Картотека игр на формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста

ФИО: Котвицкая О.Ю.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1651
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Картотека игр на формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста
Итоговая оценка: 2 место,  73 баллов(-а)



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Картотека игр на формирование грамматического строя речи 

у детей старшего дошкольного возраста

Подготовил: 

воспитатель 1 квал.категории 

Котвицкая Ольга Юрьевна

Г.Ангарск

2023

Картотека игр на формирование грамматического строя речи

у детей старшего дошкольного возраста

 

«Назови профессии»

Цель: Развивать анализ и синтез.

Материал: Картинки с изображением разных профессий.

Ход игры:

Взрослый предлагает детям ответить на вопросы:

Кто носит багаж? Носильщик.

Кто сваривает трубы? Сварщик.

Кто вставляет стекло? Стекольщик.

Кто работает на кране? Крановщик.

Кто укладывает камни? Каменщик.

Кто точит ножи? Точильщик.

Кто чинит часы? Часовщик.

Кто работает на экскаваторе? Экскаваторщик.

Далее взрослый задает вопрос:

– Какая общая часть в словах носильщик, сварщик, стекольщик, крановщик, каменщик, точильщик, часовщик, экскаваторщик? При произнесении этих слов взрослый подчеркивает интонационно, голосом суффикс -щик-.

 

«Один – много»

Цель: Закреплять образование существительных во множественном числе.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Мы – волшебники немного: был один, а станет много. 

Родители бросают мяч ребёнку, называя имена существительные в единственном числе. Ребёнок бросает мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре. 

Примеры: 

Стол – столы 

двор – дворы,

нос – носы,

гора – горы,

нора – норы,

мост – мосты,

дом – дома,

глаз – глаза,

луг – луга,

город – города,

провод – провода,

холод – холода,

день – дни,

пень – пни,

сон – сны,

лоб – лбы,

ухо – уши,

стул – стулья,

кол – колья,

лист – листья,

перо – перья,

крыло – крылья,

дерево – деревья,

носок – носки,

чулок – чулки,

кусок – куски,

 

«Один – много»

Цель: Учить детей правильному употреблению родительного падежа множественного числа имен существительных.

Ход игры:

Одно колесо — много колес.

Одно яблоко — много яблоко.

Одна кукла — много кукол.

Одна книга — много книг.

Одна кисточка — много кисточек.

Одно полотенце — много полотенец.

Одно кресло — много кресел.

Один карандаш — много карандашей.

Один стул — много стульев.

Один помидор — много помидоров.

Один апельсин — много апельсинов.

Один лимон — много лимонов.

 

«Веселый счет»

Цель: Закреплять в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции. 

Материал: Мяч.

Ход игры:

Сколько их – всегда мы знаем. Хорошо мы все считаем. 
Родители бросают мяч ребенку и произносят сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь»…). Сначала лучше называть сочетания по принципу сходства окончаний имен существительных.

Примеры: один стол – пять столов

один слон – пять слонов

один шкаф – пять шкафов 

один гусь – пять гусей

один лебедь – пять лебедей 

один журавль – пять журавлей 

одна гайка – пять гаек 

одна майка – пять маек 

одна шишка – пять шишек

один утенок – пять утят 

один гусенок – пять гусят 

один цыпленок – пять цыплят

один заяц – пять зайцев 

один палец – пять пальцев 

одно платье – пять платьев

одна шапка – пять шапок

одна перчатка – пять перчаток 

Вариант «А у меня» 

Родитель бросает мяч и произносит: «У меня один стол». Ребенок, бросая мяч обратно, отвечает: «А у меня пять столов». 

 

«Где мы были, что мы видели?»

Цель: Закреплять окончания существительных родительного падежа множественного числа.

Материал: Сюжетные картинки: «Огород», «Сад», «Лес», «Зоопарк».

Ход игры:

Педагог обращается с вопросами к детям: «Где ты был? Что ты видел?»

– Я был в огороде. Видел много помидоров, огурцов, кабачков… 

– Я был в саду. Видел много яблок, груш, слив, абрикосов… 

– Я был в лесу. Видел много сосен, елок, дубов, кустов… 

– Я был в зоопарке. Видел много тигров, обезьян, волков…

 

«Сравни предметы»

Цель: Упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных.

Апельсин большой, а арбуз еще больше.

Клубника маленькая, а смородина еще …

Дыня сладкая, а арбуз еще … 

Персик мягкий, а вишня еще … 

Яблоко твердое, а айва еще … 

Груша вкусная, а ананас еще … 

Дерево высокое, а башня еще …

Куст низкий, а трава еще … 

Клен толстый, а дуб еще … 

Рябина тонкая, а камыш еще … 

Шар легкий, а пушинка еще … 

Сумка тяжелая, а чемодан еще … 

Диван мягкий, а подушка еще … 

Дерево твердое, а железо еще … 

Лед прозрачный, а стекло еще … 

Лента узкая, а нитка еще … 

Шнурок длинный, а нитка еще … 

Линейка короткая, а карандаш еще … 

Волк большой, а медведь еще … 

Олень высокий, а жираф еще … 

Медведь тяжелый, а слон еще …

Утром светло, а днем еще ….

Вечером темно, а ночью еще … 

Осенью холодно, а зимой еще … 

В пальто тепло, а в шубе еще … 

Весной солнце светит ярко, а летом еще … 

Весной птицы поют звонко, а летом еще … 

Поезд едет быстро, а самолет летит еще …

«Подбери прилагательное»

Цель: Учить подбирать однородные прилагательные к существительному.

Ход игры:

Воспитатель выставляет на доску сюжетные картинки с изображением домашних животных и птиц. Дети подбирают слова для их описания:

— кошка (какая?)…(рыжая, пушистая, ласковая);

— лошадь (какая?)…(большая, сильная, красивая);

— цыпленок (какой?)..(маленький, пушистый, желтенький).

 

«Что из чего сделано?»

Цель: Активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе.

Материал: Карточки лото с изображением различных предметов, фишки.

Ход игры:

Воспитатель называет предмет и тот материал, из которого он сделан. Например, стакан из стекла. Дети находят изображение этого предмета на карточках. Тот, у кого на карточке есть изображение этого предмета, должен назвать словосочетание прилагательного и существительного, т. е. ответить на вопрос: «Какой?», «Какая?», «Какое?» (стеклянный стакан) и закрыть картинку фишкой.

Выигрывает тот, кто не ошибался и раньше других закрыл все картинки.

Стакан из стекла — стеклянный,

сковорода из чугуна — чугунная,

ложка из дерева — деревянная,

нож из металла — металлический,

ведро из железа — железное,

ваза из хрусталя — хрустальная,

чашка из фарфора — фарфоровая,

платье из шелка — шелковое,

коробка из картона — картонная,

шарф из шерсти — шерстяной,

булка из пшеницы — пшеничная,

хлеб из ржи — ржаной,

варенье из вишни — вишневое,

дорога из песка — песчаная,

сумка из кожи — кожаная,

мяч из резины — резиновый,

шуба из меха — меховая,

крыша из соломы — соломенная,

игрушка из пластмассы — пластмассовая,

шарик из пластилина — пластилиновый,

труба из кирпича — кирпичная,

подушка из пуха — пуховая,

одеяло из ваты — ватное,

салфетка из бумаги — бумажная,

сарафан из ситца — ситцевый,

кувшин из глины — глиняный,

погреб из камня — каменный,

шинель из сукна — суконная.

За каждый правильный ответ дети получают фишки, в конце игры по ним определяется победитель.

 

«Закончи предложение»

Цель: Учить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью. Развивать логическое мышление.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям закончить предложение.

Маша взяла утюг, она будет… (гладить белье).

Дима взял пилу, он будет… (пилить бревно).

Юра взял топор, он будет …(рубить).

Папа купил Алеше велосипед, Алеша будет… (кататься на велосипеде).

Сегодня нужно надеть галоши, потому что… (на дворе лужи).

Сережа взял карандаш, чтобы… (рисовать).

Максим не достает до звонка, потому что он… (маленький).

Дети поливают морковь для того, чтобы… (она хорошо росла).

Мы пойдем гулять, если… (не будет дождя).

Цветы засохнут, если… (их не поливать).

Если бы я не помог Наташе, она бы… (могла упасть).

Чашка разобьется, если… (ее уронить).

Марина не пошла сегодня в школу, потому что… (заболела) 

Мы включили обогреватели, потому что… (стало холодно) 

Я не хочу спать, потому что… (ещё рано) 

Мы поедем завтра в лес, если… (будет хорошая погода) 

Мама пошла на рынок, чтобы… (купить продукты) 

Кошка забралась на дерево, чтобы… (спастись то собаки)

 

«Слова — «родственники»

Цель: Упражнять в подборе слов, близких по смыслу.

Ход игры:

Подобрать слова — «родственники» к слову:

Лес…лесок, лесной, лесник; 

Гриб….грибок, грибник, грибной; 

Вода….водные, водяной, водолаз, наводнение; 

Сахар…сахарный, сахарница; 

Носят…поднос, носильщик; 

Гора…горка, гористый, горный, пригорок; 

Лист…листик, листочек, листва, лиственница, лиственный; 

Дуб…дубок, дубовый; еж, ежиха, ежонок, ежик, ежата, ежовый; 

Весна…весенний, веснянка, веснушка.

 

«Скажи по-другому»

Цель: Упражнять в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей).

Ход игры:

Взрослый говорит детям: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» – это слова-приятели.

Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу.

Какое слово повторилось два раза? (идет).

Что значит «дождь идет»? Скажи по-другому.

Что значит «мальчик идет»? Скажи по-другому.

Как можно сказать по-другому: весна идет? (весна наступает).

Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:

Чистый воздух (свежий воздух).

Чистая вода (прозрачная вода).

Чистая посуда (вымытая посуда).

Самолет сел (приземлился).

Солнце село (зашло).

Река бежит (течет, струится).

Мальчик бежит (мчится, несется).

Этот дом большой, а этот (огромный). 

Эта одежда старая, а это платье совсем (изношенное). 

Это платье чуть-чуть влажное, а это совсем (мокрое). 

Мальчик молчаливый, а девочка (неразговорчивая). 

Вчера день был теплый, а сегодня (жаркий).