Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе.

ФИО: Шваюк Н.О.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1708
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства для работников образовательных организаций «Учитель-профессионал», в рамках федерального проекта Современная школа
Наименование конкурсной работы: Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе.
Итоговая оценка: 1 место,  89 баллов(-а)



 

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 5

Краткая характеристика класса: ученики 5 класса лицея

Тема урока: правописание суффиксов –чик-, -щик-.

Тип урока: урок изучения нового

Цель урока: добиться от учащихся усвоения способа определения верного написания суффиксов –чик- и –щик-; вырабатывать умение опознавать орфограмму и умение правильно определять производящую (исходную) основу и ее конечный согласный.

Задачи:

–  научить обучающихся грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать; формировать умения и навыки применения теории на практике и умения графически обозначать изученную орфограмму;

– развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей: придумывать предложение со словом на данную орфограмму; содействовать развитию у обучающихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;

– воспитывать интерес к богатству русского языка, создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умение работать коллективно, воспитывать любовь к родному языку.

 

Планируемые результаты

Личностные Регулятивные Коммуникативные Познавательные Предметные
Осознание ценности изучаемого правила, практической его важности, ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат Умение оценивать результаты деятельности (своей –чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем Умение определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли Выполнение разных по уровню заданий, составление алгоритма деятельности при решении проблемы Предметные: знание правила написания суффиксов –ЧИК-; -ЩИК-, умение применять изученное правило на письме

Оборудование: презентация, проектор, доска, рабочие листы.

 

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Познавательная Коммуникативная Регулятивная
Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

действия

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

действия

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

действия

1-ый этап (организационный момент)
Проверка готовности учащихся к работе. Говорит об оценивании познавательной деятельности на протяжении всего урока (задание выполнено – плюс, задание требует доработки – знак вопроса) 
2 этап  – мотивационный
Предлагает на доске одному ученику записать транскрипцию слов танцовщик, грузчик, парковщик. После записи транскрипций другой обучающийся записывает слова верно в соответствии с орфографическими правилами 

Далее предлагает определить тему и цель урока. Указывает на заполнение листов самоконтроля.

запись фонетической транскрипции, постановка проблемы (в данных словах слышится одинаково [щик], а пишется по – разному: в одном случае пишется суф. –чик-, а в другом –щик-). аргументировать актуальность проблемы, постановка цели и задач урока весь класс во фронтальном режиме взаимодействует, отвечая на вопросы организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, способы взаимодействия контролируют правильность ответов друг друга; ставят цель урока;

оценивают свои возможности, оценивают степень недостаточности знаний

целеполагание;

самостоятельный анализ условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

                          3 этап –актуализация знаний и первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся
рассказ лингвистической сказки; графическое представление правила в виде звезды для легкого запоминания условий написания суффикса –чик-; чтение правила в учебнике. Заполнение листов самоконтроля.  слушают сказку, определяют условия написания суффиксов

развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя статью учебную статью,

умения строить простые рассуждения

формулирование правила написания суффиксов слушают учителя; читают правило, находят новую информацию взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме коррекция знаний прогнозирование результатов, самоконтроль и коррекция
4 этап – закрепление изученного материала
организует первичное закрепление под руководством учителя посредством повторения, частичных выводов, выполнение упражнения 743(один учащийся у доски, остальные –в тетради). Для сильных учащихся организуется работа с «Обратным словарем» А. Зализняка.

Заполнение листов самоконтроля.

зафиксировать во внешней речи алгоритм выполнения перед выполнением упражнения; активное использование полученной информации в конкретном упражнении. применение полученных знаний на практике  осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению

– применение на практике и последующее повторение нового материала

умение слушать в соответствии с целевой

установкой

-принимать и сохранять учебную цель и

задачу

-дополнять, уточнять высказанные мнения

контролируют работу на доске, оценивают свою работу, корректируют. контроль, коррекция, 

самоконтроль, адекватная самостоятельная оценка правильности выполнения действия и необходимые коррективы

5 этап – тематическая физкультминутка
предлагается упражнение для снятия напряжения: -чик-: нужно 1 раз сесть, -щик-  –  сделать 2 прыжка,  нет таких суффиксов -3 хлопка.                                 

Слова: груз…ик, свар…ик, заказ…ик, клю…ик, налад…ик,мя..ик.

 Ценностное отношение к здоровому образу жизни. Охрана здоровья, развитие двигательной активности, положительный эмоциональный фон для продолжения работы.

6 этап- закрепление знаний (работа с текстом на смешиваемые деформации)
с сильными обучающимися организуется работа с текстом  (презентация), где необходимо найти искомую орфограмму, выписать ее, разграничить с другими правилами, слабые обучающиеся работают с карточками по изучаемому правилу без применения деформированного текста. Работа с листами самопроверки. сформировать на основе нового знания собственное аргументированное представление об изучаемом. строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме самоконтроль за выполнением задания, оценка собственных знаний контроль, коррекция, адекватная самостоятельная оценка правильности выполнения действия и необходимые коррективы
7этап –  первичный контроль знаний
предлагает выполнить тест разного уровня сложности по теме, сделать взаимопроверку. Сильные обучающиеся проверяют у слабых и наоборот. Заполнение листов самоконтроля. умение целостно обобщать информацию, применяя ее к конкретному языковому материалу взаимодействуют друг с другом.  самоконтроль, контроль за выполненным заданием одноклассника  адекватная самостоятельная оценка правильности выполнения действия
8 этап – оценивание учащихся, рефлексия
предлагает оценить достижения за урок, оценивает выполнение задачи. Выставление отметок. проводят самоанализ и самооценку своей деятельности комментируют работу  своих одноклассников на уроке.

Высказывают собственные мнения об уроке

самооценка достижений за урок, оценка результата решения поставленной в начале урока проблемы самооценка
9 этап – домашнее задание(дифференцированного типа)
предлагает домашнее задание: записать историю про суффиксы –чик- и –щик- для сильных учеников, нарисовать рисунок, объясняющий данную орфограмму для слабых. 

 

Лингвистическая сказка

 В стране Грамматике, почти на окраине её  обширных земель, жили – были два братца – суффиксы Чик и ЩИК.

Старший брат ЩИК был трудолюбивый: рано вставал, одевался да за дело принимался. А младший между тем в постельке лежал, потягивался, с боку на бок переваливался. 

В городе, где они жили, народ был работящий, деловой, и ЩИК с удовольствием им всем помогал. Мастера своё дело знали, но никак не могли обойтись без ЩИКа. Сами посудите, что ни мастер, так обязательно в конце у него ЩИК появляется: обой-ЩИК, закрой-ЩИК, фонар ЩИК. Вскоре работы стало так много, что братец ЩИК перестал с ней справляться. Тогда мастера решили заставить работать и второго брата – ЧИКа, но это было не просто: сам он трудиться не хотел. Вот к нему и приставили сторожей, которые работать его заставляли. Это были буквы   д – т, з – с, ж. С тех пор так и повелось: как только в слове появляются эти буквы, ЧИК принимается за работу. Сами смотрите: смаз ЧИК, груз ЧИК, лёт ЧИК