Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Им. 1 Мая»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«НАШ КРАЙ РОДНОЙ»
Автор: Козарина Е.И.,
Воспитатель
высшей квалификационной категории
п. Троицкий 2022
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование
проекта |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«НАШ КРАЙ РОДНОЙ» |
Описание
актуальности проекта |
В современных условиях социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. Воспитание гражданственности у детей включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет современный национальный воспитательный идеал это – «Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Учет национально-региональных факторов в воспитании детей, сохранение и возрождение национально-культурного наследия подчеркивается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В качестве принципов дошкольного образования в федеральном стандарте выделены: учет этнокультурной ситуации развития детей и приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства и предполагает, в первую очередь, приобщение детей к национальной культуре. Необходимость приобщать детей к культуре народа своего региона, бережно относиться к историческому наследию тесно связанного с внутренней жизнью ребёнка, его запросами и потребностями, которые будут содействовать развитию национального самосознания, общечеловеческих ценностей, формированию собственной личностной культуры. |
Сроки
реализации проекта |
Сентябрь 2022 – август 2023 года |
Критерии
эффективности проекта |
Ожидаемые результаты от реализации проекта:
– Дети владеют знаниями о поселке как о малой родине, о ближайшем окружении, основными объектами поселка Троицкий, города Талица. – Активное участие детей в наблюдениях, экскурсиях выставках и других видах деятельности. – Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь. – Освоение доступных знаний, об умение устанавливать связи между строением, функцией и профессией; – Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми; ‒ Повышение интереса детей, родителей и педагогов к истории и культуре родного поселка. |
Пояснительная записка
Цель: Содействие формированию фундаментальных культурных ценностей и духовно-нравственному развитию детей через приобщение к культурным ценностям своего народа в конкретном социокультурном пространстве.
Основные задачи:
- формировать нравственные ценности, духовно-культурное развитие, содействовать популяризации учреждений культуры и искусства, создать условия для социализации воспитанников и их семей;
- формировать общую культуру личности с учетом этнокультурной составляющей образования (самооценка, эмоциональный интеллект);
- развивать у детей познавательный и культурный интерес к родному краю к поселку, к истории, событиям прошлого и настоящего, приобщать к культурному наследию своего района;
- воспитывать чувства гордости, бережного отношения к родному краю.
Реализация содержания Проекта:
– обеспечивает возможность отражения знания ребенка о себе, о других, о родственных отношениях, о деятельностных взаимосвязях с миром ближайшего окружения;
– раскрывает способы познания себя, и других через самоощущение с миром природы, общества и вещным миром;
– ориентирует на становление самооценки ребенка, на развитие его способности к идентификации, самоанализу и освоению культурных образцов;
– учитывает приоритет практической деятельности (деятельностно-коммуникативная составляющая образованности), в ходе которой дети получают необходимую информацию (предметно-информационная составляющая образованности), постепенно овладевая ценностно-ориентационной составляющей образованности;
– осуществляется на основе компетентностного подхода, направленного на формирование у ребенка новых универсальных способностей личности и поведенческих моделей, готовности эффективно интегрировать внутренние (знания, умения, ценности, психологические особенности и т.п.) и внешние ресурсы для достижения поставленной цели;
– имеет яркую воспитывающую направленность, т.е. способствует формированию толерантности, уважения к традициям и обычаям своего народа и других народов, культурного и экологически грамотного поведения и др.
Партнерское взаимодействие всех участников образовательных отношений позволяет выделять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а так же обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка.
С учетом социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, поставлены задачи, направленные на использование сетевой формы взаимодействия в ходе реализации программы, обеспечивающей возможность социализации, и ее успешного освоения воспитанниками с использованием ресурсов нескольких организаций.
Привлечение социальных партнеров для реализации Программы: образовательных, благотворительных и прочих организаций города и поселка дает ресурсы, которые позволяют быстрее реагировать на запросы всех участников образовательных отношений, общества, государства. Говоря о социально-педагогическом партнерстве, отмечается участие в благотворительных акциях, коллективных мероприятиях, проводимых совместно с общеобразовательными школами, библиотекой, организациями города и поселка.
Таким образом, реализация проекта «Наш край родной» позволяет приобщать детей к культурным ценностям своего народа, развивать духовно и нравственно, формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Культурный дневник дошкольника Талицкого района Свердловской области представляет собой альбом с разделами:
Блок «Символика» познакомить детей с символикой родного края, с историей и происхождением герба, флага.
Блок «Памятные места, достопримечательности» Сформировать представления детей о городе и поселке, об улицах, памятниках и других достопримечательностях, познакомить с памятниками ВОВ, воспитать чувство уважения к ветеранам ВОВ
Блок «Традиции и обычаи» знакомство детей с традициями и обычаями Урала, поселка; сделать вклад в формирование у них высокого культурного уровня; приобщить детей к православным традициям русского народа; сделать вклад в развитие творческих способностей детей. развивать у детей познавательный интерес к воинам ВОВ, способствовать желанию детей быть такими же мужественными, смелыми. Воспитывать в детях уважение и чувство гордости за ветеранов
Блок «Искусство» знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством уральских мастеров, с русским народным творчеством: народной музыкой, пение народных песен, частушек, пляски в хороводе, Познакомить детей известными деятелями культуры города и поселка, композиторами, художниками.
Блок «Читаем вместе» знакомство детей с произведениями художественной литературы детских уральских писателей.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА | ||||||
Месяц | Неделя | Блок | Тема | Вид деятельности | Творческие задания | Взаимодействие родителями |
Сентябрь | 1 неделя | Знакомство с символами (флаг, герб, гимн)
Символы Российской Федерации |
Рассказ воспитателя о символах.
Москва – столица нашей Родины Игра «Собери пазлы» Чтение И. Агеева «Флаг России – триколор» Продуктивная деятельность «Флаг России» Рисование «Моя мечта» |
Рассмотреть символы, назвать их.
Выполнить задание в дневнике. |
Ознакомление с проектом | |
2 неделя | Символы Свердловской области | Знакомство с символикой Свердловской области и г. Екатеринбурга.
Беседа: город Екатеринбург – областной центр. Игра «Собери символ» Изобразительная деятельность «Выбери и раскрась государственный герб» Конструирование из лего-конструктора «Здание с флагом» |
Рассмотреть символы, назвать их.
Выполнить задание в дневнике. |
|||
3 неделя | Символы Талицкого Района | Знакомство с символикой нашего города флаг, герб.
Конструирование из лего-конструктора «Здание с флагом», «Мост через р. Пышма» |
Рассмотреть символы, назвать их.
Выполнить задание в дневнике. |
Экскурсии по улицам поселка рассмотреть на каких социально – значимых объектах и административных зданиях поселка есть флаг. | ||
4неделя | «Наш посёлок Троицкий» | Ситуативный разговор «Что я знаю о поселке?»
Посещение музея «История поселка» Составить рассказ о краеведческом музее, в котором были воспитанники. Нарисовать здание музея. |
Отгадать ребус.
Задание выполнить в дневнике |
Записать и оформить рассказ о краеведческом музей | ||
Октябрь | 1 неделя | Памятные места, достопримечательности | Улицы поселка | Рассказ воспитателя об улицах поселка
Составление рассказов «Мой домашний адрес. Моя улица». Макет-карта «Улицы возле детского сада» |
Составление карты улиц поселка | Экскурсии по улицам поселка Фотосъемка улиц поселка.
Мини-проект «История нашей улицы» |
2 неделя | Традиции и обычаи | История празднования Осенин | Беседа «Традиции и обычаи празднования Осенин на Урале»
Осенние народные календарные куклы. Подвижные игры «перетягивание каната», «Стенка на стенку». Праздник «Осенины» |
Задание «Дорисуй по цифрам» выполнить в дневнике | Помощь в организации праздника
Буклет «Осенние народные календарные куклы». |
|
3 неделя | Искусство | Знакомство с русскими народными инструментами | Экскурсия в КДЦ отдел Народное творчество
Инструменты, традиционно изготавливаемые на Урале. Слушание плясовых наигрышей «Подгорная» и «Сербиянка», «Камаринский», «Наша бабушка вежлива». |
Задание «Путаница» выполнить в дневнике | ||
4неделя | Читаем вместе | Чтение легенд об Урале
Знакомство с уральским писателем Е.А. Пермяк |
Беседа «31 октября – 120 лет со дня рождения русского писателя Евгения Андреевича Пермяка (1902–1982)».
Чтение художественной литературы Н. Агапова «История – сказ об Урале-батюшке». Е. Пермяк «Первая рыбка», «Как Маша стала большой», «Торопливый ножик» Рисование по замыслу |
Задание «Догадайся и дорисуй» | ||
Ноябрь | 1 неделя | Памятные места, достопримечательности | Памятник погибшим борцам за революцию | Беседа «День согласия и примирения»
Беседа «День воинской славы России — День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год)» Рассказ воспитателя о памятнике |
Составление карты памятников поселка | Экскурсии по улицам поселка ∙ Фотосъемка памятников поселка. |
2 неделя | Традиции и обычаи | История празднования народных праздников | Беседа «День Кузьмы и Демьяна»
Занятие «Знакомство с трудом взрослых» с викториной «Ремесла и орудия труда» Лепка филимоновской игрушки «Петушок» Подвижные игры «Петушки», «Сапожник» Праздник «Кузьминки» |
Задание «Дорисуй по цифрам» выполнить в дневнике | Помощь в организации праздника | |
3 неделя | Искусство | Знакомство с народным творчеством Знакомство с уральской народной росписью | Экскурсия в КДЦ выставка работ
Экскурсия в историко-краеведческий музей; Беседа на тему: “Русское ковроткачество” Аппликация по мотивам уральского геометрического орнамента |
Задание «Путаница» выполнить в дневнике | ||
4неделя | Читаем вместе | 6 ноября – 170 лет со дня рождения русского писателя, драматурга Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка (1852–1912). | Беседа «Детская библиотека п. Троицкий»
Чтение сказок Рисование по замыслу |
Задание выполнить в дневнике | Записать ребенка в библиотеку | |
декабрь | 1 неделя | Памятные места, достопримечательности | Бюст Н.И. Кузнецову | Беседа «9 декабря – День героев Отечества»
Рассказ воспитателя о разведчике Н.И. Кузнецове Рассказ воспитателя о памятнике |
Составление карты памятников культуры поселка | Экскурсии в музей г.Талицы
Фотосъемка памятников поселка. |
2 неделя | Традиции и обычаи | История празднования народных праздников | Беседа «Как отмечали Новый год в старину» («Древнейшая история появления елки», «История появления елки в России», «Откуда мишура на елке?»)
Праздник «Новый год» |
Задание выполнить в дневнике | Помощь в организации праздника | |
3 неделя | Искусство | Знакомство с творчеством художников
Талицкого района |
Беседа «Художники Талицкого района»
Онлайн – Экскурсия в галерею Академии Детства Образовательная ситуация « Я- художник» |
Задание выполнить в дневнике | ||
4неделя | Читаем вместе | Сказы П. Бажова | Чтение сказов «Медной горы Хозяйка», «Огневушка-Поскакушка», «каменный цветок»
«Голубая змейка», «Малахитовая шкатулка», «Синюшкин колодец» -Лепка и роспись объёмной куклы по сказу «Каменный цветок» Рисование по замыслу «Медной горы Хозяйка – какая она?» |
Задание выполнить в дневнике | Чтение художественных произведений
Кроссворд «Герои сказов» |
|
Январь | Новогодние каникулы | |||||
2 неделя | Традиции и обычаи | История празднования народных праздников
«Святки-колядки» |
Беседа «Святки-Колядки. Традиции»
Прослушивание и разучивание рождественских колядок Лепка «Фигурное печенье «козюльки» Подвижные игры «Золоченый сундучок», «Заря-зареница»,«Уж я улком шла, переулком шла», «Поясок», «Тесто»,«Жмурки» Праздник «Коляда, коляда, отворяй ворота» |
Задание выполнить в дневнике | Помощь в организации праздника | |
3 неделя | Искусство | Знакомство с народными промыслами | Беседа «Узелковое вязание»
Продуктивная деятельность «Фенечка из 2 ниток» |
Задание выполнить в дневнике | ||
4неделя | Читаем вместе | Произведение уральских писателей о природе | Беседа «11 января – День заповедников и национальных парков. Национальный парк «Припышминские Боры».
Красная книга Урала. Составления коллажа. Чтение художественных произведений Продуктивная деятельность «Природа родного края» |
Задание выполнить в дневнике | Экскурсия «Зимние тропы» | |
Февраль | 1 неделя | Памятные места, достопримечательности | Мемориальная доска Ю. В. Исламову | Беседа « 15 февраля – День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества»
Рассказ воспитателя о подвиге героя |
Составление карты памятников поселка | Экскурсии по улицам поселка ∙ Фотосъемка памятников поселка. |
2 неделя | Традиции и обычаи | История празднования народных праздников
«Масленицы» 20–26 февраля |
Беседа «Масленица»
Разучивание поговорок про масленицу. Продуктивная деятельность «Масленичные куклы». Подвижные игры «Золоченый сундучок», «Заря-зареница»,«Уж я улком шла, переулком шла», «Поясок», «Тесто»,«Жмурки» Праздник «Масленица» |
Задание выполнить в дневнике | Помощь в организации праздника
Буклет «Праздничное меню» |
|
3 неделя | Искусство | Знакомство с народным уральским фольклором | Экскурсия в КДЦ «Народное творчество» | Помощь в организации экскурсии | ||
4неделя | Читаем вместе | Сказки уральских писателей А. Зеленин. Л.А. Преображенская | Чтение сказок А. Зеленина «Про медведя и лису да про Новый год в лесу»», «Про Петьку Ежикова или Дед Мороз был настоящим», Л.А. Преображенская « Коля на елке».
Рисование по замыслу |
Задание выполнить в дневнике | Чтение и рисование по полюбившимся произведениям | |
Март | 1 неделя | Памятные места, достопримечательности | Театр здание бывшего рабочего клуба Талицкого БХЗ
КДЦ «Центральный» Дом детского творчества |
Беседа « История Талицкого народного театра »
Экскурсия в КДЦ «Центральный» на представление |
Лента времени народного театра | Экскурсии по улицам поселка Фотосъемка памятников поселка. |
2 неделя | Традиции и обычаи | История празднования народных праздников
« 17 марта – День Герасима-грачевника. В народе говорили: «Грач на горе – так и весна на дворе», «Увидел грача – весну встречай». |
Беседа «Герасим Грачевник»
Комплексное занятие «Герасим грачевник» Подвижные игры «Скворцы и кошка», «Охотники и утки», «Гори ясно», Хоровод-игра «Ручеёк», «Птицелов», «Ласточка», «Совушка», «Перелет птиц». Конструирование из бумаги «Птица» Развлечение «Сороки» |
Задание выполнить в дневнике | Помощь в организации праздника | |
3 неделя | Искусство | Знакомство с народным творчеством
Народный театр |
Беседа «Театральные зарисовки в поселке»
Театральная постановка Экскурсия в Дом детского творчества на представление |
Задание выполнить в дневнике | ||
4неделя | Читаем вместе | Произведение уральских писателей про маму | Чтение художественных произведений
Рисование по замыслу |
Задание выполнить в дневнике | Чтение и рисование по полюбившимся произведениям | |
Апрель | 1 неделя | Памятные места, достопримечательности | Здания детской библиотеки | Беседа « 2 – Международный день детской книги. История появления детской библиотеки в поселке»
Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» |
Лента времени детской библиотеки поселка | Экскурсии по улицам поселка ∙ Фотосъемка зданий поселка. |
2 неделя | Традиции и обычаи | История празднования народных праздников
«Пасха» 20–26 февраля |
Беседа «Пасха»
Слушание волочебных песен. Продуктивная деятельность «Писанка» Подвижные игры «Катание яиц», «Поиск пасхальных яиц», «Эстафета с яйцом», «Найди наперсток». Праздник «Пасха» |
Задание выполнить в дневнике | Помощь в организации праздника
Буклет «Как на Урале готовились к Пасхе век назад» |
|
3 неделя | Искусство | Знакомство с народным уральским танцем | Беседа, разучивание движений танца уральская пляска «Шестера», «Малая кадрелка» Игры: «Хоровод», «Как на Машин день рожденья испекли мы каравай»
Фестиваль «Грани таланта» |
Помощь | ||
4неделя | Читаем вместе | Произведение уральских писателей | Чтение художественных произведений
Рисование по замыслу |
Задание выполнить в дневнике | Чтение и рисование по полюбившимся произведениям | |
Май | 1 неделя | Памятные места, достопримечательности | Памятник воинам ВОВ | Беседа « Великая Победа. Вклад наших земляков»
Рассказ воспитателя о подвигах героев |
Составление карты памятников поселка | Экскурсии по улицам поселка ∙ Фотосъемка памятников поселка. |
2 неделя | Традиции и обычаи | История празднования народных праздников
|
Беседа «Семика. Завивание венка»
Разучивание поговорок про масленицу. Продуктивная деятельность Подвижные игры Праздник «Семик» |
Задание выполнить в дневнике | Помощь в организации праздника | |
3 неделя | Искусство | Деятели культуры | Познакомить детей известными деятелями культуры области, поселка | Задание выполнить в дневнике | ||
4неделя | Читаем вместе | Произведение уральских писателей про войну | Чтение художественных произведений
Рисование по замыслу |
Задание выполнить в дневнике | Чтение и рисование по полюбившимся произведениям |