Педагогический проект “Наш край родной”

ФИО: Козарина Е.И.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1732
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Педагогический проект "Наш край родной"
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)



Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Им. 1 Мая» 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ 

«НАШ КРАЙ РОДНОЙ»

Автор: Козарина Е.И., 

Воспитатель 

высшей квалификационной категории

п. Троицкий 2022

 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование

проекта

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ 

 «НАШ КРАЙ РОДНОЙ»

Описание

актуальности

проекта

В современных условиях социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. Воспитание гражданственности у детей включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет современный национальный воспитательный идеал это – «Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Учет национально-региональных факторов в воспитании детей, сохранение и возрождение национально-культурного наследия подчеркивается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В качестве принципов дошкольного образования в федеральном стандарте выделены: учет этнокультурной ситуации развития детей и приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства и предполагает, в первую очередь, приобщение детей к национальной культуре.

Необходимость приобщать детей к культуре народа своего региона, бережно относиться  к историческому наследию тесно связанного с внутренней жизнью ребёнка, его запросами и потребностями, которые будут содействовать развитию национального самосознания, общечеловеческих ценностей, формированию собственной личностной культуры.

Сроки

реализации

проекта

Сентябрь 2022 – август 2023 года
Критерии

эффективности

проекта

Ожидаемые результаты от реализации проекта:

– Дети владеют знаниями о поселке как о малой родине, о ближайшем окружении, основными объектами поселка Троицкий, города Талица.

–  Активное участие детей в наблюдениях, экскурсиях  выставках и других видах деятельности.

– Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на  происходящее, оказывать посильную помощь.

– Освоение доступных знаний, об умение устанавливать связи между строением, функцией и профессией;

– Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми;

‒ Повышение интереса детей, родителей и педагогов к истории и культуре родного поселка.

 

Пояснительная записка

Цель: Содействие формированию фундаментальных культурных ценностей и  духовно-нравственному развитию детей через приобщение к культурным ценностям своего народа в конкретном социокультурном пространстве.

Основные задачи:

  1. формировать нравственные ценности, духовно-культурное развитие, содействовать популяризации учреждений культуры и искусства, создать условия для социализации воспитанников и их семей;
  2. формировать общую культуру личности с учетом этнокультурной составляющей образования (самооценка, эмоциональный интеллект);
  3. развивать у детей познавательный и культурный интерес к родному краю к поселку, к истории, событиям прошлого и настоящего, приобщать к культурному наследию своего района;
  4. воспитывать чувства гордости, бережного отношения к родному краю.

Реализация содержания Проекта:

–   обеспечивает возможность отражения знания ребенка о себе, о других, о родственных отношениях, о деятельностных взаимосвязях с миром ближайшего окружения;

– раскрывает способы познания себя, и других через самоощущение с миром природы, общества и вещным миром;

– ориентирует на становление самооценки ребенка, на развитие его способности к идентификации, самоанализу и освоению культурных образцов;

– учитывает приоритет практической деятельности (деятельностно-коммуникативная составляющая образованности), в ходе которой дети получают необходимую информацию (предметно-информационная составляющая образованности), постепенно овладевая ценностно-ориентационной составляющей образованности;

– осуществляется на основе компетентностного подхода, направленного на формирование у ребенка новых универсальных способностей личности и поведенческих моделей,  готовности эффективно интегрировать внутренние (знания, умения, ценности, психологические особенности и т.п.) и внешние ресурсы для достижения поставленной цели;

– имеет яркую воспитывающую направленность, т.е. способствует формированию толерантности, уважения к традициям и обычаям своего народа и других народов, культурного и экологически грамотного поведения и др.

Партнерское взаимодействие всех участников образовательных отношений позволяет выделять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а так же обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка.

С учетом социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, поставлены задачи, направленные на использование сетевой формы взаимодействия в ходе реализации программы, обеспечивающей возможность социализации, и ее успешного освоения воспитанниками с использованием ресурсов нескольких организаций.

Привлечение социальных партнеров для реализации Программы: образовательных, благотворительных и прочих организаций города и поселка дает ресурсы, которые позволяют быстрее реагировать на запросы всех участников образовательных отношений, общества, государства. Говоря о социально-педагогическом партнерстве, отмечается участие в благотворительных акциях, коллективных мероприятиях, проводимых совместно с общеобразовательными школами, библиотекой, организациями города и поселка.

Таким образом, реализация проекта «Наш край родной» позволяет приобщать детей к культурным ценностям своего народа, развивать духовно и нравственно, формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Культурный дневник дошкольника Талицкого района Свердловской области представляет собой альбом с разделами:

Блок «Символика» познакомить детей с символикой родного края, с историей и происхождением герба, флага.

Блок «Памятные места, достопримечательности» Сформировать представления детей о городе и поселке, об улицах, памятниках и других достопримечательностях, познакомить с памятниками ВОВ, воспитать чувство уважения к ветеранам ВОВ

Блок «Традиции и обычаи» знакомство детей с традициями и обычаями Урала, поселка; сделать вклад в формирование у них высокого культурного уровня; приобщить детей к православным традициям русского народа; сделать вклад в развитие творческих способностей детей. развивать  у детей познавательный  интерес к  воинам ВОВ, способствовать желанию детей быть такими же мужественными, смелыми. Воспитывать в детях уважение и чувство гордости за ветеранов

Блок «Искусство» знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством уральских мастеров, с  русским народным творчеством: народной музыкой, пение народных песен, частушек, пляски в хороводе, Познакомить детей известными деятелями культуры города и поселка, композиторами, художниками.

Блок «Читаем вместе» знакомство детей с произведениями художественной литературы детских уральских писателей.

 

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТА
Месяц Неделя Блок Тема Вид деятельности Творческие задания Взаимодействие родителями
Сентябрь 1 неделя Знакомство с символами (флаг, герб, гимн)

Символы Российской Федерации 

Рассказ воспитателя о символах.

Москва – столица нашей Родины

Игра «Собери пазлы»

Чтение  И. Агеева  «Флаг России – триколор»

Продуктивная деятельность «Флаг России»

Рисование «Моя мечта»

Рассмотреть символы, назвать их.

Выполнить задание в дневнике.

Ознакомление с проектом
2 неделя  Символы Свердловской области Знакомство с символикой Свердловской  области и  г. Екатеринбурга.

Беседа: город Екатеринбург – областной центр. 

Игра «Собери символ»

Изобразительная деятельность «Выбери и раскрась государственный герб»

Конструирование  из лего-конструктора «Здание с флагом»

Рассмотреть символы, назвать их.

Выполнить задание в дневнике.

3 неделя Символы Талицкого Района Знакомство с символикой нашего города флаг, герб.

Конструирование  из лего-конструктора «Здание с флагом», «Мост через р. Пышма»

Рассмотреть символы, назвать их.

Выполнить задание в дневнике.

Экскурсии по улицам поселка рассмотреть на каких социально – значимых объектах и административных зданиях поселка есть флаг.
4неделя  «Наш посёлок Троицкий» Ситуативный разговор «Что я знаю о поселке?»

Посещение музея «История поселка»

Составить рассказ о  краеведческом музее, в котором были воспитанники.

Нарисовать  здание музея.

Отгадать ребус.

Задание выполнить в дневнике

Записать и оформить рассказ о краеведческом музей
Октябрь 1 неделя Памятные места, достопримечательности Улицы поселка Рассказ воспитателя об улицах поселка

Составление рассказов «Мой домашний адрес. Моя улица».

Макет-карта «Улицы возле детского сада»

Составление карты улиц поселка Экскурсии по улицам поселка  Фотосъемка улиц поселка.

Мини-проект «История нашей улицы»

2 неделя  Традиции и обычаи История празднования Осенин Беседа «Традиции и обычаи празднования Осенин на Урале»

Осенние народные календарные куклы.

Подвижные игры «перетягивание каната», «Стенка на стенку».

Праздник «Осенины»

Задание «Дорисуй по цифрам» выполнить в дневнике  Помощь в организации праздника

Буклет «Осенние народные календарные куклы».

3 неделя Искусство  Знакомство с русскими народными инструментами Экскурсия в КДЦ отдел Народное творчество

Инструменты, традиционно изготавливаемые на Урале.

Слушание плясовых наигрышей «Подгорная» и «Сербиянка», «Камаринский», «Наша бабушка вежлива». 

Задание «Путаница» выполнить в дневнике
4неделя  Читаем вместе Чтение легенд об Урале

Знакомство с уральским писателем Е.А. Пермяк

Беседа «31 октября – 120 лет со дня рождения русского писателя Евгения Андреевича Пермяка (1902–1982)». 

Чтение художественной литературы

Н. Агапова «История – сказ об Урале-батюшке». Е. Пермяк «Первая рыбка», «Как Маша стала большой», «Торопливый ножик»

Рисование по замыслу

Задание «Догадайся и дорисуй» 
Ноябрь 1 неделя Памятные места, достопримечательности Памятник погибшим борцам за революцию Беседа «День согласия и примирения»

Беседа «День воинской славы России — День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год)»

Рассказ воспитателя о памятнике

Составление карты памятников поселка Экскурсии по улицам поселка Фотосъемка памятников поселка.
2 неделя  Традиции и обычаи История празднования народных праздников Беседа «День Кузьмы и Демьяна»

Занятие «Знакомство с трудом взрослых» с викториной «Ремесла и орудия труда»

Лепка филимоновской игрушки «Петушок»

Подвижные игры «Петушки», «Сапожник»

Праздник «Кузьминки»

Задание «Дорисуй по цифрам» выполнить в дневнике  Помощь в организации праздника
3 неделя Искусство  Знакомство с народным творчеством Знакомство с уральской народной росписью Экскурсия в КДЦ выставка работ

Экскурсия в историко-краеведческий музей;

Беседа на тему: “Русское ковроткачество”

Аппликация по мотивам уральского геометрического орнамента

Задание «Путаница» выполнить в дневнике
4неделя  Читаем вместе 6 ноября – 170 лет со дня рождения русского писателя, драматурга Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка (1852–1912). Беседа «Детская библиотека п. Троицкий»

Чтение сказок 

Рисование по замыслу 

Задание выполнить в дневнике Записать ребенка в библиотеку
декабрь 1 неделя Памятные места, достопримечательности Бюст Н.И. Кузнецову Беседа «9 декабря – День героев Отечества»

Рассказ воспитателя о разведчике Н.И. Кузнецове

Рассказ воспитателя о памятнике

Составление карты памятников культуры поселка Экскурсии в музей г.Талицы

Фотосъемка памятников поселка.

2 неделя  Традиции и обычаи История празднования народных праздников Беседа «Как отмечали Новый год в старину» («Древнейшая история появления елки», «История появления елки в России», «Откуда мишура на елке?»)

Праздник «Новый год»

Задание выполнить в дневнике  Помощь в организации праздника
3 неделя Искусство  Знакомство с  творчеством художников

Талицкого района

Беседа «Художники Талицкого района»

Онлайн – Экскурсия в галерею Академии Детства

Образовательная ситуация « Я- художник»

Задание выполнить в дневнике
4неделя  Читаем вместе Сказы П. Бажова Чтение сказов «Медной горы Хозяйка», «Огневушка-Поскакушка», «каменный цветок»

«Голубая змейка», «Малахитовая шкатулка», «Синюшкин колодец»

-Лепка и роспись объёмной куклы по сказу «Каменный цветок»

Рисование по замыслу «Медной горы Хозяйка – какая она?»

Задание выполнить в дневнике Чтение художественных произведений

Кроссворд «Герои сказов»

Январь Новогодние каникулы
2 неделя  Традиции и обычаи История празднования народных праздников

«Святки-колядки»

Беседа «Святки-Колядки. Традиции»

Прослушивание и разучивание рождественских колядок

Лепка «Фигурное печенье «козюльки»

Подвижные игры «Золоченый сундучок», «Заря-зареница»,«Уж я улком шла, переулком шла», «Поясок», «Тесто»,«Жмурки»

Праздник «Коляда, коляда, отворяй ворота»

Задание выполнить в дневнике  Помощь в организации праздника
3 неделя Искусство  Знакомство с народными промыслами Беседа «Узелковое вязание»

Продуктивная деятельность «Фенечка из 2 ниток»

Задание выполнить в дневнике
4неделя  Читаем вместе Произведение уральских писателей о природе  Беседа «11 января – День заповедников и национальных парков. Национальный парк «Припышминские Боры». 

Красная книга Урала.

Составления коллажа.

Чтение художественных произведений 

Продуктивная деятельность «Природа родного края»

Задание выполнить в дневнике Экскурсия «Зимние тропы»
Февраль 1 неделя Памятные места, достопримечательности Мемориальная доска  Ю. В. Исламову Беседа « 15 февраля – День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества»

Рассказ воспитателя о подвиге  героя

Составление карты памятников поселка Экскурсии по улицам поселка Фотосъемка памятников поселка.
2 неделя  Традиции и обычаи История празднования народных праздников

«Масленицы» 

20–26 февраля 

Беседа «Масленица»

Разучивание  поговорок про масленицу. Продуктивная деятельность «Масленичные куклы».

Подвижные игры «Золоченый сундучок», «Заря-зареница»,«Уж я улком шла, переулком шла», «Поясок», «Тесто»,«Жмурки»

Праздник «Масленица»

Задание выполнить в дневнике  Помощь в организации праздника

Буклет «Праздничное меню»

3 неделя Искусство  Знакомство с народным уральским фольклором Экскурсия в КДЦ «Народное творчество» Помощь в организации экскурсии
4неделя  Читаем вместе Сказки уральских писателей А. Зеленин. Л.А. Преображенская Чтение сказок А. Зеленина «Про медведя и лису да про Новый год в лесу»»,  «Про Петьку Ежикова или Дед Мороз был настоящим», Л.А. Преображенская « Коля на елке».

Рисование по замыслу

Задание выполнить в дневнике Чтение и рисование по полюбившимся произведениям
Март 1 неделя Памятные места, достопримечательности Театр здание бывшего рабочего клуба Талицкого БХЗ

КДЦ «Центральный»

Дом детского творчества

Беседа « История Талицкого народного театра »

Экскурсия в КДЦ «Центральный» на представление

Лента времени народного театра Экскурсии по улицам поселка  Фотосъемка памятников поселка.
2 неделя  Традиции и обычаи История празднования народных праздников

« 17 марта – День Герасима-грачевника. В народе говорили: «Грач на горе – так и весна на дворе», «Увидел грача – весну встречай».

Беседа «Герасим Грачевник»

Комплексное занятие «Герасим грачевник»

Подвижные игры «Скворцы и кошка»,  «Охотники и утки»,  «Гори ясно»,  Хоровод-игра «Ручеёк»,  «Птицелов», «Ласточка», «Совушка», «Перелет птиц».

Конструирование из бумаги «Птица»

Развлечение «Сороки»

Задание выполнить в дневнике  Помощь в организации праздника
3 неделя Искусство  Знакомство с народным творчеством 

Народный театр

Беседа «Театральные зарисовки в поселке» 

Театральная постановка

Экскурсия в Дом детского творчества на представление 

Задание выполнить в дневнике
4неделя  Читаем вместе Произведение уральских писателей про маму  Чтение художественных произведений 

Рисование по замыслу

Задание выполнить в дневнике Чтение и рисование по полюбившимся произведениям
Апрель 1 неделя Памятные места, достопримечательности Здания детской библиотеки Беседа «  2 – Международный день детской книги. История появления детской библиотеки в поселке»

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

Лента времени детской библиотеки поселка Экскурсии по улицам поселка Фотосъемка зданий  поселка.
2 неделя  Традиции и обычаи История празднования народных праздников

«Пасха» 

20–26 февраля 

Беседа «Пасха»

Слушание  волочебных песен. 

Продуктивная деятельность «Писанка»

Подвижные игры  «Катание яиц»,  «Поиск пасхальных яиц», «Эстафета с яйцом», «Найди наперсток».

Праздник «Пасха»

Задание выполнить в дневнике  Помощь в организации праздника

Буклет «Как на Урале готовились к Пасхе век назад»

3 неделя Искусство  Знакомство с народным уральским танцем Беседа, разучивание движений танца уральская пляска «Шестера», «Малая кадрелка» Игры: «Хоровод», «Как на Машин день рожденья испекли мы каравай» 

Фестиваль «Грани таланта»

Помощь 
4неделя  Читаем вместе Произведение уральских писателей  Чтение художественных произведений 

Рисование по замыслу

Задание выполнить в дневнике Чтение и рисование по полюбившимся произведениям
Май 1 неделя Памятные места, достопримечательности Памятник воинам ВОВ Беседа « Великая Победа. Вклад наших земляков»

Рассказ воспитателя о подвигах  героев

Составление карты памятников поселка Экскурсии по улицам поселка Фотосъемка памятников поселка.
2 неделя  Традиции и обычаи История празднования народных праздников

 

Беседа «Семика. Завивание венка»

Разучивание  поговорок про масленицу. Продуктивная деятельность 

Подвижные игры 

Праздник «Семик»

Задание выполнить в дневнике  Помощь в организации праздника
3 неделя Искусство  Деятели культуры  Познакомить детей известными деятелями культуры области, поселка Задание выполнить в дневнике
4неделя  Читаем вместе Произведение уральских писателей про войну  Чтение художественных произведений 

Рисование по замыслу

Задание выполнить в дневнике Чтение и рисование по полюбившимся произведениям