее длительные по времени: от одного дня до пяти. Самыми успешными и запоминающимися стали следующие проекты: «Обитатели морей и океанов», «Динозавры», «Зубы – это важно» и многие другие, все они заканчивались веселыми праздниками и развлечениями.
Главная идея технологии «говорящие стены» – преобразование обычной среды в «обучающую» и «воспитывающую». На стенах в группе и помещениях детского сада крепятся магнитные полоски, ковровые полотна, кармашки, прищепки, ТСО, игры, игровые фишки и различные тематические картинки. Также размещается материал в соответствии с временами года или по тематическим неделям, которые проходят в детском саду. Целью организации «говорящих стен» в группах и помещениях детского сада стало усвоение, закрепление, расширение знаний, а также развитие коммуникативных навыков. Дети обсуждают, чему они научились за неделю, комментируют свои высказывания и действия, контролируют свое поведение, следуют установленным правилам. «Говорящие стены» это постоянно меняющаяся развивающая предметно-пространственная среда всего детского сада, которая направлена на художественно-эстетическое воспитание дошкольников.
ФГОС отмечает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении, как одно из условий успешного образовательного процесса. Применение ИКТ на занятиях в детском саду привлекает внимание дошкольников и помогает решать нашим педагогам образовательные задачи.
Невозможно перечислить все технологии и методики, над которыми работает наша творческая группа. Это технология игрового обучения, «Синквейн», «Сказкотерапия», метод «Моделирования», «Здоровьезберегающие» технологии, метод «Арт – терапия», Логоритмика. Все они имеют практическое применение в нашем детском саду во всех возрастных группах и помогают педагогическому коллективу добиться высоких и положительных результатов.
Освоение педагогами системой инновационных образовательных технологий в дошкольном образовании и есть залог успешного развития личности ребенка. И в дальнейшем гарантируют его достижения и успешное обучение в школе.
Таким образом, грамотно выстроенная стратегия, позволяет педагогам значительно повысить качество воспитательно-образовательного процесса, профессиональную компетентность и сделать образование современным.