“Виртуальные путешествия (мозаика цифровых ресурсов)”

ФИО: Дмитриева Н.Е.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1650
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства для работников образовательных организаций «Интеграция цифровых технологий в образовательные процессы», в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда»
Наименование конкурсной работы: "Виртуальные путешествия (мозаика цифровых ресурсов)"
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)



Конкурсный материал

«Виртуальные путешествия»

(мозаика цифровых ресурсов)

Целевая аудитория: 5-8 классы

Ссылка на ресурс https://bukovki68.jimdofree.com/ 

 

Автор: Дмитриева Наталия Евгеньевна, 

учитель русского языка и литературы 

высшей квалификационной категории 

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения 

Сосновская средняя общеобразовательная школа №2 им. И.Ю. Уланова

р.п. Сосновка Сосновского района Тамбовской области

 

Введение

Актуальность. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в образовательный процесс наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование виртуальных инструментов визуализации в образовательных дисциплинах. Конечно, компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала.

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:

  • усилить образовательные эффекты;
  • повысить качество усвоения материала;
  • построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
  • осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
  • организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.

Современный урок выгодно отличается от урока, где главным инструментом учителя был мел.  Но для того чтобы урок был интересным, учитель должен владеть современными образовательными технологиями и средствами обучения. Социальные сервисы, электронные ресурсы, учебники в электронном варианте, образовательные платформы дают прекрасную возможность моделировать такие уроки.

Переход на ФГОС предполагает иные, отличные от традиционных, требования к результатам освоения образовательных программ. Особое внимание обращается на метапредметные результаты образовательной деятельности. Использование виртуальных инструментов визуализации позволяет решать проблему развития у учащихся метапредметных компетенций.  

Сервисы Web2.0 – второе поколение Web-сервисов, ориентированных на коллективное создание и использование ресурсов. Причем коллектив участников является открытым и не ограничен практически никакими рамками. Использование сервисов Web2.0 является одной из актуальных проблем современной методики преподавания филологических дисциплин. Считаю применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся, осовременивают образовательный процесс. Главное условие успешного обучения сегодня – способность учителя постоянно совершенствовать учебный процесс, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся.

Цель онлайн-контента – включение обучающихся в освоение русской и общечеловеческой культуры, расширение знаний о русском языке и русской литературе через систему интерактивных заданий, направленных на организацию работы учащихся в процессе участия в межрегиональных сетевых мероприятиях.

Покажите нам человека, который не любит путешествовать… Это одно из тех занятий, которое интересно практически всем. Кстати, для того чтобы начать путешествовать, надо не так уж и много – всего лишь немного свободного времени и жажда познания этого огромного мира. “Виртуальные путешествия” – это мозаика цифровых образовательных ресурсов, созданных в рамках участия учащихся в межрегиональных сетевых мероприятиях. 

Практическая значимость состоит в том, что материалы сайта можно использовать как на уроках, так и в рамках внеурочной деятельности по русскому языку и литературе. Данный сетевой ресурс находится в открытом доступе, идёт пополнение виртуального контента новыми творческими работами, что определяет векторы диссеминации опыта и перспективы использования созданных в рамках конкурса интерактивных материалов.

Основная часть

В веб-квесте “Лингвистические сезоны” приняли участие учащиеся, которые готовы с радостью открывать для себя новые страницы удивительного мира русского языка, создавать свои творческие работы с помощью Интернет-ресурсов. Листая календарь, участники отметили, как много существует разных праздников, известных и неизвестных, а порой самых неожиданных. 

 Планируемые результаты:

 Личностные результаты:

– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

– формирование нравственных чувств и нравственного поведения;

– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе различных видов деятельности;

– развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия России и мира. 

Метапредметные результаты:

 – умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

– владение основами самоконтроля, самооценки;

– умение делать выводы;

– смысловое чтение;

– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

– формирование и развитие ИКТ-компетенции.

 Предметные результаты (Русский язык):

– осознание значимости чтения и изучения русского языка для своего дальнейшего развития;

– понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

– осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

– потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. 

   В рамках сетевого мероприятия команда составила свой лингвистический календарь и в каждом месяце красным кружком отметила памятные даты, связанные с русским языком:

  1. 23 январяВсемирный День почерка
  2. 21 февраля – День родного языка
  3. 21 марта –  Международный день поэзии
  4. 2 апреля – Международный день детской книги
  5. 24 мая – День славянской письменности и культуры
  6. 6 июня – День русского языка
  7. 26 июля – День эсперанто
  8. 31 августа – День блога
  9. 8 сентября – Международный день грамотности
  10. 19 октября – День Царскосельского Лицея
  11. 22 ноября – День Слова и Энциклопедий
  1. Волонтерская акция «Лингвистический дозор»

Цель акции – проведение комплексного исследования разного рода ошибок в лингвистическом пространстве вокруг нас.

  Задачи: 

 -выявить, классифицировать и проанализировать ошибки, допускаемые в обществе, определить причины их появления;

 -создать условия для творческой самореализации учащихся;

 -развивать навыки проектно-исследовательской деятельности;

 -формировать коммуникативную компетентность через организацию форм совместной деятельности;

 -формировать умения получать, отбирать нужную информацию, использовать её для достижения поставленной цели;

 -развивать ИКТ-компетентность учащихся.

   Планируемые результаты:

 Личностные результаты:

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

-формирование нравственных чувств и нравственного поведения;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе различных видов деятельности;

-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия России и мира.

  Метапредметные результаты:

 -умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-осуществление информационного поиска, извлечение и преобразование необходимой информации;

-владение основами самоконтроля, самооценки;

-умение делать выводы;

-смысловое чтение;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

-формирование и развитие ИКТ-компетенции.

  Предметные результаты (Русский язык):

-формирование умения распознавать лингвистические ошибки в речи окружающих (формирование умения так называемого “чувства языка”);

 -формирование умения применять теоретические знания по лингвистике (языкознанию) в жизни (на практике);

-понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

-осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

-потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. 

В рамках акции команда обучающихся выполнила задания трех этапов и разместила работы на страницах сайта:

  1. «Под пристальным взглядом»

Вывод: в лингвистическом пространстве вокруг нас (реклама, объявления, вывески, баннеры) выявлено достаточно большое количество орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых (стилистических) ошибок.

  1. «Работа над ошибками»   

Вывод: в современном мире, если вы хотите чего-то достичь, вы должны быть уже не просто грамотными, а нужно становиться образованными – учиться много, получать дополнительные знания, заниматься саморазвитием.

  1. «Лингвистический субботник»  

Вывод: на современном этапе наш русский язык находится не в самом лучшем состоянии. Но если каждый из нас поработает над своей речью, сведёт употребление жаргона, слов-паразитов в своей речи к минимуму и заменит иностранные слова на русские синонимы, тогда, возможно, мы сможем очистить русский язык и сохранить наше главное культурное наследие!

  1. Веб-квест «Я в гости к Пушкину спешу»

 

Цель участия обучающихся в сетевом проекте –  приобщение к творчеству А.С. Пушкина через использование интерактивных инструментов. Результат работы – осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; воспитание квалифицированного читателя, способного аргументировать свое мнение как в устной, так и в письменной форме, участвовать в обсуждении прочитанного; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста.

  1. «Перед портретом Пушкина»

Вывод: «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная», – писал А.С. Пушкин. Если мы держим в памяти образ великого человека, созданный хорошим художником, как это оживляет и углубляет “самую занимательную науку”! Но и художник увлечен той же наукой: он следует за мыслями великого человека с кистью в руке, улавливая и исследуя его живой образ. Никто из нас, ныне живущих, не знает, как выглядел А.С. Пушкин. Фотография ещё не изобретена, первый простейший фотографический снимок появился уже после смерти поэта. Следовательно, фотопортреты Пушкина отсутствуют, но существуют словесные и живописные. 

  1. «Что за прелесть эти сказки!» 

 Сказка – один из любимых жанров А.С. Пушкина. Народные сказки его няни он ставил в один ряд с “высокими” литературными жанрами. Сказки А.С. Пушкина появились в период наивысшего расцвета его творчества. Они не предназначались для детей, но сразу вошли в детское чтение.

 Пушкинская сказка летит “через леса, через моря”, “в облаках перед народом”, с высоты ей открываются и синее море, возле которого рыбак расстилает сети, и темная чаща, где играют медвежата. Пушкин писал не просто сказки, а сказки в стихах. Каждое слово звучит необыкновенно выразительно, в каждой повой сказке стих Пушкина звучит по-новому.

  Сказки А. С. Пушкина указали детской литературе новый путь. Они дали классические образцы детской литературы, вскрыли пустоту и надуманность моралистических книжек многих детских писателей.

  1. «О сколько нам открытий чудных…»

Сколько открытий делает человек за свою долгую жизнь? Первые, а может быть, самые важные начинаются еще в детском возрасте. Открывая что-то новое для себя, мы расширяем свой кругозор, становимся мудрее. Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а впервые услышанные стихи или сказки мы проносим с собою через всю жизнь. 

     Какой огромный художественный мир, полный жизни, чувства, глубокой правды, создал А.С. Пушкин! Каждый из нас, приобщаясь к общечеловеческим культурным ценностям и богатству родного языка, находит в этом мире что-то особенно близкое. А.С. Пушкин открывает целые пласты богатого материала, который подвергает художественному осмыслению, щедро умножая собрание литературных шедевров.

Вывод 

Созданные с помощью виртуальных инструментов работы разнообразных форматов помогут учащимся не только сделать свои лингвистические открытия, но и проникнуться чувством гордости за достижения наших соотечественников и причастности к национальным свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений.

Ресурсы площадки «Виртуальные путешествия (мозаика цифровых ресурсов)» помогут продемонстрировать авторские учебные и методические разработки, направленные на повышение эффективности преподавания русского языка и литературы с использованием учебно-методического обеспечения, и включить обучающихся в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры.

Практическая значимость состоит в том, что материалы сайта «Виртуальные путешествия (мозаика цифровых ресурсов)» можно использовать как на уроках, так и в рамках внеурочной деятельности по русскому языку и литературе. Данный сетевой ресурс находится в открытом доступе, идёт пополнение виртуального контента новыми творческими работами, что определяет векторы диссеминации опыта и перспективы использования созданных в рамках конкурса интерактивных материалов. 

Разнообразие форматов и направленности заданий, созданных с помощью сервисов Web2.0, является эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся, создаёт условия для построения индивидуальных образовательных траекторий, прививает потребность к чтению и стремление получать максимальное количество информации из прочитанного текста. Мозаика цифровых ресурсов позволит организовать работу с обучающимися по формированию навыков и умений читательской грамотности, дефицит которых в целом наблюдается в школьной образовательной практике. 

Краеведческий материал поможет сделать занятия яркими, запоминающимися. Эмоциональный настрой таких уроков очень высок. Изучение страниц истории родного края открывает большие возможности для воспитания нравственно-ценностных ориентаций школьников, становлению их гражданственности, формированию высоких патриотических убеждений.

Апробацией материалов стало использование флеш-ресурсов сайта «Виртуальные путешествия (мозаика цифровых ресурсов)» на уроках литературы, русского языка и родного (русского) языка учителями-словесниками Сосновской СОШ №2 им. И.Ю. Уланова. 

Таким образом, ресурсы учебного онлайн-контента «Виртуальные путешествия (мозаика цифровых ресурсов)», построенные на основе современных информационных технологий, способствуют комплексному освоению обучающимися особенностей русской культуры в процессе изучения литературы, русского языка как родного, неродного, иностранного в урочной и внеурочной деятельности.