ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПИАНИСТА-КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КЛАССЕ ХОРЕОГРАФИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИО: Демина Е.Н.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1577
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства для работников образовательных организаций «Интеграция цифровых технологий в образовательные процессы», в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда»
Наименование конкурсной работы: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПИАНИСТА-КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КЛАССЕ ХОРЕОГРАФИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Итоговая оценка: 2 место,  65 баллов(-а)



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПИАНИСТА-КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КЛАССЕ ХОРЕОГРАФИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Демина Елена Николаевна, преподаватель фортепиано, концертмейстер

МБУ ДО «Хореографическая школа г. Донецка»

Аннотация. Статья посвящена исследованию влияния инновационных технологий на музыкально-исполнительскую деятельность пианиста-концертмейстера в классе хореографии в учреждениях дополнительного образования. Актуальность данной темы определяется повышением мотивационных характеристик при использовании подобного рода технологий в учебном процессе. 

Ключевые слова: инновации, информационно-компьютерные технологии, музыкально-исполнительская деятельность пианиста-концертмейстера, хореография.

Впервые понятие «инновации» в образовательной системе появилось в научных исследования педагогов-новаторов в XIX веке. «Инновация» – термин, который произошел от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление». Дословно «инновация» – в направлении изменений. 

Далеко не всякое новшество является инновационным. Таковым оно является, если в результате его внедрения происходит заметное, серьезное повышение качества и эффективности действующей системы.

Следовательно, развитие инновационных технологий в образовании способно обеспечить его модернизацию, существенно повысить качество и эффективность.

Одним из инновационных методов широко применяемых в образовательном процессе (в том числе и музыкальном образовательном процессе) являются информационно-компьютерные технологии.

В настоящее время использование компьютерных технологий в процессе обучения становится основным средством достижения наиболее приоритетных образовательных целей. Такой подход актуален и для деятельности пианиста-концертмейстера в классе хореографии в учреждениях дополнительного образования. Быть просто профессиональным, без владения компьютерными технологиями, знаний в области ИКТ не достаточно. Это аксиома настоящего времени, об этом говорят многие ведущие специалисты в этой области.

Использование ИКТ-технологий поможет консолидировать, упрочить, укрепить, объединить все составляющие исполнительской деятельности пианиста-концертмейстера. Открывают новые возможности: творческую перспективу, повышение уровня образованности, карьерный рост, облегчают выполнение творческих задач.

Для поиска нужной информации, новой нотной литературы широко используются Интернет – ресурсы.

Конструктивным и полезным в подготовке к уроку может быть разбор и анализ видео-урока, где есть возможность многократно и подробно прослушать и просмотреть необходимую его часть для изучения.

Огромную вспомогательную функцию в работе концертмейстера несет танец под фонограмму. Стандартной возможностью подобных программ является транспонирование и изменение темпа. Таким образом, можно легко подобрать комфортные условия для отработки танцевальных движений.

Для записи фонограмм нами применяются такие программы как, Adobe Audition  (пакет Adobe Audition 1 и 5  обладает расширенными возможностями проигрывания и повторения мелодии аудиомикширования, редактирования, записи мастер-диска и наложения звуковых эффектов).

Особое значение имеет музыкальная программа «Сибелиус», которая является одной из мощных современных систем нотации. С её помощью можно за короткий промежуток времени подготовить  необходимый музыкальный материал (программа позволяет прослушать произведение, подобрать и гармонизовать мелодию, упростить музыкальную фактуру, транспонировать произведение и т.п.).

Незаменимым помощником станут мультимедийные программы с музыкальными проигрывателями: Aimp, Winamp, J.River Media Center которые поддерживают очень большое количество форматов музыки – AAC, MP3, WMA, WAV, FLAC.

Таким образом, важное значение ИКТ систем в образовательном процессе неоспоримый факт. Они:

  1. Помогают развивать информационную компетентность;
  2. Повышают уровень мотивации и интерес к профессии;
  3. Дают возможность более эффективно использовать время.

Применение ИКТ обладает рядом достоинств, но существуют и недостатки:

– снижение роли эмоциональных средств общения; 

– отсутствие связи с первоисточниками информации; 

– снижение мотивации к формированию навыков общения и работы в команде.

Современная система образования предоставляет преподавателю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы. Именно сегодня для успешной профессиональной деятельности необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.

Литература:

  1. Борисова, Н. В. Образовательные технологии, как объект педагогического выбора: учеб. пособие / Н. В. Борисова. — М.: ИЦПКПС, 2000. — 146 с. 
  2. Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие для учреждений СПО / М. Н. Гуслова, 4-е изд., испр. — М.: ИЦ Академия, 2013. — 208 с. 
  3. Сахарова, С.П. Воспитание концертмейстера: сборник методических статей / С.П. Сахарова. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовской государственной консерватории им. С.В.Рахманинова, 2001.
  4. Кубанцева, Е. Концертмейстерство музыкальная творческая деятельность // Музыка в школе. – 2001. №2. – С. 38-40.