ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИО: Курсков А.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1591
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства для работников образовательных организаций «Интеграция цифровых технологий в образовательные процессы», в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда»
Наименование конкурсной работы: ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Итоговая оценка: 2 место,  63 баллов(-а)



ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

Все чаще мы задумываемся о том, как быстро меняется наша жизнь. Еще недавно мы мечтали о простом сотовом телефоне, сегодня нас окружают множество уникальных технических приспособлений. Все вокруг  стремительно кружиться,  и несется, как частички в андронном коллайдере.

А как связанно наше будущее и наше образование? Несомненно, цифровые технологии сделали технологический вызов системе СПО. 

С приходом цифровых  технологий  и информационной эпохи мы постоянно ощущаем на себе колоссальное увеличение объема всевозможной информации, который можно сравнить с самым быстрым течением планеты Гольфстрим. Компьютер предоставляет самые богатые возможности для обучения и самообразования. Появилось  и такие  понятия, как «дистанционное обучение» и «дистанционное взаимодействие», которое позволяет в первую очередь сократить трудозатраты преподавателя,  дает возможность самоактуализации студента, повышения интеллектуального и творческого потенциал. 

Неоспоримо, что использование  цифровых  технологи в процессе образования положительно влияет на степень восприятия информации студентом и улучшает его когнитивные функции.  Термины «цифровизация» и  «информатизация»  сегодня все чаще употребляются в сфере образования, и считается уже основным требованием в образовании. С помощью цифровых технологий преподаватели СПО могут эффективнее преподносить материал и совмещать различные формы работы.  Наиболее эффективное применение цифровых технологий на учебном занятии являются:  

– Мультимедийные  презентации. Легко и просто  меняют характер традиционного обучения, делают их более живыми и интересными. Применение их на уроке расширяют диапазон условий для креативной деятельности студентов, способствуют расширению общего кругозора;

– Программы – тренажеры,  которые являются программным комплексом, в основу которого положена оригинальная методика оценки знаний, умений и навыков;

– электронные учебники  это комплект обучающих, контролирующих, моделирующих и других программ которые помогают быстро найти необходимую информацию поиск которой в обычном учебнике затруднен;  

–  электронные обучающие игры и развивающие программы, которые способны  помочь студенту приобрести новые знания, умения и навыки;  

Программные системы контроля знаний. Главное  достоинство которых,  быстрая, удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов.

Все эти и другие технологии позволяют получать неожиданные положительные результаты от студентов, активно повышают мотивацию учебной деятельности. Основная функция применения цифровых технологий в образовательном процессе – помочь студенту разобраться в потоке информации, воспринять ее и запомнить.  

Мастера  производственного обучения могут использовать в своей работе следующие цифровые технологии:

–  Технологии совместных экспериментальных исследований мастера и студента,  позволяют научиться выполнять опыты, проводить простые экспериментальные исследования, обрабатывать результаты измерений и представлять их с помощью таблиц, формул, выдвигать гипотезы, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы.

 – Технология «3D моделирование», дает возможность увидеть предметы  несуществующие на данный момент или те, которые существуют, но отсутствует возможность увидеть их в живую. 

–  «Образовательная роботехника»,  целью, которой является сформировать личность, способную самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.

– «Виртуальные лаборатории» или «Лаборатории дистанционно» позволяют отрабатывать навыки и  получать результаты без непосредственного использования реальных  установок, приборов и предполагают выполнение студентами заданий удаленно или на дому при помощи специальных информационных компонентов.  

Основная задача цифровых технологий в обучении – это сделать учебный процесс гибким и подстроиться под требования современного общества и в первую очередь под современное производство потенциального работодателя.

Цифровые технологии – несомненно «Шаг в будущее». С помощью них студенты СПО, «Рабочий» будущего смогут освоить новые  профессиональные навыки (профессиональные компетенции): медиа-грамотность; проектное мышление;  социальный интеллект; межкультурная компетенция; умение работать удаленно;  управление информацией; междисциплинарность; вычислительное мышление;  умение мыслить вне рамок и правил, адаптивное мышление. 

Полученные  профессиональные навыки, которые связаны с цифровой средой и умением программировать, в принципе будут полезны для каждой профессии в будущем, и повышает конкурентоспособность каждого студента. В ближайшем будущем будет много виртуальной коммуникации, и у рабочих появится необходимость владеть навыками softskills – критическим мышлением и умением решать нестандартные производственные задачи.

Неоспоримо, что развитие цифровых технологий в образовании и в частности в СПО в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создадут необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации индивидуализации обучения по профессиям и специальностям.  Позволит улучшить качество образования СПО,  расширит возможности непрерывного образования и станет единым пространством коммуникации для всех участников образовательных отношений.

Библиографический список

  1. Чернов К.С.,  Косенко Е.А.  Влияние  информационных технологий на образование и главная проблема современного образования в России/ К.С. Чернов, В.В. Ермолаева// Молодой ученый. 2018 №22 с. 358-360. 
  2. Цифровые технологии в образовании, понятии цифровой технологии, применение в образование [Электронный ресурс]/-Режим доступа URL:https://znanio.ru/media/tsifrovye_tehnologii_v_obrazovanii-146452 (Под ред. А. В. Мудрика. М.: “HomoCibems”, Статья принята к публикации 15.02.2019)
  3. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Учебник – шаг на пути к системе обучения “Информатизации образования”. // В сборнике научных трудов “Проблемы школьного учебника”. / Научно-методическое издание. М.: ИСМО РАО, – 2005. С. 219-222.