“Пять аргументов в пользу интегрирования педагогических технологий и ИКТ от теории к практике”

ФИО: Махотлов Б.З.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1679
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства для работников образовательных организаций «Интеграция цифровых технологий в образовательные процессы», в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда»
Наименование конкурсной работы: "Пять аргументов в пользу интегрирования педагогических технологий и ИКТ от теории к практике"
Итоговая оценка: 2 место,  72 баллов(-а)



Пять аргументов в пользу интегрирования педагогических 

технологий и ИКТ: от теории к практике.

Махотлов Беслан Замирович

Современное общество очень динамично.  Система образования, как базовая основа развивающегося информационного общества, требует постоянной модернизации  и обновления. Если прежняя школа была нацелена на подготовку обучающихся к будущей спокойной, размеренной, планируемой жизни с редкими нововведениями «сверху», то нынешнее образование призвано формировать инновационные потребности самореализации и самосовершенствования учеников и совершенствования окружающего мира, содействовать адаптации личности учащегося к “жизни” сейчас, в данной школе, в данном коллективе, в данном социуме. Становится очевидным постоянный характер инноваций в образовательных программах, методах, технологиях, формах образовательного процесса.

  В рамках своей методической темы «Интеграция педагогических и информационно-коммуникационных технологий как средство достижения нового качества образования» уже многих лет занимаюсь исследованием  по проблемам интеграции и интегрирования ИКТ в урочной и внеурочной деятельности, в рефлексии учителя. И как бы учитель не относился к ИКТ, очевидно, что неотъемлемая часть современного образовательного процесса.

Теоретические изыскания современной педагогики призваны прежде всего обосновать позитивный эффект современных образовательных технологий и ИКТ как средства достижения новых образовательных целей. (СОТ как построение пошаговой и формализованной деятельности равноправных субъектов образовательного процесса, в которой все действия находятся в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер, а сам опыт характеризуется переносимостью и повторяемостью. ИКТ здесь понимается как технологии, использующие компьютерные технологии (информационные процессы) и средства коммуникации, средства связи, Интернет).

  Практическое использование СОТ и ИКТ, будучи общепризнанным критерием успешности любой теории, позволяет определить в реальном времени, в реальном месте не только положительную результативность действия этих технологий, но и выявить определенные «издержки»: их искусственное использование на уроке в качестве самоцели, а не средства обучения, трудности и проблемы их применения. 

Следуя от теории к практике, думается, что наиболее эффективным средством достижения качественного и востребованного обществом образования станет интегрирование педагогических технологий (в т.ч. СОТ) и ИКТ. В пользу этой гипотезы выступают следующие аргументы:

  1. Ни одна из СОТ не дает гарантии достижения поставленных целей (качественных показателей, образовательных стандартов, др.). Их интегрирование с использованием ИКТ делает процесс обучения не только наиболее позитивным в плане восприятия учениками, но и более результативными. Кроме того, современный педагог обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав гражданина – право на качественное образование. Этот вывод подтверждают и современные условия, когда в условиях пандемии, нацеленности на самообразование, ДО и ИКТ становятся ведущими технологиями
  2. Отдельно взятая педагогическая технология или ИКТ  не является обязательным условием самореализации личности каждого ученика. Например, одни учащиеся чувствуют дискомфорт или самоисключаются из образовательного процесса в ходе групповой работы, но активно самовыражаются, когда обучение становится проблемным или требуется самостоятельная работа над текстовым источником при использовании технологии развития критического мышления через чтение и письмо. К тому же уровень обученности и обучаемости учеников в коллективе различны. ИКТ помогают ученикам в этом случае задействовать все каналы восприятия (зрительные, аудитивные),  самостоятельно выбирать образовательную траекторию — последовательность и темп изучения тем, систему тренировочных заданий и задач, способы контроля знаний. Сама организация занятий с использованием компьютерных технологий  предполагает индивидуализацию обучения: занятия проводятся в малых группах, каждый учащийся сидит за персональным компьютером. Общение учащихся в малых группах часто носит характер учебной взаимопомощи, учащиеся получают реальные возможности для развития своих творческих способностей, природного потенциала. Учитель же может мобильно реализовать свои педагогические идеи и получить оперативный отклик, оптимизировать свои трудозатраты, сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе. Ученик и учитель должны иметь право выбора работать в рамках оптимальных для них технологий, в чем видится гуманистический подход к процессу образования.
  3. Интегрирование СОТ и ИКТ способно содействовать развитию разных граней личности: познавательного интереса, творческих и исследовательских навыков и умений, ее  адаптационных качеств. Например, проблемное обучение – дискуссионность, групповое обучение – диалогичность, технология развития критического мышления через чтение и письмо – критическое отношение к информации, логика мышления, проектирование – исследовательская деятельность, самообразование, рефлексия, ИКТ – ориентация в инфосфере. То есть интеграция СОТ и ИКТ выступает здесь в качестве важнейшего канала социализации личности.
  4. Интегрирование педтехнологий и ИКТ позволяет в существующей классно-урочной системе обучения использовать технологические элементы разных технологий в рамках одного занятия, которые не только индивидуализируют обучение, но и дают наибольший эффект, а также способствуют обновлению содержания предмета и реализации его воспитательного потенциала.
  5. Интегрирование педагогических технологий и ИКТ способствует преодолению затратности педагогического процесса. Внедрение компьютерной техники помогает одновременно искать ответ на несколько вопросов. Поэтому возникает возможность применять такие педагогические приемы, которые позволяют одновременно работать по нескольким направлениям, интегрально представлять знания, за минимальное время, обрабатывая огромную информацию, так как человеческая память и мышление получают существенную помощь на этапе отбора и сопоставления исходных данных. При этом существенно меняется положение, как ученика, так и учителя, по-иному строится их познавательная и обучающая деятельность. Происходит уход от «регламентированного исполнительства», режима подчинения заданной схеме отдельно взятой технологии, которая на данном занятии может «не сработать», возможности гибкости и творчества на уроке. Кроме того,  интегрирование СОТ и ИКТ вносит в процесс обучения обилие видов продуктивной деятельности, возможность работать с разнообразными источниками информации, открытость новым идеям, формированию собственных мнений, рефлексии. При этом главным стимулом становится не внешняя оценка, а внутренняя мотивация.

Интегрирование педагогических технологий и ИКТ является необъятным полем для творчества учителя.  Учитель: ремесленник или Мастер? Каждый решает этот вопрос для себя по-своему. В средневековом обществе, чтобы подмастерье превратился в мастера, надо было выдержать трудный экзамен: на собственные средства изготовить шедевр – лучший образец ремесленного изделия. Современная аттестация работников образования тоже предполагает создание своими собственными силами, средствами своего «шедевра». Создание шедевра в сегодняшнем понимании этого слова  под силу не каждому учителю-практику в силу ограниченности его возможностей, а вот на практике создать что-то новое, новаторское на основе уже обоснованных и апробированных теорий, чем и является интегрирование педагогических технологий и ИКТ, может любой творчески работающий педагог. Или, как сказал Т.И.Песталоцци  в «Лебединой песне»: «Человек хочет всего, к чему в себе самом чувствует силы».