Пять аргументов в пользу интегрирования педагогическихтехнологий и ИКТ: от теории к практике.

ФИО: Семейкина А.Н.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1680
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства для работников образовательных организаций «Интеграция цифровых технологий в образовательные процессы», в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда»
Наименование конкурсной работы: Пять аргументов в пользу интегрирования педагогических технологий и ИКТ: от теории к практике.
Итоговая оценка: 2 место,  64 баллов(-а)



Пять аргументов в пользу интегрирования педагогических

технологий и ИКТ: от теории к практике.

А.Н. Семейкина,

преподаватель 

экономических дисциплин 

       Динамично очень современное общество.  Требует постоянной модернизации  и обновления система образования, как базовая основа развивающегося информационного общества,. Если прежнее учебное заведение  было нацелено на подготовку обучающихся к будущей спокойной, размеренной, планируемой жизни с редкими нововведениями «сверху», то нынешнее образование призвано формировать инновационные потребности самореализации и самосовершенствования обучающихся и совершенствования окружающего мира, содействовать адаптации личности  обучающегося  к “жизни” сейчас в данном коллективе, в данном социуме. В образовательных программах, методах, технологиях, формах образовательного процесса становится очевидным постоянный характер инноваций.

        Призваны теоретические изыскания современной педагогики прежде всего обосновать позитивный эффект современных образовательных технологий и ИКТ как средства достижения новых образовательных целей. (СОТ, как построение пошаговой и формализованной деятельности равноправных субъектов образовательного процесса, в которой все действия находятся в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер, а опыт характеризуется переносимостью и повторяемостью. ИКТ здесь понимается как технологии, использующие компьютерные технологии (информационные процессы), средства коммуникации и средства связи, Интернет).

        Будучи общепризнанным критерием успешности любой теории практическое использование СОТ и ИКТ, позволяет определить в реальном времени, в реальном месте не только положительную результативность действия этих технологий, но и выявить определенные «издержки»: их искусственное использование на уроке в качестве самоцели, а не средства обучения, трудности и проблемы их применения.

        Наиболее эффективным средством достижения качественного и востребованного обществом образования станет интегрирование педагогических технологий (в т.ч. СОТ) и ИКТ следуя от теории к практике. Выступают следующие аргументы в пользу этой гипотезы:

  1. Не дает гарантии достижения поставленных целей (качественных показателей, образовательных стандартов, др.) ни одна из СОТ.  Интегрирование с использованием ИКТ делает процесс обучения не только наиболее позитивным в плане восприятия учениками, но и более результативными. Кроме того, современный педагог обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав гражданина – право на качественное образование. Этот вывод подтверждают и современные условия, когда в условиях пандемии, нацеленности на самообразование, ДО и ИКТ становятся ведущими технологиями
  2. Не является обязательным условием самореализации личности каждого обучающегося отдельно взятая педагогическая технология или ИКТ. Например, одни обучающиеся чувствуют дискомфорт или самоисключаются из образовательного процесса в ходе групповой работы, но активно самовыражаются. Когда обучение становится проблемным или требуется самостоятельная работа над текстовым источником при использовании технологии развития критического мышления через чтение и письмо. К тому же уровень обученности и обучаемости обучающихся в коллективе различны. ИКТ помогают обучающимся в этом случае задействовать все каналы восприятия (зрительные, аудитивные),  самостоятельно выбирать образовательную траекторию — последовательность и темп изучения тем, систему тренировочных заданий и задач, способы контроля знаний. Сама организация занятий с использованием компьютерных технологий предполагает индивидуализацию обучения: занятия проводятся в малых группах, каждый обучающийся  сидит за персональным компьютером. Общение обучающихся в малых группах часто носит характер учебной взаимопомощи, обучающиеся получают реальные возможности для развития своих творческих способностей, природного потенциала. Педагог  же может мобильно реализовать свои педагогические идеи и получить оперативный отклик, оптимизировать свои трудозатраты, сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе. Обучающийся и педагог должны иметь право выбора работать в рамках оптимальных для них технологий, в чем видится гуманистический подход к процессу образования.
  3. Интегрирование СОТ и ИКТ способно содействовать развитию разных граней личности: познавательного интереса, творческих и исследовательских навыков и умений, ее  адаптационных качеств. Например, проблемное обучение – дискуссионность, групповое обучение – диалогичность, технология развития критического мышления через чтение и письмо – критическое отношение к информации, логика мышления, проектирование – исследовательская деятельность, самообразование, рефлексия, ИКТ – ориентация в инфосфере. То есть интеграция СОТ и ИКТ выступает здесь в качестве важнейшего канала социализации личности.
  4. Интегрирование педтехнологий и ИКТ позволяет в существующей классно-урочной системе обучения использовать технологические элементы разных технологий в рамках одного занятия, которые не только индивидуализируют обучение, но и дают наибольший эффект, а также способствуют обновлению содержания предмета и реализации его воспитательного потенциала.
  5. Интегрирование педагогических технологий и ИКТ способствует преодолению затратности педагогического процесса. Помогает одновременно искать ответ на несколько вопросов внедрение компьютерной техники. Поэтому возникает возможность применять такие педагогические приемы, которые позволяют одновременно работать по нескольким направлениям, интегрально представлять знания, за минимальное время, обрабатывая огромную информацию, так как человеческая память и мышление получают существенную помощь на этапе отбора и сопоставления исходных данных. Существенно при этом меняется положение, как обучающего, так и педагога, по-иному строится их познавательная и обучающая деятельность. Уход  происходит от «регламентированного исполнительства», режима подчинения заданной схеме отдельно взятой технологии, которая на данном занятии может «не сработать», возможности гибкости и творчества на уроке. Кроме того,  интегрирование СОТ и ИКТ вносит в процесс обучения обилие видов продуктивной деятельности, возможность работать с разнообразными источниками информации, открытость новым идеям, формированию собственных мнений, рефлексии. Главным стимулом становится при этом  не внешняя оценка, а внутренняя мотивация.

    Необъятным полем для творчества педагога является  интегрирование педагогических технологий и ИКТ.  Педагог: ремесленник или Мастер?  Этот вопрос каждый решает для себя по-своему. В средневековом обществе, чтобы подмастерье превратился в мастера, надо было выдержать трудный экзамен: на собственные средства изготовить шедевр – лучший образец ремесленного изделия. Современная аттестация работников образования тоже предполагает создание своими собственными силами, средствами своего «шедевра». Создание шедевра в сегодняшнем понимании этого слова  под силу не каждому педагогу-практику в силу ограниченности его возможностей, а вот на практике создать что-то новое, новаторское на основе уже обоснованных и апробированных теорий, чем и является интегрирование педагогических технологий и ИКТ, может любой творчески работающий педагог.