Методические аспекты подготовки студентов вуза к межкультурному взаимодействию в цифровой среде в ситуациях не-диалога культур

ФИО: Новикова Л.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1601
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства для работников образовательных организаций «Интеграция цифровых технологий в образовательные процессы», в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда»
Наименование конкурсной работы: Методические аспекты подготовки студентов вуза к межкультурному взаимодействию в цифровой среде в ситуациях не-диалога культур
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)



Новикова Людмила Анатольевна

Удмуртский государственный аграрный университет

 

Методические аспекты подготовки студентов вуза к межкультурному взаимодействию в цифровой среде в ситуациях не-диалога культур

Актуальность проблемы подготовки современных студентов к межкультурному взаимодействию обусловлена современными тенденциями развития общества – процессами глобализации, глокализации, интеграции, цифровизации всех сфер жизни, с одной стороны, и конфликтологическими проблемами межкультурной коммуникации, негативными социализирующими свойствами цифрового общения, влияющими на успешность межкультурного взаимодействия, – с другой. В Федеральных государственных образовательных  стандартах высшего образования способность к межкультурному взаимодействию определена как универсальная компетентность для студентов всех уровней и направлений подготовки (Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования. URL: http://www.fgosvpo.ru).

 Межкультурное общение и взаимодействие происходит зачастую в цифровой среде, изменился и сам процесс обучения под влиянием цифровизации всех сфер жизнедеятельности. В начале XXI века глобальная сеть Интернет рассматривалась как площадка для диалога культур, как среда межкультурного общения и деятельности для развития межкультурной  компетентности студентов, однако в последнее время всё чаще общение в цифровой среде имеет негативные характеристики и последствия: манипулирование сознанием, пропаганда, насаждение ложных стереотипов, ксенофобии, нарушение социализации, проявления культурной агрессии и вандализма. Поэтому особую актуальность в современных условиях приобретают умения и навыки противостояния данным негативным тенденциям, а также процессы формирования и развития данных умений у студентов вуза. 

Межкультурное взаимодействие трактуется учеными как общение представителей разных культур в процессе профессиональной, научной, социальной деятельности. Согласно Большому толковому словарю по культурологии (Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии. – Москва: Вече, 2003), межкультурное взаимодействие – это особый вид непосредственных отношений и связей, которые складываются между, по меньшей мере, двумя культурами, а также тех влияний, взаимных изменений, которые появляются в ходе этих отношений. В процессе межкультурного взаимодействия происходит изменение ценностей, социальных и духовных ориентиров, не всегда в положительную сторону. К сожалению, в последнее время все чаще приходится наблюдать межкультурные конфликты, столкновения интересов, идей, ценностей, что не способствует диалогу культур, взаимопониманию и мирному сосуществованию. Цифровизация межкультурного общения и взаимодействия усиливает данные негативные тенденции, назрела необходимость формирования и развития умений бесконфликтного поведения в поликультурной цифровой среде. 

Подготовка студентов к межкультурному взаимодействию в процессе обучения в вузе направлена на развитие способности воспринимать, учитывать и анализировать межкультурное разнообразие общества, способности применять коммуникативные технологии для делового, академического и профессионального взаимодействия (УК – 4, 5), одной из целей образования и обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной и межкультурной компетентности студентов вуза (Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования. URL: http://www.fgosvpo.ru). Межкультурная профессиональная компетентность – это способность специалиста решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях межкультурной профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей, на основе развитых  индивидуальных личностных качеств – открытости, толерантности, эмпатии, гибкости мышления.

Цифровая среда деятельности для получения опыта и развития межкультурной компетентности, в том числе и для развития умений конструктивного межкультурного диалога, обладает рядом преимуществ и дидактических возможностей: во-первых, это источник постоянно обновляемых ресурсов; во-вторых, это комфортная среда общения, в-третьих, это многоязычное поликультурное цифровое пространство для межкультурной деятельности и сотрудничества в профессиональной и академической сфере и создания общего смысла. Однако современная цифровая среда содержит и множество рисков: информация часто бывает некачественной, опасной, ложной, обилие противоречивой информации приводит к информационной перегруженности, неопределенности и замешательству, тотальной подозрительности; общение в цифровой среде при отсутствии развитых умений противостоять манипуляциям и пропаганде может  приводить к насаждению ложных стереотипов, ценностей, негативной социализации. Межкультурное взаимодействие в цифровой среде будет успешным при наличии у партнеров по общению развитой межкультурной компетентности. Данная универсальная или ключевая компетентность формируется и развивается в процессе обучения в школе, вузе, в процессе деятельности на протяжении всей жизни. Межкультурная компетентность в цифровой среде – это способность эффективно взаимодействовать с представителями разных культур в процессе решения профессиональных, учебных, научных проблем и задач в поликультурной цифровой среде. Межкультурная компетентность в цифровой среде включает: знания о своей собственной культуре и идентичности, осведомленность о других культурах, знания особенностей процесса межкультурного взаимодействия в цифровом пространстве, знания сетевого этикета и правил безопасности при виртуальном общении; умения эффективного взаимодействия с представителями других культур в процессе цифрового общения, в зависимости от цели и ситуации общения, умения адекватно выразить свои мысли, понять сообщение партнера по коммуникации, умения преодолевать языковые, культурные, психологические, технические барьеры цифрового общения, умения противостоять манипулированию, пропаганде; способность принимать участие в разных ситуациях цифровой межкультурной коммуникации, способность преодолевать предрассудки и стереотипы; личностные качества – открытость, признание культурного многообразия, уважение других культур, эмпатия, толерантность, гибкость мышления. При формировании межкультурной компетентности в процессе обучения необходимо учитывать негативные тенденции при взаимодействии в цифровой среде, целенаправленно развивать у обучающихся умения конструктивного взаимодействия в ситуациях не-диалога культур. Не-диалог культур представляет такие отношения между культурами, когда происходит утилитарное использование другой культуры, либо частичное или полное неприятие культуры (псевдодиалог), либо манипулятивное отношение к другой культуре. Если принцип диалога культур пронизывает многие педагогические теории и методики, то ситуациям не-диалога культур, барьерам коммуникации уделяется недостаточное внимание в педагогике, лингводидактике и методике обучения иностранным языкам, особенно при формировании межкультурной компетентности студентов. 

Практика преподавания в вузе и анкетирование студентов свидетельствуют о росте негативных тенденций в процессе межкультурного общения в цифровой среде. Как показывают результаты анкетирования, возникла насущная необходимость формирования и развития умений конструктивного воздействия на межкультурный конфликт и проявления речевой агрессии в ситуациях не-диалога культур. Дисциплина «Иностранный язык» обладает большим дидактическим потенциалом для формирования данных умений. В процессе изучения иностранных языков в вузе необходимо обучать студентов не только основам англоязычного учебного, профессионального, академического дискурса, но и навыкам цифровой грамотности и цифровой гигиены. В условиях увеличения масштабов цифрового общения особое внимание следует уделять развитию умений противостоять речевой агрессии, манипуляции в сетевых академических и профессиональных сообществах; умений аргументированного, корректного речевого поведения в межкультурном конфликте; развитию способности эффективно взаимодействовать в поликультурной среде интернета.

Система обучения иностранным языкам в высшей школе рассматривается как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели, подходы к обучению, принципы, содержание, формы и методы, технологии, процесс обучения. Целью изучения иностранных языков в вузе является формирование и развитие межкультурной компетентности студентов, причем овладение данной компетенцией происходит в процессе деятельности, в процессе обучения, на основе опыта и механизма рефлексии. Выделяя в структуре межкультурной компетентности умения разрешения ситуаций межкультурного конфликта в цифровой среде, определим формирование данных умений как одну из целей при обучении иностранному языку. Методологическую основу процесса формирования умений конструктивного воздействия на межкультурный конфликт в цифровой среде составляют идеи и принципы компетентностного подхода, культурологического и социокультурного подхода, личностно-деятельностного подхода в обучении иностранным языкам в вузе, контекстного обучения.

Процесс формирования и развития у студентов вуза умений конструктивного воздействия на межкультурный конфликт в цифровой среде общения (в рамках формирования межкультурной компетентности) будет успешным при реализации в образовательном процессе следующих педагогических условий: 

– построение образовательного процесса на основе культурологического подхода к отбору содержания обучения, с учетом социокультурного и этнокультурного контекста; методическое обеспечение образовательного процесса модулями, направленными на развитие у студентов вуза умений бесконфликтного поведения в поликультурной цифровой среде (структурно-содержательный аспект развития умений конструктивного воздействия на межкультурный конфликт в цифровой среде);

– использование активных методов обучения, разработка педагогических сценариев учебной деятельности в цифровой среде (технологический аспект развития умений конструктивного воздействия на межкультурный конфликт в цифровой среде);

– реализация идей и принципов личностно-деятельностного подхода к формированию и развитию данных умений в процессе обучения иностранным языкам, учет индивидуальных особенностей и этнокультурной идентичности студентов, актуализация субъектного опыта межкультурной деятельности на основе рефлексии (личностный аспект развития умений конструктивного воздействия на межкультурный конфликт в цифровой среде). 

Включая в содержание обучения тексты разной модальности, необходимо при отборе языкового материала следовать обязательным критериям:

  •  достоверность и качество языкового материала;
  •  актуальность, аутентичность, современность языкового материала;
  •  соответствие учебной программе;
  •  социокультурный и профессиональный контекст;
  •  наличие воспитывающего и развивающего потенциала;
  •  языковой материал представлен микроблоками.

При смешанной форме обучения с использованием платформ и веб-технологий необходимо использовать активные методы обучения. Для развития цифровой грамотности целесообразно взять за основу сценарий, где предусмотрено равное соотношение традиционного и электронного обучения с использованием проблемного обучения, обучения в сотрудничестве, проектного обучения, стратегий развития критического мышления.

Проблемное обучение и активные методы обучения, безусловно, развивают ключевые компетенции и личностные качества студентов, поэтому их необходимо использовать на каждом этапе занятия. При проведении проектной деятельности, как показывает практика преподавания, обязательным начальным этапом должно стать обсуждение критериев качества информации. Например, студентам предлагаются следующие задания (на английском языке):

  1. Какие вызовы (проблемы, угрозы) в области экономики / сельского хозяйства наиболее актуальны? Обсудите в группах, выберите самую актуальную проблему.
  2. Напишите ключевые слова по проблеме, сформулируйте вопрос для поиска информации.
  3. Используя поисковые системы, осуществите поиск информации. Обсудите критерии релевантности ссылок в поисковых системах:
  •  в ссылке содержатся все ключевые слова;
  •  в ссылке содержится статья из научного журнала (Journal);
  •  ссылки находятся в первой десятке полученных результатов;
  •  в ссылке указана дата последних двух лет;
  •  адрес вебсайта заканчивается на .edu, .ac, .gov, .org;
  •  в ссылке указывается файл формата PDF;
  •  ссылка указывает на информацию в области экономики / сельского хозяйства;
  •  в ссылке упоминается автор – эксперт в данной области.
  1. Какие из перечисленных критериев наиболее значимы? Предложите свои варианты. Следуя данным критериям, отберите только три ссылки, являющиеся, по вашему мнению, релевантными источниками информации.
  2. Проанализируйте информацию и веб-сайты по следующим вопросам:
  • Полезна ли данная информация для вашего исследования?
  • Кто автор статьи? Каков уровень его компетенции по данному вопросу? Представляет ли он какую-либо организацию или учебное заведение?
  • Какой тип сайта (веб-страницы) – образовательный, развлекательный, информационный, персональный, коммерческий?
  • Какова цель размещения статьи на данном сайте? (представить объективную информацию, информировать, убедить читателя в своей точке зрения, развлечь читателей, продать продукт своей компании и т.д.).
  • Первична ли информация, размещенная на сайте, или скопирована из других источников? Указаны ли данные источники? Вызывают ли они доверие?
  • Современна и актуальна ли данная информация? Когда обновлялась страница? Является ли информация объективной, точной, аргументированной, логично изложенной? Каков стиль изложения? Есть ли неточности, ошибки, непонятные сведения, резкие высказывания?
  • Каков дизайн веб-сайта? (хорошее качество и техническое наполнение, аккуратность, наличие ссылок на другие ресурсы, наличие обратной связи)
  • Соблюдаются ли авторские права? Есть ли ссылки на другие источники, и правильно ли они оформлены?
  • Кто осуществляет финансовую поддержку сайта?

Письменно изложите свой критический обзор.

Структурно-содержательный аспект развития умений конструктивного воздействия на межкультурный конфликт в цифровой среде в ситуациях не-диалога культур представлен разделами (модулями), интегрированными в процесс обучения иностранному языку: Digital Literacy in Intercultural Communication; My Cultural Identity; Communicative Tolerance in Intercultural Digital Communication; Intercultural Conflicts: how to avoid them. Цели модулей – овладение знаниями межкультурных различий в поведенческой сфере в цифровой среде (приветствия, прощания, запретные темы, стиль общения); овладение культурой устной и письменной речи, с учетом особенностей цифрового общения, в зависимости от жанра и дискурса общения; формирование этнической идентичности; развитие коммуникативной толерантности и умений бесконфликтного поведения в цифровом общении; формирование культуры поведения в ситуациях не-диалога культур.  

Цифровые ресурсы используются в качестве методического обеспечения процесса развития умений конструктивного воздействия на межкультурный конфликт в цифровой среде в ситуациях не-диалога культур. Мультимодальные тексты (печатные тексты научного, профессионального, образовательного контекста, статьи, аудио- и видеоматериалы, фильмы, анимация, веб-страницы, блоги, подкасты и т.д.) отбирались согласно критериям функциональности, релевантности, проблематичности, актуальности, соответствия образовательному и профессиональному контексту. 

Технологический аспект развития умений конструктивного воздействия на межкультурный конфликт в цифровой среде представлен активными методами обучения – проблемными культуроведческими ситуациями, учебно-профессиональными задачами, кейсами. 

Личностный аспект развития умений конструктивного воздействия на межкультурный конфликт в цифровой среде необходим для более полной реализации механизма развития как данных умений, так и межкультурной компетентности в целом. Актуализация субъектного опыта жизнедеятельности студентов на основе рефлексии позволяет критически переосмысливать ценностные ориентации, стереотипы и предрассудки и перестраивать свою деятельность и общение в цифровой среде. Для этой цели в процессе обучения используются проблемные ситуации межкультурного цифрового общения, которые требуют оценки, рецензирования, обоснования и высказывания своей точки зрения, пересмотра взглядов и изменения стереотипов.         

Например, рассмотрим следующую проблемную ситуацию, и задания для ее разрешения и обсуждения (в образовательном процессе ситуация и задания представлены на английском языке): Вы вместе с однокурсниками опубликовали статью в области Вашей будущей профессиональной деятельности на сайте научного журнала. Через несколько дней появилось несколько комментариев, среди которых есть комментарии оскорбительного характера, и не по существу изложенного материала. Один друг советует обратиться к модератору, удалить комментарий, и заблокировать пользователя, другой – ничего не замечать и не предпринимать никаких действий, третий рекомендует написать ответ в том же тоне и стиле (обиду пропускать нельзя и надо отомстить). Что Вы планируете предпринять? Ниже представлены задания (мини-блоки) для последовательного  разрешения проблемной ситуации:  

1) Проанализируйте сайты по критериям релевантности, достоверности информации: https://www.usda.gov/media/blog/2022/05/04/worms-work-recycling-food-waste ; https://www.usda.gov/media/blog/2021/10/07/microlearning-yield-big-results-organic-stakeholders ; https://www.iied.org/blogs/theme/food-and-agriculture ; https://video.farmjournal.com ; https://www.agweb.com/opinion 

2) Для плодотворного межкультурного взаимодействия в цифровой среде, необходимо соблюдать цифровой этикет. Изучите правила цифрового этикета на сайтах: http://www.bbc.co.uk/webwise/guides/about-netiquette ; https://www.doane.edu/oes/student/netiquette ; https://www.lincolnu.edu/web/lu-online/lu-online-for-students/netiquette ; https://www.rasmussen.edu/student-experience/college-life/netiquette-guidelines-every-online-student-needs-to-know/  

Обсудите правила в группах. Являются ли они универсальными, глобальными, подходящими для любой коммуникации? Можно ли проследить национальные черты, характерные для отдельной страны или нации? Что самое значимое для межкультурной цифровой коммуникации? По итогам обсуждения создайте свой собственный свод правил общения в цифровой среде.

3) На сайтах  https://www.usda.gov/https://www.iied.org/blogs/theme/food-and-agriculture ; https://www.agweb.com https://blog.feedspot.com/agriculture_blogs / ; https://ucanr.edu/blogs/food/ https://www.dairyherd.com ; https://www.ncei.noaa.gov прочитайте комментарии к статьям. В отрицательных комментариях проследите, какие  лексические средства проявления речевой агрессии используются наиболее часто: слова негативной семантики, ненормативная лексика, оскорбительные слова и выражения, эрративы, аббревиатуры и акронимы, графические средства. Какие нарушения грамматики и стиля Вы заметили? Какие тактики используются чаще всего – обвинения, оскорбления, иронии, издевки? Часто ли проявляется агрессия по национальному, этническому, расовому признаку? 

4) Найдите блог, где публикуются материалы в области Ваших научных и профессиональных интересов, либо видеосюжет или видеоролик. Прочитайте интересующую Вас статью (просмотрите или прослушайте текст), выделяя основную и вспомогательную информацию, выпишите главный тезис и аргументы. Найдите лексические и стилистические средства, позволяющие проследить логику изложения автора. Запишите, какие вопросы Вы бы хотели задать автору. Напишите отрицательный комментарий к статье, следуя правилам сетевого этикета, используя тактики вежливого несогласия и совета, и положительный с использованием тактик комплимента и похвалы. В отрицательном комментарии в вежливой форме обоснуйте свою точку зрения на основе аргументов. В положительном комментарии выделите 2-3 позиции автора, с которыми вы согласны, дополните своим аргументами. 

Целесообразно также использовать методические приемы рефлексивного слушания для развития у студентов умений конструктивного воздействия на межкультурный конфликт в процессе изучения иностранных языков:

– задайте уточняющие вопросы;

– резюмируйте высказывание партнера по коммуникации, развивая и продолжая его мысль;

– используйте «смягчающие» слова и фразы;

– используйте безличные формы выражения отрицательной оценки;

– критикуя, используйте «Я-сообщения» вместо «Ты-сообщений»;

– используйте алгоритм конструктивной критики: 1) положительная оценка; 2) безоценочное описание того, что, на ваш взгляд, необходимо исправить с обязательным изложением своих аргументов; 3) конструктивное предложение.

Стоит отметить, что нет необходимости искусственно создавать ситуации не-диалога культур – речевая агрессия присутствует практически во всех сетевых сообществах, наша задача – вооружить студентов умениями и тактиками бесконфликтного поведения в своей будущей образовательной и профессиональной деятельности. 

Таким образом, развитие у студентов вузов способности осуществлять межкультурное взаимодействие в профессиональной и академической сфере является одной из насущных потребностей современного человека. Взаимодействие между представителями разных культур в современной поликультурной  цифровой  среде не всегда проходит в русле диалога культур, все чаще мы сталкиваемся с ситуациями не-диалога культур, что необходимо учитывать при развитии межкультурной компетентности студентов вуза.