“Использование маркеров игрового пространства в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО”

ФИО: Антуфьева С.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1630
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: "Использование маркеров игрового пространства в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО"
Итоговая оценка: 2 место,  66 баллов(-а)



С.В. Антуфьева, воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 1«Умка», корпус «Бельчонок», г. Вельск.

Использование маркеров игрового пространства в создании 

развивающей предметно-пространственной среды в ДОО

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 от 17. 10. 2013г., определяет одним из основных принципов образовательных отношений личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых: родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации и детей. Соответственно, меняется роль самого педагога, родителей и детей в системе дошкольного образования. В этой связи видится острая необходимость создания условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами и средствами обучения и воспитания дошкольников, охраны и укрепления здоровья. Эта среда должна обеспечивать педагогам возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. 

 Приоритет игры как ведущей деятельности дошкольников, акцент на общение ребёнка со взрослым требует новых подходов к построению развивающей предметно-пространственной среды, которые предполагают решение следующих задач:

  • изучать и внедрять в практику инновационные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей благоприятные условия развития качеств личности ребёнка;
  • изменять развивающую предметно-пространственную среду с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их интересов, способностей и потребностей;
  • создавать условия для поддержки индивидуальности, инициативы и самостоятельности детей в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
  • совершенствовать игровое пространство ДОО с учётом требований современного дизайна и компетентности педагогов.  

     В каждой ДОО развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую и стимулирующую функции. При её организации педагогам следует соблюдать принципы стабильности и динамичности окружающих ребёнка предметов, сбалансированного сочетания традиционных и инновационных элементов, что позволит сделать образовательную деятельность более интересной, формы работы с детьми более вариативными, а также будет способствовать формированию новых компетенций, отвечающих современным требованиям.

Следует помнить и о том, что пособия, игры и игрушки, предлагаемые дошкольникам, должны нести информацию о современном мире и стимулировать поисково-детскую исследовательскую деятельность. 

Педагогами детских садов давно использовались отдельные конструкции (модули, ширмы, пуфики, макеты, атрибуты, в том числе предметы-заместители) для создания предметно-пространственной среды группы. Однако, они были достаточно узкой направленности, не позволяли творчески развивать сюжет игры. Поэтому созрела необходимость вносить изменения в развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с требованиями времени и ФГОС ДО. 

Стабильные тематические зоны стали уступать место универсальным маркерам игрового пространства, которые можно легко перемещать с места на место. Используя многофункциональные маркеры, дети самостоятельно организовывают и преобразовывают игровое пространство, решают поставленные цели и задачи. Многофункциональность маркеров позволяет преобразовывать один и тот же маркер при решении разных проблем, что эффективно реализует новые современные подходы к организации образовательного пространства ДОО. 

Использование маркеров игрового пространства способствует развитию познавательной активности детей, креативности мышления, воображения, способности к формированию детской инициативы, умению высказывать свою точку зрения, находить пути решения. Помимо развивающего характера нельзя не отметить их другое достоинство – они очень удобны в хранении и  

могут применяться, как в совместной деятельности детей с педагогом, так и в самостоятельных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной.  

     Что такое маркеры? 

 Маркеры (знаки) игрового пространства – это игрушки, игровой материал, указывающий на место действия, обстановку в которой оно происходит. Маркеры игрового пространства представляют собой уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира. 

 Используя многофункциональные маркеры, дети самостоятельно организовывают и преобразовывают игровое пространство, решают поставленные цели и задачи. Многофункциональность маркеров позволяет преобразовывать один и тот же маркер при решении разных проблем, что эффективно реализует новые современные подходы к организации образовательного пространства ДОО.

      Разнообразие игровых многофункциональных маркеров.

Ширмы-трансформеры. Трансформировать игровое пространство детям помогут ширмы-трансформеры. Основное преимущество ширм в том, что они легкие, дети могут самостоятельно перемещать их по группе. Специальные соединители позволяют менять размеры и форму ширм по желанию детей. Ширмы удобно хранить. На них, как и на стулья, можно сшить тематические чехлы: «дом», «палатку», «корабль». При выборе дизайна и темы для ширм-трансформеров учитывайте игровые интересы дошкольников. На внутреннюю сторону ширм можно нашить кармашки и поместить в них атрибуты к играм. Другой вариант – нашить петли и ленты с липучкой. На эти приспособления дети смогут крепить ламинированные картинки с бытовой техникой, кухонной утварью, медицинским оборудованием или таблички с надписями «Аптека», «Столовая» для создания антуража при игре в «Дом», «Магазин», «Поликлинику». Внутреннюю сторону ширм можно также дополнить пластиковой сеткой, которая удержит небольшие корзинки с игрушками и атрибутами. 

Коробки-трансформеры. Это оборудование можно сделать тематическим – «корабль», «дом», «ракета». Коробки легко складывать и раскладывать, они занимают мало места при хранении. К процессу изготовления таких коробок, а также картонных ширм-декораций, привлеките детей. Пусть каждый ребенок получит возможность проявить себя в проектировании будущего игрового материала, в его раскрашивании.

Карманы-органайзеры. Карманы-органайзеры обеспечат доступность мелкого игрового материала и выполнят функцию хранения. Сделайте их из ткани, клеенки, кожи или пластика. Карманы-органайзеры можно расположить на стене, обратной стороне мебели, на двери, под окнами, прикрепить к потолку. Они имеют съемные крепления, поэтому их можно перевешивать на другое место в зависимости от ситуации. В карманы можно складывать как групповые игровые атрибуты, так и мелкие игрушки, которые дети приносят из дома.

Съемные чехлы на стулья и столики. В ходе игры дети часто «выгораживают» индивидуальное игровое пространство с помощью подручных средств – стульев, коробок, зонтов. Сшейте для стульев и столиков съемные чехлы и разрешите детям применять эту мебель в игре. На чехлы нашейте аппликации из ткани, которые будут обозначать разные предметы, например, пожарную машину. С помощью такого решения каждый ребенок сможет организовать игровое пространство по своему желанию. 

Предметы неопределенного назначения. Дети любят дополнять игровое пространство лоскутами ткани, лентами, пуговицами, камешками. Включите такие предметы в игровой арсенал группы. Дети смогут использовать многофункциональность предметов неопределенного назначения в разных игровых сюжетах. Бросовый или природный игровой материал будет стимулировать воображение и творческие способности детей. Например, дошкольники легко превратят платки в озера, пастбища в холмы, легкие шелковые шарфы станут на время облаком или дождем. Из тканей однотонной расцветки ребенок может придумать костюм для персонажа: юбку или фату для принцессы, плащ для рыцаря. 

Примеры предметов неопределенного назначения.

Бросовые: коробочки и баночки разного вида, размеров и форм, одноразовая посуда; бумажные и полиэтиленовые пакеты, сумки; корзинки из лозы, кашпо для цветов, мешочки; покрывала; рамки для фотографий; подставки под горячее, деревянные ложки, кухонные доски, губки, мочалки, салфетки, ведра; мотки пряжи, обрезки ткани; шарфики, пуговицы (крупные), носовые платки, полотенца, «вещи из бабушкиного сундука»; резинки для волос, заколки, разновидности ремней, украшения; старые пульты от телевизора, клавиатура.

Природные: палочки, бруски, пеньки, камешки, шишки, жёлуди.

           Таким образом, многофункциональные маркеры игрового пространства являются составляющим звеном развивающей предметно-пространственной среды, отвечают современным требованиям организации среды, которая

 «…должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивают эмоциональное благополучие детей» (ФГОС ДОО п.3.3.4).  

          Метод организации образовательной среды, как «многофункциональные маркеры игрового пространства», являются эффективным средством реализации ФГОС ДО, что способствует созданию условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, гармоничного развития и становления его личности. 

              Список использованных источников

  1. Демихова Л.Ю. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОО: Метод.рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 112с.
  2. Предметно-развивающая среда ДОО в контексте ФГОС ДО/ Под ред. Н.В. Микляевой, -М.: ТЦ Сфера, 2019. – 128с.  
  3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  4. Савицкая Н. М., Сафонова Л. О., Лаврентьева О. И. Маркеры игрового пространства // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №1. — С. 118-127. — URL (https://moluch.ru/th/1/archive/24/718/)