Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательнаяпрограмма в области театрального искусства«Искусство театра»- “Вокальный ансамбль”

ФИО: Вельмова С.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1629
Конкурс: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования детей»
Наименование конкурсной работы: Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области театрального искусства «Искусство театра»- "Вокальный ансамбль"
Итоговая оценка: 1 место,  91 баллов(-а)



Муниципальное  учреждение  дополнительного  образования  детей  «Детская школа искусств №2 имени Народного артиста РСФСР А.Г. Розума» города Ржева Тверской области

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная
программа в области театрального искусства
«Искусство театра»


Предметная область В.00 Вариативная часть
Программа учебного предмета
В.01УП.03


ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ

Разработала

Преподаватель 

Вельмова С. В.

Ржев

2019 г

 

Структура программы учебного предмета

 

  1.       Пояснительная записка
  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
  • Срок реализации учебного предмета
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
  • Сведения о затратах учебного времен
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий
  • Цели и задачи учебного предмета
  • Обоснование структуры учебного предмета «Вокальный ансамбль»
  • Методы обучения
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета


  • Содержание учебного предмета
  • Учебно-тематический план
  • Содержание учебного предмета


  • Требования к уровню подготовки учащихся
  • Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

 

 

  • Формы и методы контроля, система оценок
  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание
  • Критерии оценки


  • Методическое обеспечение учебного процесса


  • Список учебной и методической литературы 

 

  1. Пояснительная записка

 

  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета вариативной части «Вокальный ансамбль» разработана на основе и с учетом  федеральных  государственных  требований  к  дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области «Искусство театра».

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что обучающиеся имеют возможность получить художественно-эстетическую подготовку, что отвечает тенденции развития системы образования.

Главное отличие данной образовательной программы «Вокальный ансамбль» от типовых программ состоит в том, что она значительно расширяет пространство для изучения и восприятия музыки разных стилей и направлений. Воспитание учащихся происходит на лучших образцах академической, народной, а также эстрадной музыки.

Актуальность программы заключается в том, что её реализация даёт обучающимся раннюю профессиональную ориентацию, и, кроме того, помогает оценить свои возможности, познать себя и помочь сформировать личную позицию.

Основа работы – групповое обучение в классе. Это позволяет научить
детей петь вместе, развить их художественное мышление, научить
выразительно исполнять произведение; воспитать у учащихся качества,
необходимые для овладения данным видом искусства.

Групповое обучение и воспитание учащихся осуществляется с
обязательным учетом возрастных особенностей детей, в котором планируется
и прослеживается развитие, как группы, так и каждого ее участника.

 

  1. Срок реализации учебного предмета «Вокальный ансамбль» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 6 лет (с 3 – 8 классы)

Срок реализации учебного предмета «Вокальный ансамбль» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет (с 1 – 5 классы) 

 

3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета «Вокальный ансамбль»

 

Срок обучения 8 лет 5 лет
Количество часов на аудиторные занятия 198 165
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу 99 82,5
Максимальная учебная нагрузка (в часах) 297 247,5

 

4.Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Вокальный ансамбль», на максимальную, самостоятельную
нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

 

Класс 1 2 3 4 5 6 7 8
8 лет обучения
Продолжительность учебных занятий в год (в неделях) 33 33 33 33 33 33
Количество часов на аудиторные занятия в неделю 1 1 1 1 1 1
Количество часов на внеаудиторные занятия (самостоятельная работа) в неделю 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
5 лет обучения
Продолжительность учебных занятий в год (в неделях) 33 33 33 33 33
Количество часов на аудиторные занятия в неделю 1 1 1 1 1
Количество часов на внеаудиторные занятия (самостоятельная работа) в неделю 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5

 

  • Форма проведения учебных  занятий:

Занятия проводятся в групповой форме (от 11 человек) либо в мелкогрупповой форме  (от  4 до 10  человек), продолжительность урока – 40 мин. Основные виды занятий – групповое творчество. 

На определенных этапах разучивания репертуара возможны различные формы занятий. Вокальный ансамбль может быть поделен на группы по партиям, что дает возможность более продуктивно прорабатывать ансамблевые партии, а также уделять внимание индивидуальному развитию каждого ребенка.

 

  1. Цели и задачи учебного предмета

Цели:

  • формирование духовной культуры средствами вокального искусства в интеграции с театром и искусства в целом;
  • приобщение учащихся к вокальному искусству; 
  • способствовать творческой самореализации учащихся посредством ансамблевого исполнительства;
  • овладеть навыками концертных ансамблевых выступлений.

Задачи программы:

образовательные

  • приобретение учениками навыков ансамблевого пения;
  • овладение техникой вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание на опоре, дикционные навыки, навыками четкой и ясной артикуляции, ровности звучания голоса на протяжении всего диапазона голоса);
  • обучение вокально-техническим приёмам 
  • овладение навыками художественной выразительности исполнения, работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей  произведения (фразировкой, нюансировкой,    агогикой, приемами вхождения в музыкальный образ, сценической, мимической выразительности);
  • обучение коллективной работе;
  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений

развивающие

  • развитие слуха, музыкальной памяти, чувства метро-ритма;
  • развитие исполнительской сценической выдержки;
  • развитие художественного вкуса;
  • развитие устойчивого интереса к вокально- исполнительской культуре;
  • духовно- нравственное развитие;
  • развитие слитности звучания голосов, умения слушать других участников
    ансамбля во время исполнения и взаимодействия во время работы над
    произведением

воспитательные

  • воспитание навыков организации работы на уроках во внеурочное время;
  • воспитание навыков самоорганизации и самоконтроля, умению концентрировать внимание, слух, мышление, память;
  • воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении поставленных целей;
  • усвоение нравственных гуманистических норм жизни и поведения;
  • воспитание культурной толерантности через вхождение в музыкальное искусство различных национальных традиций, стилей, эпох.

Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:

  • главным из которых является ансамблевое пение;
  • слушание различных интерпретаций исполнения;
  • движения под музыку;
  • элементы театрализации.

 

  • Обоснование структуры учебного предмета «Вокальный ансамбль»

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса. 

В соответствии с данными направлениями строится раздел программы «Содержание учебного предмета».

 

  • Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
  • наглядный (показ, демонстрация произведения и отдельных частей);
  • практический (упражнения, проработка частей произведения, работа с отдельными голосами, работа над характером произведения, качеством исполнения произведения и т.д.);
  • метод импровизации
  • игровой метод

Программа строится на принципах:

    • систематичности и последовательности;
    • единства художественного и технического развития;
  • индивидуального подхода;
  • успешности;
    • посильной трудности;
  • вариативного подхода;
  • самооценки личности.

В основу программы положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

  • технология развивающего обучения;
  • личностно-ориентированная технология;
  • компетентностно-деятельностного подхода.
  • здоровьесберегающая.
  • игровая


  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

Материально-техническая база школы, соответствующая действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, обеспечивает проведение всех видов практических занятий, предусмотренных учебным планом и программой.

  • учебно-методические пособия
  • наличие специального кабинета (кабинет музыки).
  • наличие репетиционного зала (сцена).
  • фортепиано
  • музыкальный центр
  • записи фонограмм в режиме «+» и «-»
  • микрофоны
  • нотный материал, подборка репертуара, записи аудио, видео, формат CD, MP3 с различными вокальными произведениями, записи выступлений, концертов.

 

  1. Cодержание учебного предмета

 

Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

Музыкальную основу программы составляют произведения для детей и юношества, песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников, мероприятий).

Учитывая то, что наши занятия происходят в рамках театрального отделения, особое место в программе отводится разучиванию музыкальных номеров к постановкам – музыкальным сказкам, спектаклям, которые имеют большое значение для проявления артистических способностей учащихся, их творческой индивидуальности. 

 Программа определяет 2 направления обучения детей: вокально –хоровая работа и концертно-исполнительская деятельность. 

Основное содержание программы позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности – это обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. 

Теоретические знания ориентированы на каждого обучающегося. Это сведения из области теории музыки. Изучение нотной грамоты не определяется как самоцель и не ставится во главу угла. Необходимые теоретические понятия и сведения даются детям в процессе обучения параллельно с изучением нового песенного материала. Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, ритмическим  движениям под музыку, поведению на сцене.

Организация учебного процесса в рамках каждой темы отличается содержанием, видами деятельности, аппаратом контроля, при постепенном усложнении процесса обучения. Педагог свободно управляет учебным процессом и может заменить одно произведение другим. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.

На практике большинство тем являются сквозными, т.е. усваиваются на протяжении всего времени обучения, тем самым хорошо осваивая технику певческого искусства.

По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, т.к. предусматривает тесное взаимодействие музыки, литературы, театра и элементов танца. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности. 

Особое место уделяется концертной деятельности (2 направление программы): обучающиеся исполняют произведения в рамках школьных, городских праздников, посвященных разным памятным датам. Это придает прикладной смысл занятиям. Для лучшего понимания и взаимодействия для исполнения предлагаются полюбившиеся произведения, хиты, «легкая» музыка. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе – игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть природным инструментом – голосом.

 

Выбор репертуара

Вся вокальная работа проводится на доступном учащимся материале с учетом их  индивидуальных качеств и возрастных различий. В задачи педагога входит развитие творческой индивидуальности каждого ученика, культуры исполнения, высокого художественного вкуса.

Песенный репертуар подбирается  с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности школы.

 Подбор программного репертуара осуществляется по следующим принципам:

  • художественная ценность;
  • доступность музыкального и литературного текста;
  • разнообразие жанров и стилей;
  • логика компоновки будущей концертной программы;

 

Форма проведения урока

В организации образовательного процесса предусматриваются различные формы проведения занятий, которые позволяют делать  программу более гибкой и мобильной:

  • учебное групповое  занятие;
  • итоговое занятие;
  • отчётный концерт;
  • участие в концертах, конкурсах, фестивалях;
    • беседа, где излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами;
    • дискуссия (в т.ч. с обсуждением выступлений с видео просмотром);
    • практические занятия;
    • занятие-постановка, репетиция – отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей;
  • самостоятельные работы воспитанников; 
  • выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.

 

  • Учебно – тематический план (8 лет обучения)
п/п № Наименование темы Максимальная

учебная нагрузка

Внеаудиторные

занятия

Аудиторные

занятия

1 год обучения (3 класс)
1 Вводное занятие. Беседа о технике безопасности 1, 5 0, 5 1
2 Правила пения. Прослушивание голосов. Работа над репертуаром. 1, 5 0, 5 1
3 Знакомство с голосовым аппаратом. Певческие голоса и их характеристики. Работа над репертуаром 3 1 2
4 Певческая установка: правильное положение корпуса, головы, плеч, ног и рук. Работа над репертуаром 1, 5 0, 5 1
5 Правильное дыхание при пении.  Работа над репертуаром 3 1 2
6 Унисон.  Интонация. Работа над репертуаром 3 1 2
7 Звуковедение. Округление гласных. Работа над репертуаром 3 1 2
8 Артикуляция.  Принципы артикуляции речи и пения.  3 1 2
9 Средства музыкальной выразительности (ритм, темп, динамика). Работа над репертуаром 3 1 2
10 Итоговое занятие 1, 5 0, 5 1
11 Работа над дикцией: – гласные звуки; – свистящие звуки, шипящие звуки    сонорные звуки: скороговорки и упражнения  на чёткость дикции; фонопедические  упражнения. Работа над репертуаром 6 2 4
12 Работа над музыкальными номерами спектакля. Формирование сценической культуры. 9 3 6
13 Гигиена певческого голоса. Работа над репертуаром 1, 5 0, 5 1
14 Жанры вокальной музыки. Работа над репертуаром 3 1 2
15 Работа над расширением  певческого диапазона. Работа над вокальными навыками репертуара. 4, 5 1,5 3
16 Итоговое занятие 1,5 0,5 1
Итого 49, 5 16, 5 33
2 год обучения (4 класс)
1 Вводное занятие. Беседа о технике безопасности.  1, 5 0, 5 1
2 Вокально-певческая установка. Звуковедение. Округление гласных. Работа над репертуаром 4, 5 1,5 3
3 Правильное дыхание при пении.  Работа над репертуаром 3 1 2
4 Артикуляция.  Принципы артикуляции речи и пения.  3 1 2
5 Работа над музыкальными номерами спектакля 10, 5 3, 5 7
6 Итоговое занятие 1, 5 0, 5 1
7 Работа над дикцией: – гласные звуки, свистящие звуки,  шипящие, сонорные звуки. Работа над репертуаром 6 2 4
8 Интонация в пении и ее выразительные возможности. Развитие музыкальной памяти. Работа над репертуаром 3 1 2
9 Понятие тембра в музыке. Специфика вокальных тембров.  3 1 2
10 Основные приемы звуковедения: legato, non legato, staccato. Кульминация в песне. Работа над репертуаром 3 1 2
11 Работа над расширением  певческого диапазона. Работа над репертуаром 3 1 2
12 Музыка в театре. Работа над репертуаром 3 1 2
13 Игровая деятельность, театрализация. Работа с микрофоном Работа над репертуаром 3 1 2
14 Итоговое занятие 1,5 0,5 1
Итого 49, 5 16, 5 33
3 год обучения (5 класс)
1 Вводное занятие. Беседа о технике безопасности.  1, 5 0, 5 1
2 Вокально-певческая установка. Работа над интонацией. Работа над репертуаром 3 1 2
3 Звукообразование. Звуковысотное интонирование мелодии. Работа над репертуаром 3 1 2
4 Дыхание, опора дыхания. Дыхание во фразах и в произведении целиком. Работа над репертуаром 3 1 2
5 Артикуляция.  Принципы артикуляции речи и пения. Виды атаки звука. Работа над репертуаром 3 1 2
6 Работа над музыкальными номерами спектакля 9 3 6
Итоговое занятие 1, 5 0, 5 1
7 Ансамбль. Особенности строя в ансамбле. Работа над репертуаром 3 1 2
8 Работа над дикцией. Дикционная чёткость в песне. Работа над репертуаром. 4,5 1,5 3
9 Музыкальная форма. Работа над репертуаром 3 1 2
10 Средства музыкальной выразительности. Работа над образом и содержанием исполняемого произведения. Работа над репертуаром 3 1 2
11 Работа с фонограммой (-1): без микрофона, с микрофоном. Музыкально-исполнительская деятельность. Работа над репертуаром 3 1
12 Работа над музыкальными номерами спектакля 7, 5 2, 5 5
13 Итоговое занятие 1,5 0,5 1
Итого 49, 5 16, 5 33
4 год обучения (6 класс)
1 Вводное занятие. Беседа о технике безопасности.  1, 5 0, 5 1
2 Вокально-певческая установка. Работа над интонацией.  3 1 2
3 Звукообразование. Звуковысотное интонирование мелодии. Работа над репертуаром 3 1 2
4 Дыхание, опора дыхания. Дыхание во фразах и в произведении целиком. Работа над репертуаром 3 1 2
5 Артикуляция.  Принципы артикуляции речи и пения. Виды атаки звука. Работа над репертуаром  4, 5 1, 5 3
6 Работа над музыкальными номерами спектакля 7, 5 2, 5 5
7 Итоговое занятие 1,5 0,5 1
8 Ансамбль. Особенности строя в ансамбле. Работа над репертуаром 3 1 2
9 Работа над дикцией. Дикционная чёткость в песне. Работа над репертуаром  3 1 2
10 Музыкальная форма. Работа над репертуаром 3 1 2
11 Средства музыкальной выразительности. Работа над репертуаром 3 1 2
12 Работа с фонограммой (-1): без микрофона, с микрофоном. Работа над образом и содержанием исполняемого произведения. Работа над репертуаром. 6 2 4
13 Музыкально-исполнительская деятельность. Работа над музыкальными номерами спектакля. Работа над репертуаром 3 1 4
14 Итоговое занятие 1, 5 0, 5
Итого 49, 5 16, 5 33
5 класс (7 год обучения)
1 Вводное занятие. Беседа о технике безопасности.  1, 5 0, 5 1
2 Закрепление певческих навыков. Совершенствование навыков голосоведения. Звуковысотное интонирование мелодии. Работа над репертуаром 3 1 2
3 Дыхание. Цепное дыхание. Работа над репертуаром 3 1 2
4 «Бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре. Тембр в музыке. Принцип слитности тембров. 3 1 2
5 Типы и виды хоров. Исполнительские хоровые составы 1, 5 0, 5 1
6 Артикуляция.  Принципы артикуляции речи и пения. Работа над репертуаром 3 1 2
7 Работа над музыкальными номерами спектакля 7, 5 2, 5 5
8 Итоговое занятие 1, 5 0, 5
9 Строй и темп в ансамбле. Работа над единством темпа. Работа над репертуаром 3 1 2
10 Работа над дикцией. Дикционная чёткость в песне. Работа над репертуаром 3 1 2
11 Пение «a cappella». Работа над репертуаром 4, 5 1, 5 3
12 Двухголосное пение. Работа над репертуаром 6 2 4
13

Художественное единство текста и музыки. Работа над репертуаром

1, 5 0, 5 1
14 Музыкально-исполнительская деятельность. Работа над музыкальными номерами спектакля. Работа над репертуаром 6 2 4
15 Итоговое занятие 1, 5 0, 5 1
Итого 49, 5 16, 5 33
6 год обучения (8 класс)
1 Вводное занятие. Беседа о технике безопасности.  1, 5 0, 5 1
2 Темпо-ритм произведения. Интонация. Преображение интонации в художественный образ. Работа над репертуаром 3 1 2
3 Отработка полученных вокальных навыков. Вокальные упражнения. Работа над репертуаром 3 1 2
4 Работа над дыханием. Цезуры. Приемы «цепного дыхания». Работа над репертуаром 3 1 2
5 Артикуляция.  Принципы артикуляции речи и пения. Работа над репертуаром 3 1 2
6 Двухголосное пение. Канон. Работа над репертуаром 4, 5 1, 5 3
7 Виды театрально-музыкального искусства. Вокально-исполнительская культура. Работа над репертуаром.  3 1 2
8 Понятие аранжировки. Работа над репертуаром 1, 5 0, 5 1
9 Итоговое занятие 1, 5 0, 5 1
10 Тембр в музыке. Принцип слитности тембров. 3 1 2
11 Строй и темп в ансамбле. Работа над единством темпа. Работа над репертуаром 4, 5 1, 5 3
12 Работа над дикцией. Дикционная чёткость в песне. Работа над репертуаром 3 1 2
13 Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Джаз. Клубная музыка. Работа над репертуаром 4, 5 1, 5 3
14 Работа над музыкальными номерами спектакля. Художественное единство текста и музыки. Работа над репертуаром 6 2 4
15 Музыкально-исполнительская деятельность. 3 1 2
16 Итоговое занятие 1, 5 0, 5
Итого 49, 5 16, 5 33

 

Учебно – тематический план (5 лет обучения)

 

п/п № Наименование темы Максимальная

учебная нагрузка

Внеаудиторные

занятия

Аудиторные

занятия

1 год обучения (1 класс)
1 Вводное занятие. Беседа о технике безопасности 1, 5 0, 5 1
2 Правила пения. Прослушивание голосов. Работа над репертуаром. 1, 5 0, 5 1
3 Знакомство с голосовым аппаратом. Певческие голоса и их характеристики. Работа над репертуаром 3 1 2
4 Певческая установка: правильное положение корпуса, головы, плеч, ног и рук. Работа над репертуаром 1, 5 0, 5 1
5 Правильное дыхание при пении.  Работа над репертуаром 3 1 2
6 Унисон.  Интонация. Восходящее и нисходящее голосоведение. Работа над репертуаром 3 1 2
7 Звуковедение. Округление гласных. Работа над репертуаром 3 1 2
8 Артикуляция.  Принципы артикуляции речи и пения.  4, 5 1, 5 3
9 Средства музыкальной выразительности (ритм, темп, динамика). Работа над репертуаром 1, 5 0, 5 1
10 Итоговое занятие 1,5 0,5 1
11 Работа над дикцией: – гласные звуки; – свистящие звуки, шипящие звуки    сонорные звуки; скороговорки и упражнения  на чёткость дикции; фонопедические  упражнения. Работа над репертуаром 6 2 4
12 Работа над музыкальными номерами спектакля 6 2 4
13 Формирование сценической культуры.  1, 5 0, 5 1
14 Гигиена певческого голоса. Работа над репертуаром 1, 5 0, 5 1
15 Жанры вокальной музыки. Работа над репертуаром 3 1 2
16 Работа над расширением  певческого диапазона. Работа над вокальными навыками репертуара 6 2 4
17 Итоговое занятие 1,5 0,5 1
Итого 49, 5 16, 5 33
2 год обучения (2 класс)
1 Вводное занятие. Беседа о технике безопасности.  1, 5 0, 5 1
2 Вокально-певческая установка. Звуковедение. Округление гласных. Работа над репертуаром 3 1 2
3 Правильное дыхание при пении.  Работа над репертуаром 3 1 2
4 Артикуляция.  Принципы артикуляции речи и пения. Работа над репертуаром 3 1 2
5 Работа над дикцией: – гласные звуки, свистящие звуки,  шипящие, сонорные звуки. Работа над репертуаром 4, 5 1, 5 3
6 Работа над музыкальными номерами спектакля 6 2 4
7 Сценический этикет. Работа над репертуаром 1, 5 0, 5 1
8 Итоговое занятие 1, 5 0, 5 1
9 Интонация в пении и ее выразительные возможности. Работа над репертуаром 3 1 2
10 Понятие тембра в музыке. Специфика вокальных тембров. Работа над репертуаром 1, 5 0, 5 1
11 Основные приемы звуковедения: legato, non legato, staccato 3 1 2
12 Музыка в театре. Беседа. Работа над репертуаром 4, 5 1, 5 3
13 Развитие музыкальной памяти. Кульминация в песне. Работа над репертуаром 3 1 2
14 Работа над расширением  певческого диапазона.  3 1 2
15 Игровая деятельность, театрализация. Работа над репертуаром 3 1 2
16 Работа с микрофоном. Работа над расширением певческого диапазона. Работа над репертуаром 3 1 4
17 Итоговое занятие 1, 5 0, 5 1
Итого 49, 5 16, 5 33
3 год обучения (3 класс)
1 Вводное занятие. Беседа о технике безопасности.  1, 5 0, 5 1
2 Вокально-певческая установка. Работа над интонацией. Работа над репертуаром 3 1 2
3 Звукообразование. Звуковысотное интонирование мелодии. Работа над репертуаром 3 1 2
4 Дыхание, опора дыхания. Дыхание во фразах и в произведении целиком. Работа над репертуаром 3 1 2
5 Артикуляция.  Принципы артикуляции речи и пения. Работа над репертуаром 3 1 2
6 Работа над музыкальными номерами спектакля 6 2 4
7 Динамика. Навык пения с различной динамикой 1, 5 0, 5 1
8 Творчество и импровизация как основы певческой деятельности 1, 5 0, 5
9 Итоговое занятие 1, 5 0, 5 1
10 Ансамбль голосов как элемент вокальной звучности. Динамический ансамбль как уравновешенность голосов по силе и громкости. 4, 5 1, 5 3
11 Работа над дикцией. Дикционная чёткость в песне. Работа над репертуаром 3 1 2
12 Жанры народных песен.  Работа над репертуаром 3 1 2
13 Музыкальная форма. Работа над репертуаром 3 1 2
14 Работа с фонограммой (-1): без микрофона, с микрофоном. Работа над репертуаром 4, 5 1, 5 3
15 Музыкально-исполнительская деятельность.  Работа над образом и содержанием исполняемого произведения. Работа над репертуаром 3 1 4
16 Итоговое занятие 1, 5 0, 5 1
Итого 49, 5 16, 5 33
4 год обучения (4 класс)
1 Вводное занятие. Беседа о технике безопасности.  1, 5 0, 5 1
2 Закрепление певческих навыков. Работа над репертуаром 1, 5 0, 5 1
3 Совершенствование навыков голосоведения. Звуковысотное интонирование мелодии.  3 1 2
4 Дыхание. Цепное дыхание. Работа над репертуаром 3 1 2
5 «Бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре. 1, 5 0, 5 1
6 Артикуляция.  Принципы артикуляции речи и пения. Работа над репертуаром 3 1 2
7 Работа над музыкальными номерами спектакля 6 2 4
8 Тембр в музыке. Принцип слитности тембров. 3 1 2
9 Итоговое занятие 1, 5 0, 5
10 Работа над дикцией. Дикционная чёткость в песне. Работа над репертуаром 3 1 2
11 Типы и виды хоров. Исполнительские хоровые составы 1, 5 0, 5
12 Пение «a cappella»: история понятия. Пение простейших попевок a cappella. Работа над репертуаром 3 1 2
13 Двухголосное пение: виды двухголосия, навыки исполнения своей партии и слитного звучания с аккомпанементом. Работа над репертуаром 4, 5 1, 5 3
14

Взаимосвязь средств музыкальной выразительности с текстовой частью сочинения. Работа над репертуаром

1, 5 0, 5
15 Понятие сценической культуры. Вокально-исполнительская культура. Работа над репертуаром 1, 5 0, 5
16 Вокально-импровизационное творчество. Работа над репертуаром  1, 5 0, 5
17 Строй и темп в ансамбле. Работа над единством темпа. Работа над репертуаром 3 1 2
18 Работа над музыкальными номерами спектакля 4,5 1,5 3
19 Итоговое занятие 1, 5 0, 5
Итого 49, 5 16, 5 33
5 год обучения (5 класс)
1 Вводное занятие. Беседа о технике безопасности.  1, 5 0, 5 1
2 Темпо-ритм произведения. Работа над репертуаром 3 1 2
3 Интонация. Преображение интонации в художественный образ.  3 1 2
4 Работа над дыханием. Цезуры. Приемы «цепного дыхания». Работа над репертуаром 4, 5 1, 5 3
5 Артикуляция.  Принципы артикуляции речи и пения. Работа над репертуаром 3 1 2
6 Двухголосное пение. Канон. Работа над репертуаром 4, 5 1, 5 3
7 Тембр в музыке. Принцип слитности тембров. 3 1 2
8 Итоговое занятие 1,5 0,5 1
9 Строй и темп в ансамбле. Работа над единством темпа. Работа над репертуаром 4, 5 1, 5 3
10 Виды театрально-музыкального искусства. Работа над репертуаром.  1, 5 0, 5 1
11 Работа над дикцией. Дикционная чёткость в песне. Работа над репертуаром 3 1 2
12 Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. 3 1 2
13 Художественное единство текста и музыки. Работа над репертуаром 1, 5 0, 5
14 Вокально-импровизационное творчество. Работа над репертуаром 3 1 2
15 Джаз. Клубная музыка. Работа над репертуаром 3 1
16 Понятие аранжировки. Работа над репертуаром 1, 5 0, 5 1
17 Отработка полученных вокальных навыков. Вокальные упражнения. Работа над репертуаром 3 1
18 Итоговое занятие 1,5 0,5 1
Итого 49, 5 16, 5 33

 

Содержание учебного предмета.

Вводное занятие. Беседа о технике безопасности. Голос, профилактика.

Знакомство с программой на учебный год. План творческих мероприятий на учебный год. Инструктаж по технике безопасности. Составление расписания. Бережное отношение к здоровью – как залог вокального успеха.

Прослушивание детей: пение знакомых вокальных упражнений, определение диапазона голоса каждого ребенка.  Обмен музыкальными впечатлениями летний каникул.

Вокально-певческая установка. Опора звука в исполнении. Дирижерские жесты

Положение ног и рук при пении. Контроль за певческой установкой в процессе пения. Мимика лица при пении. Ощущение «опоры звука» при задержке дыхания. Знакомство с дирижерскими жестами и их значением: внимание, дыхание, вступление, снятие, дирижерские схемы 2/4, 3/4 4/4. Вступление и инструментальные проигрыши к песням. Упражнения на развитие вокальной техники.

Унисон. Интонация.

Понятие унисона. Интонирование унисона. Интонация в пении и ее выразительные возможности. Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Пение нон легато и легато. Упражнения на развитие голоса, внутреннего слуха, приемы голосоведения.

Звукообразование.

Основы звукообразования в пении. Основные приемы звуковедения: легато, нон легато и стаккато. Качества звука: полётность, лёгкость, напевность, мягкость, исключая форсирования звука. Развитие внутреннего музыкального слуха и гармонического слуха. Отработка данных приемов во время исполнения произведений и упражнений; упражнения на грудное и головное звукоизвлечение; (правильный посыл звука); пение сочетания гласных звуков разного типа: «о-у», «а-о-у», «и-э-а-о-у»;упражнения на грудное и головное звукоизвлечение.

Дыхание. «Опора» звука на дыхание в процессе пения. Цепное дыхание. 

Основы правильного певческого дыхания. Виды вдоха и выдоха. Одновременный вдох и начало пения. Ровное распределение дыхания по фразам. Взаимосвязь звука и дыхания. Соотношение вдоха и выдоха в зависимости от характера музыки, длины музыкальной фразы. «Цепное» дыхание. Дыхание на стаккато.

Дыхательная гимнастика, включающая различные упражнения, направленные на освоение правильной дыхательной техники и подготовку дыхательной системы к пению. Различные упражнения для развития навыка «цепного» дыхания. Пение  упражнений и легких пьес для развития навыка сохранения дыхания на продолжительных фразах. Упражнения на дыхание на стаккато. Пение медленных протяжных народных песен с целью выработки цепного дыхания.

Артикуляция

Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок), необходимая для  произнесения  известного звука речи.  Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Взаимоотношение согласных и гласных в пении (максимальная протяжность гласной и укороченное произнесение согласной, отнесение согласной к следующему слогу внутри слова). 

Артикуляционная гимнастика. Пение вокально-хоровых упражнений для закрепления навыка свободной работы артикуляционного аппарата. Освоение и закрепление навыка осмысленного и выразительного произношения текста песен, округлого и ясного звучания гласных (особое внимание уделяется гласным «а», «о», «и»).

Использование различных приёмов артикуляции при исполнении; утрированное произношение согласных в конце слов. 

Дикция

Понятие «дикция». Её роль и значение. Условия для формирования дикции. Правила произношения при пении сонорных и несонорных (вокально-удобных и неудобных) согласных звуков. Взаимоотношение гласных  и  согласных в пении. Развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах; сохранение дикционной активности при нюансах пиано и пианиссимо.

Пение вокально-хоровых упражнений и репертуара для формирования навыков правильного певческого произнесения слов, гласных и согласных звуков. Активизация речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных упражнений.

Диапазон. Резонаторы

Понятие «диапазон», определения диапазона учащихся. Работа над расширением  певческого диапазона. Распевание, различные виды вокализации; пение гамм, упражнений и т.д.; работа над расширением звуковысотного и динамического диапазона.

Ансамбль.

Единая певческая установка в ансамбле. Единое формирование гласных в ансамбле. Пение кантилены в ансамблевом исполнении. Вокальная работа над освоением и закреплением навыков одновременного исполнения ритмического рисунка, артикуляционно-точного одновременного произнесения текста, начала и конца фраз. Вокальная работа над освоением и закреплением навыков одновременного исполнения ритмического рисунка, артикуляционно-точного одновременного произнесения текста, начала и конца фраз.

Развитие музыкальной памяти  

Понятие музыкальная память. Музыкальные творческие игры, направленные на развитие музыкальной памяти.

Атака звука. Ее виды 

Понятие «атака звука». Виды атак: мягкая, придыхательная и  твердая. Её влияние на звукообразование. Упражнения на отработку навыка мягкой, придыхательной и твердой атаки звука, звуковедения – legato –, –nonlegato –, –staccato –,–marcato –.

Музыкальная форма.

Многообразие музыкальных форм. Основные принципы построения музыкальной формы. Слушание музыкальных примеров, анализ, беседа.

Средства музыкальной выразительности,  выразительность исполнения.

Темп (медленный, средний, быстрый), динамика – нюансы (меццо-форте, меццо-пиано, пиано, форте); агогика (фермата), фразировка. Взаимосвязь средств музыкальной выразительности с текстовой частью произведения. Пение упражнений  песен репертуара в разных темпах, с различной нюансировкой.

Гигиена певческого голоса

Бережное отношение к здоровью – как залог вокального успеха. Важность прослушивания хорошей музыки  для гигиены голоса. Запреты. Дозировки, упражнения по развитию вибрато. Составление памятки по гигиене голоса.

Музыкально-исполнительская деятельность.

Освоение навыка исполнительской и эмоциональной свободы. Психологическая подготовка учащихся к концертному исполнению произведений. Участие в концертных выступлениях школы и класса,  фестивалях и конкурсах.

Работа с фонограммой (-1): без микрофона, с микрофоном. 

Раскрытие значения слова «фонограмма», возможности фонограмм: «плюсовки» и «минусовки»; понятие «аранжировка» и её связь с фонограммой.  Приёмы работы с микрофонами: у стойки, положение «микрофон в руке».

Работа с микрофоном

Виды микрофонов по назначению и области применения. Технические особенности микрофонов. Основные проблемы при работе с микрофоном. Освоение пения с микрофон. Постановка руки, держащей микрофон.

Музыка в театре. Беседа

Знакомство театральными жанрами и жанрами музыкального театра – опера, балет. Понятия премьера, декорации, увертюра. Слушание:  Н.А.Римский – Корсаков – фрагменты из оперы «Сказка о царе Салтане»; Чайковский – балет «Щелкунчик» (фрагменты).

Тембр  в музыке. Специфика вокальных тембров.

Понятие тембра. Тембр – как индивидуальный окрас мелодического звучания голоса, инструмента. Слушание вокальных номеров, анализ. 

Жанры вокальной музыки.

Вокально-хоровой жанр: песня, романс, оратория, кантата. Знакомство детей с основными вокально-хоровыми жанрами -слушание и анализ.

Игровая деятельность, театрализация.

Игры, направленные на развитие музыкально-слуховых, ритмических способностей, а также на активизацию творческой самореализации учащихся.

Сценический этикет.

Беседа о правилах поведения на сцене. Умение передать разные характеры голосом, мимикой, движением. Упражнения на отработку и закрепление знаний правил сценического поведения, разучивание разнохарактерных произведений, исполнение актерских этюдов.

Динамика. 

Понятия динамические оттенки (форте, пиано, меццо и т.д.),  нюансировка. Пение попевок, упражнений, номеров репертуара  с различной динамикой.

 

Творчество и импровизация

Знакомство с понятием «импровизация»; виды импровизации вокальные, инструментальные. Знакомство с приёмами создания ритмических и вокальных импровизаций. Слушание примеров вокальных импровизаций, практические творческие задания.

Художественная выразительность в пении. Выразительность исполнения.

Работа над выразительностью поэтического текста, певческими навыками.  Освоение характерных особенностей композиторского и исполнительского стиля в зависимости от жанра сочинения. Эмоциональность исполнения произведений. Творческие задания для самостоятельной работы.

Жанры народных песен

Знакомство с жанрами народных песен: свадебные, трудовые, календарные, лирические, плясовые, частушки. Раскрытие  значения фольклора как показателя исторического прошлого народа, его труда, быта и дум.  Стилизация русских народных песен современными исполнителями. Слушание записей примеров  народной музыки как фактора расширения музыкального кругозора («Русская песня» Н.Бабкина,  Н.Кадышева, «Яблоко»).

Типы и виды хоров. Исполнительские хоровые составы. 

Знакомство с видами хоров (детский, женский, мужской, смешанный). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей.

«Бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре.

Понятие «бек-вокал» и его задачи, роль «бек-вокалистов» и их состав. Слушание записей примеров сольного исполнения с «бек-вокалом», анализировать приёмы исполнения «бек-вокалистов».

Аранжировка.

Понятие «аранжировка», ее виды. Основы аранжировки. Стилистические направленности аранжировки. Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудиозаписей.

Джазовая музыка

Знакомство с джазовой музыкой, особенности джазовой манеры исполнения Расширение кругозора. Слушание образцов джаза (записи джазовых композиций И. Отиевой, Л. Долиной, Л. Амстронга, Э. Фитцджеральд), подбор песенного репертуара с учётом индивидуальных особенностей обучающихся.

Работа над музыкальными номерами спектакля. Единство текста и музыки.

Осмысление содержания произведения. Анализ текста. Разбор произведения Работа над словом. Важность раскрытия содержания музыки и стихотворного текста. Взаимосвязь средств музыкальной выразительности с текстовой частью сочинения. Пение репертуара. Слушание музыки.. Важность раскрытия содержания музыки и стихотворного текста. Прослушивание произведения; отработка фрагментами, по частям; анализ мелодии и характера произведения.

Пение «a cappella

Понятие «a cappella» и выразительными особенностями этого приёма исполнения,

Основные певческие навыки при пении «a cappella». Пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие гармонического слуха, пения без музыкального сопровождения, разучивание народных песен с приёмами а капелла.

Двухголосие. Канон.

Виды многоголосья, прямое и косвенное движение голосов. Подголосочная полифония. Понятие «канон». Работа над 2-х голосным звучанием, навыки пения двухголосия с аккомпанементом, пение более сложных двухголосных произведений без сопровождения, упражнения на разные виды многоголосия (канон, в терцию,  подголосок ).

Виды музыкально-театрального искусства

Виды музыкально-театрального искусства – опера, балет, оперетта, мюзикл. Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей.

Сценическое движение и его роль в создании художественного образа песни.

Связь различных видов и типов сценического движения с задачами вокального исполнения. Поведение на сцене. Различие между сценическим движением актера и хореографией. Художественный образ и его создание. Специальные упражнения и этюды

Художественное единство текста и музыки

Важность раскрытия содержания музыки и стихотворного текста. Взаимосвязь средств музыкальной выразительности с текстовой частью сочинения. Общая характеристика и различные нюансы вокального произведения.  Знакомство с вокальным произведением и его разбор. Разучивание – комплексная работа над вокально-техническими, выразительными средствами и образно-эмоциональной стороной сочинения. Устранение трудностей исполнения. Практическая работа по формированию сценического образа. 

 

III.Требования к уровню подготовки учащихся

 

Результатом освоения программы учебного предмета «Вокальный ансамбль» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

К концу  1-го года обучения обучающиеся должны:

Знать, понимать:

  • музыкальные жанры  (песня, танец, марш); 
  • знать гигиену певческого голоса;
  • понимать по требованию педагога – петь «мягко, нежно, легко»;
  • певческие голоса и их характеристики;
  • средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;

Уметь:

  • передавать характер песни, 
  • уметь исполнять легато, 
  • правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе;
  • правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
  • в подвижных песнях делать быстрый вдох;
  • к концу года петь выразительно, осмысленно;
  • владеть некоторыми элементами танцевальной и сценической культуры;

К концу  2 – го года обучения обучающиеся должны:

Знать, понимать:

  • строение артикуляционного аппарата;
  • особенности и возможности певческого голоса;
  • гигиену певческого голоса;
  • понятие «жанр», жанры театральной музыки;
  • место дикции в исполнительской деятельности;
  • понимать дирижерские жесты (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание).

Уметь:

    • правильно дышать;
    • петь короткие фразы на одном дыхании;
  • петь легким звуком, без напряжения;
  • уметь исполнять несложные по тесситуре и гармонии песни с сохранением мелодического строя;
  • уметь двигаться под музыку, не бояться сцены;
  • уметь слушать и слышать;
  • исполнять выразительно, интонационно чисто несложную в мелодическом отношении песню.

К концу  3 – го года обучения обучающиеся должны:

Знать, понимать:

  • различные манеры пения;
  • жанры вокальной музыки;
  • место дикции в исполнительской деятельности;
  • соблюдать певческую установку;
  • понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало пения и его окончание);
  • понятия: атака звука, её виды, голосоведение, фразировка; 
  • произведения различных жанров

Уметь:

  • правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
  • точно повторить заданный звук;
  • в подвижных песнях делать быстрый вдох;
  • петь чисто и слаженно в унисон;
  • дать критическую оценку своему исполнению;
  • использовать элементы ритмики и движения под музыку;
  • принимать активное участие в творческой жизни коллектива;
  • петь под фонограмму с различным аккомпанементом;
  • уметь выполнять элементарные артикуляционные упражнения;
  • владеть некоторыми элементами танцевальной и сценической культуры;

К концу  4 – го года обучения обучающиеся должны:

Знать, понимать:

  • строение артикуляционного аппарата;
  • особенности и возможности певческого голоса;
  • различные манеры пения;
  • соблюдать певческую установку;
  • основные типы голосов;
  • развивать и укреплять певческое дыхание;
  • соблюдать динамические оттенки;

Уметь:

  • точно повторить заданный звук;
  • чувствовать движение мелодии и кульминацию в исполняемом произведении;
  • в исполнении раскрыть содержание, выразительность и эмоциональность;
  • использовать элементы ритмики и движения под музыку;
  • работать в сценическом образе;
  • петь в ансамбле;
  • участвовать в музыкальных постановках;
  • принимать активное участие в жизни коллектива;
  • владеть некоторыми элементами танцевальной и сценической культуры;
  • петь под фонограмму с различным аккомпанементом.

К концу  5 – го года обучения обучающиеся должны:

Знать и понимать:

  • соблюдать певческую установку;
  • основные типы голосов и ансамблей;
  • жанры вокальной музыки;
  • владеть певческим дыханием, фразировкой;
  • великих вокалистов, композиторов и их произведения;
  • место дикции в исполнительской деятельности;
  • особенности многоголосного пения;
  • петь а капелла отдельные попевки и отрывки из песен;
  • обоснованность сценического образа;
  • поведение певца до выхода на сцену и во время концерта.

Уметь:

  • петь чисто и слаженно в унисон:
  • дать критическую оценку своему исполнению:
  • работать в сценическом образе;
  • петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
  • исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;
  • отличать речитатив от скороговорки;
  • владеть некоторыми элементами танцевальной и сценической культуры;
  • принимать активное участие во всех концертах и жизни коллектива.

 

К концу 6 – го года обучения обучающиеся должны:

Знать и понимать:

  • основные типы голосов;
  • владеть певческим дыханием;
  • в исполнении раскрыть содержание, выразительность и эмоциональность;
  • великих вокалистов, композиторов и их произведения;

Уметь:

  • определять ритм и метр в мелодическом движении произведения;
  • петь в ансамбле, в дуэте;
  • исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме;
  • импровизировать движения под музыку;
  • работать над чистотой интонации;
  • исполнять произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом:
  • великих вокалистов и композиторов.
  • правильно распределить дыхание в длинной фразе, использовать цепное дыхание;
  • участвовать в конкурсах и концертах.

 

IV.Формы и методы контроля, критерии оценок

 

  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.

Основными видами контроля успеваемости по предмету  «Музыка и пение»  являются:

  • текущий контроль успеваемости учащихся,
  • промежуточная аттестация,
  • итоговая аттестация.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал. В них учитываются:

  • отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
  • инициативность и проявление самостоятельности;
  • темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки. 

Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет без присутствия комиссии. 

Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения:

  • качества реализации образовательного процесса; 
  • качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;
  • уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определенном этапе обучения.

Формы  аттестации  – итоговое занятие, зачёт. В случае, если по предмету «Вокальный ансамбль» промежуточная аттестация проходит в форме академических концертов, они могут быть приравнены к зачетам или контрольным урокам.

Виды промежуточной аттестации: академические концерты, исполнение концертных программ, прослушивания, творческие просмотры, творческие показы, театрализованные выступления.

Итоговая аттестация проводится в виде концерта (театрализованного выступления), исполнения концертных программ, творческого показа.

Методы контроля в промежуточных и итоговой аттестации должны быть направлены на оценку сформированных навыков сценического выступления, ансамблевого взаимодействия.

 

2.Критерии оценки

Критерии оценки качества подготовки обучающегося по предмету «Вокальный ансамбль»

Оценка Критерии оценивания выступления
  5 («отлично») регулярное посещение занятий, отсутствие пропусков без уважительных причин, знание своей партии во всех произведениях, разучиваемых в классе, активная  эмоциональная работа на занятиях, участие на всех хоровых концертах коллектива
  4 («хорошо») регулярное посещение занятий, отсутствие пропусков без уважительных причин, активная работа в классе, сдача партии всей  программы при недостаточной проработке трудных технических фрагментов (вокально-интонационная неточность), участие в концертах 
  3

(«удовлетворительно»)

нерегулярное посещение занятий, пропуски без уважительных причин, пассивная работа в классе, незнание  наизусть некоторых партитур в программе, участие в обязательном отчетном концерте  в случае пересдачи партий.
2

(«неудовлетворительно»)

пропуски хоровых занятий без уважительных причин, неудовлетворительная сдача партий в большинстве партитур всей программы, недопуск к выступлению на отчетный концерт
«зачет» (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения, соответствующий программным требованиям

 

V.Методическое обеспечение учебного процесса

 

Методика образовательной деятельности по учебному предмету «Музыка и пение» основана на передовом опыте дирижеров и педагогов, работающих в сфере детского хорового исполнительства: А.С.Пономарева, Г.А.Струве, И.Е.Тихоновой, Г.И.Павловой, В.В.Емельянова.

Хорошее исполнение, осмысленное пение возможно лишь при условии развития музыкального слуха и овладения элементарными певческими навыками: 

1) пение на дыхании: 

2) активная артикуляция: 

3) звуковедение: 

4) дикция: 

5) интонирование. 

Не менее важным является приобретение специфических навыков (театральных): 

1) ученики должны уметь переходить от речи к пению и обратно; 

2) учитывая, что в спектакле ребенок двигается, иногда очень активно, и при этом ему нужно исполнять вокальный номер, педагог – вокалист должен совместить упражнения на дыхание с двигательными упражнениями. 

Подбор репертуара тесно связан с репертуаром спектаклей, в которых участвуют дети. Им предлагаются произведения, характеризующие героя в данной постановке, или песня подбирается по настроению всех героев, или музыкальный номер помогает раскрыть сверхзадачу. 

Остальные произведения берутся для наработки певческих навыков. Желательно, чтобы вокальные номера были разнохарактерными, с различными манерами звуковедения (легато, мои легато, стаккато, маркато), с богатой динамикой нюансировкой. 

Таким образом, репертуар состоит из 2-х частей. 

1) репертуар для развития певческих навыков; 

2) работа над вокальными номерами спектаклей, постановок 

Методики, используемые в программе, позволяют выявить в детях даже слабовыраженные музыкальные способности: развить их, и научить использовать свой творческий потенциал. Концертная деятельность позволяет детям адаптироваться к поведению на сцене,создать свой сценический имидж, научиться получать удовольствие от пения и дарить  радость людям. 

В процессе реализации программы дети получают возможность развивать способности и совершенствовать навыки общения через репетиции, творческие встречи, концертную деятельность и мастер-классы педагогов-вокалистов. Комплексный подход  в реализации программы способствует развитию обучающихся, успешной социализации, мотивации к получению знаний и творческой деятельности, дальнейшему профессиональному росту в специальных учебных заведениях.

Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствования специальных вокальных навыков:

– певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля;

– координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям;

слуховые навыки: навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания.  

Методы работы над певческим дыханием.

На первом этапе работы одним из методов является использование дыхательных упражнений вне пения.

Дыхательные упражнения без пения необходимы лишь в том случае, когда вводится понятие о правильных дыхательных движениях. С этой целью рекомендуется несколько упражнений в определенной последовательности.

Для формирования более прочного навыка правильных дыхательных движений упражнения следует выполнять регулярно. Этим упражнениям обычно отводится 2–3 минуты. Их можно использовать как дыхательную гимнастику для отдыха в процессе репетиции, и особенно рекомендуется применять в работе с детским хором.

Нередко в практике хоровой работы с детьми используется метод произнесения слов песни в ритме мелодии активным шепотом с четкой артикуляцией. Этот метод не только укрепляет дыхательные мышцы, способствует появлению ощущения опоры на дыхании, но и тренирует артикуляционный аппарат. 

Развитие артикуляционного аппарата.

Для освобождения нижней челюсти используются распевания на слова: дай, май, бай.

Для активизации языка и губ поются упражнения на слоги: бри, бра, брэ, а также ля, ле и др.

Звонкие согласные, находящиеся в конце слова, в пении переходят в глухие: ослаб – аслап; клад – кат; березка – береска; друг – друк.

Сочетание «тс» в пении произносится как «ц»: детский – децкий; скрываться – скрываца; светский – свецкий.

Как и в речи, в пении при произношении могут выпадать отдельные буквы: честный – чесный; солнце – сонце. «Ч» и «сч» в отдельных словах могут произноситься соответственно как «ш» и «щ»: что – што; счастье – щастье.

В пении существует правило переноса согласных с конца слога одного слова на начало другого. Например, фраза «Вот мчится тройка почтовая» исполняется так: «Во-тмчи-тца-тро-йка-по-что-ва-я». Подобное перенесение дает возможность, как можно дольше тянуть гласные, что необходимо для протяжного пения.

Необходимо использовать скороговорки, распевания на слова «дай», «бай», для активизации языка и губ, упражнения на слоги «бри», «бра», «брэ», «ля», «ле» и др., следить, чтобы рот и губы, язык были активными, упруго произносились согласные звуки в конце слова («но-но», «гоп-гоп», «цок-цок», «стоп-стоп»).

Вокально-певческая работа.

Певческая установка.

Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформулировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.

Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов основные положения корпуса и головы должны быть следующими:

– голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад;

– стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела, а если сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги;

– в любом случае корпус держать прямо, без напряжения, слегка подтянув нижнюю часть живота;

– при пении в сидячем положении руки хористов должны свободно лежать на коленях, если не нужно держать ноты;

– сидеть, положив нога на ногу совершенно недопустимо, ибо такое положение создает в корпусе ненужное напряжение.

Если поющий учащийся откидывает голову назад или наклоняет её книзу, то в гортани также создается излишнее напряжение, теряется свобода фонационного выдоха. Если певцы во время репетиций сидят, сгорбив спину, то пропадает активность дыхания, звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой.

Распевание.

Занятия в студии обычно начинаются с распевания, которое выполняет двойную функцию:

1) разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе;

2) развитие вокальных навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения произведений.

Подготовка певцов к работе предполагает, прежде всего, их эмоциональный настрой, а также введение голосового аппарата в работу с постепенно возрастающей нагрузкой в отношении звуковысотного и динамического диапазонов, тембра и продолжительности фонации на одном дыхании. Красоты и выразительности звучания голосов можно добиться только на основе правильной координации в работе всего голосообразующего комплекса.

Распевки необходимо начинать с упражнений «на дыхание». Для распевок на первом году занятий следует использовать знакомые считалки, припевки, дразнилки, которые знакомы детям с раннего детства. Они удобны и полезны для выработки правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции.

Кроме того, они раскрывают возможности голоса: его силу и звонкость, эмоциональную темпераментность и естественность вокальной позиции. Построенные на терциях и квартах, они доступны детям и подготавливают их к исполнению более сложных по музыкальному языку мелодий.

Распевание способствует развитию чистоты интонации ладогармонического слуха. Желательно как можно чаще пользоваться записью пения на магнитофон, сверяя звучание собственного голоса с голосами профессиональных певцов. Каждое упражнение должно транспонироваться постепенно по полутонам вверх, доводиться до верхних нот диапазона и возвращаться обратно.

Певческое дыхание.

Основой вокальной техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса.

Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания. Выдох, во время которого происходит формация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время фонации.

Обращающийся должен уметь дышать глубоко, но одновременно легко, быстро и незаметно для окружающих. Певческий вдох следует брать достаточно активно, но бесшумно, глубоко, одновременно через нос, с ощущением легкого полузевка. Во время вдоха нижние ребра слегка раздвигаются в стороны. Перед началом пения нужно сделать мгновенную задержку дыхания, что необходимо для точности интонирования в момент атаки звука.

Скорость вдоха и продолжительность задержки дыхания зависят от темпа исполняемого произведения; чем подвижнее темп, тем они быстрее. Во время фонационного выдоха необходимо стремиться сохранить положение вдоха, то есть зафиксировать нижние ребра в раздвинутом состоянии. Стремление певца к сохранению этого положения во время пения будет способствовать появлению у него ощущения опоры звука.

Вдох по активности и объему должен соответствовать характеру музыки и длине музыкальной фразы, которую предстоит исполнить.

Дыхание тесно связано с другими элементами вокальной техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием и т. д.

Например, от перебора дыхания возникают излишние мышечные напряжения в голосовом аппарате, в том числе и зажатость артикуляционных органов, что приводит к ухудшению качества дикции, напряженности звучания голоса, быстрому утомлению певцов. Отсутствие момента задержки дыхания также порождает звук интонационно неточный, как бы с «подъездом» к заданному тону, как правило, снизу.

Таким образом, певческое дыхание является основой вокальной техники. Приобретение других вокальных навыков во многом зависит от приобретения навыка певческого дыхания.

Цепное дыхание.

Одним из преимуществ коллективного пения является возможность исполнения любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на непрерывном дыхании (например, русской народной песни «Степь да степь кругом», латышской народной песни «Вей, вей ветерок» и многих других).

Обычно это протяжные песни, которые от начала до конца исполняются непрерывно, медленно и плавно. В большинстве случаев для них характерно сквозное динамическое развитие. Этот звуковой эффект основан на использовании так называемого цепного дыхания, когда певцы вокальной группы берут дыхание не одновременно, а последовательно по одному, как бы по цепочке.

Основные правила при выработке навыка цепного дыхания можно сформулировать так:

– не делать вдох одновременно с сидящим рядом соседом;

– не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по возможности внутри длинных нот;

– дыхание брать незаметно и быстро;

– вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно точно;

– чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию группы.

Только при соблюдении этих правил каждым певцом коллектива можно добиться ожидаемого эффекта: беспрерывности и протяжности общего звучания группы.

Унисон.

В самом начале работы возникает задача приведения певцов к общему тону. Используя цепное дыхание при соблюдении очень небольшой силы голоса, певцы долго тянут один звук и, внимательно вслушиваясь в общее звучание, стараются слиться со всеми голосами в унисон по высоте, силе и тембру.

Полученное звучание следует постепенно переносить на соседние звуки вверх и вниз. Если в звуке хора появится избыточное напряжение, то это будет свидетельствовать о каком-либо нарушении координации в работе голосового аппарата. В таком случае следует вернуться на звук примарной зоны, снять форсировку, обратить внимание хористов на правильную певческую установку, по возможности устранить излишнюю напряженность мышц, участвующих в голосообразовании, и при движении голоса вверх попытаться облегчить звук.

Вокальная позиция.

Правильный вдох формирует оптимальную вокальную позицию, подготавливая «место» для звука: мягкое нёбо приподнимается, образуя своеобразный «купол», язык уплощается, нижняя челюсть свободно опускается, и все это должно происходить совершенно естественно. При вдохе у певца должно быть ощущение зевка, гортань должна расслабиться, установиться в низкое певческое положение, и в таком положении она должна оставаться на протяжении всего пения. Очень часто слышны напоминания ученику о близком, позиционно высоком звучании, о ярком, не засоренном никакими лишними призвуками, голосе. Часты напоминания и о работе резонаторов.

Резонаторы – это полости, которые под давлением струи воздуха начинают вибрировать, тем самым придавая голосу окраску, наполняя его обертонами, силой. Существуют головные резонаторы – лобные пазухи, гайморова полость – и грудные резонаторы – бронхи. 

Нужно следить за тем, чтобы были задействованы головные и грудные резонаторы. Важно, чтобы звук все время как бы фокусировался в одной точке. Это требование предъявляется как на голосовых упражнениях, так и на упражнениях с закрытым ртом. Чем меньше будет присутствовать во время пения носовых и горловых призвуков, чем выше и точнее будет вокальная позиция, тем чище и естественнее будет тембр голоса.

 

Звукообразования.

В основе звукообразования лежат:связное пение (легато),активная (но не форсированная) подача звука, выработка высокого, головного звучания наряду с использованием смешанного и грудного регистра.

Чтобы добиться правильного звукообразования на начальном этапе обучения вокалу, необходимо чаще предлагать учащимся выполнить упражнение: пение закрытым ртом звука «м». Зубы при этом должны быть разжаты, мягкое нёбо активизировано в легком зевке, звук должен посылаться в головной резонатор, под которым в вокальной педагогике имеется в виду верхняя часть лица с ее носоглоточной полостью. Посыл звука в переднюю часть твердого нёба на корни передних верхних зубов обеспечивает его наилучшее резонирование, благодаря чему звук приобретает силу, яркость и полетность.

Гласные «и», «е», «у» являются наиболее «узкими», собранными по звучанию, они обеспечивают наилучшее резонирование, и именно поэтому выработка головного звучания начинается с них.

Для овладения приемом прикрытия используются упражнения на пение слогами лё, му, гу, ду. Для формирования прикрытого звука можно рекомендовать пение так называемых йотированных гласных – «йэ», «йа», «йо», «йу», способствующих выработке головного звучания.

Дикция.

Вокальная дикция, то есть четкое и ясное произношение слов во время пения, имеет свои особенности по сравнению с речью. Отчетливое произношение слов не должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся по возможности быстрее, с тем чтобы дольше прозвучал гласный звук.

Дикция зависит от органов артикуляции – нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба, глотки. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата используются различные скороговорки типа: «Рапортовал, да недорапортовал, а стал дорапортовывать – совсем зарапортовался», «От топота копыт пыль по полю летит», «Купил кипу пик» и т. п. 

Развитие артикуляционного аппарата каждого ребенка – это главное условие успешной концертно-исполнительской деятельности коллектива.

Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Эта форма работы хороша для общего музыкального развития, так как она легка и доступна для всех детей. Использование речевых упражнений помогает развивать у детей чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести его в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Их легкость и занимательность таят в себе множество музыкальных открытий: ритмических, интонационных, тембровых. Украшенные выразительной мимикой и жестами, они развивают творческое воображение, фантазию и доставляют огромное удовольствие детям. Разнообразие методов и приемов, применяемых в работе с одной моделью, даёт возможность каждый раз по-новому взглянуть на неё.

Слушание музыкальных произведений. 

Прослушивание небольших музыкальных произведений с целью воспитания эмоционально-эстетической отзывчивости на музыку.

Формирование осознанного восприятия музыкального произведения. 

Введение понятий: вступление, запев, припев, куплет, вариация

Прослушивание ярких образцов музыкальной культуры лучшими исполнителями.

Краткий рассказ о музыкальном произведении, сообщение о композиторе, об авторе слов. 

Раскрытие содержания музыки и текста, особенностей музыкально-выразительных и исполнительских средств.

В процессе обучения происходит формирование у детей умения воспринимать и исполнять музыку. 

Показ-исполнение песни.

Разбор произведения. Разучивание, усвоение мелодии, закрепление музыкального материала с сопровождением и без него, раздельно по партиям и всем вместе.В благоприятных условиях певческого воспитания дети прекрасно воспринимают и исполняют классику, народные песни, песни современных композиторов.

Репертуар обеспечивает полноценное музыкальное развитие каждого, повышает музыкальную культуру детей, способствует их нравственному и эстетическому воспитанию, формирует их вкусы, взгляды, повышает ответственность перед коллективом. Произведения, различные по характеру и степени трудности, подбираются с учетом возрастных особенностей поющих.

Методика разучивания песен.

Методика разучивания вокального произведения состоит из четырех этапов – слушания песни, ее разбора с детьми, разучивания слов и мелодии и художественной отработки звучания каждого из её куплетов.

При знакомстве с песней детям также сообщается, кто её авторы – поэт и композитор, и знакомы ли уже детям какие-либо произведения авторов. Затем обучающиеся слушают музыкальное произведение, определяют его содержание и характер, а также отмечают некоторые ей свойственные особенности.

Теоретико-аналитическая работа.

Беседа о гигиене певческого голоса является важнейшей, так как незнание голосового аппарата, элементарных правил пользования голосом ведет к печальным результатам. Желательно, чтобы в области вокального пения обучающиеся приобрели знания об особенностях звучания своих изменившихся голосов, вызванных мутацией, приучались «нейтрализовать» некоторые негативные свойства «поведения» голоса в мутационный период.

Концертно-исполнительская деятельность.

Это результат, по которому оценивают работу коллектива. Он требует большой подготовки участников коллектива.Большое значение для творческого коллектива имеют концертные выступления. Они активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту.

План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями школы. Без помощи педагога дети выступают с разученным репертуаром на своих классных праздниках, родительских собраниях.

Отчетный концерт – это финальный результат работы за учебный год. Обязательно выступают все дети, исполняется все лучшее, что накоплено за год. Основная задача педагога – воспитать необходимые для исполнения качества в процессе концертной деятельности, заинтересовать, увлечь детей коллективным творчеством. 

Репетиции проводятся перед выступлениями в плановом порядке. Это работа над ритмическим, динамическим, тембровым ансамблям и, отшлифовывается исполнительский план каждого сочинения.

 

VI.Список литературы и средств обучения

 

Список  методической литературы 

  1. Дмитриев А. Основы вокальной методики.- Москва. Музыка.1968
  2. Дмитриев А. Голосовой аппарат певца.- Москва. Музгиз.1964
  3. Емельянов В,В, .Развитие голоса. Координация и тренаж.СПб.1996.
  4. Маркези М. Школа пения, М –Музыка, 2005
  5. В. Емельянов.  Вокальные упражнения .
  6. В. Коробко .  Школа вокала  
  7. Техника вокала – развитие голоса Е. Белоброва
  8. Соколов «Вокально-хоровые упражнения» Москва Музыка 1987       
  9. Венгрус Л.А. «Начальное интенсивное хоровое пение», С-Пб, «Музыка», 2000г. 
  10. Стулова, Г.П. Теория и практика работы с детским хором: учеб.пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений / Г. П. Стулова. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2002.
  11. Самс, В. Мой опыт работы с вокальными ансамблями / В. Самс. – Рига, 1997.
  12. Овчинникова, Т.Н. Воспитание певческого голоса в хоре / Т. Н. Овчинникова // Музыкальное воспитание в школе. – 1972. – Вып. 8. – С. 95–103.
  13. Вендрова Т. Е., Пигарева И. В. Воспитание музыкой – Москва, 1991
  14. Егорычева М.И. Упражнения для развития вокальной техники – Киев, 1999г. 
  15. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой- .Москва.ФИС,2000
  16. СэтРиггс  Как стать звездой Аудиошкола для вокалистов –М.,2005.
  17. Попков Н. Н. Постановка голоса – Москва, 2002
  18. Шатковский Г. И. Развитие музыкального слуха – Москва, 1996
  19. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника – Москва, 2000
  20. Малахов. Современные дыхательные методики._ Донецк.2003
  21. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. М. 1997г.
  22. В. И. Садников. Орфоэпия в пении. – М. «Просвещение», 1958.
  23. К. В. Тарасова.К постановке детского певческого голоса. Музыкальный руководитель, N 3, 2005. С 2 
  24. Эдельман Ю. Б. Уроки пения. М., 2009г.

 

Нотно – музыкальная литература

  1. А. Кудряшов- Радужные нотки.- Песни для детей-Феникс 2007г.
  2. Т. Барановская – Утро, здравствуй!. Песни для детей среднего возраста Москва «Музыка» 2003г
  3. И. Зикс – Праздник в школе – Москва 2004г. 
  4. Я. Дубравин – Радость. Песни для детей- С-Петербург 1999г.
  5. А. Кудряшов-  Пойте с нами- Песни для детей-Феникс 2007г.
  6. Т. Чудова праздничные песенки Москва «Музыка» 2005г.
  7. Э. Плотица – Гори, костёр, гори – Москва 1989г.
  8. Т. Сергеева – Школьный звонок – Москва 2000г.
  9. Е. Зарицкая – Сказочная карусель – С-Петербург Музыкальная палитра 2005г.
  10. Музыкальная палитра под редакцией А. Бурениной
  11. Музыкальный руководитель под редакцией В. Кузиной
  12. «Музыка детям» выпуск 5, Л.1985г.
  13. М. Струве «Не грусти, улыбнись и пой». М.2001г.
  14. В. Литвинова – И весело, и серьёзно – Москва «Музыка» 2002г
  15. В. Алексеев – Песни для детей Москва «Музыка» 2000г

 

  Песни на СD сборниках композиторов Ю. Верижникова, О. Поляковой, А. Варламова, А. Ермолова, В. Ударцева и др.