Экологический проект на тему: «Животные красной книги Ленинградской области»

ФИО: Трукшина М.Н.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1707
Конкурс: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования детей»
Наименование конкурсной работы: Экологический проект на тему: «Животные красной книги Ленинградской области»
Итоговая оценка: 1 место,  87 баллов(-а)



Муниципальное учреждение

дополнительного образования 

«Сланцевская детская художественная школа»

Проект на тему экологии:

 «Животные красной книги Ленинградской области».

(возраст обучающихся  10 – 11 лет)

В рамках предпрофессиональной образовательной  программы:

«ЖИВОПИСЬ»

Разработал: преподаватель

Трукшина Мария Николаевна

г.Сланцы

2021

Паспорт проекта.

Разработал:

преподаватель Трукшина Мария Николаевна

Тема проекта: «Животные красной книги Ленинградской области».

Цель проекта: Сопровождение изучения и исследования обучающимися заданной темы и написания рефератов. Проведение ряда открытых мероприятий для одаренных детей при взаимодействии с семьями учащихся с итоговой выставкой тематических работ. 

Задачи проекта:

  • Сопровождение одаренных детей с взаимодействием с их семьями
  • Расширять и систематизировать знания о животном мире Ленинградской области.
  • Расширять и систематизировать знания к изучению «Красной книги».
  • Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира и их защите.
  • Развивать познавательный интерес к экологии и защите природы.
  • Развивать познавательный интерес к защите редких животных.
  • Развить навыки изображения художественных образов по представлению.
  • Развивать образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
  • Развивать художественное творчество, организуя выставку рисунков на тему «Животные красной книги Ленинградской области».
  • Развивать интерес к защите окружающей среды
  • Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.
  • Воспитывать любовь к животным.

Тип проекта: информационно-творческий.

Участники проекта: дети в возрасте 10-11 лет.

Срок реализации проекта: краткосрочный (6 недель).

Ожидаемый результат:

– Развитие у детей бережного отношения к природе и окружающей среде.

– Расширение знаний о животном мире

 Ленинградской области.

– Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

 – Приобретение навыков изображения и лепки художественных образов по представлению.

– Приобретение навыков сбора информации по заданной теме.

– Приобретение навыков писания рефератов.

– Приобретение навыков оформления выставки.

– Приобретение навыков взаимодействия с семьей на занятиях.

Актуальность проекта:

Тема проекта «Животные красной книги Ленинградской области» выбрана мной не случайно. В наше время уделяется много внимания проблеме загрязнения окружающей cреды, но все-таки есть угроза, которая нависла над миром – угроза экологического кризиса. Одним из серьезнейших проявлений глобальной экологической проблемы является быстрое сокращение численности многих видов животных и маccовое их вымирание. Некоторые виды уже безвозвратно исчезли с лица Земли, другие находятся на грани вымирания. Загрязнение атмосферы, почвы, воды. Огромные мусорные свалки! Главные виновники этого – промышленность, электростанции, автомобили. Вырубка больших лесных массивов! Оcушение болот, непрерывное расширение автодорог! Лесные пожары! Охота на редких и пушных зверей. Наверное, каждый человек знает о существовании Красной Книги, но кто всерьез задумывается, как, почему, какие животные вымирают? А ведь это крайне серьезная проблема. В 1966 году по решению Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МCОП) была впервые издана Красная книга. В Ленинградской области есть своя Красная книга. Книга включает в себя всех представителей флоры и фауны, которые на данный момент находятся под угрозой исчезновения, исчезнувшие в дикой природе, уязвимые виды, а также редкие и недостаточно изученные виды. На данный момент в Красную книгу Ленинградской области занесено более 450 видов животных и растений. Природа величава и богата, но в тоже время хрупка и ранима. Все любят природу, но, к сожалению, не все ее берегут. Человек наносит природе большие и малые раны. Нанесение вреда природе не проходит бесследно. В результате исчезновения растений и животных, выпадения кислотных дождей, увеличения числа токсических свалок и т.д. Земля все более теряет свою жизнеспособность. Главную ответственность за это несет человек. Он же является и главной жертвой этого процесса. Вот почему тысячи организаций в мире пытаются улучшить среду обитания.   Поэтому я считаю этот проект актуальным для реализации. Экологическое воспитание является одной из актуальных современных проблем. В основе содержания экологического воспитания лежит формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в школьном возрасте. Научить видеть и понимать красоту природы, бережно относится ко всему живому. Всем известно, что именно в детстве происходит становление человеческой личности, формирование начал культуры и восприятия прекрасного в природе. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир и ценить и уважать природу родного края с помощью изображения художественных образов по представлению с натуры. Очень важно взаимодействие с семьями одаренных детей на этапе их дальнейшего развития, в этом проекте учтены все эти задачи.  

Оценка возможностей

Известно, что главными факторами вовлечения детей в какую-либо деятельность является интерес и поощрение. Детей можно было заинтересовать тем, что  хорошо выполненные работы, будут выставлены на районных и всероссийских конкурсах, а также  выставлены в историко-краеведческий музей и на эти работы смогут посмотреть не только одноклассники, родители, но и все посетители историко-краеведческого музея. Авторы  лучших работ будут отмечены  грамотами, дипломами. Учащиеся детской художественной школы города Сланцы неоднократно участвовали в  различных конкурсах и поэтому могут выполнить работы на хорошем уровне.

Технология разработки проекта
1.1 Изучение мнения учащихся
Основные  задачи
Ожидаемые результаты
Изучить мнение учащихся, преподавателей детской художественной школы и родителей учащихся
Получить согласие на участие 

в проекте

1.2 Определение цели и задачи проекта
Основные  задачи Ожидаемые результаты
Сформулировать проблему, 

цели и задачи проекта

Четкая формулировка цели и 

задачей проекта

1.2 Определение цели и задачи проекта
Основные  задачи Ожидаемые результаты
Сформулировать проблему, 

цели и задачи проекта

Четкая формулировка цели и 

задачей проекта

1.3. Изучение возможностей обучающихся
Основные  задачи
Ожидаемые результаты
1 Изучить возможность учащихся для ДХШ длля реализации проекта
2 Изучить технические возможности представления работ учащихся художественной школы в живописи, графике, скульптуре.
Точное представление 

о возможности защиты 

рефератов.

Точное представление о 

возможности дальнейшего 

показа работ учащихся

Точное представление о 

технических возможностях

 представления творческих 

работ, выполненных красками,

 глиной

 и другими различными 

материалами

1.4. Составление плана работы
Основные  задачи Ожидаемые результаты
1 Определить перечень основных мероприятий по реализации проекта
2 Определить количество и дни занятий по теме: «Животные красной книги Ленинградской области»
3 Определить время для выполнения проектного задания
Составить план работы
Составить расписание занятий
Составить расписание
1.5. Определение ресурсов и источников их получения
Основные  задачи
Ожидаемые результаты
1 Изучить материалы техники живописи, графики, скульптуры и репродукции  художников, из ресурсов ДХШ и определить, что можно использовать по заданной теме для показа на занятиях проекта.
2 Изучить и отобрать для показа обучающимся художественную литературу, для использования по заданной теме.

3   Изучить и отобрать ресурсы для выполнения обучающимися докладов на заданную тему.

Список необходимых

 ресурсов

Список необходимых

 ресурсов

Список необходимых

 ресурсов

1.6. Разработка системы оценки проекта
Основные  задачи Ожидаемые результаты
Определить основные критерии, подлежащие оценке Перечень основных оцениваемых критериев

Этапы реализации проекта:

 Подготовительный этап:

  • Разработка проекта.
  • Постановка цели и задачи.
  • Подбор информационного материала по теме (иллюстрации, плакаты, стихи, музыкальные произведения, художественная литература).
  • Разработка конспектов образовательной деятельности.

Основной этап:

1   Работа с детьми:

1.1 Беседы на темы:

  • «Что такое природа?»
  • «Что такое Красная книга».
  • «Особенности природы нашего края».
  • Беседа по содержанию сайта http://lenobl.jimdo.com/природа/ с обсуждением.
  • По содержанию сборникаЭкологическое воспитание школьников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.; 
  • Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. – Москва: АРКТИ, 2001. – 128с.
  • «О правилах поведения на природе».
  •  Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – Москва: Издательский центр «Академия», 2002. – 336с.
  • Рыжова, Н.А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013. – 208с.: ил.
  • Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. – Москва: Всемирный фонд дикой природы, 2006. – 104 с.: ил.
  • Чебан, М.И. Экологические игры – 2008. – № 6. – С.50-54.

1.2 Рассматривание картин и иллюстраций и фотографий:

  • Просмотр фотографий и иллюстраций животных и плакатов по защите природы.
  • Просмотр фотографий природы Ленинградской области;

1.3 Чтение произведений обучающимися самостоятельно и на занятиях:

  • «В гостях у природы»: сб. рассказов, сказок, стихов о природе России и временах года. В.В.Волина;
  • Ковинько, Л.В. Секреты природы – это так интересно! – Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.
  • Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. – 2-е изд. – Москва: Амрита-Русь, 2008. – 256 с. – (Образование и творчество).
  • Лесные хоромы: рассказы, сказки, стихи, загадки 

В содерж. авт.:И.Бунин; М.Михайлов; Н.НекрасовФ.ДостоевскийЛ.Толстой

  • Рассказы о животных:

Борис Житков «Рассказы о животных», Ольга Перовская «Ребята и зверята», Юрий Дмитриев «Лесные загадки», Николай Сладков «Лесные тайнички»

1.4 Загадывание загадок:

  • О птицах.
  • О диких животных.
  • О природе.

1.5 Дидактические игры:

  • «Природа -дом твой, береги его».
  • «Правила поведения в лесу».
  • «Как беречь животных».

1.6 Наблюдения:

  • За не правильным поведением с животными детей и взрослых.
  • Исследовательская деятельность:
  • Подготовка материала для написания доклада.
  • Написание доклада.

1.8 Творческая деятельность:

  • Рисование «Этюды животных».
  • Рисование по памяти «Зарисовки животных»
  • Выполнение коллажа «Животные красной книги Ленинградской области»
  • Рисование композиции на тему «Редкие животные».
  • Рисование плаката на тему «Берегите животных».
  • Подготовка материала и оформление коллажа «Животные красной книги Ленинградской области» с использованием зарисовок и фотографий.

1.9 Оформление коллажа:

  • «Животные красной книги Ленинградской области»

1.10 Музыкальные  презентации:

2  Взаимодействие с семьей:

  •  Открытый урок: «Совушка в технике барельеф».
  •  Открытый урок: «Уточка в технике мягкий материал»
  •  Помощь в написании докладов на заданную тему и их защита.
  • Оформление выставки «Животные красной книги Ленинградской области».
  • Подборка стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, песенок о животных, природе и ее защите.
  • Зарисовки родителей с детьми, птиц, диких животных для выполнения коллажа «Животные красной книги Ленинградской области».
  • Подборка детьми и родителями фотографий животных Ленинградской области для выполнения коллажа «Животные красной книги Ленинградской области».
  • Оформление итоговой выставки по теме проекта.

3 Заключительный этап.

         Работу над проектом «Животные красной книги Ленинградской области» с одаренными детьми и родителями мы провели.  Мониторинг.

Список литературы для преподавателя.

  1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог.
  2. Возрастные возможности усвоения знаний: Младшие классы школы.
  3. Комарова Т.С Обучение детей технике рисования. –Москва: Просвещение, 1981.
  4. Кузин В.С. Наброски и зарисовки. -2-е издание. –Москва: Просвещение, 1981.
  5. Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми / В. К. Омарова 
    // Одар. ребенок. – 2010. – Библиогр.
  6. Развитие системы поддержки талантливых детей / Л. Ю. Ляшко, Т. В. Ляшко, Е. О. Федоровская// Одар. ребенок. – 2011.

Список литературы для обучающихся.

  1.  «В гостях у природы»: сб. рассказов, сказок, стихов о природе России и временах года. В.В.Волина;
  2. Лесные хоромы: рассказы, сказки, стихи, загадки 

В содерж. авт.:И.Бунин; М.Михайлов; Н.НекрасовФ.ДостоевскийЛ.Толстой

  1. Ковинько, Л.В. Секреты природы – это так интересно! – Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.
  2. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. – 2-е изд. – Москва: Амрита-Русь, 2008. – 256 с. – (Образование и творчество).
  3. Борис Житков «Рассказы о животных», 
  4. Ольга Перовская «Ребята и зверята», 
  5. Юрий Дмитриев «Лесные загадки», 
  6. Николай Сладков «Лесные тайнички»

Издания красной книги:

  1. Апарин БФ, Касаткина ГА, Матинян НН, Сухачева ЕЮ (2007) Красная книга почв Ленинградской области. СПб 315 
  2. Носков ГА, Гагинская АР и др (2002) Красная книга природы Ленинградской области. Т. 3. Животные . СПб 478 
  3. Носков ГА, Гагинская АР и др (2000) Красная книга природы Ленинградской области. Том 2. Растения и грибы. СПб 672 c. 
  4. Фокин ЮВ, Боч МС и др (1999) Красная книга природы Ленинградской области. Т. 1. Особо охраняемые природные территории. СПб 348 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Материалы по оцениванию проектной деятельности учащихся

 

Взаимооценка работы групп.

Критерии оценки

Критерии 1 2 3 Фактическое количество баллов
Ответ на вопрос Сформулирован ответ на вопрос.

Ответ обоснован

Ответ на вопрос сформулирован, но недостаточно обоснован. Ответ сформулирован нечетко, нет обоснования. 
Способы деятельности Четко определены и освоены способы деятельности В недостаточной степени освоены способы деятельности Способы деятельности не освоены
Работа в группе Четко и поэтапно представлена деятельность каждого участника группы В основном представлена деятельность каждого участника группы Лишь частичные, разрозненные сведения о деятельности участников группы.
Готовая работа Работа выполнена качественно, соответствует содержанию, имеет оригинальный авторский замысел. Работа выполнена хорошо, в основном соответствует содержанию, содержит авторские элементы.  Работа выполнена небрежно, ответствует авторский замысел.
Выводы Логичны, обоснованы, соответствуют

цели и задачам.

В основном, соответствуют целям и задачам, однако, представлены бессистемно.   Отсутствуют или не связаны с целями, задачами и результатом

Лист самооценки

 

Фамилия, имя:_______________________________________________________________

Тема творческого проекта:________________________________________

№п/п Этапы выполнения проекта Оценка в баллах

максимальная

Оценка в баллах фактическая
1 Поисково-исследовательский

  1. подбор материала по теме проекта
  2. обработка собранных сведений
  3.  обсуждение ответов на вопросы
55

5

2 Технологический

2.1 Выполнение всех этапов проекта

2.3 Самостоятельность в последовательности выполнения всех этапов проекта

2.4 Соблюдения Т.Б. на каждом занятии

2.5 Выполнение работы в срок

1010

20

10

10

10

3 Заключительный

3.1 Выполнение доклада

3.2 Представление продукта

105
Итоги баллов 100

 

Мониторинг реализации проекта

«Животные красной книги Ленинградской области».

1.Знание темы

Тема Количество учащихся % от общего количества учащихся
  1. Никогда не думал над этой темой
1 8
  1. Тема знакомая
10 83
  1. Узнал много нового
12 100
  • Интерес
Участие Количество учащихся % от общего количества учащихся
  1. Участвовал за компанию
1 8
  1. Участие в проекте вызвало интерес
11 92
3.         Не участвовал, не интересно 0
  • Наиболее интересный вариант работы
Вариант работы Количество учащихся % от общего количества учащихся
  1. Выполнение художественных этапов проекта
9 75
  1. Написание доклада на тему проекта
12 100
  1. Оформление итоговой выставки
12 100
  • Что использовал в работе
Отслеживал материалы Количество учащихся % от общего количества учащихся
  1. Только то, что предложили на занятиях
0
  1. Дополнительно искал в интернете
11 92
  1. Ознакомился со специальной литературой
1 8
  1. Дополнительно искал в интернете и ознакомился со специальной литературой
2 17
  • Ожидаемые результаты
Результаты Количество учащихся % от общего количества учащихся
  1. Хотелось бы лучше
0
  1. Меня все устроило
9 75
  1. Лучше, чем ожидал
3 25