Программа
по внеурочной деятельности для обучающихся с ЗПР
«Краеведение»
(срок реализации 1 год)
Разработана
Лысаковской М.В.
учителем начальных классов
2018 год
Пояснительная записка
1.Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс
Актуальность программы
Дети с ограниченными возможностями здоровья иначе, чем их нормально развивающиеся сверстники, воспринимают социальный мир и функционируют в нём: неадекватно, некритично, часто инфантильно. В связи с этим проблема патриотического воспитания у этих детей приобретает особую актуальность. Неоценимым источником развития и воспитания личности являются инновационные формы внеучебной деятельности, среди которых следует особо выделить краеведение.
Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств обучающихся с ЗПР, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. Малая Родина ребёнка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места поселка, района, края. Исходя из особенностей обучающихся, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу.
Практическая значимость
В итоге концу учебного года у каждого обучающегося, посещающего внеурочные занятия получится самодельная «книга» формата А4 о Хабаровском крае, содержащая рисунки, фотографии, стихотворения, интересную информацию, фотоотчеты об экскурсиях, творческие проекты, рефлексию. Материалы проекта обучающиеся могут использовать при подготовке к урокам окружающего мира и других. Краеведческий материал можно применять в разных формах и на разных этапах урока.
Помимо повышения мотивации учебной деятельности, включение в уроки материалов о родном крае имеет и другое значение: социализация личности ученика; повышение уровня духовно-нравственной культуры; воспитание патриотических чувств, любви к “малой родине”.
Новизной данной программы является ориентация на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения. Данная учебная программа сориентирована не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное их участие в процессе её освоения и применения. Программа обеспечивает содержательную преемственность краеведческой деятельности обучающихся в начальной и основной школе.
Программа ориентирована на обучающихся 4 класса с ЗПР, осваивающих АОП НОО (вариант 7.2.) и разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. №1598), примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР; адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития Муниципального общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы №1 поселка Эльбан Амурского муниципального района Хабаровского края, программы внеурочной деятельности «Мой родной край», автор Мазаева Наталья Витальевна.
- Цель и задачи программы
Цель программы: формирование основ этнического самосознания младшего школьника. Задачи программы:
образовательные: познакомить ребят с многонациональным составом населения Хабаровского края, культурными учреждениями района, природой, историей возникновения и развития Малой Родины;
развивающие: развивать познавательные способности; кругозор обучающихся; общеучебные умения и навыки; развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки; развивать интерес к изучению истории Хабаровского края.
воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Направление: духовно-нравственное.
Программа рассчитана на обучающихся 4 классов по АООП НОО ЗПР.
Планируемые результаты освоения курса.
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 4) овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
5) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
7) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
8) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи;
10) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
1) самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
2) самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях;
3) определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно;
4)определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя;
5)определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов;
6)корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе;
7)использовать в работе литературу, инструменты, приборы;
8)оценка своего задания по заранее представленным параметрам.
Познавательные УУД:
1)ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
2)самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;
отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; 3)извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.); 4)представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ; 5)анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Коммуникативные УУД:
1)участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
2)оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых
ситуаций;
3)читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;
4)выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
5)отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
6)критично относиться к своему мнению;
7)понимать точку зрения другого;
8)участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Предметные результаты:
1) формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни, т.е. подготовка и проведение
народных игр; получение элементарных представлений о взаимосвязи здоровья физического и нравственного на примере традиционной культуры народов, проживающих в Хабаровском крае;
2) формирование и воспитание ценностного отношения к природе, т.е. усвоение элементарных
представлений о народных традициях бережного отношения к природе в культуре народов нашего
края; получение опыта эмоционально-чувственного взаимодействия с природой в ходе прогулок,
экскурсий, наблюдения за природой;
3)формирование и воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об этических ценностях, т.е. получение элементарных представлений о художественных ценностях культур народов Хабаровского края, в ходе встреч с творческими
людьми своего населённого пункта, в ходе экскурсий в музей ЦСК «Родник», выставок и
др., обучение наблюдать и видеть прекрасное в окружающем мире, понимать и выражать красоту
через художественные образы; получение первоначального опыта самореализации в различных
видах творческой деятельности.
Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что программа предусматривает формирование в ходе занятий у обучающихся с ЗПР следующих способностей: рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности); моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Конечным продуктом является создание обучающимися проекта «Книга «Мой Хабаровский край». После окончания курса обучающиеся должны уметь: 1)самостоятельно выполнять данное учителем задание; 2)проявлять собственную активность в получении знаний; 3)уметь контролировать собственные действия в ходе выполнения задания. Формы контроля: разноуровневые тестовые работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защита творческих и исследовательских проектов. Проверка результатов может проходить также в форме игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.), собеседований (индивидуальное и групповое), опросников, проведения самостоятельных работ репродуктивного характера.
Критерии оценки:
Низкий уровень
1 уровень. Удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок и т.п., элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в мероприятиях.
Средний уровень
2 уровень. Достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень
3 уровень. Свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований, выявлять причины, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять
полученную информацию на практике.
Критериями эффективности программы являются (фиксируются в процессе наблюдения освоения учащимися программы): изменение ценностных установок обучающихся, увеличение досуговой занятости обучающихся, мотивация на саморазвитие, повышение коммуникативной компетентности,
активность и продуктивность обучающихся в деятельности, как в образовательном процессе, так и внеклассной и внешкольной деятельности (отслеживается психологом, либо выявляется в процессе беседы с классным руководителем).
Режим занятий: программа рассчитана на 68 учебных часов, 2 часа в неделю. Возраст: 10 – 11 лет. Длительность занятий: в 4 классе – 40 минут.
Содержание учебного курса
Тема 1. Введение. (1ч.) Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края. Тема 2. Практическая работа. Оформление «странички» «По родному краю». (1 ч.) Тема 3. «Мой край на карте Родины».(1 ч.) 1.Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.
2. Творческая работа “Загадочный мир названий”. Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания. Тема 4. Практическая работа. Оформление «странички» «Географическое положение Хабаровского края». (1 ч.) Тема 5. Наши «соседи». (1 ч.) Тема 6.Практическая работа. Оформление «странички» «Наши «соседи». (1 ч.) Тема 7. Мой район – Амурский. (1 ч.) Тема 8.Практическая работа. Оформление «странички» «Мой район». (1 ч.) Тема 9.Дом, в котором я живу моя улица, мой поселок. (1 ч.) Урок-экскурсия по улицам поселка. Учащиеся знакомятся с названием улиц, расположением домов. Знакомство с историческим центром города, архитектурными объектами старого центра, памятниками.
Форма контроля: эссе, сочинение “Прогулка по улицам моего поселка”. Тема 10. Практическая работа. Оформление «странички» «Мой поселок». (1 ч.) Тема 11. Дом, в котором я живу моя улица, мой поселок. Моя школа. (1 ч.) Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (знакомство с материалами школьного музея).
Поисково – исследовательская работа в группах: «Знаменитые выпускники». Работа в школьном музее. Тема 12. Практическая работа. Оформление «странички» «Мой поселок. Моя школа». (1 ч)
Тема 13: “Природа нашего края” (1ч) 1. Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир Хабаровского края.
Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу. 2. Памятники природы края.
3.Объекты природы своей района.
4. Климат. Климатическая область расположения края; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду.
Тема 14: Практическая работа. Оформление «странички» «Природа нашего края». (1 ч) Практические работы: определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего поселка; анализ по данным календаря погоды; составление “розы ветров” за месяц и за сезон; выводы о различиях в климате на территории края, района (наиболее благоприятные территории в климатическом отношении). Тема 15:Растительный мир нашего края. (1ч) Тема 16: Практическая работа. Оформление «странички» «Растительный мир нашего края». (1 ч.) Тема 17.Животный мир нашего края. (1 ч.) Тема 18.Практическая работа. Оформление странички «Животный мир нашего края» (1 ч.)
Тема 19.Животные и растения Красной книги. (1 ч.)
Тема 20.Практическая работа. Оформление странички «Животные и растения Красной книги». (1 ч.) Творческая работа: создание мини – Красной книги района. Тема 21.Водоемы нашего края. (1 ч.)
Тема 22.Практическая работа. Оформление странички «Водоемы нашего края». (1 ч.)
Тема 23.Обитатели водоемов. (1 ч.)
Тема 24.Практическая работа. Оформление странички «Обитатели водоемов». (1 ч.)
Тема 25.Конкурс знатоков «Природа нашего края» (1 ч.)
Тема 26.Практическая работа. Оформление странички «Знаешь ли ты свой край?» (1 ч.)
Тема 27.Что дает наш край стране. (1 ч.)
Тема 28.Практическая работа. Оформление странички «Что дает наш край стране» (1 ч.)
Тема 29.Что дает наш край стране. Предприятия района. (1 ч.) 1. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством края, района, поселка, его предприятиями, их история.
2. Экскурсии на предприятия.
3. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда. Форма контроля: сочинение-рассуждение “Что дает наш край стране”.
Тема 30.Практическая работа. Оформление странички «Что дает наш край стране. Предприятия района». (1 ч.)
Тема 31.Что дает наш край стране. Предприятия поселка. (1 ч.)
Тема 32. Практическая работа. Оформление странички «Что дает наш край стране. Предприятия поселка». (1 ч.) Тема 33. Наш край богат талантами.(2 ч.). Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.
Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.
Экскурсии – в музей ЦСК «Родник»; посещение творческих выставок земляков.
Тема 34.Практическая работа. Оформление странички « Наш край богат талантами» (2 ч).
Тема 35.Наш край богат талантами.
Тема 36.Практическая работа. Оформление странички « Наш край богат талантами»
Тема 37.Символика нашего края. (2 ч).
Тема 38.Практическая работа. Оформление странички « Символика нашего края» (2ч).
Тема 39.Символика нашего края. Лекция по геральдике.
Тема 40. Практическая работа. Оформление странички « Символика нашего края»
Тема 41. Я и моя семья. (2 ч).
Тема 42. Проект «Семейное дерево» (1 ч.)
Тема 43. Я и моя семья. Герб семьи.
Тема 44. Практическая работа. Оформление странички « Я и моя семья. Герб семьи» (1 ч). Творческая работа по созданию символа (герба) своей семьи. Тема 45. Коренные малочисленные народы Хабаровского края. (2 ч).
Тема 46. Практическая работа. Оформление странички « Коренные малочисленные народы Хабаровского края». (2 ч).
Тема 47. Коренные малочисленные народы Хабаровского края.
Тема 48. Практическая работа. Оформление странички « Коренные малочисленные народы Хабаровского края»
Тема 49. Птицы открывают весну.(1ч)
Тема 50. Практическая работа. Оформление странички « Птицы Хабаровского края» (1ч)
Тема 51.Птицы Хабаровского края. (1ч)
Тема 52. Практическая работа. Оформление странички « Птицы Хабаровского края» (1ч)
Тема 53. «Что? Где? Когда?» (1ч)
Тема 54. Творческая страничка. (1ч)
Тема 55. Города Хабаровского края (2ч).
Тема 56. Практическая работа. Оформление странички « Города Хабаровского края» (2ч).
Тема 57. Города Хабаровского края
Тема 58. Практическая работа. Оформление странички « Города Хабаровского края»
Тема 59. Памятные места Хабаровского края(1ч)
Тема 60. Практическая работа. Оформление странички « Памятные места Хабаровского края» (1ч)
Тема 61. 7 чудес Хабаровского края(1ч)
Тема 62. Практическая работа. Оформление странички «7 чудес Хабаровского края» (1ч)
Тема 63. Наш край в годы ВОв(2ч). Форма занятия: видеоурок, беседа. 1. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.
2. Творческая работа “Расскажи о своем герое”. Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.
3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.
4. Экскурсия в места боевой славы. Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали”.
Тема 64. Практическая работа. Оформление странички « Наш край в годы ВОв» (2ч).
Тема 65. Наш поселок в годы ВОв
Тема 66. Практическая работа. Оформление странички «Наш поселок в годы Вов»
Тема 67. Итоговое занятие. Защита проектов (1ч)
Тема 68. Брейн-ринг. (1ч)
Виды внеурочной деятельности:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- художественное творчество;
- социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
- туристско-краеведческая деятельность.
Формы организации деятельности.
Формы и методы работы на занятиях:
– словесные методы: рассказ, беседа, сообщения – эти методы способствуют обогащению теоретических знаний обучающихся, являются источником новой информации;
– наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления обучающихся;
– практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся с ЗПР, специфику программы «Краеведение» необходимо использование таких формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи, практические работы, мини – проекты. Такие формы работы позволяют обучающимся почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации занятий заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Целесообразно проведение экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии
Тематическое планирование.
Тема | Количество часов | всего часов | |||
теория | практика | экскурсии | массовые мероприятия | ||
1. Введение | 1 | – | – | – | 2 |
2. Практическая работа. Оформление «странички» «По родному краю» | – | 1 | – | – | |
3. Мой край на карте Родины | 1 | – | – | 2 | |
4.Практическая работа. Оформление «странички» «Географическое положение Хабаровского края» | – | 1 | – | – | |
5. Наши «соседи». | 1 | – | – | – | 2 |
6.Практическая работа. Оформление «странички» «Наши «соседи» | – | 1 | – | – | |
7. Мой район – Амурский. | 1 | – | – | – | 2 |
8.Практическая работа. Оформление «странички» «Мой район». | – | 1 | – | – | |
9.Дом, в котором я живу, моя улица, мой поселок | 1 | – | – | – | 4 |
10.Практическая работа. Оформление странички «Мой поселок» | – | – | 1 | – | |
11. Дом, в котором я живу моя улица, мой поселок. Моя школа. | – | – | 1 | – | |
12. Практическая работа. Оформление странички «Мой поселок. Моя школа» | – | 1 | – | – | |
13. Природа нашего края | 1 | – | – | – | 2 |
14. Практическая работа. Оформление странички «Природа нашего края» | – | 1 | – | – | |
15.Растительный мир нашего края | 1 | – | – | – | 2 |
16. Практическая работа. Оформление странички «Растительный мир нашего края» | – | 1 | – | – |
17.Животный мир нашего края. | 1 | – | – | – | 4 |
18.Практическая работа. Оформление странички «Животный мир нашего края» | – | 1 | – | – | |
19.Животные и растения Красной книги. | 1 | – | – | – | |
20.Практическая работа. Оформление странички «Животные и растения Красной книги». | – | 1 | – | – | |
21.Водоемы нашего края. | 1 | – | – | – | 4 |
22.Практическая работа. Оформление странички «Водоемы нашего края». | – | 1 | – | – | |
23.Обитатели водоемов. | 1 | – | – | – | |
24.Практическая работа. Оформление странички «Обитатели водоемов». | – | 1 | – | – | |
25.Конкурс знатоков «Природа нашего края» | – | – | – | 1 | 1 |
26.Практическая работа. Оформление странички «Знаешь ли ты свой край?» | – | 1 | – | – | 1 |
27.Что дает наш край стране. | 1 | – | – | – | 6 |
28.Практическая работа. Оформление странички «Что дает наш край стране» | – | 1 | – | – | |
29.Что дает наш край стране. Предприятия района. | – | – | 1 | – | |
30.Практическая работа. Оформление странички «Что дает наш край стране. Предприятия района». | – | 1 | – | – | |
31.Что дает наш край стране. Предприятия поселка. | 1 | – | – | – | |
32. Практическая работа. Оформление странички «Что дает наш край стране. Предприятия поселка». | – | 1 | – | – |
33. Наш край богат талантами. | 1 | – | – | – | 4 |
34.Практическая работа. Оформление странички « Наш край богат талантами» | – | 1 | – | – | |
35.Наш край богат талантами. | – | – | 1 | – | |
36.Практическая работа. Оформление странички « Наш край богат талантами» | – | 1 | – | – | |
37.Символика нашего края. | 1 | – | – | – | 4 |
38.Практическая работа. Оформление странички « Символика нашего края» | – | 1 | – | – | |
39.Символика нашего края. | 1 | – | – | – | |
40. Практическая работа. Оформление странички « Символика нашего края» | – | 1 | – | – | |
41. Я и моя семья. | 1 | – | – | – | 4 |
42. Проект «Семейное дерево» | – | 1 | – | – | |
43. Я и моя семья. Герб семьи. | 1 | – | – | – | |
44. Практическая работа. Оформление странички « Я и моя семья. Герб семьи» | – | 1 | – | – | |
45. Коренные малочисленные народы Хабаровского края. | 1 | – | – | – | 4 |
46. Практическая работа. Оформление странички « Коренные малочисленные народы Хабаровского края» | – | 1 | – | – | |
47. Коренные малочисленные народы Хабаровского края. | 1 | – | – | – | |
48. Практическая работа. Оформление странички « Коренные малочисленные народы Хабаровского края» | – | 1 | – | – | |
49. Птицы открывают весну. | 1 | – | – | – | 4 |
50. Практическая работа. Оформление странички « Птицы Хабаровского края» | – | 1 | – | – | |
51.Птицы Хабаровского края. | 1 | – | – | – | |
52. Практическая работа. Оформление странички « Птицы Хабаровского края» | – | 1 | – | – | |
53. «Что? Где? Когда?» | 1 | – | – | – | |
54. Творческая страничка. | – | 1 | – | – |
55. Города Хабаровского края | 1 | – | – | – | 4 |
56. Практическая работа. Оформление странички « Города Хабаровского края» | – | 1 | – | – | |
57. Города Хабаровского края | 1 | – | – | – | |
58. Практическая работа. Оформление странички « Города Хабаровского края» | – | 1 | – | – | |
59. Памятные места Хабаровского края | 1 | – | – | – | 2 |
60. Практическая работа. Оформление странички « Памятные места Хабаровского края» | – | 1 | – | – | |
61. 7 чудес Хабаровского края | 1 | – | – | – | 2 |
62. Практическая работа. Оформление странички «7 чудес Хабаровского края» | – | 1 | – | – | |
63. Наш край в годы ВОв | 1 | – | – | – | 2 |
64. Практическая работа. Оформление странички « Наш край в годы ВОв» | – | 1 | – | – | |
65. Наш поселок в годы ВОв | – | – | 1 | – | 2 |
66. Практическая работа. Оформление странички «Наш поселок в годы Вов» | – | 1 | – | – | |
67. Итоговое занятие. Защита проектов. | 1 | – | – | – | 1 |
68. Брейн-ринг. | – | 1 | – | – | 1 |
С целью отслеживания результатов и удовлетворенности качеством программы возможно применение методики изучения отношения к учебным предметам Г.Н. Казанцевой.
Методика изучения отношения к учебным предметам Г.Н. Казанцевой.
Раздел 1. Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые
а)любимые
б)нелюбимые
Раздел 2. Подчеркни причины, характеризующие твое отношение к предмету. Допиши недостающие.
Люблю предмет потому, что:
|
Не люблю предмет потому, что:
|
Раздел 3. Почему ты вообще учишься? Подчеркни наиболее соответствующий этому вопросу ответ или допиши недостающий.
- Это мой долг.
- Хочу стать грамотным.
- Хочу быть полезным гражданином.
- Не хочу подводить свой класс.
- Хочу быть умным и эрудированным.
- Хочу добиться полных и глубоких знаний.
- Хочу научиться самостоятельно работать.
- Все учатся и я тоже.
- Родители заставляют.
- Нравится получать хорошие оценки.
- Чтоб похвалил учитель.
- Чтобы товарищи со мной дружили.
- Для расширения умственного кругозора.
- Классный руководитель заставляет.
- Хочу учиться.
Обработка результатов
Первый раздел составлен с целью выявления предпочитаемых учебных предметов, второй — причин предпочтительного отношения к ним, третий – для выяснения того, почему ученик вообще учится, какие мотивы преобладают (мировоззренческие, общественные, практически значимые, личностные и др.), на основе чего делается соответствующий вывод о ведущих мотивах, лежащих в основе положительного или отрицательного отношения к отдельным предметам и к учению в целом.
Список литературы
- Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения.-М., 2005..
- Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.-М.:Просвещение,1973.
- Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников.-М.,1993.
4.Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. [Текст] / Д.В. Григорьев// Стандарты нового поколения: Пособие для учителя. – М. : Просвещение, 2011. – С.224
5.Ефимова С.А. Адаптированная рабочая программа по краеведению вариант 7.2 (базовый уровень). 6.Посмитная С. Л. «Я — дальневосточник». Региональное учебно-игровое пособие для младших школьников.
7.Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности интегрированный курс «краеведение». 8.Учебник-хрестоматия по Дальневосточной литературе для 3 – 4 классов «Лукошко», составитель М. Н. Ходаковская