ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Все чаще мы задумываемся о том, как быстро меняется наша жизнь. Еще недавно мы мечтали о простом сотовом телефоне, сегодня нас окружают множество уникальных технических приспособлений. Все вокруг стремительно кружиться, и несется, как частички в андронном коллайдере.
А как связанно наше будущее и наше образование? Несомненно, цифровые технологии сделали технологический вызов системе СПО.
С приходом цифровых технологий и информационной эпохи мы постоянно ощущаем на себе колоссальное увеличение объема всевозможной информации, который можно сравнить с самым быстрым течением планеты Гольфстрим. Компьютер предоставляет самые богатые возможности для обучения и самообразования. Появилось и такие понятия, как «дистанционное обучение» и «дистанционное взаимодействие», которое позволяет в первую очередь сократить трудозатраты преподавателя, дает возможность самоактуализации студента, повышения интеллектуального и творческого потенциал.
Неоспоримо, что использование цифровых технологи в процессе образования положительно влияет на степень восприятия информации студентом и улучшает его когнитивные функции. Термины «цифровизация» и «информатизация» сегодня все чаще употребляются в сфере образования, и считается уже основным требованием в образовании. С помощью цифровых технологий преподаватели СПО могут эффективнее преподносить материал и совмещать различные формы работы. Наиболее эффективное применение цифровых технологий на учебном занятии являются:
– Мультимедийные презентации. Легко и просто меняют характер традиционного обучения, делают их более живыми и интересными. Применение их на уроке расширяют диапазон условий для креативной деятельности студентов, способствуют расширению общего кругозора;
– Программы – тренажеры, которые являются программным комплексом, в основу которого положена оригинальная методика оценки знаний, умений и навыков;
– электронные учебники это комплект обучающих, контролирующих, моделирующих и других программ которые помогают быстро найти необходимую информацию поиск которой в обычном учебнике затруднен;
– электронные обучающие игры и развивающие программы, которые способны помочь студенту приобрести новые знания, умения и навыки;
– Программные системы контроля знаний. Главное достоинство которых, быстрая, удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов.
Все эти и другие технологии позволяют получать неожиданные положительные результаты от студентов, активно повышают мотивацию учебной деятельности. Основная функция применения цифровых технологий в образовательном процессе – помочь студенту разобраться в потоке информации, воспринять ее и запомнить.
Мастера производственного обучения могут использовать в своей работе следующие цифровые технологии:
– Технологии совместных экспериментальных исследований мастера и студента, позволяют научиться выполнять опыты, проводить простые экспериментальные исследования, обрабатывать результаты измерений и представлять их с помощью таблиц, формул, выдвигать гипотезы, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы.
– Технология «3D моделирование», дает возможность увидеть предметы несуществующие на данный момент или те, которые существуют, но отсутствует возможность увидеть их в живую.
– «Образовательная роботехника», целью, которой является сформировать личность, способную самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.
– «Виртуальные лаборатории» или «Лаборатории дистанционно» позволяют отрабатывать навыки и получать результаты без непосредственного использования реальных установок, приборов и предполагают выполнение студентами заданий удаленно или на дому при помощи специальных информационных компонентов.
Основная задача цифровых технологий в обучении – это сделать учебный процесс гибким и подстроиться под требования современного общества и в первую очередь под современное производство потенциального работодателя.
Цифровые технологии – несомненно «Шаг в будущее». С помощью них студенты СПО, «Рабочий» будущего смогут освоить новые профессиональные навыки (профессиональные компетенции): медиа-грамотность; проектное мышление; социальный интеллект; межкультурная компетенция; умение работать удаленно; управление информацией; междисциплинарность; вычислительное мышление; умение мыслить вне рамок и правил, адаптивное мышление.
Полученные профессиональные навыки, которые связаны с цифровой средой и умением программировать, в принципе будут полезны для каждой профессии в будущем, и повышает конкурентоспособность каждого студента. В ближайшем будущем будет много виртуальной коммуникации, и у рабочих появится необходимость владеть навыками softskills – критическим мышлением и умением решать нестандартные производственные задачи.
Неоспоримо, что развитие цифровых технологий в образовании и в частности в СПО в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создадут необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации индивидуализации обучения по профессиям и специальностям. Позволит улучшить качество образования СПО, расширит возможности непрерывного образования и станет единым пространством коммуникации для всех участников образовательных отношений.
Библиографический список
- Чернов К.С., Косенко Е.А. Влияние информационных технологий на образование и главная проблема современного образования в России/ К.С. Чернов, В.В. Ермолаева// Молодой ученый. 2018 №22 с. 358-360.
- Цифровые технологии в образовании, понятии цифровой технологии, применение в образование [Электронный ресурс]/-Режим доступа URL:https://znanio.ru/media/tsifrovye_tehnologii_v_obrazovanii-146452 (Под ред. А. В. Мудрика. М.: “HomoCibems”, Статья принята к публикации 15.02.2019)
- Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Учебник – шаг на пути к системе обучения “Информатизации образования”. // В сборнике научных трудов “Проблемы школьного учебника”. / Научно-методическое издание. М.: ИСМО РАО, – 2005. С. 219-222.