МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 25»
660131, г. Красноярск, ул. Воронова, д. 26; тел.(391)220-29-09, (391)220-39-02; e-mail: mbdou25@list.ru,
ОГРН 1022402484510; ИНН/КПП 2465040747/246501001
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Технология ТРИЗ в работе с детьми младшего дошкольного возраста»
Разработал: Дубковская Кристина Алексеевна,
воспитатель МАДОУ №25
Красноярск, 2022
Паспорт педагогического проекта
Тема проекта | Технология ТРИЗ в работе с детьми младшего дошкольного возраста |
Вид проекта | Исследовательский, практико – ориентированный. |
Актуальность проекта | Одной из главных задач ФГОС ДО является сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала.
Именно технология ТРИЗ представляет собой систему игровых занятий и задач, направленную, в первую очередь, на развитие творческого мышления. Кроме того, эта технология дает возможность повысить эффективность стандартной образовательной программы. Воображение интенсивно формируется с 3–4 лет. Творческие способности крепко связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка. ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, технология позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, и принцип природосообразности, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО. |
Цель проекта | Формирование представлений педагогов в области применения ТРИЗ технологии для воспитания творческих способностей детей младшего дошкольного возраста, повышение профессионального уровня. |
Проблемный вопрос | Можно ли применять ТРИЗ для детей младшего дошкольного возраста? Повысится ли уровень творческого потенциала детей? |
Задачи проекта | – изучить методическую и педагогическую литературу;
– подобрать информацию из интернет-ресурсов; – диагностировать уровень развития творческого потенциала детей 2 младшей группы – разработать план мероприятий с применением ТРИЗ технологии; – подобрать, изготовить дидактические игры для детей с применением ТРИЗ; – разработать конспект и организовать наблюдение во время прогулки, дидактические игры, образовательную деятельность с применение ТРИЗ технологии; – провести театрализованную игру «сказка по вопросам» направленную на обогащение словарного запаса, развитие воображения и творческих способностей; – провести работу с родителями, направленную на получение ими новых знаний для развития и формирования творческой личности, с дальнейшей целью использования их для совместной деятельности со своими детьми – принять участие в системе методической работы в ДОУ с представлением презентации ТРИЗ технологии, использование ее на практике; – обобщить собственный опыт педагогической деятельности по теме. |
Продукт проекта | Комплекс методических и дидактических разработок в области применения ТРИЗ технологии с детьми младшего дошкольного возраста для воспитателей и др. педагогических работников
|
Сроки реализации | 17.11.2022 – 02.12.2022 (краткосрочный) |
Подготовительный этап:
Дата | Мероприятия, инициированные воспитателем | Материально-техническое и дидактическое обеспечение проекта | Риски | Результаты |
17.11.22 | Изучение методической и педагогической литературы;
подборка информации из интернет-ресурсов. |
Книги, интернет | Большой объем не систематизированной информации | Сформированные представления о ТРИЗ технологии, разработан план мероприятий с детьми второй младшей группы |
18.11.22 | Разработка комплекса мероприятий для организации разных видов деятельности с детьми младшего дошкольного возраста | Дидактические игры, дидактические упражнения, атрибуты | Соблюдения условия «подгруппности» | Разработан комплекс мероприятий, направленный на работу с применением ТРИЗ технологии |
Диагностика уровня развития творческого потенциала детей 2 младшей группы | МЕТОДИКА «СКЛАДНАЯ КАРТИНКА» (авторы: В. Синельников, В. Кудря)
Основание Умение видеть целое раньше частей. (Быстрота) Цель. Определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения. |
Воспитатель, дети. | Выявлен уровень творческого потенциала детей 2 младшей группы на начало реализации проекта | |
Основной этап:
Дата | Мероприятия | Содержание деятельности | Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии | Промежуточные результаты |
21.11.22 | Настольная игра «Круги Луллия» | Ребенку предстоит найти соотношение между предметами, посредством прокручивания верхнего и нижнего круга. | Воспитатель, дети | Формируется способность составлять логические связи между предметами; пополняется словарный запас, происходит ознакомление с окружающими предметами |
21.11.22 | Прогулка
наблюдение с использованием «кольца наблюдения» |
1.Знакомство с «кольцом наблюдения», инструктаж по его использованию.
2. Дети, по очереди, при помощи «Кольца наблюдения», находят объект ёлку. В следующем секторе изображается силуэт руки. Помощник Умной головы – Рука узнаёт рельеф этого объекта; Глаз – цвет этого объекта; Нос – запах этого объекта. 3.Любуемся елью, водим вокруг нее хоровод. |
Воспитатель, дети | Дети формируют представление о дереве «Ель»; научились определять наличие признака «части» у объекта ёлка; узнали значение признака «рельеф»; закрепили способность определять наличие признака «цвет» у объекта; научились определять наличие признака «запах» у объекта ёлка. |
21.11.22 | Д/и «Гирлянда» (метод фокальных объектов) | Воспитатель предлагает стартовое слово.
Например, ЛЯГУШКА. И задает детям вопрос о свойствах, действиях этого объекта. – Лягушка какая? Ребенок отвечает: – Зеленая. От этого слова вновь ставится вопрос. Например: – Зеленая кто (что)? Ребенок отвечает: – Трава. – Трава что делает? (растет) – Растет что (кто)? (ребенок) – Ребенок какой? (веселый) – Веселый кто бывает? (клоун) – Клоун что делает? (смеется) И т.д. |
Воспитатель, дети | Формируется умение строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов |
22.11.22 | Театрализованная игра «сказка по вопросам» | Играет группа детей. Каждый по очереди (по кругу) должен ответить на свой вопрос, продолжая сюжет общей истории. Вопросы: Где происходит действие? Кто главный герой? Где он находится? Что делает? Куда идет? Кого встречает? Что сказал? Что ему ответили? Чем все окончилось? Придумай окончание сказки. | Воспитатель, дети. | Обогащается активный словарный запас; развивается воображение; формируются творческие способности. |
23.11.22 | НОД речевое развитие «Составление рассказа по картине «Здравствуй, синичка!» с элементами ТРИЗ | 1.К детям прилетает последний осенний листочек с посланием от синички, ее фотографией и просьбой придумать рассказ о ней и ее друзьях.
2. Д/и «Противоположности» 3. Фотография оказывается заколдована и на ней не видно изображения, чтобы ее расколдовать нужно поиграть в игру «Хорошо – плохо»; затем рассказать стишок с движениями про синицу; Упражнение «Ветерок» – формирование направление воздушной струи; 4. Картина появляется, воспитатель задает наводящие вопросы, дети – отвечают. Совместно составляют рассказ, который пересказывает 2 – 3 человека. 5.Проблемная ситуация: «Как мы поможем синичке перезимовать в городе?» (насыпаем корм в кормушки по периметру детского сада) |
Дети, воспитатель | У детей формируется способность отвечать на вопросы по содержанию картины, составлять
рассказ; развивается лексическая сторона речи; развивается умение формировать направление воздушной струи; закрепляются знания о явлениях поздней осени. |
23.11.22 | Д/и «Чем мы похожи» | Дети выбирают себе по одному объекту (мяч, игрушка, камешек, палка, листик и т.д.) и говорят, чем один похож на другой.
Дети находят сходства: по запаху; цвету; вкусу; ощущению на ощупь; по сходным частям; размеру; функции; месту применения; |
Дети, воспитатель | Дети формируют представление об объектах, обучаются сравнению разнообразных систем. Пополнили словарный запас. |
Повторная диагностика уровня развития творческого потенциала детей младшего дошкольного возраста | МЕТОДИКА «СКЛАДНАЯ КАРТИНКА» (авторы: В. Синельников, В. Кудря)
Основание Умение видеть целое раньше частей. (Быстрота) Цель. Определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения. |
Воспитатель, дети | Выявлена динамика развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста | |
24.11.22 | Гостиная для родителей |
|
Родители, воспитатель | родители получат новые знания для развития и формирования творческой личности, будут использовать их для совместной деятельности со своими детьми |
Заключительный этап:
Дата | Итоговые мероприятия | Содержание | Участники | Результаты/перспективы |
25.11.22 | Выступление на методическом совете в ДОУ | Представление презентации ТРИЗ технологии, использование ее на практике, подведение итогов | Старший воспитатель, педагоги | Использование данной практики для педагогов |