Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

ФИО: Барабанская Е.Н.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1733
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Итоговая оценка: 2 место,  69 баллов(-а)



«Проектно-исследовательская деятельность – как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

 

«Детство – каждодневное открытие мира и, 

поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, 

познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

В.А. Сухомлинский

 

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает  еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. 

          В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, Г.Н. Волков,  А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.  В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л.А. Кондрыкинская, Н.Г. Комратова,  Е.Ю. Александрова, Ю.М. Новицкая и другие. Современные исследователи в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

        Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях частичного разрушения нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании патриотизма у дошкольников. Приоритет материальных интересов над духовными и нравственными резко снижает воспитательное воздействие семьи в сфере воспитания.

 Выход из противоречия – приоритет  комплексного подхода в воспитании и развитии дошкольника на основе  обращения к истокам, к традициям малой родины.

Таким образом, актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

   Изучив разнообразные методы работы, пришла к выводу, что внедрение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из  средств развития познавательной активности ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.  Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой призвана организация проектной деятельности. На этой основе выбрала тему «Проектно-исследовательская деятельность – как средство патриотического воспитания детей».

Анализ массовой практики показал, что использование проектно-исследовательской деятельности является эффективным средством для формирования патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста.

Целью работы стало: Создание системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Для достижения данной цели поставила следующие задачи:

  1. Изучить методическую литературу и педагогический передовой опыт по данной теме.
  2. Создать предметно-развивающую среду в группе (создание патриотического уголка в группе, подбор дидактических игр

 нравственно-патриотическому воспитанию).

  1. Разработать и реализовать модель патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
  2. Провести мониторинг с целью определения уровня  нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
  3. Формировать у детей представления о Якутии, развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родного края.

Новизна опыта заключается в использовании метода проектов по воспитанию нравственно-патриотических чувств детей в условиях дошкольной образовательной организации.

Практическая значимость исследования обусловлена его направленностью на определение содержания патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО и может быть использована практическими работниками ДОО. 

  Свою систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста организовала по принципу «от простого к сложному». Она состоит из следующих тематических блоков:

 

          В группе создали предметно – развивающую среду патриотической направленности:

– оборудовали центр «Моя Родина – Россия»;

– подобрали: дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России»; национальные настольные игры: хабылык, тырыынка, куорчэх ; якутские подвижные игры: ” Упрямый теленок”, “Водопой”, «Волк и жеребята»

– оформили папки для рассматривания: «Моя семья», «Мой город Якутск», «Достопримечательности Якутии», «Животные и растения Якутии», «Государственная символика России», «Природа нашего края», «Якутские сказки»

– оформили сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Армия», «Моряки» и др.

– подобрали методическую, художественную литературу, через которую дети усовершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др.

Метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

    Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считаю наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта:

– педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

– родители имеют возможность активно учувствовать в значимом для них процессе нравственно- патриотического воспитания детей;

– дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

      Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является  действенным и эффективным.