«Технология ТРИЗ в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

ФИО: Дубковская К.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1610
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: «Технология ТРИЗ в работе с детьми младшего дошкольного возраста»
Итоговая оценка: 2 место,  70 баллов(-а)



МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 25»

660131, г. Красноярск, ул. Воронова, д. 26; тел.(391)220-29-09, (391)220-39-02; e-mail: mbdou25@list.ru,

ОГРН 1022402484510; ИНН/КПП 2465040747/246501001

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Технология ТРИЗ в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Разработал: Дубковская Кристина Алексеевна,

воспитатель МАДОУ №25

Красноярск, 2022

Паспорт педагогического проекта

 

Тема проекта Технология ТРИЗ в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Вид проекта Исследовательский, практико – ориентированный.
Актуальность проекта Одной из главных задач ФГОС ДО является сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала.

Именно технология ТРИЗ представляет собой систему игровых занятий и задач, направленную, в первую очередь, на развитие творческого мышления. Кроме того, эта технология дает возможность повысить эффективность стандартной образовательной программы. Воображение интенсивно формируется с 3–4 лет. Творческие способности крепко связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка. ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, технология позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, и принцип природосообразности, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО. 

Цель проекта Формирование представлений педагогов в области применения ТРИЗ технологии для воспитания творческих способностей детей младшего дошкольного возраста, повышение профессионального уровня.
Проблемный вопрос Можно ли применять ТРИЗ для детей младшего дошкольного возраста? Повысится ли уровень творческого потенциала детей?
Задачи проекта – изучить методическую и педагогическую литературу;

– подобрать информацию из интернет-ресурсов;

– диагностировать уровень развития творческого потенциала детей 2 младшей группы

– разработать план мероприятий с применением ТРИЗ технологии;

– подобрать, изготовить дидактические игры для детей с применением ТРИЗ;

– разработать конспект и организовать   наблюдение во время прогулки, дидактические игры, образовательную деятельность с применение ТРИЗ технологии;

– провести театрализованную игру «сказка по вопросам» направленную на обогащение словарного запаса, развитие воображения и творческих способностей;

– провести работу с родителями, направленную на получение ими новых знаний для развития и формирования творческой личности, с дальнейшей целью использования их для совместной деятельности со своими детьми

– принять участие в системе методической работы в ДОУ с представлением презентации ТРИЗ технологии, использование ее на практике;

– обобщить собственный опыт педагогической деятельности по теме.

Продукт проекта Комплекс методических и дидактических разработок в области применения ТРИЗ технологии с детьми младшего дошкольного возраста для воспитателей и др. педагогических работников

 

Сроки реализации 17.11.2022 – 02.12.2022 (краткосрочный)

 

Подготовительный этап:

 

Дата Мероприятия, инициированные воспитателем Материально-техническое и дидактическое обеспечение проекта Риски Результаты
17.11.22 Изучение методической и педагогической литературы;

подборка информации из интернет-ресурсов.

Книги, интернет Большой объем не систематизированной информации Сформированные представления о ТРИЗ технологии, разработан план мероприятий с детьми второй младшей группы
18.11.22 Разработка комплекса мероприятий для организации разных видов деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Дидактические игры, дидактические упражнения, атрибуты Соблюдения условия «подгруппности»  Разработан комплекс мероприятий, направленный на работу с применением ТРИЗ технологии
Диагностика уровня развития творческого потенциала детей 2 младшей группы МЕТОДИКА «СКЛАДНАЯ КАРТИНКА» (авторы: В. Синельников, В. Кудря)

Основание

Умение видеть целое раньше частей. (Быстрота)

Цель. Определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.

Воспитатель, дети. Выявлен уровень творческого потенциала детей 2 младшей группы на начало реализации проекта

 

Основной этап:

 

Дата Мероприятия Содержание деятельности Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии Промежуточные результаты
21.11.22 Настольная игра «Круги Луллия» Ребенку предстоит найти соотношение между предметами, посредством прокручивания верхнего и нижнего круга. Воспитатель, дети Формируется способность составлять логические связи между предметами; пополняется словарный запас, происходит ознакомление с окружающими предметами
21.11.22 Прогулка

наблюдение с использованием «кольца наблюдения»

1.Знакомство с «кольцом наблюдения», инструктаж по его использованию.

2. Дети, по очереди, при помощи «Кольца наблюдения», находят объект ёлку. В следующем секторе изображается силуэт руки. Помощник Умной головы – Рука узнаёт рельеф этого объекта; Глаз – цвет этого объекта; Нос – запах этого объекта.

3.Любуемся елью, водим вокруг нее хоровод.

Воспитатель, дети Дети формируют представление о дереве «Ель»; научились определять наличие признака «части» у объекта ёлка; узнали значение признака «рельеф»; закрепили способность определять наличие признака «цвет» у объекта; научились определять наличие признака «запах» у объекта ёлка.
21.11.22 Д/и «Гирлянда» (метод фокальных объектов) Воспитатель предлагает стартовое слово.

Например, ЛЯГУШКА. И задает детям вопрос о свойствах, действиях этого объекта.

– Лягушка какая?

Ребенок отвечает: – Зеленая.

От этого слова вновь ставится вопрос. Например:

– Зеленая кто (что)?

Ребенок отвечает: – Трава.

– Трава что делает? (растет)

– Растет что (кто)? (ребенок)

– Ребенок какой? (веселый)

– Веселый кто бывает? (клоун)

– Клоун что делает? (смеется)

И т.д.

Воспитатель, дети Формируется умение строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов
22.11.22 Театрализованная игра «сказка по вопросам» Играет группа детей. Каждый по очереди (по кругу) должен ответить на свой вопрос, продолжая сюжет общей истории. Вопросы: Где происходит действие? Кто главный герой? Где он находится? Что делает? Куда идет? Кого встречает? Что сказал? Что ему ответили? Чем все окончилось? Придумай окончание сказки. Воспитатель, дети. Обогащается активный словарный запас; развивается воображение; формируются творческие способности.
23.11.22 НОД речевое развитие «Составление рассказа по картине «Здравствуй, синичка!» с элементами ТРИЗ 1.К детям прилетает последний осенний листочек с посланием от синички, ее фотографией и просьбой придумать рассказ о ней и ее друзьях.

2. Д/и «Противоположности»

3. Фотография оказывается заколдована и на ней не видно изображения, чтобы ее расколдовать нужно поиграть в игру «Хорошо – плохо»; затем рассказать стишок с движениями про синицу; Упражнение «Ветерок» – формирование направление воздушной струи;

4. Картина появляется, воспитатель задает наводящие вопросы, дети – отвечают. Совместно составляют рассказ, который пересказывает 2 – 3 человека.

5.Проблемная ситуация: «Как мы поможем синичке перезимовать в городе?» (насыпаем корм в кормушки по периметру детского сада) 

Дети, воспитатель У детей формируется способность отвечать на вопросы по содержанию картины, составлять

рассказ;

развивается лексическая сторона речи;

развивается умение формировать направление воздушной струи;

закрепляются знания о явлениях поздней осени.

23.11.22 Д/и «Чем мы похожи» Дети выбирают себе по одному объекту (мяч, игрушка, камешек, палка, листик и т.д.) и говорят, чем один похож на другой.

Дети находят сходства:

по запаху; цвету; вкусу; ощущению на ощупь; по сходным частям; размеру; функции; месту применения;

Дети, воспитатель Дети формируют представление об объектах, обучаются сравнению разнообразных систем. Пополнили словарный запас.
Повторная диагностика уровня развития творческого потенциала детей младшего дошкольного возраста МЕТОДИКА «СКЛАДНАЯ КАРТИНКА» (авторы: В. Синельников, В. Кудря)

Основание

Умение видеть целое раньше частей. (Быстрота)

Цель. Определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.

Воспитатель, дети Выявлена динамика развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста
24.11.22 Гостиная для родителей
  1. Вступительное слово
  2. Краткая презентация ТРИЗ технологии.
  3. Динамика уровня развития творческого потенциала у детей
  4. Представление игровых упражнений, для последующего их использования с детьми
  5. Рефлексия.
Родители, воспитатель родители получат новые знания для развития и формирования творческой личности, будут использовать их для совместной деятельности со своими детьми

 

Заключительный этап:

 

Дата Итоговые мероприятия Содержание Участники Результаты/перспективы
25.11.22 Выступление на методическом совете в ДОУ Представление презентации ТРИЗ технологии, использование ее на практике, подведение итогов Старший воспитатель, педагоги Использование данной практики для педагогов